Книга пророка Софонии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии
«Смету, всех с лица земли смету, —
таково слово ГОСПОДНЕ, —
и людей уничтожу,2 и животных,
птиц небесных, рыб морских
и идолов, их изображающих,
вместе со злодеями уничтожу3 —
истреблю с лица земли весь род людской!» —
таково вещее слово ГОСПОДА!
«Занесу на Иуду руку
и на всех жителей Иерусалима,
прочь смету всё, что от ваалов осталось,
забудут имена жрецов и священников,
что с ними заодно,
уничтожу тех, кто поклоняется луне
и звездам на крышах,
тех, кто дает обет пред ГОСПОДОМ
и, Ему поклоняясь,
служит Молоху и им клянется,4
кто за ГОСПОДОМ идти не захотел
и не искал Его, о Нем не вопрошал».
Да смолкнет голос твой
перед Владыкой ГОСПОДОМ!
Ибо близок День ГОСПОДЕНЬ:
заклание жертвенное Он приготовил,
приглашенных очистил.5
«В день жертвы ГОСПОДНЕЙ
накажу согрешающих:
не обойду ни князей, ни сыновей царских,
ни тех, кто в чужеземные одежды рядится.
Воздам в тот день
всем, кто суеверно на порог ступить боится,6
а дом владыки своего7
наполняет насилием и обманом.
И будут в тот день, —
говорит ГОСПОДЬ, —
вопли слышны у Рыбных ворот,
рыдание в новом городе,8
а на холмах — великое разрушение!
Рыдай и ты, нижний город:
сметут купцов твоих алчных, 9
истребят и тех, кто деньги считал!10
Обыщу Я тогда Иерусалим,
взяв с Собой светильники,
и воздам сидящим самодовольно
у чаши полупустой,
тем, кто говорит про себя:
„Ничего ГОСПОДЬ не делает —
ни добра от Него, ни зла“.
Разграбят богатство их,
дома опустошат;
построят дома, а жить в них не будут,
насадят виноградники,
а вина им пить не придется».
Близок великий День ГОСПОДЕНЬ,
близок он и весьма скоро грядет!
Горечь несет с собою День Господень,
и страшен будет гул его,
храбрейшие возопиют тогда!11
Днем гнева будет день тот,
беды днем и страданий,
днем разорения и опустошения,12
днем мрака и тьмы,
днем черных туч и мглы,
днем зова трубного13 и боевого клича,
днем битвы против укрепленных городов
и против башен высоких!
В смятение повергну людей,
как слепые, они побредут,
потому что против ГОСПОДА своего согрешили.
Кровь их втопчут в грязь
и останки их, как навоз, разбросают.
Не спасет их ни серебро, ни злато
в день гнева ГОСПОДНЯ;
огонь негодования14 Его всё на земле спалит —
ибо страшный15 конец
уготован Им для всех, кто на земле обитает.
1:1 Вступление. См. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания.
Слово Господне. В начале пророческой речи возвещается об откровении, полученном пророком от Господа.
1:2−6 Пророк вначале говорит о том, что Господь все истребит с лица земли (ст. 2:3), а затем переходит к участи Иудеи и Иерусалима. Он обличает идолопоклонство (ст. 4), религиозный синкретизм (ст. 5) и равнодушие в вопросах веры (ст. 6).
1:2 истреблю с лица земли. Это выражение в еврейском языке является эмфатическим и означает полное, без остатка, истребление. Грядущий суд Божий, как некогда и всемирный потоп, обрушится на «людей и скот» и «птиц небесных» (ст. 3; Быт 6:7; Быт 7:23). Это пророчество исполнится в конце времен (2Пет 3:3−7).
1:3 истреблю людей. См. Мф 13:41.
1:4 простру руку Мою. Т.е. вся сила гнева Божия обрушится на тех, кто противится Ему (2:13; Исх 3:20; Втор 4:34; Ис 5:25; 4Цар 23:4−5).
остатки Ваала. Т.е. все сохранившиеся элементы поклонения Ваалу. В буквально смысле это означает, что некоторые сдвиги в религиозном сознании уже произошли и начался упадок культа Ваала.
жрецов со священниками. Согласно 4Цар 23:5, эти священники «совершали курения на высотах» и «кадили Ваалу, солнцу и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному».
1:5 тех, которые на кровлях поклоняются воинству небесному. Поклонение Ваалу и звездам было тем грехом, который привел к гибели Северное царство — Израиль (4Цар 17:16). Очевидно, алтари, посвященные языческим божествам, устраивались на крышах домов (4Цар 23:12; Иер 19:13).
царем своим. Иначе: «Молохом». В таком случае речь здесь идет об аммонитском боге, поклонение которому было с особой строгостью запрещено евреям (Лев 18:21; 20:2−5). Культ Молоха включал в себя приношение в жертву детей (ср. 3Цар 11:5; 4Цар 23:10; Иер 32:35).
1:6 не искали Господа. См. 2:3.
1:7−18 день Господень. В ветхозаветных пророчествах это выражение относится к определенному моменту в будущем, когда Господь воинств небесных явится во славе и одержит победу либо над одним из враждебных Ему царств: над Вавилоном — руками мидян (Ис 13:1 — 14:27; особенно 13:6), над Египтом — силою Вавилона (2:12; Иез 30:2−4), либо над Израилем, отдав его ассирийским завоевателя (Ис 1:24; Ам 5:18). В тексте книги этот день описан с особой яркостью. Выражения «тот день» и «день Господень» — синонимы. Пророк Исаия говорит: «один Господь будет высок в тот день» (Ис 2:17). «Тот день» мщения Господня можно также трактовать как время спасения Израиля (Ис 34:2 — 35:10), ибо сказано, что Господь окончательно сокрушит всех его врагов (2:2, 9; 3:8−20; Иоиль 3:14−16). Это также и день Страшного суда (Ам 5:18−20).
1:7 Умолкни. См. Авв 2:20; Зах 2:13; Пс 45:11. Пророк призывает людей проявить благоговейное смирение перед Всемогущим Богом завета.
жертвенное заклание. Пророк сравнивает грядущее осуждение Иудеи с жертвоприношением, в котором народу иудейскому уготована роль жертвенного агнца (Ис 34:6; Ис 1:7, 14; Иер 46:10; Иез 39:17−19).
назначил, кого позвать. Возможно, здесь говорится о языческих народах, которым Господь назначит быть исполнителями вынесенного Им Иудее приговора (Ис 10:5−10; Авв 1:6). Так же слова о званных к жертве могут относиться к народу завета, который ныне обречен на жертвенное заклание.
1:8 Я посещу князей и сыновей царя. Господь накажет ближайших родственников царя и царских вельмож за нарушение верности завету, выразившееся в заимствовании у других народов чуждых одежд и обычаев.
1:9 порог. Т.е. порог святилища (1Цар 5:5). Вероятно, иудеи подражали некоторым религиозным обычаям филистимлян.
1:11 торговый народ. Крики отчаяния доносятся со всех концов города, свидетельствуя о суровости суда Божия. Богатое сословие торговцев здесь специально выделяется из всего населения ввиду свойственной ему алчности и нечестности в делах (Ам 8:4−6).
1:12 осмотрю. Никто не укроется от всевидящего ока Господа (Ам 9:1−4; Пс 138; Лк 15:8).
тех, которые сидят на дрожжах своих. Т.е. самодовольных и равнодушных людей, которые полагают, что и Он должен с безразличием относиться к добру и злу в мире. Духовно инертные люди, утратившие веру в Бога живого, уподобляются осадку, получающемуся в процессе брожения вина.
1:14−18 Здесь Софония развивает тему дня Господня, чтобы таким образом обосновать свой призыв к покаянию, который прозвучит в 2:1−3.
1:17 они будут ходить, как слепые. Одно из проклятий завета (см. Втор 28:28−29).
они согрешили. Причина гнева Господня (см. ком. к 3:1−5).
1:18 Ни серебро их, ни золото их не может спасти их. См. Пс 48:7−10; Притч 11:4; Мф 16:26; Лк 12:13−21.
ревности. См. Исх 20:5; Исх 34:6, 14; Втор 4:24. Ревность Господа проистекает от Его любви к своему народу. Эта любовь делает народ «уделом Бога» (Исх 19:5), а взамен требует от него абсолютной покорности.