1 Пётры 1 глава

Першае саборнае Пасланьне Апостала Пётры
Пераклад Сабілы і Малахава → Новой Женевской Библии

Пераклад Сабілы і Малахава

1 Пётра, Апостал Ісуса Хрыста, выбраным выгнаньнікам, расьцярушаным у Поньце, Галятыі, Каппадокі, Азіі і Бітыніі,
2 згодна з прадведаньнем Бога Ба́цькі, праз асьвячэньне ад Духа на паслушэнства і акрапленьне Крывёю Ісуса Хрыста: Багадаць вам і мір хай будуць памножаны.
3 Багаслаўлены Бог і Бацька Госпада нашага Ісуса Хрыста, па вялікай Сваёй міласэрнасьці нарадзіў нас да жывой надзеі цераз уваскрасеньне Ісуса Хрыста зь мёртвых,
4 да спадчыны нятленнай і бяз сказы, што ня завяне, што захавана для нас на Нябёсах,
5 сілай Бога заховываемых цераз веру для выратаваньня, гатовага адкрыцца ў апошні час.
6 Аб тым моцна радуйцеся, што цяпер калі трэба перажывяце́ трохі тугі ў розных спакушэньнях.
7 Каб выпрабаваньне вашай веры, якая больш каштоўней гінучага золата, хоць і агнём выпрабава́нага, было знойдзена на пахвалу і чэсьць і славу ў зьяўленьні Ісуса Хрыста,
8 Якога, ня бачыўшы, любіце, аб Якім цяпер, ня бачучы, але веручы, усё такі моцна радуецеся радасьцю нявымоўнаю і найслаўнейшаю,
9 дасягаючы выніку веры вашай — збаўленьня душ.
10 Аб гэтым то збаўленьні рупна адшуквалі і дасьле́давалі прарокі, прарочучы пра Багадаць адносна вас,
11 дасьледуючы, на каторы і які час паказваў у іх Дух Хрыста, прадказаўшы пакуты Хрыста і пасьля іх Славу.
12 Ім было адкрыта, што ня ім, а нам служыла тое, што цяпер было абвешчана вам цераз дабравесьціўшых вам Духам Сьвятым, Які быў пасланы зь Неба, ува што (нават) Ангелы жадаюць пранікнуць.
13 Пагэтаму, падперазаўшы сьцёгны розуму вашага, чуваючы, да канца спадзявайцеся на Багадаць, што прыносіцца вам у адкрыцьцí Ісуса Хрыста.
14 Як дзеці паслухмянасьці ня прыстасоўвайцеся да пажаданьняў, якія былі ране́й у няведаньні вашым,
15 але згодна з прыклікаўшым вас Сьвятым і самі будзьце сьвятымі ўва ўсіх паводзінах,
16 таму, што напíсана: будзьце сьвятымі, бо Я Сьвяты.
17 І калі вы называеце Ба́цькам Таго, Хто нястаронна судзіць кожнага адпаведна ўчынку (ягонага), то ў страху праводзьце час бытаваньня вашага (на чужыне),
18 ведаючы, што ня гінучым срэбрам ці золатам збаўлены вы ад марнага вашага жыцьця, пераданага ба́цькамі,
19 але найкаштоўнейшай Крывёю Хрыста, як Ягняка чыстага і бяз сказы,
20 прызначанага перш стварэньня сьвету, але зьяўленага ў апошнія часы для вас,
21 што цераз Яго ве́рыця ў Бога, уваскрасіўшага Яго із мёртвых і даўшага Яму Славу так, каб вера вашая і надзея была на Бога.
22 Душы вашыя ачысьціўшы паслухмянасьцяй праўдзе цераз Духа для братняй любові някрывадушнай ад чыстага сэрца любіце адзін аднаго горача,
23 будучы адроджанымі ня ад гінучага семені, але бессьмяротнага цераз Слова Жывога і прабываючага вечна Бога.
24 Бо кожнае цела, як трава, і ўсякая слава чалавечая, як краска травы: засохла трава, і краска ейная апа́ла;
25 А Слова Госпада прабывае вечна. І гэта Слова абвешчана вам.

Новой Женевской Библии

1:1 Петр. Т.е. «камень» — имя, данное апостолу Иисусом (Мф 16:18; Ин 1:42), предвидевшим его роль в ранней Церкви. Его еврейское имя было, вероятно, Симеон (Симон, см., напр., Деян 15:14). «Кифа» (Ин 1:42; 1Кор 1:12) — арамейское слово, также означающее «камень», «скала».

Апостол. См. ком. к 2Кор 1:1.

пришельцам. Христиане живут в мире как странники, настоящий же дом их на небесах (Флп 3:20; Евр 11:13−16).

избранным. Тема избранничества развивается в ст. 2.

рассеянным. Греч.: «диаспора». Представители народа, проживающие вне исторической родины (Ин 7:35).

1:2 по предведению. Это понятие подразумевает изначальный замысел Божий и действенное избрание по любви.

Послание к христианам рассеяния.

при освящении от Духа. Указание на тесную связь избирающей любви Отчей с действием Духа, сообщающим искупление избраннику (2Фес 2:13), отделяющим грешника от греха и посвящающим его служению Богу.

к послушанию. Первое дело послушания — вера во Христа (Ин 6:28−29).

к... окроплению Кровию Иисуса Христа. Ветхозаветный образ. В новозаветном учении — распространение на избранного заслуг и очищающего действия Христовой смерти (Чис 19:9; ср. Евр 9:13−14); принятие благодати нового завета и выполнение налагаемых им обязательств.

благодать... и мир. Благодать — это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир — реальное состояние примиренности с Богом через Христа (Рим 5:1−2).

1:3 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения — предваряющая любовь Божия.

возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1:23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин 1:12−13; Ин 3:3−8; Иак 1:18; Тит 3:5).

к упованию живому. «Упование» (надежда), ключевое для всего послания слово (1:13, 21; 3:5, 15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение «живое» указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования.

1:4 к наследству. Как дети Божии через рождение свыше, христиане — наследники Божии и сонаследники Христу (Рим 8:16−17). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр 1:14).

1:5 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5:8−9; Еф 6:16; Флп 2:12−13). В основе греческого слова, переведенного по-русски «соблюдаемых», лежит понятие «охранять», «сторожить», напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д.

ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1:9; 4:13−14; 5:1, 4).

в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы.

1:6 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7).

1:7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим 5:3, 4; Иак 1:2−4).

испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру (Иов 23:10).

к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний — получение венца славы (5:1, 4).

в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4:13; 5:1; 1Кор 4:3−5).

1:9 достигая наконец верою вашею спасения душ. Верующие уже получили главное, в чем состоит спасение (т.е. мир и общение с Богом), но полнота спасения явится в пришествие Христа (ст. 5). «Душа» означает здесь всего человека (как и в 3:20).

1:11 на которое и на какое время. Пророки знали, что Мессия придет (Ис 7:14; 9:6; 11:1), но время Его пришествия им было неведомо (ср. Дан 12:6, 8−10).

Дух Христов. Это выражение встречается еще только в Рим 8:9 (ср. Деян 16:6−7; Гал 4:6; Флп 1:19). Дух Святой назван так, потому что Его посылает Христос (Ин 15:26), и потому что после Воскресения Христос вместе с Духом Святым совершает спасение верующих.

1:12 Им открыто было. Петр не указывает, как или когда это бывало открыто, но пророки знали, что в конечном итоге они служат грядущим поколениям.

что ныне проповедано вам. Т.е. страдания и прославление Христа (ст. 11), составляющие содержание благовестия (Лк 24:25−27, 45−47). Пророки предсказывали и предвидели события, исполнившиеся во Христе и возвещенные проповедниками Евангелия.

Духом Святым, посланным с небес. Здесь подчеркивается божественное происхождение благовестия. Один и тот же Дух вдохновлял пророков и вел проповедников Евангелия. Ветхий и Новый Заветы составляют одно целое, центр которого — Христос и принесенное Им спасение.

во что желают проникнуть Ангелы. Знание и опыт небожителей в сфере домостроительства искупления ограничен. Божий план они познают через Церковь (Еф 3:8−10).

1:13 препоясав чресла ума вашего. Идиоматическое выражение, восходящее к ближневосточному обычаю препоясывать длинную верхнюю одежду и заправлять полы ее за пояс, чтобы она не стесняла в движениях. Это призыв приготовиться к напряженному и продолжительному духовному усилию, устранив все, что может мешать или отвлекать.

1:15 призвавшего вас. К новой жизни человека приводит предваряющая благодать Божия.

будьте святы. Как ветхозаветный Израиль был отделен Богом от окружающих народов и призван к святости, так Церковь должна быть отделена от греха и выделена на служение Богу (2:9; Лев 19:2). Христианин стремится к святости, побуждаемый сознанием абсолютного нравственного совершенства Бога, на которое он должен сам равняться (ст. 16; Мф 5:48; Еф 5:1).

1:17 называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам. Христос взял на Себя грехи всего мира (2:24; Ис 53:4−5), но это не освобождает людей от ответственности перед Богом за их греховную жизнь. Христиане буду судимы за свои дела по меркам христианства и соответственно вознаграждены (Рим 14:10−12; 1Кор 3:12−15). Однако, строго говоря, обещанная награда не «заслужена», хотя и подается в меру дел; награда — это тоже милость. Блаженный Августин говорил, что ею Бог венчает Свои собственные дары.

со страхом. Поскольку Бог — Отец и Судия, верующие должны приближаться к Нему со смиренным почтением и благоговением (Пс 33:12; Деян 9:31).

время странствования вашего. Восприятие жизни как странствия подчеркивает временность пребывания христианина в этом мире.

1:18 искуплены. Освобождены от уз греха за выкуп (Рим 8:2; Гал 3:13; Еф 1:7). Цена искупления — кровь Христова (ст. 19).

от суетной жизни, преданной вам. «Суетность» или «никчемность» язычества — частая тема у авторов книг Священного Писания (Иер 2:5; Деян 14:15). Хотя в НЗ встречаются осуждения иудейских преданий, дополнявших заповеди ветхозаветного закона (Мк 7:8−13), здесь Петр, по-видимому, имеет в виду именно язычество (1:14; 4:3).

1:19 Агнца. См. Исх 12:5; Лев 3:6−7; Ис 53:7; Ин 1:29.

непорочного и чистого. Чтобы быть принятой, жертва должна быть без изъяна (Лев 22:20−25). Безгрешный Христос был предназначен умереть за грехи других людей (Евр 7:27).

1:20 прежде создания мира. Христос был предназначен стать Искупителем избранных еще прежде создания мира (Ин 17:24; Еф 1:4).

в последние времена. Это понятие обнимает весь период между Первым и Вторым пришествием Иисуса (Деян 2:17; Евр 1:2).

1:21 уверовавших чрез Него в Бога. Как Посредник между Богом и человеком, Христос — единственный путь к Богу (Ин 14:6). Отец открывается во Христе (Ин 1:18), и искупительная смерть Христова открыла доступ к Богу (3:18).

1:23 Нелицемерная и постоянная любовь к другим (ст. 22) возможна только благодаря тому, что сначала была явлена любовь Божия (Ин 13:35; 1Ин 4:10−12).

возрожденные. См. ком. к 1:3.

не от тленного семени, но от нетленного. Петр сравнивает и противопоставляет человеческое деторождение и животворящую силу Слова Божия (Лк 8:11; Ин 1:12−13).

от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Посредством Слова Божия Дух Святой приводит грешников к познанию благодати Божией во Христе Иисусе (Иак 1:18; Евр 4:12).



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.