1 Карыньцянам 3 глава

Першае пасланьне да Карыньцянаў Апостала Паўла
Пераклад Антонія Бокуна → Толкование Далласской семинарии

Пераклад Антонія Бокуна

1 І я ня мог гаварыць вам, браты, як духоўным, але як цялесным, як немаўлятам у Хрысьце.
2 Я паіў вас малаком, а не [карміў] ежай, бо вы былі яшчэ нямоглыя, дый цяпер яшчэ нямоглыя.
3 Бо вы яшчэ цялесныя. Бо калі між вамі зайздрасьць, сваркі і нязгода, дык ці не цялесныя вы і ці не па-чалавечаму ходзіце?
4 Бо калі адзін кажа: «Я — Паўлавы», а другі: «Я — Апалёсавы», ці не цялесныя вы?
5 Хто Павал? Хто Апалёс? Яны толькі служыцелі, праз якіх вы паверылі, і кожны такі, як даў Госпад.
6 Я пасадзіў, Апалёс паліваў, але расьціў Бог.
7 Так што ані той, які садзіў, ані той, які паліваў, ня ёсьць некім, але Той, Які дае расьці, — Бог.
8 А хто садзіць і хто палівае, ёсьць адно, і кожны атрымае сваю нагароду паводле сваёй працы.
9 Бо мы — супрацоўнікі Божыя, а вы — Божая ніва, Божая пабудова.
10 Я, паводле дадзенай мне ласкі Божай, як мудры будаўнічы, заклаў падмурак, а другі будуе [на ім]. Кожны няхай глядзіць, як будуе.
11 Бо ніхто ня можа закласьці іншага падмурку, апрача пастаўленага, які ёсьць Ісус Хрыстос.
12 А калі хто будуе на гэтым падмурку з золата, срэбра, каштоўных камянёў, дрэва, сена, саломы, —
13 работа кожнага выявіцца; бо дзень пакажа, таму што ў агні адкрываецца, і агонь выспрабуе работу кожнага, якая яна ёсьць.
14 Калі чыя работа, якую ён будаваў, застанецца, той атрымае нагароду.
15 Калі чыя работа згарыць, той згубіць яе, сам жа будзе збаўлены, але так, як праз агонь.
16 Ці вы ня ведаеце, што вы — бажніца Божая, і Дух Божы жыве ў вас?
17 Калі хто зьнішчыць бажніцу Божую, таго зьнішчыць Бог, бо бажніца Божая сьвятая, а гэтая [бажніца] — вы.
18 Ніхто няхай ня зводзіць сам сябе. Калі хто з вас думае быць мудрым у гэтым веку, няхай будзе дурным, каб быць мудрым.
19 Бо мудрасьць сьвету гэтага ёсьць глупства перад Богам, бо напісана: «Ён ловіць мудрых у падступнасьці іхняй».
20 І зноў: «Госпад ведае думкі мудрых, што яны марныя».
21 Так што ніхто няхай ня хваліцца між людзей, бо ўсё вашае:
22 ці Павал, ці Апалёс, ці Кіфа, ці сьвет, ці жыцьцё, ці сьмерць, ці цяперашняе, ці будучае, — усё вашае;
23 вы ж — Хрыстовыя, а Хрыстос — Божы.

Толкование Далласской семинарии

1Кор 3:1−4. Однако не все коринфские верующие были духовными. Когда Павел проповедовал в Коринфе, многие уверовали. По вере они получили оправдание и примирились с Богом (Рим 3:1−2). Несомненно Павел рассказал им обо всех благословениях, которые делаются их достоянием и принятием Христа, и это-то он называет молоком. В то время их образ мыслей и ЖИЗНИ ТОЛЬКО начинал изменяться (Рим 12:2). Мир, с характерными для него помыслами и поведением, продолжал оказывать на них большое влияние они все еще были младенцами во Христе.

Но «слово о кресте» (1Кор 1:18) содержит нечто большее, чем учение об оправдании. Оно говорит и об освящении, В нем содержится призыв к обновлению самого подхода к вещам и соответственно — поступков и действий — в ответ на Божие откровение. Оно зовет к праведности в помыслах и делах (Евр 5:11−14). И вот эта часть проповеди о «Христе распятом» (1Кор 2:2) является твердою пищею (3:2), которой многие коринфяне пренебрегали.

Поэтому они и оставались плотскими (стих 3). Им не свойственны были качества зрелых, «взрослых» христиан, такие как: смирение, забота о других и покорность Богу; вместо этого, коринфяне вели себя, подобно капризным, эгоистичным детям; потому и ссорились между собою (стих 4 сравните с 1:12). Они стремились «царствовать» (4:8), а жизнь смирения и отвержения себя не прельщала их (4:9−13), поскольку они не понимали, что весть о «Христе распятом» предполагает не только оправдание, но и освящение (сравните Флп 2:1−8). Корень их разделений был и в этом непонимании (сравните 1Кор 1:10; 3:4), и Павел хотел помочь им исправить положение.

2. НЕПОНИМАНИЕ СМЫСЛА И НАЗНАЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЯ (3:5 — 4:5)

Подход к служению был второй и связанной с первой причиной разделений в Коринфской церкви. Коринфяне видели центр служения в людях, тогда как только Бог был источником всех благословений (3:5−9), а церковные служители являлись лишь слугами Его, подотчетными Ему (3:10−17). А раз так, то им с опаской следовало относиться к возвеличению себя (что, по-видимому, не вполне понимали некоторые руководители коринфской церкви; 3:18−23), но верно трудиться для Бога и тем снискать похвалу от Него (4:1−5).

1Кор 3:5−9. И Павел и Аполлос были поставлены на служение Христом (Еф 4:11). Они были лишь орудием, а не первопричиною того, что коринфяне уверовали (сравните 1Кор 2:4−5). Первопричина же и полученный результат были в Боге, Который произвел в них веру. Взращивает «семя» Бог (3:6). А поэтому славу следует воздавать лишь Ему (стих 7). Как слуги Божии, Павел и Аполлос не конкурировали между собою, но дополняли служение друг друга (стих 8). Оба они преследовали одну и ту же цель — привести Коринфскую церковь к духовной зрелости, к истинному христоподобию (Еф 4:12−13).

И каждого из них ожидала награда — в зависимости от их верности и ревностности в исполнении порученного им Богом дела (сравните 1Кор 4:2−5). Потому что, хоть пастырь и служит церкви, ответственность он несет перед Богом. По отношению друг ко другу Аполлос и Павел были соработниками у Бога и трудились для Него на Его «ниве», в Церкви (3:9).

1Кор 3:10−17. Сравнив Церковь с нивой, апостол сравнивает ее и со строением. Эту метафору Павел по-разному прилагает к христианам по отдельности и в целом, называя их зданием, храмом, в котором обитает Бог. Сам Иисус Христос называл Свое физическое тело храмом (Ин 2:19−22). В одном из своих посланий Павел применяет тот же образ по отношению к духовному телу Христа, т. е. ко вселенской Церкви (Еф 2:21). И тело каждого христианина в отдельности называет Павел храмом (1Кор 6:19). А тут речь идет о поместной церкви, уподобляемой строению Божию, храму, в котором обитает Дух Господень (3:16).

Павел продолжает развивать мысль об ответственности духовного пастыря за работу, исполняемую им в церкви (стих 8). Хотя все члены Коринфской церкви имели, по крайней мере, какой-то один духовный дар или способность, которыми они могли служить другим в этой церкви (12:11), более всего был озабочен Павел служением старших братьев в их среде, которым, подобно Аполлосу или ему самому, были даны большие возможности (3:5, 21−22).

1Кор 3:10. Но, созидая храм, не все служители трудятся с одинаковой отдачей. Придя в Коринф со «словом о кресте», Павел положил там основание «храму». Аполлос тоже успешно потрудился в этом городе (Деян 18:27−28). По-видимому, трудился в Коринфе и Петр, которого Павел называет здесь «Кифой» (1Кор 1:12; 1Кор 3:22). Однако из контекста 10 стиха следует, что и другие трудились и трудятся в Коринфе; их-то и предостерегает апостол: …каждый смотри, как строит.

1Кор 3:11. Ибо не может быть другого основания у церкви, другого основания для спасения, кроме Иисуса Христа (Деян 4:12). Между тем, в Коринф пришли люди, проповедовавшие «иное благовестие» (2Кор 11:4). Возможно, один из этих людей как раз и находился там, когда Павел писал это послание.

1Кор 3:12. В стихах 12−17 Павел описывает три рода служителей или «строителей»: «мудр» (стих 14, сравните стих 10), немудрых (стих 15) и тех, которые не строители в сущности, а разрушители (стих 17).

Материал, употребляемый ими для строительства, — это метафора, которую можно истолковать по крайней мере в четырех смыслах: а) Золото, серебро и драгоценные камни — подразумевают отменное качество работы строителей, а дерево, сено или солома символизируют труд, результаты которого — временны, а, значит, и труд этот бесполезен.

В пользу этой точки зрения говорит слово «дело» в 13 стих и фраза из 14 стих — «дело, которое он строил… «, б) Три дорогих материала символизируют верную доктрину, которую строитель внедряет в сознание и жизнь людей, а три непрочных материала — лжедоктрины, в) Первые три материала подразумевают достойные побуждения и намерения строителя, а три других — недостойность мотивов, которыми он руководствуется (сравните 4:5). г) Золото, серебро и драгоценные камни — это верующие, составляющие Церковь (в пользу такого мнения говорит употребление схожей метафоры в Еф 2:22; 2Тим 2:20 и 1Пет 2:5), а дерево, сено, солома — невозрожденные люди в церкви (греческое слово «хортой», переведенное как «сено» в 1Кор 3:12, употреблено по отношению к неверующим в Иак 1:10, где оно переведено как «цвет на траве»).

1Кор 3:13. Речь тут идет о дне, когда Христос будет рассматривать качество работы своих служителей (2Кор 5:10). В тот день не вопрос спасения будет решаться, которое является Божиим даром (Рим 6:23), и не о поведении и поступках верующих пойдет речь (Еф 2:8−9), а именно о служении их Господу, о котором Он станет судить по качеству его, а не по «количеству». Человеческими усилиями и мудростью может быть достигнут известный и как будто бы видимый успех (1Кор 2:4), однако, если духовный труд не направляется силою Божией и не совершается в соответствии с Его планом, результаты его не будут прочными и продолжительными (Пс 126:1).

1Кор 3:14−15. Образ огня, ассоциирующийся с пришествием Христа на землю, встречается и на других страницах Нового Завета (2Фес 1:7 и Откр 18:8). Какой именно награды будет удостоен «мудрый» строитель, не уточняется, хотя о похвале, которую он получит (1Кор 4:5), апостол говорит с уверенностью. А вот неумелый «строитель» потерпит урон, впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня (подобно головне, выхваченной из огня; Ам 4:11; Иуд 1:23). А до дня упомянутого суда «различные строительные материалы» могут сосуществовать и даже казаться неразличимыми на взгляд (сравните Мф 13:30).

1Кор 3:16−17. Однако поместная церковь (здесь под «вы» подразумевается именно она) может настолько ослабеть духовно, что распадется вовсе или будет существовать лишь номинально, что равносильно разрушению. Павел не желал, чтобы подобное случилось в Коринфе (2Кор 11:3, 13). Но коль скоро это случилось бы, повинных в этом неверных служителей покарал бы Бог (сравните 2Кор 11:15). Печальная участь ожидает разрушающих церковь (Мф 13:41−42).

Выражение: Разве не знаете (1Кор 3:16) — первое из десяти аналогичных оборотов в этом послании (5:6; 6:2−3, 9, 15−16, 19; 9:13, 24); каждый раз им вводится какое-то неоспоримое заявление.

1Кор 3:18−23. Исходя из высказанного им, Павел предостерегает служителей (стихи 18−20) и всю церковь в Коринфе (стихи 21−23). Служители избегнут самообольщения, если трезво оценят собственное служение и осознают, что в мудрости мира сего отражается сатанинский ум (Еф 2:2), и что она есть безумие перед Богом (1Кор 3:19).

В подтверждение этого апостол цитирует из книги Иова (5:13) и из Пс 93:11. Членам церкви следовало понять, что «хвалиться человеком» (1Кор 3:21), т. е. теми или иными служителями Божиими (Павлом, Аполлосом и т. д.), было схоже с самовосхвалением. А потому хвалиться нужно только Господом (сравните 1:31), Которому они принадлежат (3:23; сравните 1:2; 15:28) и Который есть источник каждого их благословения (1:30).



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.