A maskilb of Ethan the Ezrahite.
1 I will sing of the Lord’s great love forever;
with my mouth I will make your faithfulness known
through all generations.
that you have established your faithfulness in heaven itself.
I have sworn to David my servant,
and make your throne firm through all generations.’ ”c
your faithfulness too, in the assembly of the holy ones.
Who is like the Lord among the heavenly beings?
he is more awesome than all who surround him.
You, Lord, are mighty, and your faithfulness surrounds you.
when its waves mount up, you still them.
with your strong arm you scattered your enemies.
you founded the world and all that is in it.
Tabor and Hermon sing for joy at your name.
your hand is strong, your right hand exalted.
love and faithfulness go before you.
who walk in the light of your presence, Lord.
they celebrate your righteousness.
and by your favor you exalt our horn.d
our king to the Holy One of Israel.
to your faithful people you said:
“I have bestowed strength on a warrior;
I have raised up a young man from among the people.
with my sacred oil I have anointed him.
surely my arm will strengthen him.
the wicked will not oppress him.
and strike down his adversaries.
and through my name his hornf will be exalted.
his right hand over the rivers.
my God, the Rock my Savior.’
the most exalted of the kings of the earth.
and my covenant with him will never fail.
his throne as long as the heavens endure.
and do not follow my statutes,
and fail to keep my commands,
their iniquity with flogging;
nor will I ever betray my faithfulness.
or alter what my lips have uttered.
and I will not lie to David —
and his throne endure before me like the sun;
the faithful witness in the sky.”
you have been very angry with your anointed one.
and have defiled his crown in the dust.
and reduced his strongholds to ruins.
he has become the scorn of his neighbors.
you have made all his enemies rejoice.
and have not supported him in battle.
and cast his throne to the ground.
you have covered him with a mantle of shame.
How long will your wrath burn like fire?
For what futility you have created all humanity!
or who can escape the power of the grave?
which in your faithfulness you swore to David?
how I bear in my heart the taunts of all the nations,
with which they have mocked every step of your anointed one.
Amen and Amen.
Этот псалом принадлежит Моисею, известному вождю и законодателю еврейского народа, как видно из присоединения к этому имени эпитета «человека Божия», преимущественно еще с глубокой древности усвоенного именно Моисею (см. Втор 33:1; Нав 14:6; Дан 9 и др.). В этом псалме Моисей, исповедуя сначала необыкновенное величие Божие, изображает далее ничтожество и греховность человека пред Ним, говорит о заслуженных бедствиях, пережитых евреями и молит Бога быть к ним милостивым. Из содержания псалма можно заключить, что написан он при конце жизни Моисея, после сорокалетнего странствования, пред вступлением евреев в Палестину, когда они уже понесли наказание от Бога за свое неверие к Нему.
Ты, Господи, вечен и неизменяем: Ты существовал раньше образования гор; поколения людей сменяются, тысячи лет пред Тобою, как один день, но Ты один и тот же (1−6). Мы исчезаем от Твоего гнева за грехи свои: жизнь наша сократилась (7−11). Научи нас, Господи, мудрости, умилосердись и излей на нас Твое благоволение (12−17).
Пс 89:2. Господи! Ты нам прибежище в род и род.
«Прибежище в род и род» — Господь, начиная со времени избрания Авраама, всегда был благосклонен к евреям, а так как один Бог вечен, то прочную и постоянную защиту можно найти только в Нем.
Пс 89:4. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
Человек пред Ним — полное ничтожество. Господь «возвращает человека в тление» — по закону Бога человек со смертью снова возвращается в ту землю, из которой он и взят.
Пс 89:5. Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
Пс 89:6. Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
Господь вечен, пред Ним тысяча лет, как вчерашний день, т. е. бесследно, а потому незаметно исчезнувший момент; как «стража в ночи» (охрана ночная), делившаяся на три части (смены), которые для спящего проходят совершенно незамеченными. Годы человеческой жизни поэтому ничтожны пред вечностью Бога; жизнь человека можно сравнить с травой, которая утром появляется, а к вечеру высыхает. Человеческие поколения уничтожаются, они уносятся как бы от наводнения.
Пс 89:7. ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
Пс 89:8. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
Пс 89:9. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
Пс 89:10. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
От лица народа Моисей исповедует пред Богом греховность и заслуженность посылаемых на него бедствий и лишений. Народ погибал от божественного гнева (вероятно, разумеется здесь гибель евреев за время сорокалетнего странствования по пустыне); потому что Господь знает как все их поступки («беззакония наши пред Тобою»), так даже и мысли и чувства («тайное наше пред светом лица Твоего» — наша жизнь ясна, открыта пред Тобою). Следствием грехов евреев и кары за них от Бога была бедность, непрочность их внешнего благополучия и сокращение продолжительности жизни. Жизнь их обеднела и сократилась; она стала такой же кратковременной сравнительно с жизнью предшествующих поколений, как короток звук. Продолжительность жизни определяется теперь 70-ю годами, до 80-ти доживает более сильный. Но и эта, конечная пора человеческой жизни, которая должна бы быть самым лучшим временем, так как здесь человек должен бы пользоваться спокойно плодами своей предшествующей трудовой жизни, однако, характеризуется полною слабостью, беспомощностью и болезнями («труд и болезнь»).
Пс 89:11. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
Пс 89:12. Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
Народ еврейский вызывал ранее своим поведением Божественный гнев и если он не исправится и теперь, то «кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?» Кто может знать, в чем еще проявится Твой гнев над ним? Кто может предсказать и заранее пересчитать виды бедствий? Чтобы избежать возможных в будущем бедствий, Моисей молит Бога научить «счислять дни» — дорожить днями жизни для приобретения благочестия и укрепления в мудром и достойном следовании Его заповедям.
Пс 89:13. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
Пс 89:14. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
Пс 89:15. Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
Теперь Моисей молит Бога услышать молитву народа о милости, чтобы Господь наполнил их последующую жизнь своим благословением взамен тех бедствий, какие они пережили до сего времени.
В богослужении этот псалом употребляется на 1-м часе. Как вступление в Палестину было для евреев началом новой жизни, так восход солнца начинает собою новый день жизни человека: как тогда Моисей молился за слабых евреев перед Богом, так и в православном богослужении Церковь его словами молит Бога за благополучие верующего в наступающем дне, сознавая слабость его сил в деле устроения спасения.