«ГОСПОДИ, сколько же еще
взывать мне о помощи,
а Ты не слышишь?
Вопию к Тебе о насилии,
а Ты не спасаешь.
Для чего попустил Ты,
чтобы видел я это зло
и смотрел на несчастье?
На глазах у меня — насилие и грабеж,
вражда и раздоры усиливаются.
Потому и закон не имеет силы,
и суду правому хода нет,
ведь злодей запугивает2 честного человека —
оттого и выходит суд неправедный».
«Посмотрите на народы вокруг вас
и вглядитесь — вы изумитесь,
ибо то, что совершается ныне, ошеломит вас,
не поверили б вы сему,
если бы вам о том рассказали!
Вот Я поднимаю халдеев3 —
народ беспощадный и оголтелый,4
пройдут они по земле от края до края,
захватывая селения, им не принадлежащие.
Грозен народ сей, и страх он наводит,
сам себе — правосудие, сам себе власть.5
Кони его барсов быстрее,
проворней стаи волчьей ночной,
всадники их скачут галопом
и налетают издалека,
как орел, что добычу свою настигает.
Все они насилия жаждут,
вперед6 их лица устремлены,7
набирают пленников — не сосчитать, что песку.
Над царями они издеваются,
над князьями насмехаются,
над всеми крепостями глумятся —
насыпав земляной вал, захватывают их.
Налетают, как ветер, и прочь уносятся,
навлекая вину на себя,
ибо силу приписывают божеству своему».
«Но ведь только Ты вечен, о ГОСПОДИ?!8
Бог мой, Святыня моя,
смерть над Тобою не властна!9
А их, ГОСПОДИ, Ты Сам уже на суд обрек,
Скала моя, для наказания Ты их определил.10
И чистым ли очам Твоим на зло смотреть,
ведь на нечестие не можешь Ты взирать?
Почему же Ты смотришь на предательства
и молчишь, когда злодей поедает того,
кто его честней?11
Уподобил ты людей рыбам морским,
роящимся насекомым, у которых правителя нет.
Отлавливают их крючком, волокут неводами,
в сети заманивают — и радостно ликуют!
За всё за это рыбак приносит неводу жертвы
и сетям своим благовония воскуряет,
ведь им обязан он жирным куском
и трапезой обильной!
И неужели он так и будет
наполнять и освобождать свою сеть,
уничтожая народы без всякой жалости?»
1:1 Заглавие книги. См. Введение: Автор.
пророк Аввакум. См. Введение: Автор.
видел. Указание на сверхъестественное восприятие пророком Божественного откровения.
1:2−4 Первое сетование Аввакума: пророк глубоко опечален и потрясен тем, что народ Божий не живет как избранный и спасенный (Исх 19:4−6). Но еще более Аввакум озабочен кажущимся бездействием Господа. Нарушение договора с Богом ведет к проклятию и каре (Втор 28:15−68; Втор 30:11−19; Быт 18:25). Поэтому он взывает к Господу о спасении (1:2 — 2:20).
1:2 Доколе..? Настоятельны и неотступны призывы Аввакума к Господу, последнему Судье.
взывать. Обращение к Господу в отчаянии и надежде (Пс 21:25; Пс 29:3).
о насилии. Т.е. намеренное, жестокое и бездушное нарушение прав и привилегий народа завета, его эксплуатация и угнетение вследствие злоупотребления властью.
Ты не слышишь,... не спасаешь. Мучительны переживания пророка из-за кажущегося безразличия и бездействия Господа по отношению к страданиям Его народа.
1:3 Для чего? Бог не отвечает на горестное сетование пророка, а дарует праведному обещание, на которое может опереться его вера.
злодейство. В данном случае — злоупотребление властью.
Грабительство... предо мною. Приумножение необузданного зла ведет к раздору и вражде, к расколу общества, в котором царят подозрения, взаимные обвинения и нападки.
видеть... и смотреть. Букв.: «наблюдать», т.е. выступать в качестве безразличного наблюдателя.
1:4 закон. Божественные указания и установления, относящиеся к жизни в соответствии с заветом, как в вертикальном (отношение человека к Богу), так и в горизонтальном (отношение человека к человеку) измерениях, оказываются парализованными, т.е. обескровленными, застывшими и бессильными. В этих условиях первой жертвой становится правосудие.
нечестивый. Те, кто презрительно отвергает волю и закон Господа.
праведного. Т.е. того, кто принимает волю Господа как норму жизни.
превратный. Нечестный или искаженный.
1:5−11 Первый ответ Бога: Господь насылает вавилонян как кару для Своего народа.
1:5 Посмотрите... внимательно вглядитесь... изумитесь. Пророк призывает обратить внимание на то, как Бог в Своей справедливости и святости поступает с впавшими в грех евреями. Победа нечестивцев над «тем, кто праведнее его» (ст. 13), должна была стать камнем преткновения для веры тех, кто внимал Аввакуму. Позже Павел будет призывать к тому, чтобы факт распятия праведного Иисуса не стал камнем преткновения для веры иудеев, которые слушали его проповедь Евангелия (Деян 13:41).
1:6 Я подниму. Богу Израиля подвластно все, в том числе и появляющаяся на горизонте истории военная сила будущего — агрессивные халдеи.
1:7 от него самого происходит суд его. Таким образом описывается надменность надвигающегося врага, действия которого определяются лишь тем, что, по его собственной оценке, может усилить его влияние.
1:8−9 Возвещение неотвратимого ужасного нашествия халдейской конницы, которая как судное наводнение хлынет в Израиль.
1:10 он... ему. Ассирийские войска рассматривали препятствия как вызов себе и пренебрежительно относились к любому сопротивлению.
1:11 надмевается дух его. Гордость во всех ее формах является грехом. Халдеи обожествляли свою силу, пребывая в состоянии полного самодовольства.
1:12−17 Второе сетование Аввакума: для чего Господь использует нечестивых вавилонян против Своего народа? Не находится ли это в вопиющем противоречии с Его же установлениями? Вопрос Аввакума отражает его глубокое смущение.
1:12 издревле. Господь завета пребывал с самого начала. Как Творец истории и Своего народа, Он свободен в выборе исполнителей ниспосылаемого Им наказания.
мой. Личные отношения со Святым Богом преображают сомнение в убеждение, что нынешнее мучительное положение не может быть окончательным.
Скала. Одно из образных именований Бога (Быт 49:24; Втор 32:4 в том же значении употребляется слово «твердыня»), которое подчеркивает могущество и крепость Господа.
1:13 злодеяния... притеснение. См. ст. 3. Близость к Господу усиливает ощущение невыносимости зла, распространившегося в этом мире.
1:14 оставляешь. Смелое обвинение Аввакума: если Господь попускает злодеяния вавилонян, то Он ответствен за то, что происходит с их жертвами.
людей как рыбу. Насилие лишает человека, сотворенного по образу Божиему (Быт 1:26), его достоинства и ведет к тому, что Господь обращается с ним как с существами, которые подчинены людям (Пс 8:6−8).
1:15 захватывает в сеть. Т.е. слабый оказывается в полной власти у творящих насилие над ним.
1:16 приносит жертвы. Орудия успеха становятся идолами и превращаются в предмет поклонения. См. ст. 11.