Откровение 1 глава

Откровение Иоанна Богослова
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Книга эта — откровение Иисуса Христа,1 которое дал Ему Бог, дал, чтобы мог Он показать слугам2 Своим, чему предстоит произойти вскоре. Он послал ангела Своего явить3 это откровение мне, рабу Своему Иоанну,
2 дабы как свидетель поведал я народу Божьему обо всем, что видел и слышал: о слове Божием и об истине, Иисусом Христом возвещенной.4
3 Блажен тот, кто читает, и блаженны те, что слушают слова этой книги пророческой и соблюдают написанное в ней, 5 ибо близится время исполнения.
4 Иоанн —
семи церквам в Асии:6
благодать7 вам и мир от Того, Кто есть, Кто был и Кто грядет; от семи также духов,8 что перед престолом Его;
5 и от Иисуса Христа, Свидетеля верного, Первенца9 из мертвых, Владыки царей земных.
Ему, Который возлюбил нас и кровью Своею избавил10 от грехов наших,
6 сделав нас царством11 святых и священниками12 Бога, Отца Своего, — Ему слава и власть во веки [веков]! Аминь.13
7
Вот идет Он с облаками;14
каждое око увидит Его и даже те, которые пронзили Его.
В страх и отчаяние повергнет все племена земные явление Его.
Так будет. Аминь.
8 «Я — Альфа и Омега, — говорит Господь Бог,15 — Я Тот, Кто есть,16 Кто был и Кто грядет, Вседержитель».
9 Я, Иоанн, ваш брат, всегда разделявший вместе с вами испытания ваши, как и вы обретший в Иисусе царство и силу вынести17 всё, был за слово Божие и свидетельство об Иисусе18 в ссылке на острове Патмос.
10 В день Господень объял меня Дух19 Божий, и услышал я за спиной громкий, звучавший как труба голос.
11 «То, что видишь,20 — сказал он мне, — запиши в книгу и пошли семи церквам, в города: Эфес, Смирну, Пергам, Фиатиры, Сарды, Филадельфию и Лаодикию».
12 Я повернулся на голос, чтобы увидеть говорившего, и увидел, обернувшись, семь золотых светильников.
13 А посреди светильников стоял некто, подобный «Сыну Человеческому»:21 Он был облачен в длинную одежду22 и опоясан по груди золотым поясом.
14 Голова Его и волосы были белы, как самая белоснежная шерсть, глаза — что огонь пылающий.
15 Ноги у Него бронзе были подобны, раскаленной в печи, а голос Его — словно шум мощного потока.
16 В правой руке Своей держал Он семь звезд; из уст Его исходил меч разящий, обоюдоострый; и лик Его — как солнце, в зените сияющее.
17 Увидев всё это, как мертвый пал я к ногам Его. Тогда Он возложил на меня правую руку Свою и сказал: «Не бойся! Я — Первый и Последний,
18 жив Я. Был мертв, а ныне жив и буду жить во веки веков, и Я владею ключами от смерти и ада.
19 Запиши же всё, что ты видел уже и увидишь еще: и происходящее сейчас, и то, чему предстоит произойти вскоре.23
20 А тайна семи звезд, которые видел ты в правой руке Моей, и семи золотых светильников, она вот в чем: семь звезд — это ангелы семи церквей, а семь светильников и есть эти семь церквей.

Новой Женевской Библии

1:1 чему надлежит быть вскоре. См. 22:6,7,10,12.20. Духовная война происходит на всем протяжении земного бытия Церкви. «Последние дни», возвещенные пророчествами Ветхого Завета, открылись с воскресением Христа (Деян 2:16,17). Время ожидания минуло, Бог вводит человечество в заключительную фазу его духовного становления. Именно в этом смысле нынешние дни являются «последним временем» (1Ин 2:18).

1:2 свидетельство Иисуса Христа. Т.е. Евангелие Иисуса Христа, Благая Весть о Его воскресении. Само Откровение есть послание, назначение которого — укрепить христианское свидетельство. Откровение обладает полнотой Божественного авторитета и подлинностью (22:20,6,16; 19:10).

1:3 Блажен читающий и слушающие. В Откровении не только изрекаются слова осуждения неверующим, но и благословения верующим (14:13; 16:15; 19:9; 20:6; 22:7,14).

слова пророчества сего. См. 22:7−10:18,19. Как и ветхозаветные пророчества, Откровение сочетает видения будущего с увещаниями верующих. Пророчество — это особая богодухновенная форма раскрытия движущей силы истории, соединяющей все разрозненные события в единую картину причинно-следственных связей.

соблюдающие. Т.е. исполняющие. Благословение приходит не к слушателям, но к исполнителям услышанного.

1:4−5 Приветствие, характерное для жанра посланий.

1:4 Иоанн. См. Введение: Автор.

Семи церквам. См. 1:11; 2:1 — 3:22. В книге Откровение важную роль играет число семь (см. Введение; Содержание), символизирующее завершенность (Быт 2:2,3). Выбор семи церквей не только выражает эту тему, но и указывает на более широкое содержание послания, а именно, что оно обращено ко всем церквам.

Асии. Асия (Азия) — провинция Римской империи, охватывающая запад нынешней Турции.

Который есть и был и грядет. Это выражение тождественно имени Божию в книге Исход 3:14−22. См. ком. к 1:8.

от семи духов. Святой Дух описывается в терминах семеричной полноты (4:5; Зах 4:2,6). Источником благодати и мира является Троица: Бог Отец («Который есть»), Сын (1:5) и Дух (ср. 1Пет 1:1,2; 2Кор 13:14).

1:5 свидетель верный. См. ком. к 1:2.

первенец. См. ком. к 1:18.

владыка. См. ком. к 4:1−5:14.

1:5−8 Иоанн воздает славу Богу в форме, имеющей сходство с началом большинства посланий апостола Павла. Темы владычества Божия, искупления и Второго пришествия Христа освещаются на всем протяжении книги Откровение.

омывшему нас. В оригинале: «избавившему нас». См. ком. к 5:1−14.

1:6 Поклонение Богу и прославление Его — основная тема Откровения. Прославление Бога является неотъемлемой частью духовной борьбы.

соделавшему нас царями и священниками. Святые услаждаются законом Божиим и как священники имеют непосредственный доступ к Богу (Евр 10:19−22; 1Пет 2:5−9). В будущем они будут царствовать с Ним (2:26,27; 3:21; 5:10; 20:4,6). Все народы отныне разделяют священнические преимущества, дарованные Израилю (Исх 19:6). Цели искупления, прообразом которого был исход из Египта, и цели, ради которых человеку была дарована власть над творением, исполняются во Христе (5:9,10).

Тема священнического служения и общения с Богом соединяется в Откровении с образом храма (см. ком. к 4:1 — 5:14).

1:8 Альфа и Омега. Первая и последняя буквы греческого алфавита. Бог есть Начинатель и Завершитель творения. Он — Господь прошлого, настоящего и будущего, на что указывает выражение «есть и был и грядет» (см. ком. к 4:1 — 5:14). Его державная власть над творением служит залогом исполнения поставленных Им целей (Рим 8:18−25).

Который... грядет. Имеется в виду Второе пришествие Христа как завершающий этап замысла Божия.

1:9 соучастник... в терпении. Призыв проявлять терпение и хранить верность повторяется на протяжении всего Откровения (2:2,3,13,19; 3:10; 6:11; 13:10; 14:12; 16:15; 18:4; 22:7,11,14). Увещевание раздается среди преследований и искушений (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

Патмос. Небольшой остров, расположенный у западного побережья Малой Азии.

1:10 был в духе. Дух Божий сообщает Иоанну видения и открывает перспективу истории человечества в ее духовном аспекте.

в день воскресный. В оригинале: «день Господень», т.е. день, когда христиане молитвенно вспоминают воскресение Христа. Воскресение предвосхищает окончательную Божию победу (19:1−10).

слышал... громкий голос. Громозвучность указывает на силу и вселенское значение слышанного и виденного Иоанном (1:15; 4:1,5; 5:2,12; 6:1; 7:2,10; 8:5,13; 10:3; 11:12,15,19; 12:10; 14:7,9,15,18; 19:1,3,6,17).

1:11 церквам. См. ком. к 1:4.

Семь церквей Откровения.

1:12−20 Христос является перед Иоанном в неизмеримой славе (ср. 21:22−24). Выражение «подобный Сыну Человеческому» отсылает к книге Даниила (7:13). Повествование 1:12−16 напоминает видения пророков Даниила (7:9,10; 10:5,6) и Иезекииля (1:25−28), но оно имеет сходство и со многими другими ветхозаветными явлениями Бога. Видение показывает Христа в образе Судии и Владыки — в первую очередь над церквами (1:20 — 3:22), а также над всей вселенной (1:17,18; 2:27). Его Божественное достоинство, власть и победа над смертью служат залогом окончательной победы в конце истории человечества (1:17,18; 17:14; 19:11−16). Это видение Бога Вседержителя, Чья власть осуществляется через Христа, является основополагающим в книге Откровение.

Светильники символизируют церкви как носительниц света или свидетельства (1:20; Мф 5:14−16). Христос шествует в окружении церквей как Господь и Пастырь, подобно тому, как облако славы Божией снизошло и пребывало в скинии и в храме, где находились светильники (Исх 25:31−40; 3Цар 7:49). Свет, как одно из свойств Бога (1Ин 1:5), находит свое наивысшее проявление во Христе (Ин 1:4,5; 8:12; 9:5; Деян 26:13); он также различными путями отражается в Его творении: в пламенении ангелов (10:1; Иез 1:13), в естественном свете (21:23; Быт 1:3), в светильниках храма, в церквах и в каждом человеке (Мф 5:14,15). Таким образом, Господь показывает, на каком фоне происходит завершение творения вселенной (Еф 1:10; Кол 1:16,17). Поскольку все творение содержится Христом (Кол 1:17), тринитарные образы в 1:12−20 и 4:1 — 5:14 закладывают основание для всего Откровения. И как сущность Троицы глубоко таинственна, так и образы Откровения неисследимо глубоки.

1:15 шум вод многих. См. ком. к 1:10.

1:16 Меч. См. 19:15; Евр 4:12; Ис 11:4.

как солнце. См. 21:22−25; Ис 60:1−3.19.20.

1:17 Я есмь Первый и Последний. То же, что «Альфа и Омега» (1:8 и ком.; 2:8; 22:13; Ис41:4; 44:6; 48:12).

1:18 живый. Иначе: живущий. Воскресение Христа и Его новая жизнь обусловливают новую жизнь Его народа (2:8; 5:9,10; 20:4,5) и обновление всего творения (22:1).

имею ключи... смерти. Эти слова предвосхищают 20:14.

1:19 Этот стих, вероятно, указывает на разделение содержания Откровения по времени на прошлое (1:12−16), настоящее (2:1 — 3:22) и будущее (4:1 — 22:5). Однако такое разделение весьма относительно, поскольку некоторые фрагменты содержания каждой части относятся ко всем трем периодам.

1:20 Ангелы. «Ангел» означает «вестник». В Слове Божием оно может относиться к людям, особенно пастырям церквей, или к ангелам как духовным сущностям. Видная роль, отводимая ангелам в Откровении, побуждает думать, что здесь имеются в виду именно ангелы как служебные духи (22:6; Дан 10:10−21).

Семь церквей Откровения.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Иисус Христос и автор этого откровения, и Тот, о Ком оно повествует.
1  [2] — Или: рабам, т.е. пророкам и вообще всем последователям и ученикам Христа. Словом «слуга» здесь и ниже обычно переводится греч. слово, которое может переводиться как «раб».
1  [3] — Или: оповестить.
2  [4] — Букв.: который засвидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа — всё, что он видел.
3  [5] — Букв.: блажен читающий, и слышащие слова пророчества, и соблюдающие написанное в нем. См. в Словаре Блаженный.
4  [6] — См. в Словаре Асия.
4  [7] — См. в Словаре Благодать.
4  [8] — Или: семикратного Духа; или: Духа в полноте проявлений; то же в 3:1; 4:5.
5  [9] — Здесь это титул (см. Пс 89 (88):28) Того, Кто в силу Своей победы над смертью является источником жизни для верующих в Него.
5  [10] — В некот. рукописях: омыл.
6  [11] — В некот. рукописях: царями.
6  [12] — Или: царством священников; или: царственным священством.
6  [13] — См. в Словаре Аминь.
7  [14] — Ср. Дан 7:13.
8  [15] — Некот. рукописи опускают: Бог.
8  [16] — Друг. возм. пер.: говорит Господь Бог, Тот, Кто есть.
9  [17] — Букв.: и стойкость.
9  [18] — Или: свидетельство Иисуса.
10  [19] — Букв.: я был в Духе; или: в духе, очевидно, в смысле особого духовного состояния, в котором обычно находились пророки во время видения; то же в 4:2; 17:3; 21:10.
11  [20] — В некот. рукописях: Я — Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь.
13  [21] — Дан 7:13.
13  [22] — Букв.: подир — длинная одежда иудейских царей и первосвященников.
19  [23] — Букв.: после этого.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.