A [a]Contemplation of Ethan the Ezrahite.
1 I will sing of the mercies of the Lord forever;
With my mouth will I make known Your faithfulness to all generations.
Your faithfulness You shall establish in the very heavens.”
I have sworn to My servant David:
And build up your throne to all generations.’ ” Selah
Your faithfulness also in the assembly of the saints.
Who among the sons of the mighty can be likened to the Lord?
And to be held in reverence by all those around Him.
Who is mighty like You, O Lord?
Your faithfulness also surrounds You.
When its waves rise, You still them.
You have scattered Your enemies with Your mighty arm.
The world and all its fullness, You have founded them.
Tabor and Hermon rejoice in Your name.
Strong is Your hand, and high is Your right hand.
Mercy and truth go before Your face.
They walk, O Lord, in the light of Your countenance.
And in Your righteousness they are exalted.
And in Your favor our [c]horn is exalted.
And our king to the Holy One of Israel.
And said: “I have given help to one who is mighty;
I have exalted one chosen from the people.
With My holy oil I have anointed him,
Also My arm shall strengthen him.
Nor the son of wickedness afflict him.
And plague those who hate him.
And in My name his horn shall be exalted.
And his right hand over the rivers.
My God, and the rock of my salvation.’
The highest of the kings of the earth.
And My covenant shall stand firm with him.
And his throne as the days of heaven.
And do not walk in My judgments,
And do not keep My commandments,
And their iniquity with stripes.
Nor [h]allow My faithfulness to fail.
Nor alter the word that has gone out of My lips.
I will not lie to David:
And his throne as the sun before Me;
Even like the faithful witness in the sky.” Selah
You have been furious with Your [j]anointed.
You have [k]profaned his crown by casting it to the ground.
You have brought his [l]strongholds to ruin.
He is a reproach to his neighbors.
You have made all his enemies rejoice.
And have not sustained him in the battle.
And cast his throne down to the ground.
You have covered him with shame. Selah
Will You hide Yourself forever?
Will Your wrath burn like fire?
For what futility have You created all the children of men?
Can he deliver his life from the power of [o]the grave? Selah
Which You swore to David in Your truth?
How I bear in my bosom the reproach of all the many peoples,
With which they have reproached the footsteps of Your [p]anointed.
Amen and Amen.
Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор 33:1; Нав 14:6; Дан 9 и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.
Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1−6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7−11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12−17).
Пс 89:2. Господи! Ты нам прибежище в род и род.
«Прибежище в род и род» — Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.
Пс 89:4. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
Человек пред Ним — полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» — по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.
Пс 89:5. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
Пс 89:6. Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.
Пс 89:7. ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
Пс 89:8. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
Пс 89:9. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
Пс 89:10. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки («беззакония наши пред Тобою»), так даже и мысли и чувства («тайное наше пред светом лица Твоего» — наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями («труд и болезнь»).
Пс 89:11. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
Пс 89:12. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Народ еврейский вызывал ранее своим поведением Божественный гнев и если он не исправится и теперь, то «кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» Кто может знать, в чем еще проявится Твой гнев над ним? Кто может предсказать и заранее пересчитать виды бедствий? Чтобы избежать возможных в будущем бедствий, Моисей молит Бога научить «счислять дни» — дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям.
Пс 89:13. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
Пс 89:14. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Пс 89:15. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.
В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.