Библия » Сравнение переводов

Есфирь 1 глава

Книга Есфирь

Под редакцией Кулаковых

1 Было это во времена Ксеркса1 – того Ксеркса, который правил ста двадцатью семью областями от Индии до Куша.2
2 Утвердившись3 к тому времени на царском престоле в крепости Сузы,
3 царь Ксеркс на третий год своего правления устроил пир для вельмож и сановников. Собрав у себя персидских и мидийских военачальников, знать и правителей областей,
4 он показывал им богатство славного своего царства, его блеск и великолепие много дней подряд – сто восемьдесят дней.
5 Когда эти дни завершились, царь устроил семидневный пир для всего народа – для всех жителей крепости Сузы от мала до велика – во дворе царского сада.4
6 Белые и голубые льняные полотнища висели на шнурах из белого виссона и пурпурной шерсти, привязанных к серебряным перекладинам на мраморных столбах; на мозаичном полу из мрамора, перламутра и самоцветов5 стояли ложа из золота и серебра.
7 Напитки подавали в золотых чашах, и чаши были самые разные; вино от царских щедрот лилось рекой,
8 и пили, по указу царя, без ограничений – кто сколько пожелает:6 такие распоряжения царь дал управителям своего дворца.
9 А в самом царском дворце Ксеркса царица Астинь7 устроила пир для женщин.
10 На седьмой день пира царь, развеселившийся от вина, повелел Мехуману, Биззете, Харвоне, Бигте, Авагте, Зетару и Каркасу – семи царедворцам,8 служившим при нем,9
11 привести к нему царицу Астинь в царском венце, чтобы показать ее красоту народу и правителям, ведь она была очень красива.
12 Но царица Астинь, услышав от царедворцев повеление царя, прийти отказалась – и царь так разгневался на нее, что пришел в ярость.
13 Тогда царь обратился к мудрецам, знатокам обычаев разных времен (царь, как правило, вел свои дела в присутствии знатоков закона и права,
14 его приближенными были Каршена, Шетар, Адмата, Таршиш, Мерес, Марсена и Мемухан – семь знатных персов и мидийцев, всегда имевших доступ к царю и занимавших первые места в царстве).
15 «Как по закону следует поступить с царицей Астинью, – спросил он, – за то, что она не исполнила повеление царя Ксеркса, переданное через царедворцев?»
16 «Царица Астинь виновна не только перед царем, но и перед всеми правителями, перед всеми народами, живущими во владениях царя Ксеркса, – ответил царю и правителям Мемухан. –
17 Теперь поступок царицы станет известен всем женщинам, и они будут смотреть на своих мужей с пренебрежением и говорить: „Царь Ксеркс велел привести к себе царицу Астинь, а она не пошла“.
18 Знатные персиянки и мидийки, как только узнают о поступке царицы, сами начнут выказывать непокорство10 царским вельможам, вызывая лишь гнев и презрение!11
19 Если это будет угодно царю, пусть выйдет царский указ, где среди непреложных законов персов и мидийцев будет записано, что отныне никогда не предстанет Астинь пред очи царя Ксеркса, а звание ее царское пусть царь отдаст другой женщине, лучшей, чем она.
20 И когда такой царский указ огласят по всему его царству – а оно воистину велико, – то все женщины: и знатные, и незнатные12 – станут почитать своих мужей».
21 Совет Мемухана понравился царю и его правителям, и царь поступил так, как тот и сказал:
22 разослал указ по областям своего царства, в каждую область принятым там письмом, каждому народу на его языке: «Мужчина – господин в доме своем», – и так провозгласили на языке каждого народа.13

Новой Женевской Библии

1:1-22 Царица Астинь отказалась исполнить приказ царя Артаксеркса и прийти на пир, в результате чего была лишена царского достоинства.

1:1 Артаксеркс. Известный также под именем Ксеркса (485/6-465 гг. до Р.Х.), Артаксеркс был персидским царем, прославившимся тем, что объединил империю своего отца Дария, воздвиг несколько удачных построек и вел войны с греками в 480-470 гг. до Р.Х.

ста двадцатью семью областями. Указание на число областей, составлявших в целом двадцать административных округов, или сатрапий персидского царства, свидетельствует о значительных размерах страны, простиравшейся "от Индии и до Ефиопии".

1:2 в Сузах, городе престольном. Акрополь, укрепленный дворец, возвышавшийся над окружавшим его городом Сузы почти на 37 метров. Город Сузы был одной из трех столиц персидского царства и служил зимней резиденцией его правителей. С 1851 г. здесь не раз проводились археологические раскопки.

1:3 в третий год своего царствования. В 483 г. до Р.Х.

Персидская империя (500 г. до Р.Х.).

1:4-7 В течение ста восьмидесяти дней царь демонстрировал свои богатства. Изысканный семидневный пир, устроенный на садовом дворе царского дома, явился кульминацией празднеств. Разнообразие сосудов, в которых подавали напитки, и количество самого вина говорят о том, что щедрость царя не знала границ.

1:9 Астинь (Вашти). Вероятнее всего, это имя происходит от созвучного с ним персидского слова, означающего "возлюбленная" или "наилучшая". Ни в каких других книгах больше не упоминается. Небиблейские источники называют жену царя Артаксеркса именем Аместрис, хотя не исключено, что у царя могло быть несколько жен.

1:12 Еврейский текст не раскрывает причины, заставившие Астинь ослушаться царя, хотя некоторые древнееврейские толкователи объясняют это тем, что ей якобы было велено явиться в обнаженном виде и иметь только корону на голове или что она скрывала физический недостаток. Отказ царицы подчиниться повелению мужа открывает тему выбора между покорностью и непослушанием.

1:13 знающим... времена. Обычно выражение "знать времена" имеет отношение к области астрологии, хотя в данном контексте его, по всей видимости, следует понимать как "знать, что когда надлежало делать" (1 Пар. 12,32). Царь, только что демонстрирововавший могущество, славу и великолепие своей державы, обращается за советом к мудрецам, "знающим ... времена", т.е. разбирающимся в тонкостях закона и правосудия, и к семи старейшинам (Езд. 7,14), ибо не знает, как реагировать на поведение жены.

1:17 всех жен. Мемухан преувеличивает возможные последствия случившегося, предполагая, что пример Астинь заставит жен благородных мужей (княгинь персидских и мидийских) презирать своих мужей и принесет в их семьи пренебрежение и раздоры.

1:19 впишется в законы Персидские и Мидийские и не отменяется. Непреложность силы царского слова играет важную роль (4,11; 8,8). Решение царя удалить Астинь (о ней больше ни разу не говорится как о царице) и заменить ее на более достойную женщину (превосходящую ее как по красоте, так и по нравственным качествам) не подлежит обсуждению.

1:20 Замысел Мемухана состоял в том, чтобы наказание Астинь стало назиданием для всех женщин в царстве и заставило их покориться своим мужьям.

1:22 послал во все области... письма. Почтовая служба персидского царства использовалась для распространения царских указов, которые уже никто не мог отменить, и отличалась своей эффективностью (3,12.14; 8,9.10; ср. 9,20.30).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.