Вот что говорит Господь Бог об Эдоме —
точно слышали мы это от Господа!
Вестник был послан народам объявить:
«Все поднимайтесь, пойдем на него войной!»
совсем тебя презирают!
ты, кто живет в расселинах скал,
обитает на высоте, сам себе говорит:
«Кто может на землю меня свести?»
если свил себе гнездо среди звезд —
и оттуда тебя низвергну! —
Пророчество Господа.
ночные грабители —
оттого и такое разорение?
Нет, они бы украли, лишь сколько им надо.
Если бы твой виноград обирали —
оставили бы хоть немного ягод.
тайники твои обыщут!
те, кто союз с тобой заключал;
кто был в мире с тобой и ел твой хлеб,
поставят тебе ловушку — где же разум твой*?
пророчество Господа! —
мудрых в Эдоме, разумных на горе Исава;
прикончат тех, кто жил на горе Исава.
покроет тебя позор,
уничтожен будешь навеки.
когда прочь уносили его добро,
когда чужаки в его ворота входили,
Иерусалим по жребию делили —
ты был, как один из них.
на день его беды,
не радовался бы в день гибели
сынов Иуды,
зачем так громок был твой голос
в день несчастья?
в день беды;
не смотрел бы хоть ты на его страдания
в день беды;
не посягал бы на его добро
в день беды!
убивая беглецов;
не выдавал бы уцелевших
в день беды!
ко всем народам —
как ты поступал,
так и с тобой поступят;
что творил, к тебе и вернется!
так и на вашей будут пить все народы,
будут пить, и полностью проглотят,
и что было, того уже не будет.
и будет она святой,
и вернутся к дому Иакова
его владения.
дом Иосифа пламенем,
а дом Исава — соломой:
подожгут его и спалят,
и никто в доме Исава не уцелеет —
так сказал Господь!
жители равнины — землей филистимлян,
полями Ефрема, полями Самарии,
а Вениамин завладеет Гиладом.
получит для сынов Израиля
Ханаанскую землю вплоть до Царпата*,
кто был уведен из Иерусалима,
кто сейчас в плену в Сефараде —
завладеет южными городами.
чтобы судить гору Исава,
и царство будет принадлежать Господу!
I. ГОРДОСТЬ ЕДОМА БУДЕТ СОКРУШЕНА (ст. 1−4)
Авдий начинает свою книгу с предсказания о падении Едома под натиском захватчиков; причина этому — гордость идумеев. Гипотетичный посланник призывает народы выступить войной против Едома. Его столица, Села (или Петра), была высечена в красно-розовых скалах на возвышенном месте к югу от Мертвого моря. Этот город считался неприступным. Но Господь низвергнет его с этих орлиных высот, из гнезда, устроенного среди звезд.
II. УНИЧТОЖЕНИЕ ЕДОМА (ст. 5−9)
А. Полное разграбление (ст. 5−6)
Разграбление Едома превзойдет обычную практику воров и грабителей, которые взяли бы ровно столько, сколько им нужно. Даже мародеры оставили бы в городе хоть что-нибудь, это не было бы полным опустошением. Но не так поступят с Едомом — будут обысканы даже тайники его!
Б. Предательство союзников (ст. 7)
Все участники созданного Едомом альянса предадут его, заманят в ловушку.
В. Гибель вождей Едома (ст. 8−9)
Мудрецы и храбрецы, которыми так гордится Едом, будут истреблены.
III. ПРИЧИНЫ ПАДЕНИЯ ЕДОМА (ст. 10−14)
Идумеям не следовало злорадно смотреть, как гибнет Иерусалим. Они не должны были радоваться гибели сынов иудиных, расширять рот, вместе с другими грабить город, убивать пытавшихся скрыться беглецов и передавать уцелевших в руки их врагов.
Нарисованная пророком картина показывает безграничную жестокость Едома по отношению к Божьему народу — ни капли сострадания к потомкам своего брата Иакова, полное отсутствие милосердия. Возможно, такое попрание родственных уз стало одной из причин окончательной гибели идумеян.
IV. СУД НАД ЕДОМОМ — СПРАВЕДЛИВОЕ ВОЗДАЯНИЕ (ст. 15−16)
Близок день гнева Господня на все народы, когда Едом будет наказан за жестокое отношение к Иуде. Их репрессивные действия обратятся на их же голову. Дж. Герберт Ливингстон так объясняет метафору «всеобщего питья»:
«Страдания наказуемых Богом людей иногда изображаются пророками как вкушение крепкого вина. Один из примеров — Иер 25:15−28, где эта аналогия приводится в подробном развернутом виде. Бог не просто «показательно» накажет Едом; такой же суд ожидает все народы за их грехи.»
V. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ И ИУДЕИ; ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЕДОМА (ст. 17−21)
1:17, 18 В последнем разделе книги предсказано будущее спасение Израиля.
Вместе с Иудеей он станет огнем, который пожрет дом Исава без остатка. Подводя итоги, Тэтфорд вкратце описывает историю идумеян:
«Едомляне были изгнаны из своей страны наватеями, но захватили пустыню Негев, которая позже стала известна как Идумея. Некоторое время Идумея была даже частью Иудеи, пока их не прогнал оттуда Иуда Маккавей (185 г. до Р. Х.). Позже Идумею опустошил Симон из Герасы, а в I веке по Р. Х. нация прекратила свое существование. В городе Петра был христианский патриархат, пока в VII веке (по Р. Х.) страну не захватили мусульмане. На сегодня от идумеев не осталось и следа. Пророчество Авдия о том, что из потомков Исава никто не уцелеет, исполнилось полностью.»
1:19−21 Земля Едома будет отдана израильтянам, живущим к югу (пустыня Негев). Обитатели же прибрежных равнин (долина Шефела) получат во владение страну филистимскую. Переселенные снова завладеют землей ханаанской. Спасители (или избавители) станут править горой Исава, и Господь будет править всем царством.