Авдий 1 глава

Книга пророка Авдия
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Видение, которое было к пророку Авдию.
Так говорит Владыка Господь об Эдоме:

Мы услышали весть от Господа,
что отправлен посланник к народам,
чтобы объявить им:
«Вставайте! Выступим войной против Эдома!»

2

— Вот, Я сделаю тебя, Эдом , малым среди народов,
ты будешь в большом презрении.

3

Гордость сердца твоего обольстила тебя.
Ты живешь в расщелинах скал,1
высоко строишь свой дом
и говоришь в сердце своем:
«Кто низвергнет меня на землю?»

4

Но даже если ты, подобно орлу,
поднимешься ввысь
и устроишь гнездо свое среди звезд,
то и оттуда Я низвергну тебя, —
возвещает Господь. —

5

О, как ты будешь разрушен!
Если воры и грабители в ночи придут к тебе,
разве они не украдут только то, что пожелают?
Если проникнут к тебе собиратели винограда,
разве не оставят они несколько виноградин?

6

Как все будет обыскано у Исава,
будут ограблены его тайники!

7

Все твои союзники
вытеснят тебя до границы,
все твои друзья
обманут и одолеют тебя.
Те, кто ест твой хлеб, поставят на тебя западни,
но ты не догадаешься.

8

В тот день, — возвещает Господь, —
Я истреблю мудрых в Эдоме
и благоразумных на горе Исава.

9

Воины твои, Теман,2
будут трепетать от страха,
и все на горе Исава будут истреблены.

10

Из-за насилия над своим братом Иаковом
будешь покрыт позором,
будешь уничтожен навсегда.

11

Ты стоял в стороне в тот день,
когда чужие народы уносили его богатства,
когда иноземцы входили в его ворота
и бросали жребий об Иерусалиме.
Ты был как один из них!

12

Тебе не следовало смотреть сверху вниз на своего брата
в день его несчастья,
не стоило торжествовать над народом Иуды
в день его гибели
и хвастаться
в день его страдания.

13

Тебе не следовало входить
в ворота Моего народа
в день его бедствия,
смотреть на его горе
в день его бедствия
и касаться его богатства
в день его бедствия.

14

Тебе не стоило стоять на перекрестках
и убивать беглецов,
не стоило выдавать уцелевших
в день их страдания.

15

— Близок день Господень для всех народов:
как ты поступал, так и с тобою поступят,
то, что ты делал, падет на твою же голову.

16

Как вы пили на святой горе Моей,
так и все народы будут пить всегда,
будут пить, не переставая,
и проглотят, и исчезнут, будто их и не было.

17

Будет на горе Сион спасение,
и будет она святой обителью,
а дом Иакова вернет свое наследие.

18

Дом Иакова будет огнем,
дом Иосифа — пламенем,
а дом Исава будет соломою,
которую они подожгут и уничтожат;
никто из дома Исава не выживет, —
сказал Господь.

19

Люди из Негева завладеют горой Исава,
а люди из предгорий — землей филистимлян.
Они захватят поля Ефрема и Самарии,
а Вениамин завладеет Галаадом.

20

Войска сынов израилевых, те, что были в изгнании,
завладеют землей ханаанской до города Сарепты,3
а изгнанники Иерусалима, живущие в Сефараде,4
получат во владения города Негева.

21

Спасители взойдут на гору5 Сион,
чтобы править горою Исава,
и наступит царствование Господа.

Комментарии МакДональда

I. ГОРДОСТЬ ЕДОМА БУДЕТ СОКРУШЕНА (ст. 1−4)

Авдий начинает свою книгу с предсказания о падении Едома под натиском захватчиков; причина этому — гордость идумеев. Гипотетичный посланник призывает народы выступить войной против Едома. Его столица, Села (или Петра), была высечена в красно-розовых скалах на возвышенном месте к югу от Мертвого моря. Этот город считался неприступным. Но Господь низвергнет его с этих орлиных высот, из гнезда, устроенного среди звезд.

II. УНИЧТОЖЕНИЕ ЕДОМА (ст. 5−9)

А. Полное разграбление (ст. 5−6)

Разграбление Едома превзойдет обычную практику воров и грабителей, которые взяли бы ровно столько, сколько им нужно. Даже мародеры оставили бы в городе хоть что-нибудь, это не было бы полным опустошением. Но не так поступят с Едомом — будут обысканы даже тайники его!

Б. Предательство союзников (ст. 7)

Все участники созданного Едомом альянса предадут его, заманят в ловушку.

В. Гибель вождей Едома (ст. 8−9)

Мудрецы и храбрецы, которыми так гордится Едом, будут истреблены.

III. ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ЕДОМА (ст. 10−14)

Идумеям не следовало злорадно смотреть, как гибнет Иерусалим. Они не должны были радоваться гибели сынов иудиных, расширять рот, вместе с другими грабить город, убивать пытавшихся скрыться беглецов и передавать уцелевших в руки их врагов.

Нарисованная пророком картина показывает безграничную жестокость Едома по отношению к Божьему народу — ни капли сострадания к потомкам своего брата Иакова, полное отсутствие милосердия. Возможно, такое попрание родственных уз стало одной из причин окончательной гибели идумеян.

IV. СУД НАД ЕДОМОМ — СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗДАЯНИЕ (ст. 15−16)

Близок день гнева Господня на все народы, когда Едом будет наказан за жестокое отношение к Иуде. Их репрессивные действия обратятся на их же голову. Дж. Герберт Ливингстон так объясняет метафору «всеобщего питья»:

«Страдания наказуемых Богом людей иногда изображаются пророками как вкушение крепкого вина. Один из примеров — Иер 25:15−28, где эта аналогия приводится в подробном развернутом виде. Бог не просто «показательно» накажет Едом; такой же суд ожидает все народы за их грехи.»

V. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ; ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЕДОМА (ст. 17−21)

1:17,18 В последнем разделе книги предсказано будущее спасение Израиля.

Вместе с Иудеей он станет огнем, который пожрет дом Исава без остатка. Подводя итоги, Тэтфорд вкратце описывает историю идумеян:

«Едомляне были изгнаны из своей страны наватеями, но захватили пустыню Негев, которая позже стала известна как Идумея. Некоторое время Идумея была даже частью Иудеи, пока их не прогнал оттуда Иуда Маккавей (185 г. до Р. Х.). Позже Идумею опустошил Симон из Герасы, а в I веке по Р. Х. нация прекратила свое существование. В городе Петра был христианский патриархат, пока в VII веке (по Р. Х.) страну не захватили мусульмане. На сегодня от идумеев не осталось и следа. Пророчество Авдия о том, что из потомков Исава никто не уцелеет, исполнилось полностью.»

1:19−21 Земля Едома будет отдана израильтянам, живущим к югу (пустыня Негев). Обитатели же прибрежных равнин (долина Шефела) получат во владение страну филистимскую. Переселенные снова завладеют землей ханаанской. Спасители (или избавители) станут править горой Исава, и Господь будет править всем царством.

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [1] — Или: «в расщелинах Селы». На языке оригинала наблюдается игра слов: села означает «скала», но это также название столицы Эдома.
9 [2] — Теман — важный эдомитский город, получивший свое название от имени внука Исава, родоначальника Эдома (см. Быт. 36:15). Здесь под именем Теман подразумевается вся страна Эдом.
20 [3] — Сарепта — финикийский город, находившийся на территории современного государства Ливан.
20 [4] — Сефарад — вероятно другое название Сардиса, столицы Лидии, но также возможно, что это местность Спарда в Малой Азии, или Шапарда в северо-западной Мидии, или же Испания, так, например, потомков евреев, изгнанных из Испании называют «сефардами».
21 [5] — Или: «сойдут с горы».
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.