1 да Карынцян 3 глава

Першы ліст сьв. Паўлы апостала да Карынцян
Пераклад Яна Станкевіча → Толкование Далласской семинарии

Пераклад Яна Станкевіча

1 І я, браты, ня мог гукаць із вамі, як із духоўнымі, але як ізь цялеснымі, як ізь бязьлеткамі ў Хрысту.
2 Я даў вам малако піць, ня ежу, бо вы яшчэ не маглі есьці яе ані можаце яшчэ,
3 Бо вы яшчэ цялесныя. Бо калі меж вас завідасьць а сьпярэчкі а падзел, дык ці не цялесныя вы? і ці ня ходзіце подле сьвецкае людзіны?
4 Бо калі хто кажа: «Я Паўлаў», а другі: «Я Алолосаў», дык ці не цялесныя вы людзі? Хто Паўла? хто Аполос?
5 Яны адно слугачыя, пераз каторых вы ўверылі, ды колькі кажнаму даў Спадар.
6 Я засадзіў, Аполос паліваў, але вырасьціў Бог;
7 Затым ані тый, што садзе, ані тый, што палівае, ё штось, але Бог, што рост даець.
8 Тый, што садзе, і тый, што палівае, адно; але кажны адзяржыць сваю заплату подле свае працы.
9 Бо мы супрацаўні ў Бога, вы Божая ніва, Божая будоўля вы.
10 Подле данае імне ад Бога ласкі, я, як мудры будаўнічы, паклаў под, а другі будуе на ім; але кажны глядзі, як будуеш на ім.
11 Бо ніхто ня можа пакласьці поду іншага, апрача пакладзенага, каторы ё Ісус Хрыстос.
12 Ці станове хто на гэтым подзе із золата, срэбра, дарагіх камянёў, дзерва, травы, саломы, —
13 Кажнага работа выявіцца; бо дзень пакажа, бо ў вагню выкрываецца, і агонь выпрабуе работу кажнага, якая яна ёсьць.
14 Калі чыя работа застанецца, каторую ён на ім будаваў, тый адзяржыць заплату;
15 А ў каго работа згарыць, тый будзе мець шкоду, але сам спасецца, адылі бы з агню.
16 Ціж вы ня ведаеце, што вы дом Божы, і Дух Божы жывець у вас?
17 Калі хто папсуець дом Божы, таго Бог папсуець, бо дом Божы сьвяты; а гэта вы.
18 Ніхто ня зводзь самога сябе. Калі хто з вас думае быць мудрым у гэтым веку, тый стань неразумным, каб быць мудрым.
19 Бо мудрасьць сьвету гэтага ё дурнота перад Богам, як напісана: «Каторы лове мудрых у хітрыні іхнай».
20 І ўзноў: «Спадар ведае думкі мудрыцоў, што яны марныя».
21 Дык няхай ніхто ня хваліцца людзьмі, бо ўсе вашае:
22 Ці Паўла, ці Аполос, ці Кіфа, ці сьвет, ці жыцьцё, ці сьмерць, ці цяперашніня, ці будучыня, — усе вашае;
23 Вы ж — Хрыстовы, а Хрыстос — Божы.

Толкование Далласской семинарии

1Кор 3:1−4. Однако не все коринфские верующие были духовными. Когда Павел проповедовал в Коринфе, многие уверовали. По вере они получили оправдание и примирились с Богом (Рим 3:1−2). Несомненно Павел рассказал им обо всех благословениях, которые делаются их достоянием и принятием Христа, и это-то он называет молоком. В то время их образ мыслей и ЖИЗНИ ТОЛЬКО начинал изменяться (Рим 12:2). Мир, с характерными для него помыслами и поведением, продолжал оказывать на них большое влияние они все еще были младенцами во Христе.

Но «слово о кресте» (1Кор 1:18) содержит нечто большее, чем учение об оправдании. Оно говорит и об освящении, В нем содержится призыв к обновлению самого подхода к вещам и соответственно — поступков и действий — в ответ на Божие откровение. Оно зовет к праведности в помыслах и делах (Евр 5:11−14). И вот эта часть проповеди о «Христе распятом» (1Кор 2:2) является твердою пищею (3:2), которой многие коринфяне пренебрегали.

Поэтому они и оставались плотскими (стих 3). Им не свойственны были качества зрелых, «взрослых» христиан, такие как: смирение, забота о других и покорность Богу; вместо этого, коринфяне вели себя, подобно капризным, эгоистичным детям; потому и ссорились между собою (стих 4 сравните с 1:12). Они стремились «царствовать» (4:8), а жизнь смирения и отвержения себя не прельщала их (4:9−13), поскольку они не понимали, что весть о «Христе распятом» предполагает не только оправдание, но и освящение (сравните Флп 2:1−8). Корень их разделений был и в этом непонимании (сравните 1Кор 1:10; 3:4), и Павел хотел помочь им исправить положение.

2. НЕПОНИМАНИЕ СМЫСЛА И НАЗНАЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЯ (3:5 — 4:5)

Подход к служению был второй и связанной с первой причиной разделений в Коринфской церкви. Коринфяне видели центр служения в людях, тогда как только Бог был источником всех благословений (3:5−9), а церковные служители являлись лишь слугами Его, подотчетными Ему (3:10−17). А раз так, то им с опаской следовало относиться к возвеличению себя (что, по-видимому, не вполне понимали некоторые руководители коринфской церкви; 3:18−23), но верно трудиться для Бога и тем снискать похвалу от Него (4:1−5).

1Кор 3:5−9. И Павел и Аполлос были поставлены на служение Христом (Еф 4:11). Они были лишь орудием, а не первопричиною того, что коринфяне уверовали (сравните 1Кор 2:4−5). Первопричина же и полученный результат были в Боге, Который произвел в них веру. Взращивает «семя» Бог (3:6). А поэтому славу следует воздавать лишь Ему (стих 7). Как слуги Божии, Павел и Аполлос не конкурировали между собою, но дополняли служение друг друга (стих 8). Оба они преследовали одну и ту же цель — привести Коринфскую церковь к духовной зрелости, к истинному христоподобию (Еф 4:12−13).

И каждого из них ожидала награда — в зависимости от их верности и ревностности в исполнении порученного им Богом дела (сравните 1Кор 4:2−5). Потому что, хоть пастырь и служит церкви, ответственность он несет перед Богом. По отношению друг ко другу Аполлос и Павел были соработниками у Бога и трудились для Него на Его «ниве», в Церкви (3:9).

1Кор 3:10−17. Сравнив Церковь с нивой, апостол сравнивает ее и со строением. Эту метафору Павел по-разному прилагает к христианам по отдельности и в целом, называя их зданием, храмом, в котором обитает Бог. Сам Иисус Христос называл Свое физическое тело храмом (Ин 2:19−22). В одном из своих посланий Павел применяет тот же образ по отношению к духовному телу Христа, т. е. ко вселенской Церкви (Еф 2:21). И тело каждого христианина в отдельности называет Павел храмом (1Кор 6:19). А тут речь идет о поместной церкви, уподобляемой строению Божию, храму, в котором обитает Дух Господень (3:16).

Павел продолжает развивать мысль об ответственности духовного пастыря за работу, исполняемую им в церкви (стих 8). Хотя все члены Коринфской церкви имели, по крайней мере, какой-то один духовный дар или способность, которыми они могли служить другим в этой церкви (12:11), более всего был озабочен Павел служением старших братьев в их среде, которым, подобно Аполлосу или ему самому, были даны большие возможности (3:5, 21−22).

1Кор 3:10. Но, созидая храм, не все служители трудятся с одинаковой отдачей. Придя в Коринф со «словом о кресте», Павел положил там основание «храму». Аполлос тоже успешно потрудился в этом городе (Деян 18:27−28). По-видимому, трудился в Коринфе и Петр, которого Павел называет здесь «Кифой» (1Кор 1:12; 1Кор 3:22). Однако из контекста 10 стиха следует, что и другие трудились и трудятся в Коринфе; их-то и предостерегает апостол: …каждый смотри, как строит.

1Кор 3:11. Ибо не может быть другого основания у церкви, другого основания для спасения, кроме Иисуса Христа (Деян 4:12). Между тем, в Коринф пришли люди, проповедовавшие «иное благовестие» (2Кор 11:4). Возможно, один из этих людей как раз и находился там, когда Павел писал это послание.

1Кор 3:12. В стихах 12−17 Павел описывает три рода служителей или «строителей»: «мудр» (стих 14, сравните стих 10), немудрых (стих 15) и тех, которые не строители в сущности, а разрушители (стих 17).

Материал, употребляемый ими для строительства, — это метафора, которую можно истолковать по крайней мере в четырех смыслах: а) Золото, серебро и драгоценные камни — подразумевают отменное качество работы строителей, а дерево, сено или солома символизируют труд, результаты которого — временны, а, значит, и труд этот бесполезен.

В пользу этой точки зрения говорит слово «дело» в 13 стих и фраза из 14 стих — «дело, которое он строил… «, б) Три дорогих материала символизируют верную доктрину, которую строитель внедряет в сознание и жизнь людей, а три непрочных материала — лжедоктрины, в) Первые три материала подразумевают достойные побуждения и намерения строителя, а три других — недостойность мотивов, которыми он руководствуется (сравните 4:5). г) Золото, серебро и драгоценные камни — это верующие, составляющие Церковь (в пользу такого мнения говорит употребление схожей метафоры в Еф 2:22; 2Тим 2:20 и 1Пет 2:5), а дерево, сено, солома — невозрожденные люди в церкви (греческое слово «хортой», переведенное как «сено» в 1Кор 3:12, употреблено по отношению к неверующим в Иак 1:10, где оно переведено как «цвет на траве»).

1Кор 3:13. Речь тут идет о дне, когда Христос будет рассматривать качество работы своих служителей (2Кор 5:10). В тот день не вопрос спасения будет решаться, которое является Божиим даром (Рим 6:23), и не о поведении и поступках верующих пойдет речь (Еф 2:8−9), а именно о служении их Господу, о котором Он станет судить по качеству его, а не по «количеству». Человеческими усилиями и мудростью может быть достигнут известный и как будто бы видимый успех (1Кор 2:4), однако, если духовный труд не направляется силою Божией и не совершается в соответствии с Его планом, результаты его не будут прочными и продолжительными (Пс 126:1).

1Кор 3:14−15. Образ огня, ассоциирующийся с пришествием Христа на землю, встречается и на других страницах Нового Завета (2Фес 1:7 и Откр 18:8). Какой именно награды будет удостоен «мудрый» строитель, не уточняется, хотя о похвале, которую он получит (1Кор 4:5), апостол говорит с уверенностью. А вот неумелый «строитель» потерпит урон, впрочем сам спасется, но так, как-бы из огня (подобно головне, выхваченной из огня; Ам 4:11; Иуд 1:23). А до дня упомянутого суда «различные строительные материалы» могут сосуществовать и даже казаться неразличимыми на взгляд (сравните Мф 13:30).

1Кор 3:16−17. Однако поместная церковь (здесь под «вы» подразумевается именно она) может настолько ослабеть духовно, что распадется вовсе или будет существовать лишь номинально, что равносильно разрушению. Павел не желал, чтобы подобное случилось в Коринфе (2Кор 11:3, 13). Но коль скоро это случилось бы, повинных в этом неверных служителей покарал бы Бог (сравните 2Кор 11:15). Печальная участь ожидает разрушающих церковь (Мф 13:41−42).

Выражение: Разве не знаете (1Кор 3:16) — первое из десяти аналогичных оборотов в этом послании (5:6; 6:2−3, 9, 15−16, 19; 9:13, 24); каждый раз им вводится какое-то неоспоримое заявление.

1Кор 3:18−23. Исходя из высказанного им, Павел предостерегает служителей (стихи 18−20) и всю церковь в Коринфе (стихи 21−23). Служители избегнут самообольщения, если трезво оценят собственное служение и осознают, что в мудрости мира сего отражается сатанинский ум (Еф 2:2), и что она есть безумие перед Богом (1Кор 3:19).

В подтверждение этого апостол цитирует из книги Иова (5:13) и из Пс 93:11. Членам церкви следовало понять, что «хвалиться человеком» (1Кор 3:21), т. е. теми или иными служителями Божиими (Павлом, Аполлосом и т. д.), было схоже с самовосхвалением. А потому хвалиться нужно только Господом (сравните 1:31), Которому они принадлежат (3:23; сравните 1:2; 15:28) и Который есть источник каждого их благословения (1:30).



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.