Исаия 6 глава » Исаия 6:5 — толкование отцов церкви.

Толкование на Исаия 6:5

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

сравнение ссылки стронг комментарии

Толкование на Исаия 6:5 / Ис 6:5

Исаия 6 стих 5 — синодальный текст:
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Иоанн Златоуст (~347−407)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Видение изумило пророка, поразило, привело в великий страх, подвигло к исповеданию, заставило полнее сознать бедность собственного естества. Таковы все святые: когда они удостаиваются бóльшей чести, тогда они больше и смиряются. Так Авраам, беседуя с Богом, называл себя «прахом и пеплом» (Быт 18:27); так Павел, когда удостоился известного видения, назвал себя «извергом» (1Кор 15:8); так и этот пророк называет себя «окаянным», сначала со стороны своей природы, говоря: «о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый», а потом со стороны душевного состояния: «с нечистыми устами». Он назвал свои уста нечистыми, как я думаю, в противоположность с теми огненными устами чистых сил, с их совершеннейшим служением. Не останавливаясь на этом, он произносит исповедание и за весь народ, присовокупляя: «и живу среди народа также с нечистыми устами». Почему же он осуждает здесь свои уста? Он выражает свою нерешительность. Так и три отрока, находясь в пещи, говорили почти тоже самое: «нет нужды нам отвечать тебе на это» (Дан 3:16). И теперь, когда было время песнопения и славословия, и когда пророк видел горные силы делавшими это, он справедливо обращает слово к устам, которые призваны особенно к такому служению. По этой причине он назвал нечистыми свои уста, но уста народа — не по этому, а потому, что иудеи были исполнены беззакония. «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Потому, говорит, я скорблю и плачу, что, будучи недостойным, я удостоился такой чести, превышающей мое достоинство, превосходящей мое естество. Впрочем, когда он говорит: «видел», то разумей здесь не точное знание, но возможное для него.

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Григорий Великий

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Рядом с несравненной чистотой Всемогущего Бога и Его простой природой чистота сердца человека и простота имеет весьма большую силу. Ведь и рабы Его, отделенные земной деятельностью от Него Самого, воздерживаются говорить отвратительные вещи и избегают растрачивать и осквернять ум словами. Конечно, мы стремительно увлекаемся вниз, когда мы смешиваемся с мирскими людьми, постоянно ведя беседы. Хорошо то, что сказал Исаия, когда он увидел Царя Господа воинств, раскаялся и осудил самого себя, говоря: Горе мне! Ибо я молчал, потому что я человек с нечистыми устами. Он открыл, почему он имел оскверненные уста, когда добавил: Я живу среди народа с нечистыми устами. Ибо действительно он скорбел из-за осквернения уст своих, однако указал, откуда он это получил, когда утверждал, что живет среди народа, имеющего оскверненные уста. Ведь очень трудно, чтобы язык мирских людей не осквернил ум, когда его касается скверна, потому что часто, когда мы опускаемся до какого-нибудь разговора с мирскими, в короткое время привыкаем к той самой речи, которая нас недостойна, даже с удовольствием прибегаем к ней, так что не хочется уже возвращаться оттуда, куда мы как будто из снисхождения неохотно пришли. И получается так, что мы переходим от праздных к вредоносным, от легких к более тяжелым словам, и устам нашим в мольбе Вседержитель Господь настолько меньше внимает, насколько больше они оскверняются глупой речью. Что же, следовательно, удивительного, что Господь, когда мы просим, неохотно слушает нас, которые или поздно или совсем не слышат Господа, когда Он наставляет.

Источник: Диалоги.

Кирилл Александрийский (376−444)

И рекох: о, окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый и нечисты устне имый, посреде людий нечистыя устне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима

Закон, данный чрез премудрого Моисея, повелел, чтобы скверный не приобщался к святым, и это повеление весьма строго соблюдалось у Иудеев. И к святым апостолам, ловившим рыбу, Господь взывал, говоря: вверзите мрежи ваша в ловитву (Лк 5:4). Когда это сделано было, то поймано было великое множество рыб. Удивившись же силе слова, Божественный Петр припаде, сказано, к коленома Иисусовома, глаголя: изыди от мене, яко муж грешен есмь, Господи (ст. 8). Но не хотел Петр, чтобы Христос ушел от него, а поелику знал цель закона, то исповедался, что грешен; потому что боялся быть вместе со Святым по державшемуся всегда между Иудеями обычаю. Равно также, когда Христос прибыл однажды в страну Гергесинскую, а потом исцелил здесь дико бесновавшихся, живших в гробах, то жители удивились этому Божественному знамению, однако весь град, как сказал Матфей, изыде в сретение Иисусови: и видевшее Его, молиша, яко дабы прешел от предел их (Мф 8:34). Не нужно ли было бы, напротив, останавливать Исцелившего и умолять остаться у них и явиться творцом многих иных чудес? Однако в тогдашнее время было доказательством благоговения и видом чести, какую должно было оказывать святым, то, что некоторые опасались приближаться к ним: Когда Матфей был призван и последовал Христу, а затем позвал Его в дом свой, то, как сказано, и се мнози грешници и мытари пришедши возлежаху со Иисусом, и со ученики Его. И видевше фарисее, глаголаху учеником Его: почто с мытари и грешники Учитель ваш яст и пиет? (Мф 9:10−11). Итак, понимаешь, как обвиняли они Христа за пренебрежение закона, вследствие того, что Он хотел есть вместе с порочными людьми. Обвиняет негде и Бог тех Иудеев, которые занимали первые места при возлежании и синагоге, говоря чрез пророка: между святым и сквернавым не разлучаху (Иез 22:26). Таким образом, как я сказал, составляло образ благоговения и было преданием заповедей закона, что не хотели быть вместе со святыми те, которые признавали себя порочными и имели совесть, не свободную от грехов. В подобном состоянии представляется и блаженный пророк, и потому говорит: о окаянный аз, яко умилихся. И не потому он окаянный, что умилился. Так думать было бы нелепо. Но поелику умилихся, говорит он, от сознания, то ясно, что поэтому и рекох таким образом: о окаянный аз, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и царя Господа Саваофа видех очима моима. Ибо, поелику святые Серафимы чистыми и пречистыми устами воссылали славословия, то он и убоялся, как наученный Богом и зная, что не красна похвала во устех грешника, как написано (Сир 15:9). Несомненно, нечисты были уста Израиля, так как они произносили хулу на Господа нашего Иисуса Христа. А если и пророк говорит, что он сам имеет таковые же уста, хотя и совершенно непричастен был нечестию Израиля, то мы утверждаем, что он, как святый, по смирению говорит это о себе. Вероятно также и то, что он, как происходивший от племени Израилева, и себя полагает не свободным от вины последнего, но подводит под общее прегрешение народа, чрез это спасая согрешивших. Или же он исповедует чрез это недуг естества человеческого, каково сказанное блаженным Давидом о всяком человеке: аз рех во изступлении моем: всяк человек ложь (Пс 115:2); потому что недугует ложью человеческий разум, хотя некоторые и избавляются от этого зла, достигая сего воздержанием. Итак, убоялся пророк, что, не будучи так чист, как, без сомнения, святые Серафимы, созерцал Господа Саваофа, и умолчал, потому что имел не так чистые уста, хотя бы, напротив, и должен был славословить. А что песнословить должно чистыми устами, это может быть ясно из того, что говорит о языке один из святых учеников: тем благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки бывшия по подобию Божию. Еда подобает, братие моя, сим тако бывати. Еда ли источник от единого устия источает сладкое и горькое? Еда может, братие моя, смоковница маслины творити или виноградная лоза смоквы? такожде и един источник слану и сладку творит воду (Иак 3:9−12).

Источник: Толкование на пророка Исаию.

Ефрем Сирин (~306−373)

Ст. 5−7 О, окаянный аз… яко человек сый и нечисты устне имый. Не сердцем я осквернен, но нечист только устами. Посреде людей нечистыя устне имущих аз живу, принужден жить среди людей, у которых уста так же нечисты, как и у меня. И Царя Господа Саваофа видех очима моима, хотя и недостоин этого. С железными клещами приблизился Ангел, взял угль и прикоснуся устном моим и рече: се, прикоснуся сие устном твоим, и отымет беззакония твоя. Ангел приблизился к алтарю с железными клещами, обличая дерзость Озии и показывая, что кроме алтаря нигде нет более очищения. В таинственном же смысле угль изображает собой Еммануила, Который, соединившись с восприятой от нас плотью, вземлется ею, как клещами. Прикоснувшись к устам пророка, изображавшего собой всех нас, угль очистил его от греха и нечистоты.

Источник: Толкование на книгу пророка Исаии.

Максим Исповедник (580−662)

Когда чрез любовь ум восхитится от Божественного познания, и, став вне сущего, восчувствует Божескую беспредельность: тогда, по примеру Божественного Исаии, от изумления придя в чувство своего ничтожества, искренно возглашает слово сего пророка: о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имый, посреде людей нечистыя устне имущих аз живу: и Царя Господа Саваофа видех очима моима.

Источник: Главы о любви.

Иероним Стридонский (~347−419/20)

И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа

Исаия, по еврейскому тексту, со слезами говорит: Горе мне! горе, что я молчал! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (Ис 6:5). По заслуге добродетелей он удостоился лицезрения Божия и, однако, по сознанию грехов исповедал, что уста его нечисты, не потому, что он говорил что-либо противное воле Божией, а потому, что молчал, удерживаемый или страхом, или стыдом, и с пророческою смелостью не обличал народа грешного. А мы, когда обличаем грешников, мы, льстящие богатым и смотрящие на лица грешников ради скверного прибытка? С полною смелостью не говорим ли мы разве только тем, в богатстве коих не нуждаемся? Молчать о том, чтобы не делали этого, чтобы воздерживались от всякого греховного, есть, конечно, действительный грех.

Источник: Беседы против пелагиан.


И Авраам, после того как увидел Господа и услышал голос Его, говорит о себе, что он — земля и пепел (Быт 18:27), и Исаия, по LXX толковникам, свидетельствует о себе, что он опечалился, не вследствие других проступков, а потому что имел нечистые уста. Счастлива совесть, которая согрешила только в слове, и не своей вине, а вследствие сожительства с народом, имеющим нечистые уста, с которым она очень часто вынуждена была говорить. Отсюда открывается, что вредно жить с грешниками, ибо касаяися смоле очернится (Сир 13:1).

Но поелику в еврейском читаем: горе мне, что я молчал, то пророк оплакивает себя, потому что он не оказался достоин славословить Господа Саваофа, вместе с серафимами, под которыми мы разумеем ангельские силы. Не осмелился же он славословить Господа потому, что имел нечистые уста; а имел нечистые уста потому, что жил вместе с грешным народом. Или, так должно понимать: так как я молчал и не обличал смело нечестивого царя Озию, то посему уста мои нечисты, и я не дерзаю воспевать, вместе с ангелами, хвалы Господу, чтобы мне не было сказано: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими (Пс 49:16)? Ибо не, красна похвала во устах грешника (Сир 15:9). Говорим же это не потому, чтобы мы учили, что Исаия действительно был таков, но потому что он сам, по смирению, имея нечистые только уста, признает себя недостойным славословить Господа.

Источник: Толкование на книгу пророка Исайи. Книга третья.

Евагрий Понтийский

Когда кажется тебе, что если ты молишься, то не нуждаешься в плаче о грехах, сразу обращай внимание на то, сколь далек ты от Бога, хотя обязан всегда пребывать в Нем, — тогда прольешь более горячие слезы.

Поистине, познав пределы свои, ты станешь охотно сокрушаться, сетуя на самого себя подобно Исаии: как, будучи нечистым и находясь среди народа такого, то есть среди супротивников, ты дерзаешь предстоять Господу Саваофу.

Источник: Главы о молитве.

Ориген (~185−~254)

Ст. 5−7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

И я сказал: «О несчастный я, ибо уязвлен, ибо, будучи человеком, [даже] и уста нечистыми имею». Я не могу считать поступок Исаии самоуничижением, напротив, Писание говорит и свидетельствует, что уста его очищаются одним из серафимов, который послан для отъятия его грехов. Один из серафимов есть Господь мой Иисус Христос, Который ради оставления грехов наших послан Отцом, и Он говорит: «Вот, Я отнял беззакония твои и грехи твои очистил». И не думай, что это унижение Природы, если Сын посылается Отцом. И ради того, чтобы ты познал единство божества в Троице, в настоящем чтении [из Писания] грехи оставляет один только Христос, хотя ясно, что грехи отпущены Троицей. Ибо уверовавший в Одного верует во Всех. Итак, да будут перенесены мне с небесного жертвенника клещи, и да коснутся они уст моих. Клещи Господа, если коснутся уст моих, очистят их. И если они очистят их и всячески удалят (circumciderit) от пороков, как недавно мы сказали, то отверзу Словом Божиим уста мои (Ср.: Пс 50:17) и не изойдет из уст моих проповедь чуждая и нечистая. Ибо, будучи человеком, я и имею уста нечистые и обитаю среди народа, также имеющего нечистые уста. Серафим, который был послан, очистил уста пророка, но не очистил уста народа. [Пророк] же исповедал, что он сам имеет нечистые уста и обитает среди народа, имеющего нечистые уста. Но тот серафим, Который был послан, не посчитал достойными для очищения уста тех, кто из народа; и потому они до сих пор поступают нечестиво, потому до сих пор они отвергают Господа моего Иисуса Христа, до сих пор они злословят Его нечистыми устами. Но я умоляю, чтобы пришедший серафим очистил уста мои.

«И глазами моими я видел Царя, Господа Саваофа». Почему бы нам сейчас не поведать некое иудейское предание — нечто правдоподобное, хотя и неистинное — и не открыть его разъяснение? Из-за этого [предания] они говорят, что Исаия отложился от народа как человек, искривляющий закон и возвещающий [нечто] не согласное с Писаниями. Писание же говорит: «Никто не увидит лица Моего и будет жив» (Исх 33:20). Он же [Исаия] утверждает: «Я видел Господа Саваофа». «Моисей, — говорят они, — не увидел, а ты увидел?» И из-за этого они его отвергли и осудили как нечестивого. Ведь они не знали, что серафимы двумя крылами закрывали лицо Бога. «Я видел Господа». Если Исаия увидел лицо, то и Моисей увидел. Моисей, как написано, увидел [Бога] сзади. Так вот, он увидел Господа, хотя и не увидел лица Его. И этот [Исаия] увидел, хотя и не увидел лица [Божия]. Итак, они несправедливо осудили пророка. «И глазами моими я видел Царя, Господа Саваофа, и послан был ко мне один из серафимов». То пришествие Господа моего Иисуса Христа, в которое Он сошел на землю, — не единственное: Он пришел к Исаии, Он пришел к Моисею, Он пришел к народу, пришел к каждому из пророков; и не бойся, если Он придет опять, хотя и вознесся уже [на небо]. Что Он приходил к людям и до нынешнего воплощения, о том послушай Самого Свидетеля, Который возвещает: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих» (Мф 23:37). «Сколько раз хотел Я». Он не говорит: «Я не видел тебя, кроме как в то пришествие», — но говорит: «Сколько раз хотел Я». И, обращаясь через каждого из пророков, Он говорит: «Я, Христос, был Тем, Кто говорил через пророков». Он сказал. И ты не бойся! Иисус Христос посылается и сейчас. Он не лжет. «Я с вами, — говорит Господь, — во все дни до скончания века» (Мф 28:20). Он не лжет. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф 18:20). Итак, поскольку здесь присутствует Иисус Христос и готов и препоясан Первосвященник, [дабы] представить Отцу наши прошения (interpellationes11), то мы, восстав, да принесем чрез Него жертвы Отцу. Ибо Сам Он есть умилостивление за грехи наши (1Ин 2:2), Ему слава и держава во веки веков. Аминь.


«И сказал я: “О, я окаянный, ибо я раскаиваюсь”». До того, как ты узрел видение, ты не сознавал себя окаянным, о Исаия? Разве он не говорит: «Пока жил Озия, [тогда] я не чувствовал, что я был окаянным. Начинаю же познавать, что я окаянный, когда вижу видение, когда для меня умер прокаженный Озия царь, и я говорю: “О, я окаянный!”»? Теперь начинаю и я исповедоваться Господу и говорить о себе самом: «О, я окаянный!» — как и Исаия говорит: «О, я окаянный!» Почти так же и апостол говорит: «Бедный я человек, кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7:24). Итак, благо мне признавать себя несчастным. Если я смирю себя и буду плакать в покаянии о своих грехах, то Бог внемлет мне и даст мне Освободителя, и я возвещу благодарения Богу через Иисуса Христа Господа нашего (Ср.: Рим 7:25). Скажем правду от [всего] сердца: «Окаянный я». Пусть каждый вспомнит причины своих несчастий и [свои] ошибки, и да скажем мы, встав на молитву, — вспоминая [грехи] как исповедующиеся, а забывая как уже не творящие — и да скажем мы: «Я окаянный, я раскаиваюсь». Он не раскаивается до того, как узрел видение, до того, как Озия умер; когда он начинает сокрушаться, тотчас говорит: «Я раскаиваюсь». Если кто не чувствует по внутреннему человеку, что он грешник, тот не раскаивается; но как, допустим, ты вонзишь стрекало в телесные (exteriora) члены — и не почувствует мертвое тело, — то же самое [произойдет], если ты приложишь божественные слова грешнику, умерщвленному грехом и не являющему раскаяния, который и не скорбит, и не раскаивается, и не имеет печали, творящей исповедание [грехов], печали, которая по Богу (Ср.: 2Кор 7:10). Но если хотящий спастись услышит слова обличающего и обвиняющего его, то сразу говорит: «О, я окаянный». Не достаточно сказать «я окаянный»: к этому следует прибавить «ибо раскаиваюсь». О, если бы мы дольше раскаивались! Ибо чем больше мы каемся, тем больше для нас ослабятся оковы грехов. Из-за этого тот Ахав не много обрел пользы, ибо не много раскаялся, но раскаялся, к тому же, только однажды. Вот почему сказано: «Видишь, как раскаялся Ахав!» (3Цар 21:29). А тот, кто не перестанет каяться, скажет, подобно апостолу: «Я недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1Кор 15:9). И [еще]: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия» (Еф 3:8). И [еще]: «Верен Бог, что Иисус Христос пришел в этот мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим 1:15). Видишь ли, как он много кается — и не однажды, но постоянно — и пишет, и говорит, и делом показывает, что он раскаивается, как и Исаия в данном [случае], который говорит: «О, я окаянный, я раскаиваюсь, потому что я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами». Заметь и нечто иное: грехи Исаии состояли не в делах, а только в словах (sermonibus). Поэтому он говорит: «Потому что я человек с нечистыми устами». Ведь был и народ с нечистыми устами; ему не подобало обвинять народ и называть его многочисленные грехи помимо нечистоты уст.

«И глазами моими я видел Царя, Господа Саваофа». Помышляя о Боге, но еще оставаясь грешниками, мы говорим то же, что сейчас говорит пророк: «И послан был ко мне один из серафимов». Насколько благ Бог! «Ибо, — говорит Он, — я слышу исповедующегося Исаию, ведь он сказал: “О, окаянный я”, — ибо Я слышу раскаивающегося, он ведь говорит: “Я раскаиваюсь”, — так как он возвестил собственные ошибки, говоря: “Я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами”. И пока еще он говорит, Я глаголю: “Вот Я”» (Ср.: Ис 58:9).

Источник: Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 5−7 И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен

Пророк, слыша серафимское пение, видя дрожащие двери и обоняя курение дыма, впадает в смертный страх: он видел то, что око смертного недостойно видеть, вида чего грешный человек вынести не в состоянии. Исаия чувствует с особенною горечью нечистоту своих уст, которые не могли принять участие в славословии серафимов. Поэтому-то его уста прежде всего и очищаются священным огнем с алтаря. Но, кроме того, очищаются именно уста ввиду того, что ими собственно будет служить Богу Исаия.

Страх греховного человека пред встречей с Божеством проникает все религии. Иаков, боровшийся ночью с Богом, с удивлением говорит, что он видел Бога лицом к лицу и что тем не менее душа его сохранилась — он остался жив (Быт 32:30; ср. Ис 33:20). «Спаси нас», — говорит Овидий в своей молитве к Палесу — от лицезрения Дриад, или купающейся Дианы, или Фавна, когда он среди дня прохаживается по полям (Fast. IV, 761). Смертное тело Семелы не вынесло появления Юпитера и сгорело, как сообщает тот же поэт.

Источник: Толковая Библия.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.