Евреям 1 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Бог, многократно и многообразно говоривший в прошлом к нашим предкам через пророков,
2 в эти последние дни говорил нам через Своего Сына, Которого Он предназначил быть Владыкою всего и через Которого Он некогда сотворил вселенную.
3 Сын — сияние славы Отца, точное подобие самой сущности Бога. Сын поддерживает существование всей вселенной Своим могущественным словом. Очистив нас от грехов, Он сел по правую руку от Всевышнего1 на небесах.
4 Он настолько превыше ангелов, насколько имя, которое Он получил, превыше их имен.
5 Кому из ангелов Бог когда-либо говорил:
«Ты Сын Мой,
сегодня Я родил Тебя»?2

Или же:
«Я буду Ему Отцом,
и Он будет Мне Сыном»?3
6 И опять же, когда вводит в мир Своего Первенца, Бог говорит:
«Пусть все ангелы Божьи поклонятся Ему».4
7 Об ангелах сказано:
«Он делает ангелов Своих ветрами5
и слуг Своих языками пламени».6
8 Но о Сыне сказано :
«Вечен престол Твой, Боже,
Твой царский скипетр — скипетр правосудия.
9
Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел,
поэтому, о Боже, Твой Бог помазал7 Тебя маслом радости больше,
чем Твоих сотоварищей».8
10 И также о Сыне написано :
«О Господь! В начале Ты положил основание земли,
и небеса — дело Твоих рук.
11
Они погибнут, но Ты останешься навсегда;
они износятся, как одежда,
12
и Ты свернешь их, словно покрывало;
как одежда, они будут сменены на новые.
Но Ты — Тот же,
и годам Твоим нет конца».9
13 Кому из ангелов когда-либо было сказано:
«Сядь по правую руку от Меня,
пока Я не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим»?10
14 Разве ангелы — это не служебные духи, посылаемые на службу тем, кому предстоит получить спасение?

Толкования Августина

Стих 1

И в самом деле, издревле жертвопри­ношения народа Божия многократно и многообразно предзнаменовали при­ход сего одного. Ибо Сам Христос есть агнец по невинности Своей чистой (несмешанной) души, и козел в подо­бии плоти греховной (3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, Рим. 8:3). И что бы только иное и каким бы образом в жертвоприношениях Ветхого Заве­та ни предсказывалось, предсказано в этом единственном отношении, рас­крытом в Новом Завете.

Источник: Августин Иппонский. Проповеди 228В.2

Стих 2

Всякая тварь [существует] не до века, а от века. Ибо от неё уже произошли века, а не она от века, так как начало её было и началом веков; до века же [существовал] один Единородный, которым и века сотворены. Посему от лица Премудрости говорится: прежде век основа Мя (23 от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Притч. 8:23), так что в Ней сотворил все Тот, о Ком сказано: вся премудростию сотворил еси (24 Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Пс. 103:24).

Источник: О книге Бытия буквально, 5.19

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [1] — См. Пс. 109:1.
5 [2] — См. Пс. 2:7. Второй псалом говорит о коронации иудейского царя, и значит, слова «Я родил тебя» указывают на воцарение. В древности у иудеев титулы «сын Бога» и «помазанник» были эквивалентом титулу «царь Израиля», но также указывали на ожидаемого Мессию, Спасителя и праведного Царя от Бога, т. е. Иисуса. Но термин «Сын Бога» не исключает и близкие взаимоотношения между Богом и Иисусом, подобные человеческим взаимоотношениям отца и сына.
5 [3] — См. 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13.
6 [4] — Существуют несколько толкований, например: 1) события, которые описываются здесь, имеют отношение к вознесению Иисуса Христа и вхождению Его в окружение Бога; 2) речь здесь может идти о втором пришествии Иисуса. Цитата, возможно, взята из Втор. 32:43 (согласно кумранским рукописям) или Пс. 96:7.
7 [5] — Или: «духами».
7 [6] — Пс. 103:4. Общий смысл: Иисус намного превосходит ангелов. Но, что касается детального разбора, то здесь существует множество толкований этого места: 1) Бог мог бы превратить ангелов в огонь и ветер; 2) ангелы сравниваются с огнем и ветром — с их быстротой, мощью или с их разрушительной силой; 3) ангелы действуют в ветре и огне. Существуют и другие толкования.
9 [7] — Или: «поэтому Бог, Твой Бог, помазал … »
8 [8] — См. Пс. 44:7—8.
10 [9] — См. Пс. 101:26—28.
13 [10] — Пс. 109:1; Мат. 22:41—46.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.