Евреям 11 глава

Послание к Евреям святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Толкования Августина

Перевод Еп. Кассиана

1 Вера же есть твердое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим.
2 Ибо чрез неё получили доброе свидетельство древние,
3 Верою мы постигаем, что миры устроены словом Божиим, так что из невидимого возникло видимое.
4 Верою Авель принёс Богу жертву лучшую, чем Каин; ею получил свидетельство, что он праведен: о дарах его свидетельствовал Бог; и ею по смерти он продолжает говорить.
5 Верою Енох был переселен так, что не видел смерти, и не находили его, потому что переселил его Бог. Ибо до переселения своего он получил свидетельство, что угодил Богу.
6 А без веры невозможно угодить: ибо приходящий к Богу должен уверовать, что Он есть и ищущим Его Он воздает.
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея, построил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он мир и стал наследником праведности по вере.
8 Верою Авраам повиновался призванию выйти в страну, которую он имел получить в наследие, и вышел, не зная, куда он идет.
9 Верою он поселился пришельцем в земле обетованной, как чужой, живя в шатрах, с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания.
10 Ибо он ожидал града, имеющего твердые основания, и которого художник и строитель Бог.
11 Верою и сама Сарра получила силу к принятию семени и не по времени возраста, потому что она почла верным Обещавшего.
12 Потому и от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звёзд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
13 В вере умерли они все, не достигши исполнения обещаний, но издали их видели и приветствовали и исповедали, что они чужие и пришельцы на земле.
14 Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И, если бы они вспоминали о том отечестве, из которого вышли, они имели бы время вернуться.
16 Но на самом деле они стремятся к лучшему, то есть к небесному. Потому Бог не стыдится их, чтобы называть Себя их Богом: ибо Он приготовил им град.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и получивший обещания приносил единородного;
18 ему было сказано: в Исааке наречётся тебе семя.
19 Он рассудил, что силен Бог и из мёртвых воскрешать, потому он и получил его обратно в предзнаменование.
20 Верою, и для будущего, благословил Исаак Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха.
22 Верою Иосиф, при кончине, упомянул об исходе сынов Израилевых и заповедал о костях своих.
23 Верою Моисей, по рождении, три месяца скрываем был родителями своими, потому что увидели они, что младенец прекрасен, и не устрашились повеления царя.
24 Верою Моисей, cтав взрослым, отказался называться сыном дочери фараона,
25 предпочтя страдать с народом Божиим, чем иметь временное наслаждение грехом,
26 поношение Христово почтя большим богатством, чем сокровища Египта: ибо он взирал на воздаяние.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись ярости царя: ибо он, словно видя Невидимого, был твёрд.
28 Верою совершил он Пасху и кропление кровью, чтобы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне были поглощены.
30 Верою пали стены Иерихона по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница не погибла с непокорными, приняв разведчиков с миром.
32 И что еще скажу? Ибо не достанет мне времени, если я буду повествовать о Гедеоне, Бараке, Самсоне, Иеффае и Давиде и Самуиле и о пророках,
33 которые чрез веру покорили царства, творили правду, достигли обещаний, заградили уста львов,
34 угасили силу огня, избежали острия меча, приведены были в силу от немощи, стали крепкими на войне, отразили полки чужих.
35 Были женщины, получившие мертвых своих воскресшими. Другие же были замучены, отказавшись от освобождения, чтобы достигнуть лучшего воскресения.
36 Иные же испытали поругания и побои, а также узы и заключение,
37 были побиты камнями, подвергнуты пытке, перепилены, умерли от меча, провели жизнь в скитаниях в овечьих шкурах, в козьих кожах, терпя недостатки, тесноту, страдания:
38 те, которых мир не был достоин, блуждали по пустыням, по горам, по пещерам и отверстиям земли.
39 И все они, получив доброе свидетельство чрез веру, не вошли в обладание того, что было обещано,
40 потому что Бог предвидел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства.

Толкования Августина

Стих 1

Ведь есть, как говорит он, вера — сущность упования, и она никак не есть само то, чем надеемся обладать в будущем, но сама вера замещает предмет упования. Имеющий веру не есть лишенный всего и не есть неимущий, исполненный веры. Поэтому велик дар веры, коль скоро человек не видит и верит. Ведь когда бы видел, то в чем же тогда дар и награда? Но вера не убывает и не спотыкается, поскольку опорой ей надежда. Убери надежду, и упадет вера. Как же возможно в пути к цели сделать шаг, если пропала уже и надежда когда-либо достичь ее. И если у каждой из них, то есть у веры и надежды отнять любовь, что пользы кому от веры, и что доброго от надежды, если нет и нет любви? Воистину, нелюбящему надежда неведома. Ведь любовь производит надежду, надежда излучает любовь. Но если мы придем к тому невидимому, на что, веруя в невидимое, уповали, то тогда восхвалится ли вера в него? Если вера есть убежденность в вещах, которые невидимы, когда мы увидим их, уже не назовем это верой. Ибо тогда уже увидишь, а не поверишь.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 359А. Сl. 0284, 359А.PLS 2.760.17−45.

***

Если невидимое не видимо, то как же убеждаются в его существовании?

И откуда же происходит всё то, что ты видишь, как не от Того, Кого ты не видишь? Как в случае, если смотришь и видишь нечто, чтобы во что-то поверить, и веришь на основе того, что ты видишь, в то, чего и не видишь.

Не будь неблагодарен Тому, Кто дал тебе дар видеть. Благодаря Ему ты можешь верить и тому, чего еще не можешь видеть. Дал тебе Господь глаза телесные и разумность в сердце. Пробуди помышление сердца, подними внутреннего обитателя твоих внутренних взоров, да подойдет он к окнам своим, изучит творение Божие.

Августин Иппонский, Проповеди 126. Cl. 0284, 126.RB69.183.20.

Стих 11

Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя «Сара» в переводе — «госпожа моя», а имя Сарра — «сила». Поэтому и написано в Послании к Евреям: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени.

Оба они, как свидетельствует Писание, были стариками; но она, сверх того, была и неплодна; и месячные очищения у нее уже прекратились, так что она не могла бы уже рождать, если бы даже и не была неплодной. Далее, если женщина преклонного возраста находится в таком состоянии, что обычное женское у нее еще продолжается, то от юноши она родить может, а от старика — нет; хотя тот же самый старик еще мог бы родить, но только от молодой девицы, как Авраам, по кончине Сарры, смог родить от Хеттуры, так как взял ее еще в пылком возрасте.

В этом-то апостол и видит чудесную сторону, это он имеет в виду, когда говорит, что тело у Авраама уже омертвело (19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; Рим 4:19); потому что не от всякой женщины, которая доживала последние дни периода плодородия, он мог еще родить, будучи сам в таком возрасте. Омертвелость плоти мы здесь должны разуметь только относительно чего-либо одного, а не всего. Если бы относительно всего, то это был бы уже труп, а не дряхлое тело живого. Решают, впрочем, этот вопрос и в том смысле, что Авраам был в состоянии родить потом от Хеттуры потому, что дар рождения, полученный им от Господа, остался у него и по кончине жены. Но мне кажется, что предлагаемое нами решение лучше. Ибо, хотя всякий столетний старик нашего времени не может уже родить ни от какой женщины, но в то время, когда жили еще так долго, сто лет еще не делали человека дряхлым стариком.

Августин Иппонский, О граде Божьем 16.28. Cl. 0313, SL48.16.28.17.

Стих 17

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Евр 11:17−19). В чем смысл этой притчи, как не в том, о чем говорит тот же апостол: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Рим 8:32)? Поэтому-то, как Господь нес Свой крест, так и Исаак сам нес для себя на место жертвоприношения дрова, на которые должен был быть возложен. Наконец, поскольку Исааку не надлежало быть убитым после того, как отцу его запрещено было поднимать на него руку, — кто был тот овен, закланием которого закончилось знаменательное кровавое жертвоприношение? Когда Авраам увидел его, он стоял, запутавшись рогами в кустах. Кого таким образом представлял он собою, как не Иисуса, увенчанного перед Своим закланием иудейским тернием?

Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 16.32. Cl. 0313, SL48.16.3232.

Стих 40

И в том не будет никакой похвальной веры, и, как я уже сказал, это даже будет никакая не вера совершенно, если люди уверуют из преследования одного только видимого вознаграждения, то есть так, как если бы бессмертие давалось верующим в награду в этом дольнем мире.

Августин Иппонский, О достоинствах грешников 2.31. Cl. 0342, 2.31.50.121.18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.