Откровение 17 глава

Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Ко мне подошел один из тех семи ангелов, у которых были семь чаш, и сказал: «Иди сюда, я покажу тебе суд1 над великой блудницей, сидящей на водах больших.
2 С нею творили блуд цари земные, пьянели от вина блудодеяния ее и простые смертные».2
3 После этих слов перенес ангел меня, Духом объятого, в какое-то пустынное место. Я увидел там женщину. Она восседала на багряном звере с семью головами и десятью рогами. Он был весь покрыт именами богохульными.
4 Во всё пурпурное и багряное была одета женщина и блистала золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Она держала в руке золотую чашу, полную мерзостей и нечистот блуда ее.
5 На лбу было написано у нее таинственное имя: «ВАВИЛОН3 ВЕЛИКИЙ, МАТЬ БЛУДНИЦАМ И МЕРЗОСТЯМ ЗЕМНЫМ»
6 Видно было, что женщина опьянела от крови людей Божиих4 и крови свидетелей Иисуса.
Страшно удивился я и был потрясен.
7 Но ангел спросил меня: «Чему так удивился ты? Я открою тебе тайну женщины и носящего ее зверя с семью головами и десятью рогами.
8 Зверь этот, которого ты видел, он когда-то был, и нет его, он вновь поднимется из бездны, прежде чем погибнуть ему.5 Многие из живущих на земле, те, чьи имена от сотворения мира не вписаны в Книгу Жизни, будут изумлены, когда увидят зверя, который был, и нет его, но вот снова будет здесь.
9 Тут нужен ум и мудрость. Семь голов — это семь гор, на которые воссела женщина, в то же время это и семь царей,
10 из которых пятеро пали, один правит, а другой, седьмой, еще не пришел. Когда же придет он, недолго ему оставаться.
11 А зверь, который был и которого нет, он восьмой, но он в то же время один из тех семерых и к гибели своей идет.
12 Десять рогов, которые тоже ты видел, — другие десять царей. Они еще не получили царства, но обретут царскую власть вместе со зверем, правда, всего на один час.
13 У них общая цель, потому и отдают цари силу и власть свою зверю.
14 Они сразятся с Агнцем, но Он победит их, потому что Он Царь царей и Господь господствующих и с Ним — призванные, избранные и верные».
15 И еще сказал мне ангел: «Воды, на которых, как видел ты, сидит блудница, это люди и толпы, народы и языки.
16 Десять рогов, которые ты видел, и зверь, их носящий, возненавидят блудницу и расправятся с ней:6 оголят они ее, и пожрут плоть ее, и огнем ее сожгут.
17 Бог положил на сердце царям исполнить эту волю Его, одну эту волю исполнить, и отдать зверю царства их до той поры, пока не исполнятся слова Божии.
18 А женщина, которую ты видел, — это столица великая: над царями земли она властна».

Новой Женевской Библии

17:1 — 19:10 Образ Вавилона-блудницы олицетворяет мирские соблазны и пороки (17:4; 18:3). Его порочность противопоставлена чистоте невесты Агнца (19:7−9). Вавилон, таким образом, есть средоточие всего того, чему поклоняется безбожный мир. Невеста Церковь, напротив, представляет поклоняющихся истинному Богу. Подобно тому как сатана, зверь и лжепророк составляют лжетроицу, Вавилон — это антипод Церкви: он поклоняется лжетроице.

Историческим прототипом Вавилона-блудницы являлся Рим Таким образом, блудница на звере — Рим, столица, поддерживаемая мощью всей империи (зверем).

Зверь, представляющий Римскую империю, поддерживает ее столицу — Рим в роскоши и идолопоклонстве. Он также служит распространению обычаев «блудницы» по всей империи. В итоге, однако, зверь обернется против блудницы и уничтожит ее (17:16, 17). Ненасытность властей и легионов Рима расхитит его богатство; в результате военная мощь окружающих племен низложит Рим

17:3 повел меня в духе. См. ком. к 1:10.

17:4 нечистотою блудодейства ее. См. ком. к 2:20. Имеется в виду, главным образом, блудодейство духовное.

17:8 был, и нет его, и явится. Указание на преходящую природу зверя, он не вечен, в отличие от Бога, о Котором известно, что Он «был, есть и будет».

в книгу жизни. См. ком. к 13:8.

17:9 семь гор. Рим расположен на семи холмах.

17:10 пять пали. Если книга Откровение была написана ок. 67 г. по Р.Х., то под этими пятью царями можно понимать первых римских императоров, начиная с Юлия Цезаря. Шестой император — Нерон, в то время правил империей. Но возможно такое объяснение, что «пять» означает неопределенное число прежних государств, преследовавших верующих. Наличие шестого символически указывает христианам, что конец приближается, но еще не настал.

17:12 десять рогов. Число «десять» восходит через 17:7 и 13:1 Откровения к книге Даниила (7:7, 24). Но зверя Откровения нельзя просто отождествить с четвертым зверем книги пророка Даниила. Скорее всего, он — собирательный образ всех четырех зверей видения Даниила. В Откровении десять рогов зверя суть цари, его союзники; в контексте 16:12, 14, 16; 19:19; 20:8 — это политические силы, существовавшие за пределами Римской империи. Рим в итоге был захвачен племенами варваров. Но картина шире рамок истории Рима и переходит в видение последней битвы.

17:15 люди и народы, и племена и языки. См. ком. к 5:9.

17:16 возненавидят блудницу. См. ком. к 17:1 — 19:10.

17:17 Бог положил им на сердце. Среди испытаний святые получают обетование, что все находится в руках Божиих.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: наказание.
2  [2] — Букв.: живущие на земле.
5  [3] — Друг. возм. пер.: написано у нее имя: «ТАЙНА, ВАВИЛОН».
6  [4] — Букв.: я увидел, что жена пьяна от крови святых.
8  [5] — Букв.: и в погибель идет.
16  [6] — Букв.: разорят ее.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.