Вот что говорит Владыка ГОСПОДЬ об Эдоме3 —
точно слышали мы это от ГОСПОДА,
весть была послана к народам:
«Поднимайтесь! Пойдем на Эдом войной!»
«Знай, Я сделаю тебя наименьшим4
среди народов, —
говорит Господь, —
они презирать тебя будут!
Обольстило тебя гордое сердце твое,
ты, живущий в расселинах скал,
обитающий на высоте,5 думал так:
„Кто низвергнет меня на землю?“
Но если б и воспарил ты так высоко, как орел,
если бы свил гнездо свое среди звезд,
низвергну тебя и оттуда!» —
это ГОСПОДА слово.
«Когда бы воры к тебе пришли,
ночные грабители, —
как же разорили бы тебя! —
они бы украли лишь сколько им вздумалось.
Когда бы твой виноградник обирали,
разве не оставили бы хоть немного ягод?
Нет, не так ограбят Исава6 —
все тайники его найдут!
Погонят тебя до самой границы
все те, кто в союзе с тобою был;
обманут и превозмогут тебя те,
кто был в мире с тобой, ел хлеб твой,
они западню тебе расставят, говоря:
„Он разума лишен“».7
«В тот день, — предостерегает ГОСПОДЬ! —
истреблю всех мудрецов Эдома,
не оставлю разумных на горе Исава.
Воины твои, Теман,8 ужасом будут объяты,
а в той бойне на горе Исава
ни одного уцелевшего не останется.
За насилие над братом твоим Иаковом
покроет тебя позор,
истреблен ты будешь навеки.
В тот день ты стоял в стороне,
когда уносили его добро9 люди без рода и племени;
в тот день, когда иноземцы в его ворота входили,
Иерусалим по жребию делили —
ты с ними был заодно.
И как мог ты упиваться
видом униженного брата своего
в тот страшный день,
день бедствия10 его?!
Как посмел ты злорадствовать в тот день
над гибелью сынов Иуды?!
Как дерзнул ты бахвалиться,11
когда брат был в страданье повержен?!
А в ворота народа Моего как посмел ты входить
в день бедствия его,
глядя с услаждением с другими сообща
на пагубу его в день для него столь горький,
да еще и к добру его руку протянуть посмел
в день бедствия, его постигшего?!
Как решился ты стоять на перекрестках,
беженцев истребляя?!
Как посмел ты выдавать чудом спасшихся
в тот день скорби?!
Близок День ГОСПОДЕНЬ для всех народов —
как ты поступал, так и с тобой поступят;
злодеяния твои по тебе самому ударят.
Как вы пили на святой горе Моей,
так и все окружающие тебя народы
будут пить и пить,
они будут пить и потягивать, —
пока не исчезнут так,
как если бы их никогда и не было.
А на горе Сион будет спасение,12
она будет вновь освященной горой,
и к дому Иакова вернутся
его владения прежние. 13
Станет тогда дом Иакова огнем,
дом Иосифа — пламенем,
а дом Исава — соломой:
подожгут его и спалят,
и никто в доме Исава не уцелеет», —
так сказал ГОСПОДЬ.
Те, кто из Негева,14 завладеют горой Исава,
жители равнины15 — землей филистимлян,
полями Ефрема, полями Самарии,
а Вениамин завладеет Гиладом.
Уведенные в плен израильтяне
завладеют ханаанской землей
вплоть до Сарепты,16
а уведенные из Иерусалима,
кто сейчас в плену в Сфараде,17
завладеют южными городами.
Тогда взойдут освободители18 на гору Сион,
чтобы править народом на холмах Исава,
и царство будет принадлежать ГОСПОДУ.
Стих 17
Авдий, по объему своей книги кратчайший из всех пророков, говорит против Идумеи, т. е. народа Исава, отвергнутого первенца из двух сыновей-близнецов Исаака, внуков Авраама, Если допустить, что по способу выражения, по которому часть принимается вместо целого, Идумея поставлена вместо язычников, то можно разуметь о Христе следующие слова пророка: «А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею» (17 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. Авд 1:17); и несколько далее, в самом конце пророчества: «И взыдут спасаемии от горы Сиони, еже отмстити гору Исавлю: и будет царство Господеви» (21 И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа. Авд 1:21).
«О граде Божием". Книга 18. Глава XXXI. Какие пророчества о спасении мира во Христе находятся у Авдия, Наума и Аввакума
Стих 20
Авдий, по объему своей книги кратчайший из всех пророков, говорит против Идумеи, то есть народа Исава, отвергнутого первенца из двух сыновей — близнецов Исаака, внуков Авраама. Если допустить, что по способу выражения, по которому часть принимается вместо целого, Идумея поставлена вместо язычников, то можно разуметь о Христе следующие слова пророка: А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею (17 А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое. Авд 1:17). И несколько далее, в самом конце пророчества: и взойдут спасаемые от горы Сион, чтобы судить гору Исава, — и будет царство Господа1 . Ибо ясно, что это исполнилось, когда спасение от горы Сион, то есть верующие во Христа из Иудеи, под которыми главным образом разумеются апостолы, взошли, чтобы защитить гору Исава. А в чем состояла эта защита, как не в том, что проповеданием Евангелия они устроили спасение тех, которые уверовали, дабы избавиться от власти тьмы и вступить в Царство Божие? Это заключительными словами и выразил пророк, прибавив: и будет царство Господа (21 И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа. Авд 1:21). Ибо гора Сион означает Иудею, где по предсказанию имело совершиться спасение и святое, то есть Иисус Христос. Под горою же Исава разумеется Идумея, знаменующая языческую Церковь, которую, как я объяснил, защищают спасаемые от Сиона, дабы она сделалась царством Господу. Это было темно, пока не сбылось; но кто из верующих не знает, что оно сбылось?
Примечания
- 1 — Ср. 21 И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа. Авд 1:21.
Источник: О граде Божием 18.31. Opera 2:271.