Притчи 1 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Толкования Августина

Новый русский перевод

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израиля:
2 да принесут они мудрость и наставление
и да помогут осмыслить разумные высказывания;
3 да научат они правилам благоразумной жизни,
праведности, справедливости и честности
4 и дадут простакам проницательность,
а юным — знание и рассудительность;
5 пусть послушают мудрые и умножат познания,
и пусть разумные получат советы;
6 да уразумеют они пословицы и притчи,
слова мудрецов и загадки их.
7 Страх перед Господом — начало мудрости,
только глупцы1 презирают мудрость и наставление.
8 Сын мой, послушай наставление своего отца
и не отвергай поучения своей матери.
9 Они будут прекрасным венком на твоей голове
и ожерельем на твоей шее.
10 Сын мой, если грешники соблазняют тебя,
не поддавайся им.
11 Если скажут они: «Идем с нами,
устроим засаду для пролития крови,
без причины подстережем невинного,
12 живьем их проглотим, как мир мертвых,2
целиком — как тех, кто нисходит в пропасть;
13 награбим всевозможных дорогих вещей
и наполним дома свои добычей.
14 Бросай с нами жребий,
общая будет у нас мошна»,
15 то не ходи с ними, сын мой,
не вставай на путь их.
16 Ведь их ноги бегут к злу,
спешат они на пролитие крови.
17 Как бессмысленно ставить сеть
на глазах у всех птиц,
18 но эти люди устраивают засаду для пролития своей же крови,
подстерегают самих же себя!
19 Таковы пути всех, кто жаждет преступной добычи;
она отнимает жизнь у завладевших ею.
20 Мудрость восклицает на улицах,
возвышает свой голос на площадях;
21 на углах шумных улиц3 кричит она
и при входе в городские ворота держит речь:
22 «До каких же пор вы, простаки,
будете любить свою простоту?
Сколько же еще глумливые
будут наслаждаться насмешками,
а глупцы — ненавидеть знание?
23 Если бы вы ответили на мой укор,
я излила бы на вас мой дух
и открыла бы вам свои мысли.4
24 Но раз вы отвергли меня, когда я призывала,
и никто не внимал, когда я протягивала вам руку;
25 раз вы пренебрегли всеми моими советами
и не приняли моего укора,
26 то и я в свой черед посмеюсь над вашей бедой,
поиздеваюсь, когда поразит вас ужас, —
27 когда поразит вас ужас, как буря,
и беда пронесется над вами, как вихрь,
когда горе и скорбь вас подавят.
28 Тогда будут звать меня, но я не отвечу;
будут искать меня, но не найдут.
29 Раз они знание возненавидели
и страх перед Господом не избрали,
30 раз мой совет не приняли
и укор мой с презрением отвергли —
31 то они будут есть плоды своего пути
и получат сполна от своих замыслов.
32 Ведь своенравие убьет простаков,
и беспечность погубит глупцов,
33 но слушающий меня будет жить безопасно и спокойно,
не страшась беды».

Толкования Августина

Стих 1

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление .

Источник: Толкование Псалмов 72.3,Сl. 0283, SL39.71.3.2.

Стих 2

Ст. 1−2 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума

Для чего царствующий Отец препоручил царствующему Сыну суд и правосудие Свое, ясно показывается, когда говорится: да судит праведно людей Твоих (2 да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; Пс 71:2), то есть для судопроизводства над народом Божиим. Такое же слово и у Соломона: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление (1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; Притч 1:1−2).

Толкование Псалмов.

Стих 3

Как ты знаешь, бывают некоторые пороки, которые, по очевидному различию, противоположны добродетели, как, например, неблагоразумие по отношению к благоразумию. Бывают же такие, которые, поскольку они пороки, постольку противоположны добродетелям, но, тем не менее, и сходны неким обманным образом с ними: например, когда мы благоразумию противопоставляем не безрассудство, но хитроумие. Ибо теперь я говорю о том хитроумии, под которым обыкновенно больше понимают и обозначают нечто лукавое, а не о том, как обычно это слово выражено в нашем Писании, каковое зачастую вкладывает в него положительный смысл, отчего встречаются такие места: будьте мудры, как змии (16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф 10:16), а также когда говорится, чтобы простым дать смышленость. Точно так же и неправедность противится праведности по явному несходству, тогда как обыкновенно страсть отмщения рядится в праведность, но остается пороком.

Источник: Письма 167,Сl.0262,167.44/2.593.7

Стих 7

По предписаниям Божиим, которые мы принимаем, дабы вести себя благо, да обустроишь ты жизнь свою и нравы, исходя из благоговейного страха; ибо начало мудрости — страх Господень, которым ломается и хиреет человеческая гордыня. Потом же, как в благоговении умягчишься и станешь кротким, не будешь ретивой страстностью подвергать сомнению также то, что и ты до сего дня не понимаешь, и что невеждам представляется нелепым и противоречащим себе в Священном Писании. И не будешь пытаться затмевать собственным разумением смысл божественных книг, но более умалишься и в кротости свой разум попытаешься расширить, нежели безудержно будешь производить нападки на сокровенное.

Письма 171 А, Сl. 0262, 171А.44/1.632.5

Стих 11

Приводимые в Притчах слова нечестивых: подстережем непорочного без вины... наберем всякого драгоценного имущества , — не до такой степени темны, чтобы их нельзя было без особого и старательного толкования применять к Христу и Его имуществу — Церкви. Нечто подобное и сам Господь Иисус влагает в евангельской притче в уста злых делателей: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его (38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Мф 21:38).

Источник: О Гpaдe Божьем 17.20,Cl.0313,SL48.17.20.51

Стих 24

Что значит то, что во многих местах гласит Писание:воззовут, и не послушаю их. О них сказано: не призывающие Бога (5 Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, [как] едят хлеб, и не призывающие Бога? Пс 52:5). Призывают, но не Бога. Ведь можно взывать к тому, кого любишь; можно взывать к тому, кого к себе приглашаешь, к тому, чьего прихода к себе желаешь. В свой черед, если взывать к Богу, дабы имел место денежный доход, дабы выпало наследство, дабы сподобиться мирских почестей, то и призовешь то, чьего появления добиваешься; но установишь, что Бог — пособитель твоей алчности, а не Тот, Кто внемлет прошению. Бог благ, если дает, что желаешь. Но если желаешь ты дурного, не большей ли милостью будет не воздать тебе? Но тогда, если не даст, то и Богом для тебя не будет; и ты вопиешь: сколько я молился, сколь часто я испрашивал, и не послушал меня! А что же ты просил? Вот бы недруга твоего постигла смерть! А если и он попросит для тебя? Тот же, Кто сотворил тебя, сотворил и его; ты человек, и он человек, а Бог — судия, слушает обоих и не послушает обоих. Ты печалишься, поскольку не послушали тебя против него; радуйся же, что не послушали его против тебя.

Источник: Толкование Псалмов 85.8, Сl. 0283, SL39.85.8.4.

***

Между надеждой и отчаянием мечется дух. Следует бояться, чтобы не сразила тебя надежда, ибо коль скоро много ты надеешься на милосердие, то будешь подлежать суду. Должно бояться, с другой стороны, чтобы не сразило тебя отчаяние, ибо коль скоро ты полага-ешь, что не будет тебе прощена тяжесть совершенного тобой, то не будет у тебя раскаяния и попадешь ты под суд мудрости, которая говорит: За то и я посмеюсь вашей погибели .

Что же, стало быть, делать Господу с теми, кто объят обоими недугами? Тем, которые испытуемы надеждой, говорит следующее: Не медли обратиться к Господу,, и не откладывай со дня на день: ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения (8 Не медли обратиться к Господу и не откладывай со дня на день: 9 ибо внезапно найдет гнев Господа, и ты погибнешь во время отмщения. Сир 5:8−9). Тем, которые испытуемы отчаянием, что Он говорит? В какой бы день беззаконник ни обратился, забуду все беззакония его . Значит, ради тех, кто отягощен отчаянием, Он предусмотрел гавань прощения, а ради тех, кого развращает надежда и на кого воздействует соблазн попусканий, сделал так, что день кончины неизвестен. Когда придет последний день, тебе неведомо. Не будет ли с твоей стороны неблагодарным откладывать, раз ты располагаешь днем нынешним, в который можешь исправиться?

Источник: Трактат на Евангелие от Иоанна 33.3−4,Сl. 0278,33.8.14

Примечания:

 
Новый русский перевод
7 [1] — Еврейское слово, переведенное здесь как «глупцы», в книге Притчей и нередко в других местах Ветхого Завета обозначает человека, несовершенного нравственно.
12 [2] — Мир мертвых — евр.: «шеол».
21 [3] — Смысл этого места в еврейском тексте неясен.
23 [4] — Букв.: «мои слова».
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.