От Марка 1 глава

Евангелие от Марка
Библейской Лиги ERV → Толкования Августина

Библейской Лиги ERV

1 Благая Весть об Иисусе Христе, Сыне Божьем, начинается
2 как написано у пророка Исаии: «Смотри! Я посылаю перед Тобой вестника Своего. Он подготовит Тебе путь».
3 «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: „Подготовьте путь Господу, проложите Ему тропы прямые”».
4 Явился Иоанн, крестя людей в пустыне. Он говорил им, что они должны креститься, чтобы показать готовность покаяться, и тогда их грехи будут прощены.
5 Люди со всей Иудеи и из Иерусалима приходили к нему и исповедовались в своих грехах, и он крестил их в реке Иордан.
6 Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался широким кожаным поясом. Он питался саранчой и диким мёдом.
7 Вот что он проповедовал людям:
«Тот, Кто неизмеримо могущественней меня, идёт следом за мной. Я недостоин даже нагнуться и развязать ремни Его сандалий.
8 Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».
9 В те дни пришёл Иисус из города Назарет в Галилее, и Иоанн крестил Его в Иордане.
10 В тот момент, когда Иисус выходил из воды, Он увидел, что небеса разверзлись и Дух спускается на Него в образе голубя.
11 И раздался голос с небес:
«Ты — Мой возлюбленный Сын. Ты — Избранник Мой».
12 И тотчас же Дух повелел Ему идти в пустыню.
13 Иисус провёл в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной. Он жил среди диких зверей, и Ангелы служили Ему.
14 После того как Иоанна взяли под стражу, Иисус пошёл в Галилею, проповедуя Благую Весть Божью.
15 Он говорил:
«Время пришло. Царство Божье близко. Покайтесь и поверьте в Благую Весть!»
16 Когда Иисус проходил мимо Галилейского озера, Он увидел Симона и его брата Андрея, закидывающих сети в озеро, так как они были рыбаками.
17 Иисус сказал им:
«Следуйте за Мной, и Я научу вас, как стать ловцами людей».
18 Они тотчас же оставили сети и последовали за Ним.
19 Пройдя немного дальше, Иисус увидел Иакова, сына Зеведея, и его брата Иоанна. Они находились в лодке и чинили сети.
20 Иисус тотчас же позвал их, и они, оставив своего отца Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним.
21 Иисус и Его ученики направились в Капернаум. В субботний день Иисус вошёл в синагогу и стал учить людей.
22 Они удивлялись Его учению, потому что Иисус учил их как имеющий власть, а не как законоучители.
23 Внезапно в синагоге появился человек, одержимый нечистым духом, и закричал:
24 «Что Тебе нужно от нас, Иисус из Назарета? Ты пришёл, чтобы погубить нас? Я знаю Тебя, Ты — Святой Божий!»
25 Иисус приказал нечистому духу:
«Умолкни и выйди из него!»
26 Тогда нечистый дух вызвал у человека приступ эпилепсии и, вскричав громким голосом, вышел из него.
27 Все были так поражены, что начали спрашивать друг друга:
«Что это за новое учение? Он властно приказывает даже нечистым духам, и те повинуются Ему».
28 И молва об Иисусе разнеслась по всей Галилее.
29 Выйдя вскоре из синагоги, Иисус, Иоанн и Иаков сразу же направились в дом Симона и Андрея.
30 Тёща Симона лежала в постели в сильном жару, и они тотчас сказали о ней Иисусу.
31 Он подошёл, взял её за руку и помог ей встать. Жар прошёл, и она стала прислуживать им.
32 С наступлением вечера, после захода солнца, к Иисусу привели всех больных и бесноватых.
33 Весь город собрался у дверей.
34 И Он исцелил многих людей, страдавших различными болезнями, и изгнал много бесов. Однако Иисус запретил бесам говорить, так как они знали, кто Он такой.
35 Ранним утром, когда было ещё темно, Иисус вышел из дому и направился в уединённое место и там молился.
36 Симон же и те, кто были с Ним, пошли искать Его,
37 и когда нашли, то сказали Ему:
«Все Тебя ищут».
38 Иисус ответил им:
«Давайте пойдём в близлежащие города, чтобы Я мог и там проповедовать, так как для этого Я пришёл».
39 И Он пошёл по всей Галилее, проповедуя в их синагогах и изгоняя бесов.
40 К Иисусу подошёл прокажённый, пал перед Ним на колени и стал умолять Его:
«Если Ты захочешь, то сможешь очистить меня».
41 Иисус, преисполнившись жалости к нему, протянул руку, коснулся его и сказал:
«Хочу. Очистись!»
42 Проказа тотчас же сошла с него, и он очистился.
43 Иисус же отослал его прочь
44 и строго приказал ему:
«Смотри, никому не рассказывай об этом, а пойди, покажись священнику и принеси жертву за твоё очищение, как повелел Моисей. Пусть это будет свидетельством для них».
45 Но тот пошёл и стал повсюду рассказывать и разглашать то, что произошло, так что Иисус не мог больше открыто войти в город, а останавливался в безлюдных местах. И люди отовсюду приходили к Нему.

Толкования Августина

Стих 1

Евангелист Марк опустил историю рождения, детства и юности Господа и начал свой рассказ как раз с этого места, то есть проповеди Иоанна.

Источник: О согласии евангелистов. Сl. 0273, 2.6.18.113.20.

Стих 2

Крещение Иоанна было таким, каким и сам Иоанн: крещение настолько же праведное, насколько праведен человек. Однако этот человек принял от Господа особую милость, такую, что удостоился идти впереди Судии, и указывать на Него перстом, и возвещать пророчество: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу (3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; Ис 40:3)1.

Примечания

  • 1 — Ср. 3 Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Мф 3:3; 4 как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; Лк 3:4.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 5.6.10 [CCSL 36:44].

Стих 7

Из всех тех, кто предсказывал пришествие Христа, Иоанн был ближайшим к Нему благовестником. Все праведники и пророки древнейших времен желали увидеть свершившимся то, что они, по откровению Духа, считали, должно произойти в будущем. Вот и Сам Господь говорит: Многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Мф 13:17). Потому Иоанн, как сказано, был больше, чем пророк. Среди рожденных матерями не было большего1 , ибо прежним праведникам выпала честь только предсказывать Христа, ему же — и предсказывать Его, пока Он еще отсутствовал, и увидеть Его присутствующего. Именно поэтому ему стало доступно то, к чему прежние пророки только стремились.

Примечания

  • 1 — Ср. 9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Мф 11:9; 28 Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. Лк 7:28.

Против сочинений Петилиана. Сl. 0333, 2.37.87.71.15.

Стих 10

Принимающие крещение Христово в крещении Иоанновом не нуждаются, но принявшие крещение Иоанна нуждались в крещении Христа... Ему же Самому никакого крещения не требовалось, но, дабы возбудить в нас желание принять Его крещение, Он принял крещение от раба.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 5.5.25 [CCSL 36:43].

Иное толкование

Почему Сын Божий явился в человеке и Дух Святой — в голубе?1 Потому что первый явил людям пример образцовой жизни, а второй обозначил сам дар, обретаемый живущими ею2. И тот и другой стали видимыми ради людей, чтобы глазами телесными они обнаруживали и разумом воспринимали ступени таинств. Ведь обычные слова звучат и проходят, но не проходят слова, в которых выражено божественное и вечное3.

Примечания

  • 1 — Ср. 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Мф 3:16; 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22; 32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Ин 1:32.
  • 2 — Ср. 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Рим 8:2, Рим 10; 8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Гал 6:8.
  • 3 — Ср. 11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Ис 55:11.

О различных вопросах. Сl. 0289, 43.1 [CCSL 44А:64].

Голубь не продается: он дается даром, потому и зовется милостью4.

Примечания

  • 4 — Ср. 15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; Мк 11:15; 16 И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. Ин 2:16.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 10.6.24 [CCSL 36:104].

Стих 11

Здесь ясно представлена Троица: Отец — голосом, Сын — человеком, Дух — голубем.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 6.5.11 [CCSL 36:56].

Иное толкование

В некоторых местах Писания Троица являет Себя через творения как по отдельности, так и поочередно: Отец — в голосе: Ты Сын Мой; Сын — в человеке, рожденном от Девы; Дух Святой — в телесном облике голубя. Все это явлено по отдельности, но Троица ни в коем случае не раздельна. Чтобы лучше представить себе это, вспомним о нашей памяти, разуме и воле. Хотя и перечисляем их здесь по отдельности, тем не менее не можем что-либо делать или что-либо говорить, воспользовавшись из них чем-то одним. Не следует полагать, однако, что этот пример дает точное сравнение с Троицей и что Она складывается из частей. Кто станет спорить о том, что в сравнении нет полного соответствия между частями? И разве можно Творцу приписать сходство с творением?

Послания. Cl. 0262, 169.44.2.615.5.

Каждый из евангелистов имел в виду слова гласа небесного, однако некоторые из них пересказали смысл сказанного своими словами так, однако, чтобы получившаяся фраза по-прежнему соответствовала выражению: В Тебе Мое благоволение, то есть через Тебя совершается то, что Мне угодно1.

Примечания

  • 1 — Ср. 22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Лк 3:22 (в Тебе Мое благоволение), 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Мф 3:17 (в Котором Мое благоволение).

О согласии евангелистов. Сl. 0273, 2.14.31.132.11.

Стих 18

С того дня они стали преданными Ему и не отступали... Так построим же и мы сами в сердце нашем дом и устроим его, чтобы Он мог войти и научить нас — дом внутри нас.

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна. Cl.0023, 43.16.

Стих 24

Нечистые духи знали, что должен прийти Иисус Христос: они слышали об этом от ангелов, слышали от пророков и ожидали Его прихода. Ибо если бы не ждали, то почему закричали: «Что Тебе до нас? Ты пришел погубить нас прежде времени? Знаем, Кто Ты — Святый Божий»1.

Примечания

  • 1 — Ср. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Мф 8:29; 34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Лк 4:34.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 7.6.10 [CCSL 36:69−70].

Иное толкование

Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго2 . Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: «Знаем, Кто Ты; Ты — Сын Божий»3. «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» — «Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны — в страхе...» — «Вот что скажи: разве демоны не верят и не трепещут?» — «Скажу тебе, — говорит, — различаю ясно: вера действует через любовь4 ».

Примечания

  • 2 — 16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Мф 16:16.
  • 3 — Ср. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Мф 8:29; 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Лк 8:28.
  • 4 — Ср. 6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Гал 5:6.

Проповеди. Сl. 0284, 90.38.564.12.

Из этих слов ясно, что демоны знали об этом, но не было в них любви. Они сильно страшились наказания от Него, а Его справедливости не любили. Он же настолько открывался им, насколько хотел; хотел же настолько, насколько было необходимо. Открывался им не как святым ангелам, которые всецело наслаждаются Его, Бога-Слова, причастностью к вечности, а как следовало открыться тем устрашаемым, от тиранической власти которых Он освобождает всех предназначенных для Своего Царства и для Своей славы, вечно истинной и истинно вечной. Значит, открывался демонам не как жизнь вечная и неугасаемый свет, освещающий праведников, у которых, когда видят свет, несущий веру, через эту веру очищаются сердца. Но открывался им посредством преходящих деяний силы Своей: через сокровенные знаки Своего присутствия, которые чувствам ангелов, пусть даже это будут злые духи, доступны более, нежели немощным людям.

О граде Божием. Сl. 0313, 47.9.21.3 [CCSL 47:268].

***

Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: Что Тебе до нас? Веру имели, любви не имели — потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам.

Трактат на Евангелие от Иоанна. Сl. 0278, 6.21.6 [CCSL 36:64−5].

Стих 40

То, о чем мы узнали, лучше и надежнее всего запоминается в том порядке, в котором это происходило. Тем не менее мы не в силах установить, что раньше, а что позже придет нам на ум, когда наступит время для пересказа... Весьма вероятно, что каждый евангелист посчитал необходимым пересказать события в том порядке, в каком пожелал того Бог: в согласии с их воспоминаниями о вещах, порядок которых — тот или иной — ничего не убавляет в силе Евангелия или в его истинности. Почему же Дух Святой... управлявший разумом святых при составлении книг столь высокой важности и, без сомнения, помогавший им вспомнить то, о чем они писали, позволил им расположить свое повествование одному так, а другому иначе? Кто с молитвенным усердием станет задаваться подобным вопросом, тот не останется без божественной помощи.

О согласии евангелистов. C1. 0273, 2.21.51.152.19.

« 28 глава МкОт Марка 1 глава ERVБиблейской Лиги AICАвгустин 2 глава »


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.