1 Петра 1 глава

Первое послание апостола Петра
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Петр, апостол1 Иисуса Христа, — скитальцам, живущим на чужбине, рассеянным в землях Понта, Галатии, Каппадокии, Асии2 и Вифинии, всем, кто избран
2 по предведению Бога Отца и освящается Духом для послушания Иисусу Христу и очищения кровью Его:3
желаю, чтобы вы всё более и более исполнялись благодатью и миром!
3 Прославлен4 да будет Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа! По великой Своей милости через воскресение Иисуса Христа из мертвых вернул Он нас с вами к жизни,5 к живой надежде,
4 к тому наследию, что неподвластно ни тленью, ни оскверненью, ни увяданию, что сберегается на небесах для вас.
5 Вас же хранит, по вере вашей, сила Божия, чтоб достигли вы спасения, что предуготовлено уже и явится в последний День.6
6 Радуйтесь этому,7 даже если вам и приходится нести какое-то время8 невзгоды или испытания.9
7 Как золото огнем испытывается, так и подлинность веры вашей — неизмеримо драгоценнейшей, нежели обреченное на уничтожение золото, — в испытаниях явит себя к похвале, и славе, и чести вашей в день, когда придет Иисус Христос.10
8 Хотя вы и не видели Его, любите Его; и ныне, всё еще не видев Его, всё равно верите в Него и исполнены чудной, неописуемой радости,
9 достигая цели веры [вашей] — спасения своего.11
10 Всё, что было связано с этим спасением, ревностно изучали и исследовали пророки,12 предсказавшие уготованную вам благодать.
11 Они пытались постичь, на какое время и на какие обстоятельства указывал13 говоривший в них Дух Христов, когда предвозвещал Христовы страдания и славу,14 что последует за ними.
12 Им было открыто при этом, что служение их совершалось не столько им самим во благо, сколько вам. Ныне вам поведали об этом те, кто силою Духа Святого, посланного с небес, принес вам Благую Весть.15 И даже ангелы устремляют к этому взоры свои.
13 Так что пусть не блуждают мысли ваши, вы, как люди рассудительные, возложите16 все свои надежды на благословения,17 ниспосылаемые вам в откровении Иисуса Христа.18
14 Как послушные дети Божии, не допускайте, чтобы жизнь ваша ныне складывалась под влиянием похотей,19 владевших вами, когда вы были еще в неведении.
15 Свят Призвавший вас. Будьте же и вы, подобно Ему, святы во всем, что бы ни делали вы.
16 В Писании так и говорится: «Будьте святы, ибо свят Я».20
17 И если Отцом зовете вы Того, Кто каждого по делам его судит, судит невзирая на лица, проводите время скитания своего на земле в страхе Божьем.
18 Вы же знаете, что не тем, что преходяще, как серебро или золото, выкуплены вы из суетной жизни, которую унаследовали от отцов,
19 но драгоценною кровью Христа, Агнца чистого и непорочного.
20 Он был предназначен к сему еще до сотворения21 мира, а явлен во спасение ваше22 в конце времен.
21 Через Христа вы уверовали в Бога, который Его и воскресил из мертвых, и прославил, чтобы и вера ваша, и надежда покоились в Боге.
22 Послушанием истине23 очистились вы24 для братолюбия нелицемерного, так продолжайте от [чистого] сердца горячо любить друг друга,
23 ведь не от тленного семени рождены вы вновь,25 но от нетленного, через живое и вечно пребывающее слово Божие.
24 Ибо воистину

люди все26что трава,
и вся слава их27словно цвет на траве полевой:
засыхает трава, и опадает цвет,

25

но слово Господне вовек пребывает.28


И «слово» это — Благая Весть, возвещенная вам.

Новой Женевской Библии

1:1 Петр. Т.е. «камень» — имя, данное апостолу Иисусом (Мф 16:18; Ин 1:42), предвидевшим его роль в ранней Церкви. Его еврейское имя было, вероятно, Симеон (Симон, см., напр., Деян 15:14). «Кифа» (Ин 1:42; 1Кор 1:12) — арамейское слово, также означающее «камень», «скала».

Апостол. См. ком. к 2Кор 1:1.

пришельцам. Христиане живут в мире как странники, настоящий же дом их на небесах (Флп 3:20; Евр 11:13−16).

избранным. Тема избранничества развивается в ст. 2.

рассеянным. Греч.: «диаспора». Представители народа, проживающие вне исторической родины (Ин 7:35).

1:2 по предведению. Это понятие подразумевает изначальный замысел Божий и действенное избрание по любви.

Послание к христианам рассеяния.

при освящении от Духа. Указание на тесную связь избирающей любви Отчей с действием Духа, сообщающим искупление избраннику (2Фес 2:13), отделяющим грешника от греха и посвящающим его служению Богу.

к послушанию. Первое дело послушания — вера во Христа (Ин 6:28−29).

к... окроплению Кровию Иисуса Христа. Ветхозаветный образ. В новозаветном учении — распространение на избранного заслуг и очищающего действия Христовой смерти (Чис 19:9; ср. Евр 9:13−14); принятие благодати нового завета и выполнение налагаемых им обязательств.

благодать... и мир. Благодать — это милость Божия к грешникам, даруемая через Христа, а мир — реальное состояние примиренности с Богом через Христа (Рим 5:1−2).

1:3 по великой Своей милости. Здесь подчеркивается, что основа спасения — предваряющая любовь Божия.

возродивший. Хотя это слово употреблено в НЗ только здесь и в 1:23, само понятие возрождения встречается часто (напр., Ин 1:12−13; Ин 3:3−8; Иак 1:18; Тит 3:5).

к упованию живому. «Упование» (надежда), ключевое для всего послания слово (1:13, 21; 3:5, 15), в Библии всегда передает идею уверенного ожидания будущих благ на основе обетований Божиих. Определение «живое» указывает на бессмертный и непреходящий характер этого упования.

1:4 к наследству. Как дети Божии через рождение свыше, христиане — наследники Божии и сонаследники Христу (Рим 8:16−17). Их наследство толкуется как полное спасение (ст. 5; ср. Евр 1:14).

1:5 силою Божиею через веру соблюдаемых. Этот стих отмечает и первостепенное значение Божественной благодати, и важность человеческих поступков под ее воздействием (5:8−9; Еф 6:16; Флп 2:12−13). В основе греческого слова, переведенного по-русски «соблюдаемых», лежит понятие «охранять», «сторожить», напр., бдительно охранять страну, крепость и т.д.

ко спасению. Т.е. к будущему окончательному освобождению от греха и полному наслаждению вечной славой (1:9; 4:13−14; 5:1, 4).

в последнее время. Второе пришествие Христово в знамениях Его силы и славы.

1:6 поскорбев... если нужно. Бог попускает или посылает испытания тогда и в той мере, в какой они необходимы для укрепления веры (ст. 7).

1:7 Изложение целей Божиих при испытаниях, упомянутых в ст. 6 (ср. Рим 5:3, 4; Иак 1:2−4).

испытанная вера ваша. Как люди посредством огня очищают драгоценные металлы, так Бог использует испытания, чтобы отделить подлинную веру от поверхностных ее выражений и, в то же время, укрепить эту веру (Иов 23:10).

к похвале и чести и славе. Конечное назначение испытаний — получение венца славы (5:1, 4).

в явление Иисуса Христа. В Его Второе пришествие (ст. 5; 4:13; 5:1; 1Кор 4:3−5).

1:9 достигая наконец верою вашею спасения душ. Верующие уже получили главное, в чем состоит спасение (т.е. мир и общение с Богом), но полнота спасения явится в пришествие Христа (ст. 5). «Душа» означает здесь всего человека (как и в 3:20).

1:11 на которое и на какое время. Пророки знали, что Мессия придет (Ис 7:14; 9:6; 11:1), но время Его пришествия им было неведомо (ср. Дан 12:6, 8−10).

Дух Христов. Это выражение встречается еще только в Рим 8:9 (ср. Деян 16:6−7; Гал 4:6; Флп 1:19). Дух Святой назван так, потому что Его посылает Христос (Ин 15:26), и потому что после Воскресения Христос вместе с Духом Святым совершает спасение верующих.

1:12 Им открыто было. Петр не указывает, как или когда это бывало открыто, но пророки знали, что в конечном итоге они служат грядущим поколениям.

что ныне проповедано вам. Т.е. страдания и прославление Христа (ст. 11), составляющие содержание благовестия (Лк 24:25−27, 45−47). Пророки предсказывали и предвидели события, исполнившиеся во Христе и возвещенные проповедниками Евангелия.

Духом Святым, посланным с небес. Здесь подчеркивается божественное происхождение благовестия. Один и тот же Дух вдохновлял пророков и вел проповедников Евангелия. Ветхий и Новый Заветы составляют одно целое, центр которого — Христос и принесенное Им спасение.

во что желают проникнуть Ангелы. Знание и опыт небожителей в сфере домостроительства искупления ограничен. Божий план они познают через Церковь (Еф 3:8−10).

1:13 препоясав чресла ума вашего. Идиоматическое выражение, восходящее к ближневосточному обычаю препоясывать длинную верхнюю одежду и заправлять полы ее за пояс, чтобы она не стесняла в движениях. Это призыв приготовиться к напряженному и продолжительному духовному усилию, устранив все, что может мешать или отвлекать.

1:15 призвавшего вас. К новой жизни человека приводит предваряющая благодать Божия.

будьте святы. Как ветхозаветный Израиль был отделен Богом от окружающих народов и призван к святости, так Церковь должна быть отделена от греха и выделена на служение Богу (2:9; Лев 19:2). Христианин стремится к святости, побуждаемый сознанием абсолютного нравственного совершенства Бога, на которое он должен сам равняться (ст. 16; Мф 5:48; Еф 5:1).

1:17 называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам. Христос взял на Себя грехи всего мира (2:24; Ис 53:4−5), но это не освобождает людей от ответственности перед Богом за их греховную жизнь. Христиане буду судимы за свои дела по меркам христианства и соответственно вознаграждены (Рим 14:10−12; 1Кор 3:12−15). Однако, строго говоря, обещанная награда не «заслужена», хотя и подается в меру дел; награда — это тоже милость. Блаженный Августин говорил, что ею Бог венчает Свои собственные дары.

со страхом. Поскольку Бог — Отец и Судия, верующие должны приближаться к Нему со смиренным почтением и благоговением (Пс 33:12; Деян 9:31).

время странствования вашего. Восприятие жизни как странствия подчеркивает временность пребывания христианина в этом мире.

1:18 искуплены. Освобождены от уз греха за выкуп (Рим 8:2; Гал 3:13; Еф 1:7). Цена искупления — кровь Христова (ст. 19).

от суетной жизни, преданной вам. «Суетность» или «никчемность» язычества — частая тема у авторов книг Священного Писания (Иер 2:5; Деян 14:15). Хотя в НЗ встречаются осуждения иудейских преданий, дополнявших заповеди ветхозаветного закона (Мк 7:8−13), здесь Петр, по-видимому, имеет в виду именно язычество (1:14; 4:3).

1:19 Агнца. См. Исх 12:5; Лев 3:6−7; Ис 53:7; Ин 1:29.

непорочного и чистого. Чтобы быть принятой, жертва должна быть без изъяна (Лев 22:20−25). Безгрешный Христос был предназначен умереть за грехи других людей (Евр 7:27).

1:20 прежде создания мира. Христос был предназначен стать Искупителем избранных еще прежде создания мира (Ин 17:24; Еф 1:4).

в последние времена. Это понятие обнимает весь период между Первым и Вторым пришествием Иисуса (Деян 2:17; Евр 1:2).

1:21 уверовавших чрез Него в Бога. Как Посредник между Богом и человеком, Христос — единственный путь к Богу (Ин 14:6). Отец открывается во Христе (Ин 1:18), и искупительная смерть Христова открыла доступ к Богу (3:18).

1:23 Нелицемерная и постоянная любовь к другим (ст. 22) возможна только благодаря тому, что сначала была явлена любовь Божия (Ин 13:35; 1Ин 4:10−12).

возрожденные. См. ком. к 1:3.

не от тленного семени, но от нетленного. Петр сравнивает и противопоставляет человеческое деторождение и животворящую силу Слова Божия (Лк 8:11; Ин 1:12−13).

от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Посредством Слова Божия Дух Святой приводит грешников к познанию благодати Божией во Христе Иисусе (Иак 1:18; Евр 4:12).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Апостол.
1  [2] — См. в Словаре Асия.
2  [3] — Букв.: к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа. Ср. Исх 24:3−8.
3  [4] — Или: благословен.
3  [5] — Букв.: Он возродил нас.
5  [6] — Букв.: которое готово быть явленным/открытым в последнее время.
6  [7] — Или: об этом ликуйте.
6  [8] — Или: какое-то короткое время.
6  [9] — Или: переживания; или: искушения.
7  [10] — Букв.: и чести в откровении Иисуса Христа.
9  [11] — Букв.: спасения душ.
10  [12] — См. в Словаре Пророк.
11  [13] — Друг. возм. пер.: на кого и на какое время указывал.
11  [14] — Букв.: славы (мн.ч.).
12  [15] — Букв.: что не им самим, а вам (в некот. рукописях: нам) служило то (или: служили этим), что теперь возвещено вам через благовествовавших вам в Духе Святом (или: Духом Святым), посланном с неба.
13  [16] — Букв.: поэтому, препоясав бедра ума вашего, трезвясь, возложите.
13  [17] — Букв.: благодать.
13  [18] — Или: что даны вам сейчас и дарованы будут в явлении Иисуса Христа.
14  [19] — Букв.: не сообразуйтесь/не приноравливайтесь к прежним похотям.
16  [20] — Лев 11:44; Лев 19:2.
20  [21] — Или: основания.
20  [22] — Букв.: ради вас.
22  [23] — Некот. рукописи добавляют: через Духа.
22  [24] — Букв.: очищены души ваши.
23  [25] — Или: возрождены.
24  [26] — Букв.: всякая плоть.
24  [27] — Или: краса их (в некот. рукописях: человеческая).
25  [28] — Ис 40:6−8.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.