Иеремия 50 глава

Книга пророка Иеремии
Cовременный перевод WBTC → Толкование Далласской семинарии

Cовременный перевод WBTC

1 Эта весть от Господа о Вавилоне и его людях. Эту весть Господь передал через пророка Иеремию.
2 "Возвести это всем народам, флаг подними и весть объяви, скажи, ничего не скрывая: "Вавилон будет пленён, будет бог Вил опозорен, и перепуган Меродах. Идолы вавилонские будут посрамлены. Его ничтожные боги устрашатся".
3 На Вавилон нагрянут народы с севера и в пустыню его превратят. Никто не будет там жить: и люди, и животные — все поднимутся и оттуда уйдут".
4 Господь говорит: "Тогда люди Иудеи и люди Израиля будут вместе плакать. И вместе они пойдут на поиски Господа Бога,
5 и будут они спрашивать, как пройти на Сион. И, двинувшись в ту сторону, скажут: "Пойдём и воссоединимся с Господом, и вечный с Ним заключим союз, который мы не забудем".
6 Люди Мои были, словно заблудшие овцы. Их пастухи неправильной вели дорогой. И разбрелись они по холмам и горам и забыли место своего отдыха.
7 Людям Моим приносили вред все, кто их находил. Их враги говорили: "Мы не виноваты, ибо эти люди согрешили перед Богом". Господь был их пристанищем, Господь был Богом, Которому доверяли их отцы.
8 Бегите из Вавилона, оставьте его земли, будьте козлам подобны, идущим впереди стада.
9 Я приведу с севера много разных народов. Они будут готовы завоевать Вавилон. И пленят Вавилон северяне, много стрел в него выпустят — те стрелы будут, как воины, которые не возвращаются с пустыми руками с войны.
10 Всё богатство Халдеи станет добычей врага; солдаты всё, что захотят, возьмут". Так говорит Господь.
11 "Ты, Вавилон, счастлив и возбуждён, Мою землю ты захватил. Ты танцуешь, словно телёнок, попавший на молодую траву, твой смех — счастливое ржанье коней.
12 Теперь твоей матери будет стыдно за то, что она тебя родила. Вавилон среди всех народов будет самым последним, земля его станет пустыней сухой.
13 Гнев свой Господь покажет, там живых никого не будет. Вавилон опустеет, и каждый мимо идущий, будет испуган и головою будет качать, увидев, как Вавилон разрушен.
14 Готовьтесь к войне с Вавилоном, лучники, пустите все стрелы в сторону Вавилона, не жалейте стрел на грешного перед Богом.
15 Солдаты вокруг вавилонских стен, о победе кричите. Пал Вавилон, сдался, рухнули башни его. Господь даёт Вавилону заслуженное наказанье. И вы его накажите, все народы, творите с ним то, что с другими народами творил Вавилон.
16 Не позволяйте халдеям сеять и убирать урожай. Много людей пленила армия Вавилона, но теперь каждый пленный вернётся домой, к своему народу.
17 Израиль — овечье стадо, бегущее ото льва, что разбросано по стране. Первый лев — царь Ассирийский, последний — царь Вавилонский Навуходоносор, кости его сокрушил".
18 И Господь Всемогущий, Бог Израиля, говорит: "Я скоро накажу царя Вавилона и царство его, как Я наказал прежде царя Ассирийского.
19 Я Израиль верну на его пастбища: он будет пастись у горы Кармил и в земле Васан, он будет есть и насытится на горе Ефрема и в Галааде".
20 Господь говорит: "В это время люди будут стараться найти вину Иудеи. Но не будет найдено грехов, поскольку Я спасу того, кто в Иудеи выжил, и все их грехи прощу".
21 Господь говорит: "Нападайте на землю Мирафаима, не щадите людей, живущих в Пекоте, убейте и истребите их. Делайте, как Я велю.
22 Грохот битвы повсюду слышен и великого разрушения.
23 Вавилон назывался молотом всей земли, но теперь молот разбит! Вавилон — поверженный среди народов!
24 Я расставил для тебя сети, Вавилон, и ты попался в них, того не ожидая. Вавилон, ты боролся с Богом, потому теперь и пленён.
25 Господь Своё хранилище открыл и взял орудие гнева, потому что у Господа, Бога Всемогущего, работа есть в земле Халдейской.
26 Издалека придите на Вавилон, взломайте все его житницы, полностью уничтожьте Вавилон, никого не щадите, снопами сложите мёртвых.
27 Всех быков Вавилона убейте, устройте бойню: пришёл день их поражения. Горе им: наступило время их наказания.
28 Люди бегут из Вавилона спасаются оттуда бегством. Они приходят к Сиону и каждому говорят о Господнем отмщении, о заслуженном наказании Вавилона. Вавилон разрушил храм Господа, и Господь теперь мстит ему за храм Свой.
29 Созовите всех лучников — пусть они выпускают стрелы и окружают город, чтобы никто не убежал из него. Воздайте ему по делам его, сделай с ним то, что он сделал с другими народами. Бога не чтил Вавилон, Вавилон был груб со святынями Израиля. Накажите Вавилон!
30 Погибнут на улицах юноши, молча полягут все его воины в этот день". Так говорит Господь.
31 "Ты слишком горд, Вавилон, Я против тебя. — Господь, Бог Всемогущий, говорит это. Я против тебя, и время настало для наказания.
32 Споткнётся и упадёт гордец Вавилон, и никто встать ему не поможет. Я огонь в его городах запалю, и всех тот огонь сожжёт".
33 Господь Всемогущий говорит: "Люди Израиля и Иудеи в рабстве: их враг захватил. Враг не хочет их отпускать.
34 Но Господь их вернёт назад, Его имя — Господь Всемогущий. Он защитит людей Своих и успокоит их землю. Но жителям Вавилона Он не дарует покоя".
35 Господь говорит: "Меч, порази живущих в Вавилоне, властителей и мудрецов его.
36 Меч, покарай их священников, чтобы стали они глупцами; меч, наведи ужас на вавилонских воинов.
37 Меч, коней с колесницами посеки, покарай наёмников, напугай их, как женщин; меч, уничтожь сокровища Вавилона, пусть их разграбят.
38 Меч, порази воды Вавилона, чтобы высохли они. У Вавилона много идолов — по ним видно, что эти люди безумны, и с ними случится плохое.
39 Вавилон никогда больше не будет населен людьми. Шакалы и страусы, и разные звери пустыни будут там обитать. Но людей никогда там не будет.
40 Господь до конца разрушил Содом и Гоморру — никто в них теперь не живёт. Так будет и с Вавилоном — никто не поселится в нём.
41 Смотрите, вот идёт народ с севера, сыны великих народов, много царей собираются вместе из разных краёв.
42 В их войске копья и луки, их солдаты жестоки, в них милосердия нет. Быстро они скачут, голоса их, как рокот моря, они готовы к битве с тобой, Вавилон.
43 Царь Вавилона слышал о них прежде. Испуган он, и руки его опустились; он страхом мучим, как женщина при родах".
44 Господь говорит: "Порою выходит лев из кустов на берегах Иордана и идёт на пастбища, где люди пасут стада. Все стада разбегутся, Я буду, как лев, Я буду преследовать Вавилон. Кого могу назначить Я, кого могу Я выбрать, чтобы над ними правил? Нет подобного Мне. Нет никого, кто может Мне противостоять. Нет пастуха, кто может прогнать Меня. Я буду преследовать Вавилон".
45 Вот что Господь намерен сделать с Вавилоном, вот что Он намерен сделать с его жителями: "Враги уведут малых из стада его, пастбища его опустеют и будут безмолвными. Весь Вавилон содрогнётся от горя,
46 и земля сотрясётся от падения Вавилона — все народы услышат о его разрушении".

Толкование Далласской семинарии

И. Пророчество о Вавилоне (главы 50−51)

1. ВОЗВЕЩЕНИЕ СУДА (50:1−10)

Иер 50:1−5. Стих 1 следует рассматривать как вступление к главе 50; об Иеремии в нем говорится в 3-ем лице потому, что это пророчество (главы 50−51) не было произнесено им лично, но, будучи записано, отправлено было в Вавилон с Сераией (51:59). Итак, Иеремия получил повеление свыше возвестить между народами о предстоящем сокрушении Вавилона; знамя в этом контексте, очевидно, подразумевает знак возвещения важной новости. Вил, он же — Меродах — главный бог Вавилона — посрамлен как бессильное божество, оказавшееся неспособным «отстоять» своих «подзащитных».

В стихе 3 читаем, что Вавилон будет разрушен народом с севера (сравните со стихом 9). Многие видят здесь намек на народы Мидо-Персидской империи, однако, целый ряд исторических моментов не согласуется с такой точкой зрения. Во-первых, персы шли в Вавилон с востока, а не с севера. Во-вторых, овладев Вавилоном и его столицей (с одноименным названием), персидский царь Кир отнюдь не разрушил его до основания, что сделало бы невозможным для людей жить там.

Тогда как Иеремия неоднократно повторяет, что Вавилон обезлюдеет (50:39б−40; 51:29, 37, 43, 62), в действительности город этот был не только пощажен, но и стал одним из крупных административных центров Персидской империи, где, как известно, высокий пост занимал впоследствии Даниил (Дан 5:30; 6:1−3). В-третьих, когда вавилонская столица взята была мидо-персидским войском, никто из нее не бежал. Известно, что Даниил, имевший доступ к пророчествам Иеремии (Дан 9:1−2), оставался в городе во время осады и после падения его (Дан 5:28, 30−31; 6:1−3).

В-четвертых, обещание, что в те дни и в то время… сыновья Израилевы… и… Иудины вместе (т. е. вновь сделавшись одним народом) пойдут к Сиону, чтобы взыскать Господа, Бога своего, и соединить себя с Ним союзом вечным (Иер 31:31; 32:40), не исполнилось после падения Вавилона в 539 г. до Р. Х. Отсюда напрашивается вывод, что пророчество Иеремии относилось не к событиям второй половины 6-го века до Р. Х., а подразумевало «сокрушение» Вавилона как символа язычества за пределами древней и современной истории, т. е. имело эсхатологический смысл, неразрывно связанный с преобразованием судеб Израиля и Иудеи. Возможно, в этом пророчестве Иеремии переплетаются «ближнее и дальнее».

Другими словами, падение Вавилона и возвращение в свою землю иудейских пленников во главе с Зоровавелем сливаются в виденьи пророка с разрушением Вавилона и последним «восстановлением» Израиля и Иудеи в отдаленном будущем. Это поражение Вавилона явится кульминационным пунктом Божьего суда над людьми и народами, не подчинившимися Господу, которые преследовали и уничтожали Его народ, и откроет путь для исполнения Божьего обетования Израилю.

Это указание на восстановление Израиля и разрушение Вавилона в будущем находим и в других частях Писания (Зах 5:5−11 и толкование на эти стихи, а также Откр 17−18). Город Вавилон будет восстановлен только для того, чтобы вновь быть разрушенным в конце времени великой скорби — перед возвращением на землю Христа и началом Его тысячелетнего правления.

Иер 50:6−10. Стихи 6−7 звучат как «редакторский комментарий» на мысль о грядущем «восстановлении» Израиля и Иудеи, возвещенном в стихах 4−5. «Горы и холмы», по которым скитались евреи, забывшие ложе свое (стих 6), — это образ чужеземных царств, где они жили в рассеянии. Обращают на себя внимание слова «притеснителей» в (стих 7) о том, что они «гнали» народ Божий не по своей злой воле, но, служа орудием Божьего гнева, обращенного на этот народ, постоянно согрешавший пред Господом, бывшим надеждою отцов… пред жилищем правды (очевидно, подразумевался храм как олицетворение «живущего» в нем Иеговы).

По поводу призыва к евреям в стихе 8 «уходить из Халдейской земли» (во главе других плененных вавилонянами народов — будьте, как козлы впереди стада овец; стих 16) и символической картины грядущей гибели Вавилона от руки Божией в стихе 9 толкования на стихи 1−5.

2. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА (50:11−16)

Иер 50:11−13. Злорадствовавшим по поводу горькой судьбы израильского народа воздаст Бог. Мать в стихе 12 — это земля Вавилонская, которая превратится в пустыню.

Иер 50:14−16. Снова символическая и вместе наглядная картина гибели Вавилона. Он подал руку в стихе 15 тождественно выражению «поднял руки», сдаваясь неприятелю. В стихе 16 — призыв к чужеземцам, жившим в Вавилоне, возвращаться от страха губительного меча в свои страны. Снова заметим по этому поводу, что при взятии Вавилона Киром в 539 г. до Р. Х. это пророчество не осуществилось — и исполниться ему лишь предстоит.

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ 50:17−20)

Иер 50:17−20. Израиль здесь — это оба царства: Северное и южное. Образ рассеянного стада, разогнанного львами, т. е. чужеземными царями. Напомним, что Северное царство было сокрушено ассирийцами в 722 г. до Р. Х., а Южное — вавилонянами в 586 году. Бог клянется «посетить», т. е. покарать царя Вавилонского… как посетил царя Ассирийского. А Израиля — возвратить в землю его. Вновь будут принадлежать Божиему народу величественная гора Кармил и плодородные равнины Васана, лежавшие на восток от Геннисаретского озера (моря), как и возвышенности Ефрема и Галаада по обе стороны р. Иордан.

Второй раз в этой главе (50:4) Бог говорит о том, что в те дни и в то время Он приведет Свой народ к духовному обновлению, и тем, которых оставит в живых «среди него», простит грехи их (толкование на 31:31−34).

4. НАПАДЕНИЕ НА ВАВИЛОН (50:21−40)

Иер 50:21−28. В оригинальном тексте слова на землю возмутительную (стих 21) звучат как «на дважды мятежную». Здесь таким образом подчеркивается идея противостояния Богу Вавилона и его жителей, которые будут за это наказаны. В стихе 23 Вавилон назван «молотом» всей земли, который теперь «разбит»; картина разрушения его вызывает ужас у народов.

Сам Господь — «Охотник», расставивший сети для оплота язычников, враждебных Ему (стих 24). Сосуды гнева Своего Господь извлекает, словно оружие Свое из арсенала, чтобы совершить дело отмщения, наказания в земле Халдейской. В стихе 26 — призыв к тем, которые пойдут на Вавилон со всех сторон, чтобы исполнить в отношении Вавилона волю Господню. Снопы в этом стихе — аллегория убитых (их тела свалены в груды); «волы» в стихе 27 — это халдейские воины, подлежащие убиению («закланию»). Спасшиеся из гибнувшего Вавилона возвестят на Сионе о мщении Господа Бога… за храм Его (стих 28).

Иер 50:29−32. Продолжение аллегории разрушения языческого оплота за гордыню его (последняя мысль подчеркивается: окончание стиха 29, стих 31, 32). Стих 30 звучит почти идентично стиху 26 в предыдущей главе, где Иеремия в таких же словах возвещает о судьбе его Дамаску.

Иер 50:33−34. Господь… говорит о всех израильских пленниках, рассеянных по чужим землям (включая иудеев, живущих в Вавилоне), что Он Сам, Господь Всемогущий, выступит как их Искупитель-против тех, которые не хотят отпустить их. Он разберет дело их (стих 34) в англ. текстах Библии передано как «встанет на защиту их дела», чтоб успокоить землю (Палестинскую); и далее: а на жителей Вавилона, напротив, навести страх и трепет.

Иер 50:35−38. Здесь о карах, которые придут на Халдеев. Обаятели (стих 36) — халдейские лжепророки (астрологи); они лишатся разума (обезумеют). Не только войной, но и засухой, неурожаем будет поражена страна халдеев, потому что это земля истуканов; последняя фраза в стихе 38 лучше, по-видимому, передана в англ. тексте как «они сходят с ума из-за своих страшилищ (богов)».

Иер 50:39−40. Великая метрополия древнего мира, Вавилон станет, по словам Иеремии, пустыней, населенной лишь диким зверьем и совами (а не страусами), и люди более не будут жить на этой земле, как не живут они в Содоме и Гоморре. Поскольку территория Вавилона лишь временами приходила в относительное запустение, полностью данное пророчество Иеремии не исполнилось и по сей день.

В настоящее время на землях Вавилона расположен Ирак, правительство которого приступило к реставрации (по частям) древнего города. Издана даже брошюра под названием «Археологическое «оживление» Вавилона является нашим патриотическим, национальным и международным долгом». Очевидно, полное разрушение Вавилона, явно имеющее символическое значение, произойдет в годы великой скорби.

5. СКОРБЬ ВАВИЛОНА (50:41−46)

Иер 50:41−46. Картина чужеземного нашествия на Вавилон. Относительно «народа, идущего от севера» стих 3 и толкование на него. Последние стихи этого раздела, описующие суд над Вавилоном, полностью повторяют те, в коих описал Иеремия «суд» над Едомом (50:44−46 сравните с 49:19−21). Это, по-видимому, «устойчивая аллегория» для подобных описаний. В стихе 44 под он может подразумеваться Сам Господь Бог.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.