Авдий 1 глава

Книга пророка Авдия
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Видение, которое было к пророку Авдию.
Так говорит Владыка Господь об Эдоме, —
мы услышали весть от Господа, что отправлен посланник к народам, чтобы объявить им: «Вставайте! Выступим войной против Эдома!»
2 «Вот, Я сделаю тебя, Эдом, малым среди народов, ты будешь в большом презрении.
3 Гордость сердца твоего обольстила тебя. Ты живешь в расщелинах скал[1], высоко строишь свой дом и говоришь в сердце своем: „Кто низвергнет меня на землю?“
4 Но даже если ты, подобно орлу, поднимешься ввысь и устроишь гнездо свое среди звезд, то и оттуда Я низвергну тебя», — возвещает Господь.
5 «О, как ты будешь разрушен! Если воры и грабители в ночи придут к тебе, разве они не украдут только то, что пожелают? Если проникнут к тебе собиратели винограда, разве не оставят они несколько виноградин?
6 Как всё будет обыскано у Исава, будут ограблены его тайники!
7 Все твои союзники вытеснят тебя до границы, все твои друзья обманут и одолеют тебя. Те, кто ест твой хлеб, поставят на тебя западни, но ты не догадаешься».
8 «В тот день, — возвещает Господь, — Я истреблю мудрых в Эдоме и благоразумных на горе Исава.
9 Воины твои, Теман[2] [3], будут трепетать от страха, и все на горе Исава будут истреблены.
10 Из-за насилия над своим братом Иаковом будешь покрыт позором, будешь уничтожен навсегда.
11 Ты стоял в стороне в тот день, когда чужие народы уносили его богатства, когда чужеземцы входили в его ворота и бросали жребий об Иерусалиме. Ты был как один из них!
12 Тебе не следовало смотреть со злорадством на своего брата в день его несчастья, не стоило торжествовать над народом Иуды в день его гибели и хвастаться в день его страдания.
13 Тебе не следовало входить в ворота Моего народа в день его бедствия, смотреть на его горе в день его бедствия и касаться его богатства в день его бедствия.
14 Тебе не стоило стоять на перекрестках и убивать беглецов, не стоило выдавать уцелевших в день их страдания.
15 Близок день Господень для всех народов: как ты поступал, так и с тобою поступят, то, что ты делал, падет на твою же голову.
16 Как вы пили на святой горе Моей, так и все народы будут пить всегда, будут пить, не переставая, и проглотят и исчезнут, будто их и не было.
17 Будет на горе Сион спасение, и будет она святой обителью, а дом Иакова вернет свое наследие.
18 Дом Иакова будет огнем, дом Иосифа — пламенем, а дом Исава будет соломою, которую они подожгут и уничтожат; никто из дома Исава не выживет», — так сказал Господь.
19 Люди из Негева завладеют горой Исава, а люди из предгорий — землей филистимлян. Они захватят поля Ефрема и Самарии, а Вениамин завладеет Галаадом.
20 Войска сынов израилевых, те, что были в изгнании, завладеют землей Ханаанской до города Сарепты[4], а изгнанники Иерусалима, живущие в Сефараде[5], получат во владения города Негева.
21 Спасители взойдут на гору Сион, чтобы править горою Исава, и наступит царствование Господа.

Новой Женевской Библии

1:1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее — откровение. См. ком. к Мих 1:1.

Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет 1:21). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии.

Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом (Быт 25:21−26; ср. Мал 1:2−4; Рим 9:10−13). Личное соперничество между Иаковом и Исавом (Быт 27), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду (Исх 15:13−15; Чис 20:14−21; Чис 24:18; 1Цар 14:47; 2Цар 8:13−14; 3Цар 11:14−15; 4Цар 8:20−22; 4Цар 14:7). Едом символизирует всех врагов народа Божиего (Ис 63:1−6).

весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено.

1:3 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов.

1:4 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия.

1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками.

1:9 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома.

1:11−12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу — идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт 25:29, 34; Быт 26:34, 35; Быт 27:46 — 28:1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» (1Ин 2:15−17), гонителя Церкви.

1:15−18 В день возмездия Господь уничтожит всех врагов Своих и воздаст народу Своему, через который Он будет вершить Свой суд.

1:15 близок день Господень на все народы. См. Ис 2:11−12. Для пророка суд над Едомом входит в план божественного воздаяния всем народам. История Едома — лишь предвестие Божиего суда; Господь не остановится, пока не очистит мир от всех врагов Своих. Едом как сообщник связан с остальными народами, восставшими против Бога, но восстание это обречено.

1:17 будет она святынею. Сион вновь превратится в священную гору, готовую принять Бога.

1:18 никого не останется. «Уцелевшие» (ст. 14) из иудеев поднимутся, как пламя божественного гнева, и истребят Едом, не оставив никого в живых. Едом, могущественный в дни Авдия, в глазах Бога уже осужден.

ибо Господь сказал это. Это выражение — словно печать, удостоверяющая непреложность решений Бога.

1:19−20 Народ Божий вернется из изгнания и займет принадлежащие ему по праву наследства земли, расширив их границы.

1:19 Бог обещает Своему народу восстановить границы царства Давидова.

1:20 Царство Давидово не просто восстановится в своих границах (ст. 19), но и увеличится. Вернутся на свою землю изгнанники. Господь внушает Своему народу веру в то, что сколько бы ни выпадало на их долю испытаний, любовь Его повсюду будет сопровождать их.

1:21 Возродится Сион и поднимется над Едомом, ибо царство Господа восторжествует.

спасители. Народ Божий из «бежавших» (ст. 14) станет спасителем и будет владеть землями, некогда принадлежавшими врагам.

будет царство Господа. Все сущее сотворено Господом и потому уже сейчас является царством Его (ср. Пс 46:3; Пс 144:13). Но Авдий имеет в виду другое: Бог свершит суд над врагами и навек освободит народ Свой. Это обетование дает иудеям надежду, что в будущем им не придется терпеть преследования едомитян; Церковь же обретает веру в будущее, в котором «царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр 11:15).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [1] — Или: в расщелинах Селы. Здесь игра слов: евр. се́ла означает: скала, но это также название столицы Эдома.
9 [2] — Важный эдомитский город, получивший свое название от имени внука Исава, родоначальника Эдома (см. Быт 36:15). Здесь под именем Теман подразумевается вся страна Эдом.
9 [3] — Здесь под именем Теман подразумевается вся страна Эдом.
20 [4]Сарепта. Финикийский город, находившийся на территории современного государства Ливан.
20 [5]Сефарад. Вероятно другое название Сардиса, столицы Лидии, но так же возможно, что это местность Спарда в Малой Азии, или Шапарда в северо-западной Мидии, или же Испания, так, например, потомков евреев, изгнанных из Испании называют «сефардами».
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.