К Евреям 11 глава

Послание к Евреям
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Вера же означает, что мы уверены в том, на что надеемся. Она является доказательством существования того, что мы никогда не видели.
2 За такую веру Бог благоволил к людям, жившим издревле.
3 Благодаря своей вере мы понимаем, что мир был сотворён по велению Божьему, и то, что видимо, создано было из того, что невидимо.
4 Благодаря своей вере Авель принёс Богу более угодную жертву, чем Каин. Благодаря своей вере он был превознесён как праведник, так как Бог с одобрением принял его дары. И благодаря своей вере он всё ещё говорит, хотя и мёртв.
5 Благодаря своей вере Енох был вознесён к Богу, чтобы не увидел он смерти и люди не смогли найти его, потому что Бог взял его к Себе. В Писаниях сказано, что до своего вознесения он угодил Богу,
6 а без веры невозможно угодить Богу. Потому что тот, кто предстаёт перед Богом, должен верить в то, что Бог жив и вознаграждает ищущих Его.
7 Благодаря своей вере и почтению к Богу, Ной, когда был предупреждён Богом о том, чего сам не мог ещё видеть, внял предупреждению и построил ковчег, чтобы спасти свою семью. Своей верой он осудил мир и стал одним из тех, кого вера оправдывает перед Богом.
8 Благодаря вере Авраам, будучи призван Богом, повиновался и отправился в ту землю, которую должен был получить в наследство. Он отправился туда, хотя и не знал, куда идёт.
9 Благодаря своей вере, он оставался в чужой земле, которую Бог обещал отдать ему во владение. Авраам жил в шатрах вместе с Исааком и Иаковом, также получившими обещание от Бога.
10 И всё это делал он, потому что ожидал создания города с извечным основанием, города, архитектором и строителем которого является Бог.
11 Несмотря на преклонные годы Авраама и бесплодие Сарры, они не утратили веру в Бога и Его обещания. Поэтому Бог позволил им иметь детей.
12 Авраам был настолько стар, что уже находился на пороге смерти. Однако от него одного произошли такие многочисленные потомки, будто звёзды в небе, и неисчислимые, как песчинки на берегу морском.
13 И все эти люди продолжали жить со своей верой до самой смерти. Они не получили обещанного, но видели его на расстоянии и радовались ему. Они признавали открыто, что являются чужими, всего лишь странниками на этой земле.
14 Люди, говорящие такое, тем самым показывают, что они ищут свою страну.
15 Если бы они думали о той стране, которую покинули, то у них была бы возможность возвратиться.
16 Они томились по лучшей стране — небесной. И потому Бог не стыдится называться их Богом, потому что Он приготовил для них город.
17 С верой Авраам, испытываемый Богом, предложил в жертву Исаака. Да, он, получивший обещание, был готов принести в жертву единственного сына,
18 о котором Бог уже сказал ему:
«Твои потомки придут через Исаака».
19 С верой Авраам был готов принести в жертву своего единственного сына. Он верил, что Бог может воскресить человека из мёртвых. И действительно, когда Бог остановил Авраама от убийства своего сына, то это было подобно тому, что Исаак был возвращён из мёртвых.
20 С верой Исаак благословил будущее Иакова и Исава.
21 Верой своей Иаков, умирая, благословил обоих сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на свой посох.
22 С верой Иосиф в конце жизни говорил об исходе народа Израиля из Египта и повелел, что сделать с его телом.
23 С верой, когда родился Моисей, родители три месяца прятали его и, видя, как красив ребёнок, не побоялись ослушаться царского приказа.
24 С верой Моисей, когда вырос, отказался называться сыном дочери фараона.
25 Он предпочёл лучше терпеть преследования вместе с людьми Божьими, чем короткое время наслаждаться греховными удовольствиями.
26 Он считал, что страдания, через которые ему суждено пройти ради Христа, драгоценнее, чем все египетские сокровища. Моисей ожидал награды Божьей.
27 С верой он покинул Египет, не страшась царского гнева. Он вытерпел всё, как будто видел невидимого Бога.
28 С верой Моисей приготовился к празднованию Пасхи и окропил дверные косяки кровью, чтобы Губитель не смог тронуть никого из израильских первенцев.
29 С верой израильтяне пересекли Красное море, словно сушу; когда же египтяне попробовали сделать то же самое, море поглотило их.
30 Благодаря вере людей Божьих рухнули стены Иерихона после того, как израильтяне обходили их семь дней подряд.
31 Благодаря своей вере блудница Раав не была убита вместе со всеми, кто отказался повиноваться, так как приняла израильских лазутчиков с миром.
32 Что же ещё сказать мне? Мне не хватит времени, чтобы рассказать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, Давиде, Самуиле и о пророках.
33 Эти люди, благодаря своей вере, побеждали царства и устанавливали справедливость согласно Божьим обещаниям. Они заставляли умолкнуть львов, погашали яростный огонь
34 и избегали смерти от меча. В слабости они обретали силу, становились могучими в битве, обращали в бегство чужеземные войска.
35 Женщины, потерявшие своих родных и близких, вновь обретали их после воскресения из мёртвых. Других пытали, но они отвергали свободу, чтобы обрести воскресение к лучшей жизни.
36 Некоторым пришлось вытерпеть насмешки и битьё кнутом, другие же были закованы в цепи и брошены в тюрьмы.
37 Их забрасывали камнями, разрезали надвое, убивали мечами. Они одевались в овечьи и козьи шкуры, были бедны, преследуемы и притесняемы.
38 Мир был недостоин этих великих людей. Они скитались в горах и в пустынях, жили в пещерах и в земляных норах.
39 Эти люди были всем известны благодаря своей вере, но они не получили того, что было обещано Богом.
40 Бог задумал нечто лучшее для нас, чтобы эти люди достигли совершенства, но только вместе с нами.

Толкования Августина

Стих 1

Ведь есть, как говорит он, вера — сущность упования, и она никак не есть само то, чем надеемся обладать в будущем, но сама вера замещает предмет упования. Имеющий веру не есть лишенный всего и не есть неимущий, исполненный веры. Поэтому велик дар веры, коль скоро человек не видит и верит. Ведь когда бы видел, то в чем же тогда дар и награда? Но вера не убывает и не спотыкается, поскольку опорой ей надежда. Убери надежду, и упадет вера. Как же возможно в пути к цели сделать шаг, если пропала уже и надежда когда-либо достичь ее. И если у каждой из них, то есть у веры и надежды отнять любовь, что пользы кому от веры, и что доброго от надежды, если нет и нет любви? Воистину, нелюбящему надежда неведома. Ведь любовь производит надежду, надежда излучает любовь. Но если мы придем к тому невидимому, на что, веруя в невидимое, уповали, то тогда восхвалится ли вера в него? Если вера есть убежденность в вещах, которые невидимы, когда мы увидим их, уже не назовем это верой. Ибо тогда уже увидишь, а не поверишь.

Источник: Августин Иппонский, Проповеди 359А. Сl. 0284, 359А.PLS 2.760.17−45.

***

Если невидимое не видимо, то как же убеждаются в его существовании?

И откуда же происходит всё то, что ты видишь, как не от Того, Кого ты не видишь? Как в случае, если смотришь и видишь нечто, чтобы во что-то поверить, и веришь на основе того, что ты видишь, в то, чего и не видишь.

Не будь неблагодарен Тому, Кто дал тебе дар видеть. Благодаря Ему ты можешь верить и тому, чего еще не можешь видеть. Дал тебе Господь глаза телесные и разумность в сердце. Пробуди помышление сердца, подними внутреннего обитателя твоих внутренних взоров, да подойдет он к окнам своим, изучит творение Божие.

Августин Иппонский, Проповеди 126. Cl. 0284, 126.RB69.183.20.

Стих 11

Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя «Сара» в переводе — «госпожа моя», а имя Сарра — «сила». Поэтому и написано в Послании к Евреям: Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени.

Оба они, как свидетельствует Писание, были стариками; но она, сверх того, была и неплодна; и месячные очищения у нее уже прекратились, так что она не могла бы уже рождать, если бы даже и не была неплодной. Далее, если женщина преклонного возраста находится в таком состоянии, что обычное женское у нее еще продолжается, то от юноши она родить может, а от старика — нет; хотя тот же самый старик еще мог бы родить, но только от молодой девицы, как Авраам, по кончине Сарры, смог родить от Хеттуры, так как взял ее еще в пылком возрасте.

В этом-то апостол и видит чудесную сторону, это он имеет в виду, когда говорит, что тело у Авраама уже омертвело (19 И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; Рим 4:19); потому что не от всякой женщины, которая доживала последние дни периода плодородия, он мог еще родить, будучи сам в таком возрасте. Омертвелость плоти мы здесь должны разуметь только относительно чего-либо одного, а не всего. Если бы относительно всего, то это был бы уже труп, а не дряхлое тело живого. Решают, впрочем, этот вопрос и в том смысле, что Авраам был в состоянии родить потом от Хеттуры потому, что дар рождения, полученный им от Господа, остался у него и по кончине жены. Но мне кажется, что предлагаемое нами решение лучше. Ибо, хотя всякий столетний старик нашего времени не может уже родить ни от какой женщины, но в то время, когда жили еще так долго, сто лет еще не делали человека дряхлым стариком.

Августин Иппонский, О граде Божьем 16.28. Cl. 0313, SL48.16.28.17.

Стих 17

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, 18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. 19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование. Евр 11:17−19). В чем смысл этой притчи, как не в том, о чем говорит тот же апостол: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Рим 8:32)? Поэтому-то, как Господь нес Свой крест, так и Исаак сам нес для себя на место жертвоприношения дрова, на которые должен был быть возложен. Наконец, поскольку Исааку не надлежало быть убитым после того, как отцу его запрещено было поднимать на него руку, — кто был тот овен, закланием которого закончилось знаменательное кровавое жертвоприношение? Когда Авраам увидел его, он стоял, запутавшись рогами в кустах. Кого таким образом представлял он собою, как не Иисуса, увенчанного перед Своим закланием иудейским тернием?

Источник: Августин Иппонский, О граде Божьем 16.32. Cl. 0313, SL48.16.3232.

Стих 40

И в том не будет никакой похвальной веры, и, как я уже сказал, это даже будет никакая не вера совершенно, если люди уверуют из преследования одного только видимого вознаграждения, то есть так, как если бы бессмертие давалось верующим в награду в этом дольнем мире.

Августин Иппонский, О достоинствах грешников 2.31. Cl. 0342, 2.31.50.121.18.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.