Послание Иакова 5 глава

Послание Иакова
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Теперь о вас, богатые. Плачьте, рыдайте, ибо ждет вас беда.
2 Считайте, что пропало1 ваше богатство и одежды ваши побиты молью,
3 изъедены ржавчиной даже золото ваше и серебро — ржавчина эта изобличит вас и спалит вашу плоть, как огонь. Собрали вы сокровища, но в мире собрали вы их, дни которого сочтены уже. 2
4 И плата, которую вы не отдали работникам, собравшим хлеб с полей ваших, взывает к отмщению, и крики жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.3
5 Вы роскошествовали на земле и всем желаниям своим потакали. Так утучнили вы себя4 на день заклания.
6 Вы и теперь продолжаете судить и убивать праведников, хотя они и не противятся вам.5
7 Вы же, братья мои, не впадайте в уныние и будьте терпеливы в ожидании пришествия Господня. Посмотрите на земледельца, как он ожидает драгоценного плода земли, дождей ранних и поздних с каким терпением ждет он!
8 Будьте и вы столь же терпеливы и стойки6 — близко уже пришествие Господне.
9 Не вините никого в своих бедах,7 братья, чтобы самим не быть осужденными — уже у дверей Судья.
10 Пусть будет для вас примером то долготерпение, какое явили в страданиях своих пророки,8 говорившие во имя Господне.
11 Помните, что блаженными мы называем тех, которые терпели.9 Вы слышали о стойкости Иова и знаете, какое намерение о нем было у Господа,10 ведь исполнен Он сострадания и милости.
12 Но главное, не клянитесь, братья мои, — ни небом, ни землей и ничем иным не клянитесь; просто пусть «да» у вас будет «да», а «нет» точно будет «нет», тогда не навлечете на себя осуждения.
13 Страдает ли кто из вас — пусть молится, радостен ли кто — пусть поет псалмы.
14 Болен кто — пусть призовет пресвитеров11 церкви, чтобы те помолились над ним, совершив помазание елеем во имя Господа.
15 И молитва, с верой вознесенная, спасет больного12 — Господь восстановит его здоровье.13 И если согрешил он, прощено ему будет.
16 Так что признавайтесь друг перед другом в грехах14 своих и молитесь друг о друге, чтобы исцелиться. Велика сила горячей15 молитвы праведного.
17 Илия был такой же человек, как и мы, однако когда помолился он усердно о том, чтобы не было дождя, за три года и шесть месяцев в стране16 ни разу не пролился дождь,
18 когда же снова помолился, пошли дожди,17 и земля произрастила плод свой.
19 Братья мои, если уклонится кто из вас от истины и кто-то поможет ему вернуться,
20 пусть знает вернувший грешника с ложного пути его, что спас он его от смерти и что множество тому будет прощено грехов.18

Новой Женевской Библии

5:1 богатые. В Библии богатство само по себе нигде не порицается. Очень часто оно считается признаком благоволения Божия (Притч 10:22). Тем не менее, богатые часто виновны в том, что употребляют свое богатство для притеснения и угнетения бедных. Бог суров к таким людям (Лк 6:24).

5:2−3 сгнило... изъедены молью... изоржавело. Все земные сокровища тленны и в конце концов теряют свою ценность для их обладателя. Ср. Мф 6:20.

5:4 плата, удержанная вами у работников. Задержка оплаты труда есть нарушение закона Божия. За труд надо не только платить, но обязательно платить вовремя (Лев 19:13; Втор 24:14−15).

5:5 Вы роскошествовали... напитали сердца ваши. Богатые уподобляются животным, которых откармливают на убой. Для неверующего всякий дар Божий оказывается своего рода проклятием: всякое благодеяние Божие увеличивает вину и наказание принявшего его без ответной благодарности и поклонения Богу.

5:6 Вы осудили, убили. Эти слова можно понимать как в прямом, так и в переносном смысле. Неправедное использование власти может легко привести к наказанию людей невиновных.

5:7 долготерпеливы. Иаков призывает верующих быть долготерпеливыми, поскольку они ожидают обетованного Богом отмщения за избранных Своих. Обетование Божие состоит в том, что Он Сам воздаст за всю несправедливость в этом мире (Лк 18:1−8).

5:9 вот, Судия стоит у дверей. Этот стих отражает напряженное ожидание Второго пришествия Христа, новозаветную надежду на возвращение Иисуса в конце времен. С другой стороны, возможно, автор имеет в виду близость суда, ожидающего каждого человека после его смерти, которая всегда не за горами. И этого суда Божия не избежать никому.

5:12 не клянитесь. Строго говоря, здесь нет запрещения клятвы как таковой. В данном случае речь идет о недопустимости призывания в качестве свидетелей клятвы каких-либо неодушевленных объектов (что, с библейской точки зрения, является идолопоклонством). Только Бог обладает властью быть вездесущим, всеведущим и всемогущим Свидетелем истинности клятвы и обетов человека. Честные и благочестивые клятвы не запрещаются Богом, ибо они представляют собой необходимую часть всякого договора.

да, да. Христиане должны быть людьми, на слово которых можно положиться. Здесь повторяются слова Иисуса, сказанные Им в Нагорной проповеди (Мф 5:34−37).

5:14 пресвитеров Церкви. См. Деян 14:23; Тит 1:5.

помазав его елеем. В древнем мире елей, т.е. оливковое масло, был широко распространенным лекарственным средством (Мк 6:13; Лк 10:34). Кроме того, елей имел и символическое значение — он знаменовал собою врачующую силу благодати Божией.

5:15 молитва веры. Не существует какой-либо особой «молитвы веры», которая обладала бы свойством исцелять. Здесь говорится о всепобеждающей силе молитвы, совершаемой с твердым упованием и непоколебимой верой. Иаков призывает христианские общины не оскудевать в своих молитвах о болящих.

если он соделал грехи. Между совершенными грехами и болезнями может существовать прямая связь. Даруемое Богом прощение оказывается целительным как для души, так и для тела.

5:16 Признавайтесь друг пред другом в проступках. Хотя Священное Писание нигде не говорит о необходимости исповедоваться перед священником, исповедание своих грехов Богу и друг перед другом засвидетельствовано в этих словах.

молитва праведного. Т.е. молитва благочестивого человека, молящегося с верою.

5:17 Илия. Хотя Илия совершал особое служение пророка, он был человеком, подобным всем верующим. Сила его молитвы проистекает из силы его веры.

5:19 если кто из вас уклонится от истины. Т.е. вступит на стезю греха.

5:20 обративший грешника. Попечение о душах собратьев является обязанностью каждого члена общины. В этом необходимы взаимная помощь и поддержка. покроет множество грехов. Бог покрывает грехи Своим прощением (Пс 31:1; Пс 84:3).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: сгнило.
3  [2] — Букв.: вы собрали сокровища в последние дни.
4  [3] — Т.е. Господа воинств небесных.
5  [4] — Букв.: утучнили сердца свои.
6  [5] — Букв.: вы осудили, убили праведного — он не противится вам. Здесь «праведный», вероятно, используется как родовое понятие. Друг. возм. пер.: вы осуждали и убивали людей без вины, и они не противились вам. Вторая часть предложения в оригинале стоит в настоящем времени, что дает основание считать все это высказывание относящимся к тем людям, с которыми богатые продолжали обращаться так же несправедливо, как в свое время богатые поступили с Христом.
8  [6] — Букв.: терпеливы, укрепите сердца ваши.
9  [7] — Букв.: не жалуйтесь друг на друга.
10  [8] — Букв.: страдание и долготерпение пророков. См. в Словаре Пророк.
11  [9] — Или: выстояли.
11  [10] — Или: и видели, как Господь поступил с ним в конце.
14  [11] — Букв.: старейшин. См. в Словаре Пресвитер.
15  [12] — Или: исцелит/избавит больного.
15  [13] — Букв.: и поднимет его Господь.
16  [14] — В некот. рукописях: в проступках.
16  [15] — Или: усиленной.
17  [16] — Или: на землю/почву.
18  [17] — Букв.: небо дало дождь.
20  [18] — Букв.: спасет душу его от смерти и покроет множество грехов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.