1 The vision of Obadiah.
This is what the Sovereign Lord says about Edom —
We have heard a message from the Lord:
An envoy was sent to the nations to say,
“Rise, let us go against her for battle” —
you will be utterly despised.
you who live in the clefts of the rocksa
and make your home on the heights,
you who say to yourself,
‘Who can bring me down to the ground?’
and make your nest among the stars,
from there I will bring you down,”
declares the Lord.
if robbers in the night —
oh, what a disaster awaits you! —
would they not steal only as much as they wanted?
If grape pickers came to you,
would they not leave a few grapes?
his hidden treasures pillaged!
your friends will deceive and overpower you;
those who eat your bread will set a trap for you,b
but you will not detect it.
“will I not destroy the wise men of Edom,
those of understanding in the mountains of Esau?
and everyone in Esau’s mountains
will be cut down in the slaughter.
you will be covered with shame;
you will be destroyed forever.
while strangers carried off his wealth
and foreigners entered his gates
and cast lots for Jerusalem,
you were like one of them.
in the day of his misfortune,
nor rejoice over the people of Judah
in the day of their destruction,
nor boast so much
in the day of their trouble.
in the day of their disaster,
nor gloat over them in their calamity
in the day of their disaster,
nor seize their wealth
in the day of their disaster.
to cut down their fugitives,
nor hand over their survivors
in the day of their trouble.
for all nations.
As you have done, it will be done to you;
your deeds will return upon your own head.
so all the nations will drink continually;
they will drink and drink
and be as if they had never been.
it will be holy,
and Jacob will possess his inheritance.
and Joseph a flame;
Esau will be stubble,
and they will set him on fire and destroy him.
There will be no survivors
from Esau.”
The Lord has spoken.
the mountains of Esau,
and people from the foothills will possess
the land of the Philistines.
They will occupy the fields of Ephraim and Samaria,
and Benjamin will possess Gilead.
will possess the land as far as Zarephath;
the exiles from Jerusalem who are in Sepharad
will possess the towns of the Negev.
to govern the mountains of Esau.
And the kingdom will be the Lord’s.
1:1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее — откровение. См. ком. к Мих 1:1.
Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет 1:21). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии.
Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом (Быт 25:21−26; ср. Мал 1:2−4; Рим 9:10−13). Личное соперничество между Иаковом и Исавом (Быт 27), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду (Исх 15:13−15; Чис 20:14−21; Чис 24:18; 1Цар 14:47; 2Цар 8:13−14; 3Цар 11:14−15; 4Цар 8:20−22; 4Цар 14:7). Едом символизирует всех врагов народа Божиего (Ис 63:1−6).
весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено.
1:3 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов.
1:4 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия.
1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками.
1:9 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома.
1:11−12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу — идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт 25:29, 34; Быт 26:34, 35; Быт 27:46 — 28:1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» (1Ин 2:15−17), гонителя Церкви.
1:15−18 В день возмездия Господь уничтожит всех врагов Своих и воздаст народу Своему, через который Он будет вершить Свой суд.
1:15 близок день Господень на все народы. См. Ис 2:11−12. Для пророка суд над Едомом входит в план божественного воздаяния всем народам. История Едома — лишь предвестие Божиего суда; Господь не остановится, пока не очистит мир от всех врагов Своих. Едом как сообщник связан с остальными народами, восставшими против Бога, но восстание это обречено.
1:17 будет она святынею. Сион вновь превратится в священную гору, готовую принять Бога.
1:18 никого не останется. «Уцелевшие» (ст. 14) из иудеев поднимутся, как пламя божественного гнева, и истребят Едом, не оставив никого в живых. Едом, могущественный в дни Авдия, в глазах Бога уже осужден.
ибо Господь сказал это. Это выражение — словно печать, удостоверяющая непреложность решений Бога.
1:19−20 Народ Божий вернется из изгнания и займет принадлежащие ему по праву наследства земли, расширив их границы.
1:19 Бог обещает Своему народу восстановить границы царства Давидова.
1:20 Царство Давидово не просто восстановится в своих границах (ст. 19), но и увеличится. Вернутся на свою землю изгнанники. Господь внушает Своему народу веру в то, что сколько бы ни выпадало на их долю испытаний, любовь Его повсюду будет сопровождать их.
1:21 Возродится Сион и поднимется над Едомом, ибо царство Господа восторжествует.
спасители. Народ Божий из «бежавших» (ст. 14) станет спасителем и будет владеть землями, некогда принадлежавшими врагам.
будет царство Господа. Все сущее сотворено Господом и потому уже сейчас является царством Его (ср. Пс 46:3; Пс 144:13). Но Авдий имеет в виду другое: Бог свершит суд над врагами и навек освободит народ Свой. Это обетование дает иудеям надежду, что в будущем им не придется терпеть преследования едомитян; Церковь же обретает веру в будущее, в котором «царство мира сделалось царством Господа нашего и Христа Его» (Откр 11:15).