Вот что говорит Владыка ГОСПОДЬ об Эдоме3 —
точно слышали мы это от ГОСПОДА,
весть была послана к народам:
«Поднимайтесь! Пойдем на Эдом войной!»
«Знай, Я сделаю тебя наименьшим4
среди народов, —
говорит Господь, —
они презирать тебя будут!
Обольстило тебя гордое сердце твое,
ты, живущий в расселинах скал,
обитающий на высоте,5 думал так:
„Кто низвергнет меня на землю?“
Но если б и воспарил ты так высоко, как орел,
если бы свил гнездо свое среди звезд,
низвергну тебя и оттуда!» —
это ГОСПОДА слово.
«Когда бы воры к тебе пришли,
ночные грабители, —
как же разорили бы тебя! —
они бы украли лишь сколько им вздумалось.
Когда бы твой виноградник обирали,
разве не оставили бы хоть немного ягод?
Нет, не так ограбят Исава6 —
все тайники его найдут!
Погонят тебя до самой границы
все те, кто в союзе с тобою был;
обманут и превозмогут тебя те,
кто был в мире с тобой, ел хлеб твой,
они западню тебе расставят, говоря:
„Он разума лишен“».7
«В тот день, — предостерегает ГОСПОДЬ! —
истреблю всех мудрецов Эдома,
не оставлю разумных на горе Исава.
Воины твои, Теман,8 ужасом будут объяты,
а в той бойне на горе Исава
ни одного уцелевшего не останется.
За насилие над братом твоим Иаковом
покроет тебя позор,
истреблен ты будешь навеки.
В тот день ты стоял в стороне,
когда уносили его добро9 люди без рода и племени;
в тот день, когда иноземцы в его ворота входили,
Иерусалим по жребию делили —
ты с ними был заодно.
И как мог ты упиваться
видом униженного брата своего
в тот страшный день,
день бедствия10 его?!
Как посмел ты злорадствовать в тот день
над гибелью сынов Иуды?!
Как дерзнул ты бахвалиться,11
когда брат был в страданье повержен?!
А в ворота народа Моего как посмел ты входить
в день бедствия его,
глядя с услаждением с другими сообща
на пагубу его в день для него столь горький,
да еще и к добру его руку протянуть посмел
в день бедствия, его постигшего?!
Как решился ты стоять на перекрестках,
беженцев истребляя?!
Как посмел ты выдавать чудом спасшихся
в тот день скорби?!
Близок День ГОСПОДЕНЬ для всех народов —
как ты поступал, так и с тобой поступят;
злодеяния твои по тебе самому ударят.
Как вы пили на святой горе Моей,
так и все окружающие тебя народы
будут пить и пить,
они будут пить и потягивать, —
пока не исчезнут так,
как если бы их никогда и не было.
А на горе Сион будет спасение,12
она будет вновь освященной горой,
и к дому Иакова вернутся
его владения прежние. 13
Станет тогда дом Иакова огнем,
дом Иосифа — пламенем,
а дом Исава — соломой:
подожгут его и спалят,
и никто в доме Исава не уцелеет», —
так сказал ГОСПОДЬ.
Те, кто из Негева,14 завладеют горой Исава,
жители равнины15 — землей филистимлян,
полями Ефрема, полями Самарии,
а Вениамин завладеет Гиладом.
Уведенные в плен израильтяне
завладеют ханаанской землей
вплоть до Сарепты,16
а уведенные из Иерусалима,
кто сейчас в плену в Сфараде,17
завладеют южными городами.
Тогда взойдут освободители18 на гору Сион,
чтобы править народом на холмах Исава,
и царство будет принадлежать ГОСПОДУ.
1:1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее — откровение. См. ком. к Мих 1:1.
Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет 1:21). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии.
Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом (Быт 25:21−26; ср. Мал 1:2−4; Рим 9:10−13). Личное соперничество между Иаковом и Исавом (Быт 27), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду (Исх 15:13−15; Чис 20:14−21; Чис 24:18; 1Цар 14:47; 2Цар 8:13−14; 3Цар 11:14−15; 4Цар 8:20−22; 4Цар 14:7). Едом символизирует всех врагов народа Божиего (Ис 63:1−6).
весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено.
1:3 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов.
1:4 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия.
1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками.
1:9 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома.
1:11−12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу — идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт 25:29, 34; Быт 26:34, 35; Быт 27:46 — 28:1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» (1Ин 2:15−17), гонителя Церкви.
1:15−18 В день возмездия Господь уничтожит всех врагов Своих и воздаст народу Своему, через который Он будет вершить Свой суд.
1:15 близок день Господень на все народы. См. Ис 2:11−12. Для пророка суд над Едомом входит в план божественного воздаяния всем народам. История Едома — лишь предвестие Божиего суда; Господь не остановится, пока не очистит мир от всех врагов Своих. Едом как сообщник связан с остальными народами, восставшими против Бога, но восстание это обречено.
1:17 будет она святынею. Сион вновь превратится в священную гору, готовую принять Бога.
1:18 никого не останется. «Уцелевшие» (ст. 14) из иудеев поднимутся, как пламя божественного гнева, и истребят Едом, не оставив никого в живых. Едом, могущественный в дни Авдия, в глазах Бога уже осужден.
ибо Господь сказал это. Это выражение — словно печать, удостоверяющая непреложность решений Бога.
1:19−20 Народ Божий вернется из изгнания и займет принадлежащие ему по праву наследства земли, расширив их границы.
1:19 Бог обещает Своему народу восстановить границы царства Давидова.
1:20 Царство Давидово не просто восстановится в своих границах (ст. 19), но и увеличится. Вернутся на свою землю изгнанники. Господь внушает Своему народу веру в то, что сколько бы ни выпадало на их долю испытаний, любовь Его повсюду будет сопровождать их.
1:21 Возродится Сион и поднимется над Едомом, ибо царство Господа восторжествует.
спасители. Народ Божий из «бежавших» (ст. 14) станет спасителем и будет владеть землями, некогда принадлежавшими врагам.
будет царство Господа. Все сущее сотворено Господом и потому уже сейчас является царством Его (ср. Пс 46:3; Пс 144:13). Но Авдий имеет в виду другое: Бог свершит суд над врагами и навек освободит народ Свой. Это обетование дает иудеям надежду, что в будущем им не придется терпеть преследования едомитян; Церковь же обретает веру в будущее, в котором «царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр 11:15).