К Евреям 1 глава

Послание Евреям
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлом к нашим предкам через пророков,
2 в эти последние дни говорил нам через Своего Сына, Которого Он предназначил быть Наследником всего и через Которого Он некогда сотворил вселенную.
3 Сын — сияние славы Отца, точное подобие самой сущности Бога. Сын поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом. Очистив нас от грехов, Он сел по правую руку от Всевышнего[1] на небесах.
4 Он настолько превыше ангелов, насколько имя, которое Он получил, превыше их имен.
5 Кому из ангелов Бог когда-либо говорил:
«Ты Сын Мой, сегодня Я родил Тебя»?[2] [3]
Или же:
«Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?[4]
6 И опять же, когда вводит в мир Своего Первенца, Бог говорит:
«Пусть все ангелы Божьи поклонятся Ему».[5] [6]
7 Об ангелах сказано:
«Он делает ангелов Своих духами и слуг Своих языками пламени».[7] [8]
8 Но о Сыне сказано:
«Вечен престол Твой, Боже, Твой царский скипетр — скипетр правосудия.
9 Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел, поэтому, о Боже, Твой Бог помазал[9] Тебя маслом радости больше, чем Твоих сотоварищей».[10]
10 И также:
«О Господь! В начале Ты положил основание земли, и небеса — дело Твоих рук.
11 Они погибнут, но Ты останешься навсегда; они износятся, как одежда,
12 и Ты свернешь их, словно покрывало; как одежда, они будут сменены на новые. Но Ты — Тот же, и годам Твоим нет конца»[11].
13 Кому из ангелов когда-либо было сказано:
«Сядь по правую руку от Меня, пока Я не повергну врагов Твоих к ногам Твоим»?[12]
14 Разве ангелы — это не служебные духи, посылаемые на службу тем, кому предстоит получить спасение?

Новой Женевской Библии

1:1−4 Пролог освещает два временных периода, в которые Бог говорил к Своему народу: «издревле» (ст. 1) и «в последние дни» (ст. 2). Пришествие Сына отмечает настоящее время как «последние дни» периода спасения, обещанного через пророков (Иер 23:20; Ос 3:5; Мих 4:1; ср. 1Кор 10:11).

1:1 Бог... говоривший. Основополагающая тема послания (2:2−3; 4:12; 6:5; 11:3; 12:25).

многократно. Повторяющийся характер пророческого откровения свидетельствует о его несовершенстве, так же, как повторяющееся жертвоприношение животных свидетельствует о недостаточности самой жертвы (10:1).

многообразно. Т.е. в видениях, снах и т.д.

1:2 в Сыне. Это откровение полнее и совершеннее того, что было дано через пророков. Моисей, величайший пророк, был всего лишь слугой в доме Отца, тогда как Христос является Сыном Отчим — «сияние славы и образ ипостаси Его (Отца)» (ст. 3). Сын говорит так же, как говорили пророки, но то, что Он говорит, является полным, абсолютным и окончательным откровением Божиим.

наследником всего. Величие Христа явственно откроется в конце человеческой истории, поскольку «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол 1:16). Он — Первородный (ст. 6), Он — Тот, к Чьим ногам будут положены все враги Его (ст. 13). Поскольку Бог принимает нас через Христа и усыновляет, мы также наследники (сонаследники со Христом). См. ст. 14; 6:12, 17; Рим 8:14−17; Гал 4:6−7.

чрез Которого и веки сотворил. Превосходящее все достоинство Сына открыто в творении, поскольку «Им создано все» (Кол 1:16).

1:3 сияние славы. Греческое слово, переведенное здесь как «сияние», употреблено при описании персонифицированной Божественной Премудрости в неканоническом еврейском произведении «Книга премудрости Соломона» (Прем 7:25−28). Однако в послании речь идет не о персонификации Божиих свойств, а о Божественной Личности, обладающей этими свойствами.

образ ипостаси Его. Это выражение предполагает единство Сына с Отцом и их раздельность как Божественных Личностей. Соответствуя во всем Отцу, Сын открывает Собою Отца, т.е. является Его откровением. Христос — образ Бога невидимого» (Кол 1:15) — является Тем, в ком мы можем видеть Отца (Ин 14:9; 2Кор 4:4−6).

держа все словом силы Своей. В начале времен Сын призвал творение к существованию (Кол 1:17) и хранит его от разрушения и гибели до того дня, когда его словом все будет вновь поколеблено, все, кроме Царства Божия и наследников его (12:26−28).

очищение грехов наших. Разъясняется значение искупительной смерти Сына, как священнический акт очищения тех, кто призван в присутствие Божие (9:14).

воссел одесную (престола) величия на высоте. См. Пс 109:1. Это выражение содержит указание на два аспекта превосходящей все славы Сына. Во-первых, «одесную» означает величие служения Христа, которое является вершиной праведности, небесной святости и не имеет аналогов на земле (8:1, 2, 5). Во-вторых, Он «воссел», поскольку Его очистительная (освятительная) работа, в отличие от священников-левитов, была сделана однажды и навсегда (10:11−12).

1:4 превосходнее Ангелов. Этими словами вводится ряд цитат из Ветхого Завета (ст. 5−14).

славнейшее... наследовал имя. Предвечный Сын принял человеческую природу (воплотился), чтобы спасти людей от греха и смерти (2:14−15). Теперь же, как воскресший Мессия, Он «открылся Сыном Божиим в силе... через воскресение из мертвых» (Рим 1:4). Возвышение Христа, как новый этап Его мессианского и посреднического служения, и является свидетельством того, что Он стоит выше ангелов.

1:5−6 Серия цитат начинается примерами из Псалтири (ст. 5, см. Пс 2:7), пророков (ст. 5, см. 2Цар 7:14; в еврейской Библии книги пророка Самуила — Первая и Вторая книги Царств — относятся к пророческим Писаниям) и закона (ст. 6, см. Втор 32:43).

1:5 Ты Сын Мой. Именно провозглашением Мессии Своим Сыном Бог воздает Ему величие, превосходящее величие ангелов. Хотя Иисус — предвечный Сын Бога (Мк 1:11; Ин 3:16), объявление о сыновстве, провозглашенное пророком (Пс 2:7), относится ко времени, когда вочеловечившийся Сын завершает Свою искупительную миссию. Верующие не обретают божественности и не разделяют со Христом Его предвечного сыновства, но их усыновление Богом подразумевает, что они становятся причастны к сыновству Христа через соединение с «вождем спасения» (2:10; ср. 3:14 и ком.; Рим 8:29).

1:6 вводит... во вселенную. Когда Сын снизошел к принятию человеческой природы, ангелы также служили Ему (Лк 2:13−14).

Первородного. Как и в Пс 88:27, это слово выражает понятие «высший над всеми», но не «первый среди равных». В Исх 4:22 это слово означает «избранный», «возлюбленный» (Кол 1:15).

1:7 духов. Использованное в оригинале греческое слово может означать также «ветер». Слово «огонь» ассоциирует ангелов с чем-то изменчивым, в то время как Сын пребывает вечно и остается неизменным (ст. 10−12).

служителями. В отличие от Сына, ангелы — только слуги в доме Отца.

1:8−9 См. Пс 44:6−7. Сын есть Бог, однако он отличается от Отца (Ин 1:1).

1:9 возлюбил правду. О покорности и праведности Сына см. 4:15; 5:8; 7:26.

1:10 О Сыне как Творце см. ст. 2 и ком.

1:11 Ты пребываешь. Божественная предвечность и неизменность Сына лежат в основе Его первосвященнического достоинства (7:3, 23−24), благодаря чему наследие верующих также является вечным и неизменным (10:34; 12:27−28; 13:14).

1:13−14 Положение Сына на небесах (ст. 3; 8:1) противопоставляется положению ангелов как слуг тех, кто наследует спасение, т.е. получает наследство Христа как сонаследник с Ним, см. ст. 2:5; 2:10; 6:12; ср. 8:17, 29. Ангелы служат Христу и Его народу, получающему спасение через единение с Ним. В этом смысле Его народ стоит выше ангелов (ср. 2:16; 1Кор 6:3).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [1] — См. Пс 109:1.
5 [2]Пс 2:7. Второй псалом говорит о коронации иудейского царя, и значит, слова «Я родил тебя» указывают на воцарение. В древности у иудеев титулы «сын Бога» и «помазанник» были эквивалентом титулу «царь Израиля», но также указывали на ожидаемого Мессию, Спасителя и праведного Царя от Бога, т. е. Иисуса. Но термин «Сын Бога» не исключает и близкие взаимоотношения между Богом и Иисусом, подобные человеческим взаимоотношениям отца и сына.
5 [3]Пс 2:7.
5 [4]2Цар 7:14; 1Пар 17:13.
6 [5] — Существуют несколько толкований, например: 1) события, которые описываются здесь, имеют отношение к вознесению Иисуса Христа и вхождению Его в окружение Бога; 2) речь здесь может идти о втором пришествии Иисуса. Цитата, возможно, взята из Втор 32:43 (согласно кумранским рукописям) или Пс 96:7.
6 [6] — Цитата, возможно, взята из Втор 32:43 (согласно кумранским рукописям) или Пс 96:7.
7 [7]Пс 103:4. Общий смысл: Иисус намного превосходит ангелов. Но, что касается детального разбора, то здесь существует множество толкований этого места: 1) Бог мог бы превратить ангелов в огонь и ветер; 2) ангелы сравниваются с огнем и ветром — с их быстротой, мощью или с их разрушительной силой; 3) ангелы действуют в ветре и огне. Существуют и другие толкования.
7 [8]Пс 103:4.
9 [9] — Или: поэтому Бог, Твой Бог, помазал.
8 [10]Пс 44:7-8.
10 [11]Пс 101:26-28.
13 [12]Пс 109:1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.