Библия » Сравнение переводов

2 Петра 1 глава

Второе соборное послание апостола Петра

Под редакцией Кулаковых

1 Симон1 Петр, Иисуса Христа раб и Его апостол, –
всем, кто по справедливости2 Бога нашего и Спасителя нашего Иисуса Христа обрел ту же, что и мы, драгоценную веру:
2 желаю, чтобы вы всё более и более исполнялись благодатью и миром в познании Бога и Иисуса, Господа нашего.
3 Всё, что нужно для жизни и благочестия, даровано нам Божественной силой Иисуса в познании нашем Того, Кто призвал нас к Себе Своей собственной славой и превосходством,3
4 пленив нас ими, дал Он нам великие, бесценные обещания, чтобы благодаря им стали вы сопричастны Божественной природе и избежали растления, которое царит в мире из-за похоти человеческой.
5 Приложите же все усилия, чтобы вера ваша несла в себе4 добродетель, а добродетель сопровождалась знанием,
6 знание – самообладанием, самообладание – стойкостью, стойкость – благочестием,
7 а оно, в свою очередь, – братолюбием, братолюбие же – любовью.
8 Если есть у вас это и приумножается, не будет напрасным и бесплодным ваше познание Господа нашего Иисуса Христа.
9 У кого же этого нет, тот слеп или близорук: забыл он, что был очищен когда-то от своих грехов.
10 Так что старайтесь, братья, подтвердить делом, что Богом вы призваны и избраны;5 усердствуя в этом, никогда не преткнетесь,
11 и верно откроются для вас врата6 в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 И я не устану напоминать вам об этом, хотя вы и сами всё это знаете и утвердились в той истине, которой ныне обладаете.
13 Считаю долгом своим, пока не оставил я бренного моего тела, своими напоминаниями не дать вам уснуть.7
14 Я знаю, что скоро уже расстанусь с земным пристанищем своим8 (мне Господь наш Иисус Христос открыл это).
15 Пока же буду делать всё, что могу, чтобы и после моей смерти вы во всякое время вспоминали об этом.
16 Мы поведали вам о могуществе Господа нашего Иисуса Христа и о пришествии Его. Не хитроумным вымыслам следовали мы при этом, а говорили как свидетели Его величия.
17 Честь и славу принял Он от Бога Отца, когда прозвучали над Ним слова Высочайшей Славы: «Вот – Сын Мой, Возлюбленный Мой, в Нем радость Моя».
18 Этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали, когда были с Ним на святой горе.
19 Тогда окончательно утвердились мы в своей вере в пророческое слово.9 И вы правильно делаете, что держитесь его, как светильника, что сияет во тьме до рассвета, до тех пор, пока не начнется День и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
20 Только прежде всего помните,10 что ни одно из пророчеств Писания невозможно толковать самому,11
21 ибо никогда эти пророчества не произносились по воле человека. Если же изрекали их люди, то всегда от имени Бога,12 движимые Духом Святым.

Новой Женевской Библии

1:1 Симон Петр. Согласно многим манускриптам – Симеон (арамейская форма имени Симон). См. ком. к 1 Пет. 1,1.

Апостол. См. ком. к 2 Кор. 1,1.

с нами равно драгоценную веру. Хотя некоторые толкователи понимают слово "вера" в данном контексте как совокупность вероучительных истин (ср. Иуд. 1,3), вероятнее, что имеется в виду субъективный опыт верующего. Обращаясь к тем, кто будет жить после его смерти (ст. 13-15), апостол заверяет, что по вере они ни в чем не уступают Петру и другим апостолам (ср. Ин. 20,29).

по правде. Другой перевод: "по праведности". Вероятно, указание на справедливость и беспристрастность Бога при даровании веры различным людям, а не на искупительную праведность Христа, которой оправданы христиане (ср. Рим. 3,22; 4,6). Слово "праведность" в Первом и Втором посланиях Петра обычно употребляется в этическом смысле (напр., 2,5.21; 3,13; 1 Пет. 2,24; 4,18).

Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поскольку в греческом тексте стоит один определенный артикль к обоим словам, эта фраза утверждает Божество Иисуса.

1:2 в познании Бога и Христа Иисуса. Тема "познания" занимает значительное место в послании; вероятно, здесь можно видеть полемику против лжеучителей и их увлечения эзотерическим тайным знанием. Петр, похоже, употребляет здесь термин "эпигносис" (познание) только применительно к основоположному и спасительному познанию Бога, приобретенному при обращении (1,3.8; 2,20). Познание Бога и Христа Иисуса связаны, поскольку Бог познается только во Христе и через Него (Мф. 11,27).

1:4 соделались причастниками Божеского естества. Верующие не поглощены Божеством, не становятся божеством сами. Они приняли Духа Святого и стали сынами Богу (Ин. 1,12; Рим. 8,9-21). В этом качестве они уподобляются Христу (Рим. 8,29) и образ Божий в них обновляется истинной праведностью.

1:5-8 Порядок перечисленных здесь добродетелей произвольный. Петр использует здесь риторический прием, создавая нарастающий ряд перечисляемых элементов. Однако начальное и конечное звено ряда имеют особое значение. Нередко раннехристианские перечисления добродетелей начинаются с "веры" (отправной точки христианской жизни) и заканчиваются "любовью" (Рим. 5,1-5; ср. 1 Кор. 13).

1:7 братолюбие. Греч.: "филадельфия". Привязанность верующих друг к другу – братьев и сестер в семье Божией (1 Пет. 1,22; Рим. 12,10; Евр. 13,1).

1:9 А в ком нет сего. Петр говорит о людях, именующих себя христианами, но таковыми не являющимися (подобных лжеучителям и их последователям). Они должны бы обладать свойствами, перечисленными в ст. 5-7; на деле же этого нет.

тот слеп, закрыл глаза. Петр имеет в виду умышленное нежелание видеть истину. Образ телесной слепоты часто употребляется для описания неспособности постичь духовную истину (Ис. 42,19; Ин. 9,39-41; 2 Кор. 4,4).

1:10 делать твердым ваше звание и избрание. Божие избранничество твердо и несомненно (Еф. 1,4-6), но для отдельного христианина оно не сразу становится очевидным. Уверенность в призвании Божием свидетельствуется явным действием Духа Святого как внешними обстоятельствами жизни (ст. 5-7), так и внутренним удостоверением Духа в сердцах верующих (Гал. 4,6).

так поступая. Бог обещает спасение тем, кто имеет неподдельную, непоколебимую веру (Мф.10,22; 24,12.13; Флп. 2,12.13).

1:13 доколе нахожусь в этой телесной храмине. Эта фраза подчеркивает преходящий характер человеческой жизни до времени Второго пришествия Христа (2 Кор. 5,1.4).

1:15 Буду же стараться. Указание на цель послания – утвердить верующих в истине Евангелия (ст. 12).

отшествия. Букв.: "исхода". Петр рассматривает свою смерть как "выход" или "уход" из этой жизни (Лк. 9,31).

1:16 мы. Петр указывает на связь своего учения с учением других апостолов, исходя из того, что все они проповедуют одно и то же.

возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Греч, слово "парусия", переведенное как "пришествие", обычно обозначает в НЗ именно Второе пришествие Христа во славе (3,4.12; Мф. 24,27; 1 Фес. 3,13). С этим пришествием везде ассоциируется "сила" (Мф. 24,30), и данное место можно прочесть как "пришествие в силе".

не хитросплетенным басням последуя. Букв.: "мифам". В НЗ это слово всегда употребляется в отрицательном значении и противопоставляется истине Евангелия (1 Тим. 1,4; 2 Тим. 4,4).

быв очевидцами Его величия. Указание на личное присутствие Петра при Преображении (Мф. 17,1-8 и парал.). Петр приводит свидетельство апостолов, очевидцев Преображения, в подтверждение истинности своей проповеди, одновременно давая историческую основу ожиданиям апостолами парусии. Преображение было воспринято апостолами как предвестие той божественной славы, в какой Христос придет в момент парусии (Мф. 16,27 – 17,8).

1:17 от велелепной славы. Косвенное, типичное для иудейской речи упоминание Самого Бога. Этот прием, называемый парафраз, позволяет избегать праздного произнесения священного имени Божия.

1:19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово. Иной перевод: "И пророческое слово имеет для нас большую твердость". Петр поучает, что пророчества из Писания – более верное свидетельство, чем его субъективный опыт очевидца Преображения. Греческий текст можно прочесть и так: "Слово пророков подтверждено..." – это указывало бы, что пророческое слово подтверждается Преображением: оно, как начало исполнения пророчества, служит доказательством полного его исполнения в момент Второго пришествия Христа.

утренняя звезда. Вероятно, аллюзия на Чис. 24,17 – место, которое считается мессианским пророчеством (см. также Откр. 2,28; 22,16). Если это так, то символ относится ко Христу и Его Второму пришествию.

взойдет... в сердцах ваших. Поскольку выражения "начнет рассветать день" и "утренняя звезда" относятся ко Второму пришествию Христа, Петр, вероятно, говорит о чувствованиях верующих при полноте откровения, которая явится с возвращением Христа. Читатели послания должны внимать верному "пророческому слову" до дня, когда это слово будет заменено грядущим полным откровением (1 Кор. 13,8-12).

1:20 никакого пророчества... нельзя разрешить самому собою. Греч. слово "эпилисис" – "развязывание", "разрешение", "объяснение" – иногда употребляется, чтобы обозначить богоданное истолкование пророческого видения, но им никогда не называют библейские толкования. Хотя Петр опровергает ложность толкования своих противников (3,16), в данном контексте ему важнее всего подчеркнуть достоверность и богоданный характер апостольских и пророческих свидетельств (ст. 16-19,21).

Ветхозаветные пророчества часто являлись ниспосланными свыше снами или видениями и богоданным их истолкованием (напр., Дан. 8,1-12.15-26; Зах. 1,7-21). Глумясь над ветхозаветными пророчествами относительно Второго пришествия (ст. 16), противники Петра, возможно, утверждали, будто ветхозаветные пророческие истолкования не были богодухновенными.

1:21 будучи движимы Духом Святым. Источник пророчеств – Дух Святой, дарующий пророкам способность говорить (и писать) от имени Божиего (1 Пет. 1,10-12; 2 Тим. 3,16).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.