Иеремия 50 глава

Книга пророка Иеремии
Новый русский перевод → Толкование Далласской семинарии

Новый русский перевод

1 Слово, которое Господь сказал через пророка Иеремию о Вавилоне и земле халдеев:
2 «Объявите и возвестите среди народов, поднимите знамя и возвестите, не скрывайте, скажите: „Вавилон будет взят; опозорится Бел, Меродах[178] будет полон страха. Будут опозорены его истуканы, и наполнятся его идолы страхом“.
3 Двинется на него народ с севера и опустошит его землю. Никто не будет на ней жить: разбегутся и люди, и звери.
4 В те дни, в то время, — возвещает Господь, — народ Израиля вместе с народом Иудеи пойдут, рыдая, искать Господа, своего Бога.
5 Они будут расспрашивать о дороге к Сиону, обратив к нему лица. Они придут и соединятся с Господом заветом вечным, который не будет забыт никогда.
6 Мой народ был как пропавшие овцы; пастухи сбили их с пути и позволили разбежаться по горам; они бродили по горам и холмам и забыли свое пристанище.
7 Каждый, кто ни находил, пожирал их; их враги говорили: „На нас нет вины, ведь они согрешили против Господа, истинного пастбища их, против Господа, надежды их отцов“.
8 Бегите из Вавилона, оставьте землю халдеев и будьте как козлы, что идут впереди отары.
9 Я подниму и пошлю на Вавилон собрание великих народов из северных земель. Они встанут против него боевым строем и захватят его с севера. Стрелы их врагов как искусные воины, что без добычи не возвращаются.
10 Так земля халдеев будет разграблена; все, кто придут её грабить, насытятся вдоволь, — возвещает Господь. —
11 За то, что вы радовались и ликовали, расхитители Моего наследия, за то, что резвились, как телица на траве, и ржали, как жеребцы,
12 опозорена будет ваша мать, обесславлена будет родившая вас. Среди народов будет она меньшей: пустыней, иссохшей землей, голой степью.
13 Из-за гнева Господнего она не заселится, и придет целиком в запустение. Все, проходящие мимо Вавилона, ужаснутся и поиздеваются над всеми его ранами.
14 Становитесь в строй вокруг Вавилона, все, натягивающие луки. Стреляйте в него! Не жалейте стрел, потому что он согрешил против Господа.
15 Со всех сторон поднимите на него крик. Он сдается, его укрепления пали, его стены разрушены! Это Господня месть! Отомстите Вавилону! Как он поступал с другими, так и вы поступите с ним.
16 Истребите в Вавилоне сеятеля и жнеца с серпом в пору жатвы. Из-за страха перед мечом притеснителя пусть каждый вернется к своему народу, пусть каждый бежит в свою землю.
17 Израиль — рассеявшаяся отара, которую разогнали львы. Первым, кто пожирал его, был царь Ассирии, а этот последний, разгрызший его кости, — Навуходоносор, царь Вавилона».
18 Поэтому так говорит Господь Сил, Бог Израиля:
«Я накажу царя Вавилона и его страну так же, как Я наказал царя Ассирии.
19 А Израиль Я верну на его пастбище, и он будет пастись на Кармиле и в Башане; он утолит свой голод на холмах Ефрема и Галаада[179].
20 В те дни, в то время, — возвещает Господь, — будут искать за Израилем вину, но её не окажется, будут искать грехи за Иудой, но ничего не найдут, потому что Я прощу тех, кого оставлю в живых.
21 Нападайте на землю Мератаим и на тех, кто живет в Пекоде. Убивайте, истребляйте[180] их до последнего, — возвещает Господь. — Исполните всё, что Я повелел вам.
22 Шум битвы слышен в стране, шум лютой гибели!
23 Как расколот и сокрушен молот всей земли! Каким ужасом стал Вавилон среди народов!
24 Я расставил тебе западню, Вавилон, и ты попался, прежде чем это заметил. Ты был найден и схвачен за то, что был против Господа.
25 Господь отворил Свое хранилище и взял оружие Своего гнева, так как Владыка, Господь Сил, желает завершить Свои замыслы в земле халдеев.
26 Идите же против него отовсюду. Открывайте его амбары; собирайте в кучу всё, что найдете, и уничтожьте полностью, не оставляйте ничего!
27 Убивайте его молодых быков, — пусть идут на бойню! Горе им! Настал их день, пришло время расплаты!
28 Слышите! Беженцы и уцелевшие из Вавилона идут рассказать на Сионе как Господь, наш Бог, отомстил за Свой храм.
29 Призовите стрелков на Вавилон, всех, кто натягивает лук. Все встаньте лагерем вокруг него, чтобы никто не спасся. Воздайте ему за его дела; поступите с ним так, как поступал он с вами. Ведь он бросил вызов Господу, Святому Израиля.
30 За это его юноши падут на улицах, все его воины умолкнут в тот день, — возвещает Господь. —
31 Я против тебя, гордец, — возвещает Владыка, Господь Сил, — так как день твой настал, время твоей кары пришло.
32 Гордец споткнется и упадет, и никто его не поднимет; Я зажгу огонь в его городах, и он пожрет всё, что вокруг него».
33 Так говорит Господь Сил:
«Народ Израиля угнетен, как и народ Иудеи. Все взявшие их в плен крепко держат их, отказываясь отпустить.
34 Но их Искупитель могуч; Его имя — Господь Сил. Он обязательно вступится за Свой народ, чтобы дать покой их земле и тревогу — жителям Вавилона.
35 Меч поразит халдеев, — возвещает Господь, — жителей вавилонских, его вождей и мудрецов!
36 Меч поразит его лжепророков — они обезумеют. Меч поразит его воинов — они задрожат от страха.
37 Меч поразит его коней и колесницы, и всех чужеземцев в его войсках — станут они трусливы, как женщины. Меч поразит его сокровища: они будут разграблены.
38 Поразит засуха[181] его воды — они пересохнут. Ведь это — земля истуканов, где сошли с ума от чудовищ-идолов.
39 Поэтому поселятся в Вавилоне звери пустыни и гиены, и будут в нём жить совы. Впредь не заселится он никогда и будет необитаем из поколения в поколение.
40 Как Бог уничтожил Содом и Гоморру с их окрестными городами,[182] — возвещает Господь, — так никто не будет жить и там, ни один человек не поселится.
41 Вот движется войско с севера; великий народ и множество царей поднимаются с краев земли.
42 Их оружие — лук и копье; они свирепы и не знают пощады. Шум от них — как рев моря, когда они скачут на конях. В боевом строю идут воины против тебя, дочь Вавилона.
43 Царь Вавилона услышал весть о них, и руки его опустились. Пронзила его боль, охватили муки, как женщину в родах.
44 Словно лев, который выходит из зарослей у реки Иордан на роскошные пастбища, Я в мгновение ока изгоню жителей Вавилона из их земель и поставлю над ними того, кого изберу. Кто подобен Мне? Кто спросит с Меня? Какой пастух может противостоять Мне?»
45 Слушайте же замысел Господа о Вавилоне и намерения, которые Он задумал о земле халдеев: молодняк отар будет угнан прочь, и погубит Он их пастбища.
46 От шума взятия Вавилона вздрогнет земля; его крик будет слышен среди народов.

Толкование Далласской семинарии

И. Пророчество о Вавилоне (главы 50−51)

1. ВОЗВЕЩЕНИЕ СУДА (50:1−10)

Иер 50:1−5. Стих 1 следует рассматривать как вступление к главе 50; об Иеремии в нем говорится в 3-ем лице потому, что это пророчество (главы 50−51) не было произнесено им лично, но, будучи записано, отправлено было в Вавилон с Сераией (51:59). Итак, Иеремия получил повеление свыше возвестить между народами о предстоящем сокрушении Вавилона; знамя в этом контексте, очевидно, подразумевает знак возвещения важной новости. Вил, он же — Меродах — главный бог Вавилона — посрамлен как бессильное божество, оказавшееся неспособным «отстоять» своих «подзащитных».

В стихе 3 читаем, что Вавилон будет разрушен народом с севера (сравните со стихом 9). Многие видят здесь намек на народы Мидо-Персидской империи, однако, целый ряд исторических моментов не согласуется с такой точкой зрения. Во-первых, персы шли в Вавилон с востока, а не с севера. Во-вторых, овладев Вавилоном и его столицей (с одноименным названием), персидский царь Кир отнюдь не разрушил его до основания, что сделало бы невозможным для людей жить там.

Тогда как Иеремия неоднократно повторяет, что Вавилон обезлюдеет (50:39б−40; 51:29, 37, 43, 62), в действительности город этот был не только пощажен, но и стал одним из крупных административных центров Персидской империи, где, как известно, высокий пост занимал впоследствии Даниил (Дан 5:30; 6:1−3). В-третьих, когда вавилонская столица взята была мидо-персидским войском, никто из нее не бежал. Известно, что Даниил, имевший доступ к пророчествам Иеремии (Дан 9:1−2), оставался в городе во время осады и после падения его (Дан 5:28, 30−31; 6:1−3).

В-четвертых, обещание, что в те дни и в то время… сыновья Израилевы… и… Иудины вместе (т. е. вновь сделавшись одним народом) пойдут к Сиону, чтобы взыскать Господа, Бога своего, и соединить себя с Ним союзом вечным (Иер 31:31; 32:40), не исполнилось после падения Вавилона в 539 г. до Р. Х. Отсюда напрашивается вывод, что пророчество Иеремии относилось не к событиям второй половины 6-го века до Р. Х., а подразумевало «сокрушение» Вавилона как символа язычества за пределами древней и современной истории, т. е. имело эсхатологический смысл, неразрывно связанный с преобразованием судеб Израиля и Иудеи. Возможно, в этом пророчестве Иеремии переплетаются «ближнее и дальнее».

Другими словами, падение Вавилона и возвращение в свою землю иудейских пленников во главе с Зоровавелем сливаются в виденьи пророка с разрушением Вавилона и последним «восстановлением» Израиля и Иудеи в отдаленном будущем. Это поражение Вавилона явится кульминационным пунктом Божьего суда над людьми и народами, не подчинившимися Господу, которые преследовали и уничтожали Его народ, и откроет путь для исполнения Божьего обетования Израилю.

Это указание на восстановление Израиля и разрушение Вавилона в будущем находим и в других частях Писания (Зах 5:5−11 и толкование на эти стихи, а также Откр 17−18). Город Вавилон будет восстановлен только для того, чтобы вновь быть разрушенным в конце времени великой скорби — перед возвращением на землю Христа и началом Его тысячелетнего правления.

Иер 50:6−10. Стихи 6−7 звучат как «редакторский комментарий» на мысль о грядущем «восстановлении» Израиля и Иудеи, возвещенном в стихах 4−5. «Горы и холмы», по которым скитались евреи, забывшие ложе свое (стих 6), — это образ чужеземных царств, где они жили в рассеянии. Обращают на себя внимание слова «притеснителей» в (стих 7) о том, что они «гнали» народ Божий не по своей злой воле, но, служа орудием Божьего гнева, обращенного на этот народ, постоянно согрешавший пред Господом, бывшим надеждою отцов… пред жилищем правды (очевидно, подразумевался храм как олицетворение «живущего» в нем Иеговы).

По поводу призыва к евреям в стихе 8 «уходить из Халдейской земли» (во главе других плененных вавилонянами народов — будьте, как козлы впереди стада овец; стих 16) и символической картины грядущей гибели Вавилона от руки Божией в стихе 9 толкования на стихи 1−5.

2. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА (50:11−16)

Иер 50:11−13. Злорадствовавшим по поводу горькой судьбы израильского народа воздаст Бог. Мать в стихе 12 — это земля Вавилонская, которая превратится в пустыню.

Иер 50:14−16. Снова символическая и вместе наглядная картина гибели Вавилона. Он подал руку в стихе 15 тождественно выражению «поднял руки», сдаваясь неприятелю. В стихе 16 — призыв к чужеземцам, жившим в Вавилоне, возвращаться от страха губительного меча в свои страны. Снова заметим по этому поводу, что при взятии Вавилона Киром в 539 г. до Р. Х. это пророчество не осуществилось — и исполниться ему лишь предстоит.

2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗРАИЛЯ 50:17−20)

Иер 50:17−20. Израиль здесь — это оба царства: Северное и южное. Образ рассеянного стада, разогнанного львами, т. е. чужеземными царями. Напомним, что Северное царство было сокрушено ассирийцами в 722 г. до Р. Х., а Южное — вавилонянами в 586 году. Бог клянется «посетить», т. е. покарать царя Вавилонского… как посетил царя Ассирийского. А Израиля — возвратить в землю его. Вновь будут принадлежать Божиему народу величественная гора Кармил и плодородные равнины Васана, лежавшие на восток от Геннисаретского озера (моря), как и возвышенности Ефрема и Галаада по обе стороны р. Иордан.

Второй раз в этой главе (50:4) Бог говорит о том, что в те дни и в то время Он приведет Свой народ к духовному обновлению, и тем, которых оставит в живых «среди него», простит грехи их (толкование на 31:31−34).

4. НАПАДЕНИЕ НА ВАВИЛОН (50:21−40)

Иер 50:21−28. В оригинальном тексте слова на землю возмутительную (стих 21) звучат как «на дважды мятежную». Здесь таким образом подчеркивается идея противостояния Богу Вавилона и его жителей, которые будут за это наказаны. В стихе 23 Вавилон назван «молотом» всей земли, который теперь «разбит»; картина разрушения его вызывает ужас у народов.

Сам Господь — «Охотник», расставивший сети для оплота язычников, враждебных Ему (стих 24). Сосуды гнева Своего Господь извлекает, словно оружие Свое из арсенала, чтобы совершить дело отмщения, наказания в земле Халдейской. В стихе 26 — призыв к тем, которые пойдут на Вавилон со всех сторон, чтобы исполнить в отношении Вавилона волю Господню. Снопы в этом стихе — аллегория убитых (их тела свалены в груды); «волы» в стихе 27 — это халдейские воины, подлежащие убиению («закланию»). Спасшиеся из гибнувшего Вавилона возвестят на Сионе о мщении Господа Бога… за храм Его (стих 28).

Иер 50:29−32. Продолжение аллегории разрушения языческого оплота за гордыню его (последняя мысль подчеркивается: окончание стиха 29, стих 31, 32). Стих 30 звучит почти идентично стиху 26 в предыдущей главе, где Иеремия в таких же словах возвещает о судьбе его Дамаску.

Иер 50:33−34. Господь… говорит о всех израильских пленниках, рассеянных по чужим землям (включая иудеев, живущих в Вавилоне), что Он Сам, Господь Всемогущий, выступит как их Искупитель-против тех, которые не хотят отпустить их. Он разберет дело их (стих 34) в англ. текстах Библии передано как «встанет на защиту их дела», чтоб успокоить землю (Палестинскую); и далее: а на жителей Вавилона, напротив, навести страх и трепет.

Иер 50:35−38. Здесь о карах, которые придут на Халдеев. Обаятели (стих 36) — халдейские лжепророки (астрологи); они лишатся разума (обезумеют). Не только войной, но и засухой, неурожаем будет поражена страна халдеев, потому что это земля истуканов; последняя фраза в стихе 38 лучше, по-видимому, передана в англ. тексте как «они сходят с ума из-за своих страшилищ (богов)».

Иер 50:39−40. Великая метрополия древнего мира, Вавилон станет, по словам Иеремии, пустыней, населенной лишь диким зверьем и совами (а не страусами), и люди более не будут жить на этой земле, как не живут они в Содоме и Гоморре. Поскольку территория Вавилона лишь временами приходила в относительное запустение, полностью данное пророчество Иеремии не исполнилось и по сей день.

В настоящее время на землях Вавилона расположен Ирак, правительство которого приступило к реставрации (по частям) древнего города. Издана даже брошюра под названием «Археологическое «оживление» Вавилона является нашим патриотическим, национальным и международным долгом». Очевидно, полное разрушение Вавилона, явно имеющее символическое значение, произойдет в годы великой скорби.

5. СКОРБЬ ВАВИЛОНА (50:41−46)

Иер 50:41−46. Картина чужеземного нашествия на Вавилон. Относительно «народа, идущего от севера» стих 3 и толкование на него. Последние стихи этого раздела, описующие суд над Вавилоном, полностью повторяют те, в коих описал Иеремия «суд» над Едомом (50:44−46 сравните с 49:19−21). Это, по-видимому, «устойчивая аллегория» для подобных описаний. В стихе 44 под он может подразумеваться Сам Господь Бог.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [178]Бел, Меродах. Имена вавилонского бога, которые переводятся как господин.
19 [179]Кармил, Башан, холмы Ефрема и Галаад— эти районы отличались плодородием.
21 [180] — См. Исх 22:20 и сноску к нему. То же в ст. 26; Иер 51:3.
38 [181] — Или: меч.
40 [182] — См. Быт 18:20 — 19:29.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.