К Евреям 11 глава

Послание Евреям
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Вера — это уверенность в том, чего мы с надеждой ожидаем, подтверждение того, чего мы не видим.
2 Древние жили такой верой и заслужили одобрение.
3 Именно верой мы понимаем, что вселенная была создана словом Бога и что всё видимое было создано из невидимого.
4 Верой Авель принес Богу жертву лучшую, чем Каин. Верой он заслужил одобрение как праведник, когда Бог похвалил его жертву.[99] И, хотя Авель умер, он, благодаря своей вере,[100] всё ещё говорит.
5 Благодаря вере, Енох был взят из этого мира, не увидев смерти. Его нигде не могли найти, потому что Бог взял его. Но до того, как он был взят, он заслужил одобрение как человек, угодивший Богу[101].
6 Без веры же Богу угодить невозможно, потому что каждый, кто приходит к Нему, должен верить в то, что Он есть и что Он вознаграждает тех, кто Его ищет.
7 Верой Ной, получив предупреждение о том, чего ещё нельзя было видеть, в благоговении построил ковчег для спасения своей семьи. В результате мир был осужден[102], а Ной стал наследником праведности, которая приходит через веру[103].
8 Верой Авраам, призванный идти в землю, которую ему было обещано получить в будущем в наследие, подчинился и пошел, хотя он и сам не знал, куда идет[104].
9 Верой он поселился в обещанной земле как чужеземец, живя в палатках, как и Исаак и Иаков, которые вместе с ним были наследниками согласно тому же обещанию,
10 потому что он ожидал города, стоящего на прочных основаниях, архитектор и строитель которого Сам Бог[105].
11 Верой Авраам стал отцом, хотя и сама Сарра была бесплодна, и он был уже стар, — ведь он полагался на Того, Кто обещал ему[106].
12 И таким образом, от одного человека, тело которого состарилось, произошло столько людей, сколько звезд в небе и сколько песчинок на берегу моря[107].
13 Все эти люди так и умерли, храня веру, не дождавшись того, что им было обещано. Они лишь издали видели и приветствовали всё это. Они признавали, что на этой земле они всего лишь пришельцы и странники[108].
14 Те, кто считает себя таковыми, показывают тем самым, что они ищут свою истинную родину.
15 Если бы они думали лишь о той стране, которую им пришлось покинуть, они могли бы в неё и возвратиться.
16 Но на самом деле они стремятся к лучшей стране — к небесной. Поэтому Бог не стыдится называться их Богом, ведь Он приготовил для них город.
17 Верой Авраам, когда Бог испытывал его, принес Исаака в жертву. Ему было дано обещание, и он готов был принести в жертву своего единственного[109] сына,
18 и это невзирая на то, что Бог сказал ему: «Через Исаака ты будешь иметь семя, которое Я тебе обещал».[110]
19 Авраам считал, что Бог может даже воскрешать из мертвых, и, образно говоря, Исаак был действительно возвращен ему из мертвых.
20 Верой Исаак благословил будущее Иакова и Исава[111].
21 Верой Иаков, находясь при смерти, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, оперевшись на свой посох[112].
22 Верой Иосиф в конце своей жизни говорил о выходе израильтян из Египта и сделал распоряжение о своих собственных останках[113].
23 Верой родители Моисея прятали его три месяца после того, как он родился, потому что они видели, что он был прекрасным ребенком, и их не напугал царский указ[114].
24 Верой Моисей, став взрослым, отказался называться сыном дочери фараона.
25 Он предпочел лучше быть притесняемым вместе с народом Божьим, чем наслаждаться кратковременными греховными удовольствиями.
26 Он видел, какая награда ждет его впереди, и поэтому унижение ради Христа для него было ценнее богатств Египта.
27 Верой он вышел из Египта, не боясь гнева царя. Он вытерпел всё, как человек, который видел бы перед собой Невидимого[115].
28 Верой он совершил Пасху с окроплением дверных косяков кровью, чтобы губитель первенцев не прикоснулся к семьям[116] израильтян.
29 Верой народ перешел Красное море[117], как по суше; когда же египтяне попытались сделать то же самое, они утонули[118].
30 Верой упали стены Иерихона после того, как семь дней подряд израильтяне обходили город[119].
31 Верой блудница Раав, с миром приняв израильских лазутчиков, не была убита вместе с неверующими[120].
32 Есть ли нужда говорить больше? Время не позволяет мне рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и пророках.
33 Они верой покоряли царства, восстанавливали праведность, получали обещанное, закрывали пасти львам[121],
34 гасили яростное пламя, спасались от острия меча. Их слабость становилась силой, они были крепкими в битве и обращали в бегство чужеземные армии.
35 К женщинам возвращались их умершие[122] близкие, воскрешенные к жизни. Другие были замучены до смерти, отказавшись от предложенной им свободы. Они ожидали воскресения к лучшей жизни.
36 Иные терпели насмешки и побои, а также цепи и темницу.
37 Их побивали камнями, распиливали надвое, убивали мечом, им приходилось скитаться в овечьих и козьих шкурах, они были в нужде, их преследовали и над ними издевались.
38 Те, кого весь мир не был достоин, скитались по пустыням, горам, пещерам и ущельям.
39 Все они получили одобрение Бога за свою веру, но ни один из них при жизни не получил того, что было обещано,
40 потому что и для нас Бог предусмотрел нечто лучшее, чтобы только вместе с нами они достигли совершенства.

Толкования Августина

Стих 1

Ведь есть, как говорит он, вера — сущность упования, и она никак не есть само то, чем надеемся обладать в будущем, но сама вера замещает предмет упования. Имеющий веру не есть лишенный всего и не есть неимущий, исполненный веры. Поэтому велик дар веры, коль скоро человек не видит и верит. Ведь когда бы видел, то в чем же тогда дар и награда? Но вера не убывает и не спотыкается, поскольку опорой ей надежда. Убери надежду, и упадет вера. Как же возможно в пути к цели сделать шаг, если пропала уже и надежда когда-либо достичь ее. И если у каждой из них, то есть у веры и надежды отнять любовь, что пользы кому от веры, и что доброго от надежды, если нет и нет любви? Воистину, нелюбящему надежда неведома. Ведь любовь производит надежду, надежда излучает любовь. Но если мы придем к тому невидимому, на что, веруя в невидимое, уповали, то тогда восхвалится ли вера в него? Если вера есть убежденность в вещах, которые невидимы, когда мы увидим их, уже не назовем это верой. Ибо тогда уже увидишь, а не поверишь.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 359А. Сl. 0284, 359А.PLS 2.760.17−45.

***

Если невидимое не видимо, то как же убеждаются в его существовании?

И откуда же происходит всё то, что ты видишь, как не от Того, Кого ты не видишь? Как в случае, если смотришь и видишь нечто, чтобы во что-то поверить, и веришь на основе того, что ты видишь, в то, чего и не видишь.

Не будь неблагодарен Тому, Кто дал тебе дар видеть. Благодаря Ему ты можешь верить и тому, чего еще не можешь видеть. Дал тебе Господь глаза телесные и разумность в сердце. Пробуди помышление сердца, подними внутреннего обитателя твоих внутренних взоров, да подойдет он к окнам своим, изучит творение Божие.

Августин Иппонский, Проповеди 126. Cl. 0284, 126.RB69.183.20.

Стих 11

Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя «Сара» в переводе — «госпожа моя», а имя Сарра — «сила». Поэтому и написано в Послании к Евреям: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени.

Оба они, как свидетельствует Писание, были стариками; но она, сверх того, была и неплодна; и месячные очищения у нее уже прекратились, так что она не могла бы уже рождать, если бы даже и не была неплодной. Далее, если женщина преклонного возраста находится в таком состоянии, что обычное женское у нее еще продолжается, то от юноши она родить может, а от старика — нет; хотя тот же самый старик еще мог бы родить, но только от молодой девицы, как Авраам, по кончине Сарры, смог родить от Хеттуры, так как взял ее еще в пылком возрасте.

В этом-то апостол и видит чудесную сторону, это он имеет в виду, когда говорит, что тело у Авраама уже омертвело (19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; Рим 4:19); потому что не от всякой женщины, которая доживала последние дни периода плодородия, он мог еще родить, будучи сам в таком возрасте. Омертвелость плоти мы здесь должны разуметь только относительно чего-либо одного, а не всего. Если бы относительно всего, то это был бы уже труп, а не дряхлое тело живого. Решают, впрочем, этот вопрос и в том смысле, что Авраам был в состоянии родить потом от Хеттуры потому, что дар рождения, полученный им от Господа, остался у него и по кончине жены. Но мне кажется, что предлагаемое нами решение лучше. Ибо, хотя всякий столетний старик нашего времени не может уже родить ни от какой женщины, но в то время, когда жили еще так долго, сто лет еще не делали человека дряхлым стариком.

Августин Иппонский, О граде Божьем 16.28. Cl. 0313, SL48.16.28.17.

Стих 17

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Евр 11:17−19). В чем смысл этой притчи, как не в том, о чем говорит тот же апостол: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Рим 8:32)? Поэтому-то, как Господь нес Свой крест, так и Исаак сам нес для себя на место жертвоприношения дрова, на которые должен был быть возложен. Наконец, поскольку Исааку не надлежало быть убитым после того, как отцу его запрещено было поднимать на него руку, — кто был тот овен, закланием которого закончилось знаменательное кровавое жертвоприношение? Когда Авраам увидел его, он стоял, запутавшись рогами в кустах. Кого таким образом представлял он собою, как не Иисуса, увенчанного перед Своим закланием иудейским тернием?

Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 16.32. Cl. 0313, SL48.16.3232.

Стих 40

И в том не будет никакой похвальной веры, и, как я уже сказал, это даже будет никакая не вера совершенно, если люди уверуют из преследования одного только видимого вознаграждения, то есть так, как если бы бессмертие давалось верующим в награду в этом дольнем мире.

Августин Иппонский, О достоинствах грешников 2.31. Cl. 0342, 2.31.50.121.18.

Примечания:

 
Новый русский перевод
4 [99] — См. Быт 4:2-5.
4 [100] — Букв.: он, благодаря ей.
5 [101]Быт 5:18-24.
7 [102] — Букв.: ею он осудил мир.
7 [103] — См. Быт 6:9-22.
8 [104] — См. Быт 12:1-4; Деян 7:2-4.
10 [105] — См. Евр 12:22; Откр 21.
11 [106] — Или: « Верой и сама Сарра, несмотря на то, что была бесплодна, смогла зачать ребенка в столь преклонном возрасте, — ведь она полагалась на Того, Кто обещал ей». См. Быт 21:1-2.
12 [107] — См. Быт 15:5-6; Быт 22:17; Быт 32:12; Ис 51:2.
13 [108] — См. Быт 23:4; 1Пар 29:15; Пс 38:13; 1Пет 2:11.
17 [109] — На языке оригинала это слово можно перевести и как «уникальный», и как «единственный». В данном контексте его нужно понимать как уникальный, в том смысле, что Исаак был обещан Аврааму Богом.
18 [110]Быт 21:12.
20 [111] — См. Быт 27.
21 [112] — См. Быт 47:31; Быт 48:1-20.
22 [113] — См. Быт 50:24-25.
23 [114] — См. Исх 1:22; Исх 2:2; Деян 7:20.
27 [115] — См. Исх. 2-3; Деян 7:23-29.
28 [116] — Букв.: к ним. См. Исх 12:21-23.
29 [117] — Местоположение Красного моря указано в таких отрывках как 3Цар 9:26 (Элат на побережье Красного моря), Чис 14:25 (Акабский залив к югу от Кадеш-Барнеа).
29 [118] — См. Исх 14:10-28; Иуд 5.
30 [119] — См. Нав 6.
31 [120] — См. Нав 2; Нав 6:22-25; Иак 2:25.
33 [121] — См. Дан 6:16-23.
35 [122] — См. напр., 3Цар 17:17-24; 4Цар 4:8-36.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.