Авдий 1 глава

Книга пророка Авдия
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Видение, которое было к пророку Авдию.
Так говорит Владыка Господь об Эдоме:

Мы услышали весть от Господа,
что отправлен посланник к народам,
чтобы объявить им:
«Вставайте! Выступим войной против Эдома!»

2

— Вот, Я сделаю тебя, Эдом , малым среди народов,
ты будешь в большом презрении.

3

Гордость сердца твоего обольстила тебя.
Ты живешь в расщелинах скал,1
высоко строишь свой дом
и говоришь в сердце своем:
«Кто низвергнет меня на землю?»

4

Но даже если ты, подобно орлу,
поднимешься ввысь
и устроишь гнездо свое среди звезд,
то и оттуда Я низвергну тебя, —
возвещает Господь. —

5

О, как ты будешь разрушен!
Если воры и грабители в ночи придут к тебе,
разве они не украдут только то, что пожелают?
Если проникнут к тебе собиратели винограда,
разве не оставят они несколько виноградин?

6

Как все будет обыскано у Исава,
будут ограблены его тайники!

7

Все твои союзники
вытеснят тебя до границы,
все твои друзья
обманут и одолеют тебя.
Те, кто ест твой хлеб, поставят на тебя западни,
но ты не догадаешься.

8

В тот день, — возвещает Господь, —
Я истреблю мудрых в Эдоме
и благоразумных на горе Исава.

9

Воины твои, Теман,2
будут трепетать от страха,
и все на горе Исава будут истреблены.

10

Из-за насилия над своим братом Иаковом
будешь покрыт позором,
будешь уничтожен навсегда.

11

Ты стоял в стороне в тот день,
когда чужие народы уносили его богатства,
когда иноземцы входили в его ворота
и бросали жребий об Иерусалиме.
Ты был как один из них!

12

Тебе не следовало смотреть сверху вниз на своего брата
в день его несчастья,
не стоило торжествовать над народом Иуды
в день его гибели
и хвастаться
в день его страдания.

13

Тебе не следовало входить
в ворота Моего народа
в день его бедствия,
смотреть на его горе
в день его бедствия
и касаться его богатства
в день его бедствия.

14

Тебе не стоило стоять на перекрестках
и убивать беглецов,
не стоило выдавать уцелевших
в день их страдания.

15

— Близок день Господень для всех народов:
как ты поступал, так и с тобою поступят,
то, что ты делал, падет на твою же голову.

16

Как вы пили на святой горе Моей,
так и все народы будут пить всегда,
будут пить, не переставая,
и проглотят, и исчезнут, будто их и не было.

17

Будет на горе Сион спасение,
и будет она святой обителью,
а дом Иакова вернет свое наследие.

18

Дом Иакова будет огнем,
дом Иосифа — пламенем,
а дом Исава будет соломою,
которую они подожгут и уничтожат;
никто из дома Исава не выживет, —
сказал Господь.

19

Люди из Негева завладеют горой Исава,
а люди из предгорий — землей филистимлян.
Они захватят поля Ефрема и Самарии,
а Вениамин завладеет Галаадом.

20

Войска сынов израилевых, те, что были в изгнании,
завладеют землей ханаанской до города Сарепты,3
а изгнанники Иерусалима, живущие в Сефараде,4
получат во владения города Негева.

21

Спасители взойдут на гору5 Сион,
чтобы править горою Исава,
и наступит царствование Господа.

Новой Женевской Библии

1:1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее — откровение. См. ком. к Мих 1:1.

Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет 1:21). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии.

Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом (Быт 25:21−26; ср. Мал 1:2−4; Рим 9:10−13). Личное соперничество между Иаковом и Исавом (Быт 27), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду (Исх 15:13−15; Чис 20:14−21; Чис 24:18; 1Цар 14:47; 2Цар 8:13−14; 3Цар 11:14−15; 4Цар 8:20−22; 4Цар 14:7). Едом символизирует всех врагов народа Божиего (Ис 63:1−6).

весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено.

1:3 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов.

1:4 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия.

1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками.

1:9 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома.

1:11−12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу — идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт 25:29,34; Быт 26:34,35; Быт 27:46 — 28:1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» (1Ин 2:15−17), гонителя Церкви.

1:15−18 В день возмездия Господь уничтожит всех врагов Своих и воздаст народу Своему, через который Он будет вершить Свой суд.

1:15 близок день Господень на все народы. См. Ис 2:11−12. Для пророка суд над Едомом входит в план божественного воздаяния всем народам. История Едома — лишь предвестие Божиего суда; Господь не остановится, пока не очистит мир от всех врагов Своих. Едом как сообщник связан с остальными народами, восставшими против Бога, но восстание это обречено.

1:17 будет она святынею. Сион вновь превратится в священную гору, готовую принять Бога.

1:18 никого не останется. «Уцелевшие» (ст. 14) из иудеев поднимутся, как пламя божественного гнева, и истребят Едом, не оставив никого в живых. Едом, могущественный в дни Авдия, в глазах Бога уже осужден.

ибо Господь сказал это. Это выражение — словно печать, удостоверяющая непреложность решений Бога.

1:19−20 Народ Божий вернется из изгнания и займет принадлежащие ему по праву наследства земли, расширив их границы.

1:19 Бог обещает Своему народу восстановить границы царства Давидова.

1:20 Царство Давидово не просто восстановится в своих границах (ст. 19), но и увеличится. Вернутся на свою землю изгнанники. Господь внушает Своему народу веру в то, что сколько бы ни выпадало на их долю испытаний, любовь Его повсюду будет сопровождать их.

1:21 Возродится Сион и поднимется над Едомом, ибо царство Господа восторжествует.

спасители. Народ Божий из «бежавших» (ст. 14) станет спасителем и будет владеть землями, некогда принадлежавшими врагам.

будет царство Господа. Все сущее сотворено Господом и потому уже сейчас является царством Его (ср. Пс 46:3; Пс 144:13). Но Авдий имеет в виду другое: Бог свершит суд над врагами и навек освободит народ Свой. Это обетование дает иудеям надежду, что в будущем им не придется терпеть преследования едомитян; Церковь же обретает веру в будущее, в котором «царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр 11:15).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [1] — Или: «в расщелинах Селы». На языке оригинала наблюдается игра слов: села означает «скала», но это также название столицы Эдома.
9 [2] — Теман — важный эдомитский город, получивший свое название от имени внука Исава, родоначальника Эдома (см. Быт. 36:15). Здесь под именем Теман подразумевается вся страна Эдом.
20 [3] — Сарепта — финикийский город, находившийся на территории современного государства Ливан.
20 [4] — Сефарад — вероятно другое название Сардиса, столицы Лидии, но также возможно, что это местность Спарда в Малой Азии, или Шапарда в северо-западной Мидии, или же Испания, так, например, потомков евреев, изгнанных из Испании называют «сефардами».
21 [5] — Или: «сойдут с горы».
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.