Аввакума 1 глава

Книга Аввакума
Перевод Десницкого → Комментарии МакДональда

Перевод Десницкого

1 Обличение, которое было явлено в видении пророку Аввакуму.
2 — Доколе, Господи, я буду взывать,
а Ты — не слышать?
Я кричу о насилии,
а Ты не спасаешь.
3 Для чего же мне видеть зло,
смотреть* на несчастье?
Предо мной — грабеж, насилие,
растут раздор и вражда.
4 Потому и Закон оцепенел,
и подлинного правосудия не видать,
злодей праведника окружил —
вот и выходит кривосудие.
5 — Посмотрите, что будет среди народов!
Вглядитесь — и вы изумитесь,
собираюсь Я сделать для вас такое,
что не поверите, когда вам расскажут!
6 Вот, я поднимаю халдеев —
народ суровый и упорный,
который пройдет по всей земле,
отнимая дома, не принадлежащие ему.
7 Страшен он, ужасен,
сам себе он — правосудие и власть.
8 Быстрее барсов его кони,
проворней ночной волчьей стаи,
скачут всадники,
издалека налетают,
как орел, настигают
свою добычу.
9 Все они насилия жаждут,
глядит вперед* вся орда*,
набирают пленников, что песка.
10 Над царями они издеваются,
над князьями насмехаются,
над всеми крепостями потешаются —
насыплют земляной вал и захватят.
11 Налетят, как ветер, и прочь пойдут —
сами виновны, для них бог — их сила.
12 — Но Ты, ведь Ты издревле —
Господь, мой Бог, Святыня моя!
Да не умрем мы!*
Господь, они — это Твой приговор,
Скала моя, они — наказание Твое!
13 — Чьи очи чисты, Тот не терпит зла —
как можешь Ты смотреть на нечестие?
Что смотришь Ты на измену и молчишь,
когда злодей пожирает того, кто его правей?
14 Ты оставил людей как рыб морских,
как насекомых, среди которых правителя нет.
15 Их таскают крючком, неводом ловят,
сетью влекут — и радостно ликуют!
16 За то приносит рыбак неводу жертвы,
и сети своей кадит —
ведь из-за них есть у него кусок
и обильна трапеза его!
17 Для того ли он будет сеть опустошать,
народы без устали истреблять?

Комментарии МакДональда

І. Пророк обескуражен тем, что Бог не наказывает Иудею за ее грехи (1:1−4)

Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум — это вероятно заглавие всей книги. В стихах 2−4 пророк жалуется Господу, что в Иудее творятся ужасные вещи: насилие, грабительство, вражда и раздоры. Поэтому спрашивает, доколе Бог будет заниматься попустительством, не наказывая Свой народ. Так как Аввакум не стеснялся выражать свое недоумение и сомнение, его иногда называют «неверующим Фомой Ветхого Завета».

Первые одиннадцать стихов книги представляют собой первый диалог между Аввакумом и Богом.

II. ГОСПОДЬ ОТВЕЧАЕТ, ЧТО НАКАЖЕТ ИУДЕЮ С ПОМОЩЬЮ ВАВИЛОНЯН (1:5−11)

В стихах 5−11 приводится ответ Бога на первый вопрос Аввакума. Господь пошлет армию халдеев наказать Иудею. Враг этот безмерно жестокий и необузданный: ужасный, свирепый, алчный и гордый. Вавилоняне славились своей кавалерией, которая была быстрее вечерних волков. Они издевались над пленными царями и князьями. Могущество было их богом. Фейнберг комментирует это следующим образом:

«Халдеи будут умножать свой успех. Они ни перед чем не остановятся и захватят огромные территории, бурей сметая все на своем пути. Поступая так, халдейские захватчики лишь усугубят свою вину перед Богом, потому что лелеют нечестивые амбиции и покоряют множество беззащитных народов.»

III. АВВАКУМ СПРАШИВАЕТ, ПОЧЕМУ БОГ ДЛЯ НАКАЗАНИЯ ВЫБРАЛ НАРОД, КОТОРЫЙ НАМНОГО ГРЕШНЕЕ ИУДЕИ (1:12−17)

Услышав такой ответ, Аввакум не на шутку встревожился. Не в силах совладать с волнением, он инициирует второй диалог (1:12 — 2:20), задав следующий вопрос: Как может Бог наказывать Иудею руками народа, который во сто крат грешнее? Пророк вступает в полемику с Богом, убежденный, что чистым очам Его не свойственно глядеть на злодеяния, и что смотреть на притеснение Он не может. (Хотя вавилоняне были, вне всякого сомнения, нечестивцами, грех Иудеи был тяжелее — Бог явил им больше света, потому и больше взыщет.) Как может Господь спокойно взирать на злодейства вавилонян, которые тащат людей в рабство в сетях, словно они рыба, пойманная удою или неводом? Неужели они без конца будут избивать народы, приносить жертвы идолам и жиреть за счет щедрых приношений? Дж. Э. Эванс дает следующее объяснение:

Здесь приводится аналогия взятая из жизни рыбаков. Люди подобны рыбам, которых рыбак ловит сетью, а потом воздает этой сети божественные почести — ведь с ее помощью он так разбогател! Развивая аналогию укажем: что мир — это море, народы — рыбы, Навуходоносор — рыбак, а его сеть — военная мощь халдеев, с помощью которой он вел победоносные войны и захватывал богатейшие трофеи.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.