Аввакум 2 глава

Книга пророка Аввакума
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 На страже я встану, на крепостной вал взберусь,

ожидать буду, что скажет Он мне,
как на вопрошание мое1 ответит.

2

И ответил ГОСПОДЬ мне:
«Запиши то, что видишь,
на табличках крупно начертай,
чтобы вестник бегущий мог прочитать.2

3

Видение это — для своего часа,
и говорит о конце оно, не обманет.
Если и есть промедление, жди —
сбудется пророчество, не опоздает!

4

Посмотри на человека надменного,
нет у него в душе правды,
а праведный своей верою3 жить будет.

5

Да и богатство4 обманчиво,
человеку заносчивому не устоять пред ним: 5
он пасть свою широко разевает, подобно Шеолу,6
ненасытен, словно смерть;
подминает под себя все народы,
порабощает7 все племена.

6

Не будут ли все над человеком таким насмехаться?
Притчей во языцех станет он.
Скажут о нем: „Беда найдет на того,8
кто норовит ухватить чужое“.
Сколько еще ты будешь обогащаться
перезаложенным добром?

7

Не поднимутся ли все заимодавцы
разом нежданно-негаданно,
не проснутся ли те, кто тебя дрожать заставит?
Станешь ты их добычей!

8

Как ты грабил множество народов,
так и уцелевшие из них тебя ограбят —
за пролитую кровь, за земли разоренные,
за города, за тех, кто жил в них.

9

Беда найдет и на того,
кто нечестно прибыль добывает
на погибель дому своему
и вьет гнездо свое на высоте,
чтоб не настигла его там гибель!

10

Ведь ты сам навлек позор на дом свой,
когда истреблял множество народов;
за это поплатишься ты жизнью своею.9

11

Камни в стенах возопиют,
и будут вторить им бревна строений.

12

Беда ждет того, кто строит город на крови
и утверждает крепость на нечестии.

13

ГОСПОДЬ Воинств так положил!
Народы тщетно трудятся — всё сгорит.
Впустую изнуряют себя племена!

14

А земля познанием
славы ГОСПОДНЕЙ исполнится,
как воды наполняют море.

15

Беда ждет и того, кто поит соседей вином
из чаши ненависти своей,
тому, кто спаивает их,
чтобы поиздеваться над их наготой.

16

Сам ты позором, а не славой будешь покрыт,
так пей и ходи, шатаясь.10
Тогда-то чаша гнева11 ГОСПОДНЕГО
тебя не минует,
бесчестье затмит твою былую славу.

17

Тебя самого повергнет в ужас то,
что даже зверей ты истреблял,12
и насилие, что на Ливане ты творил,
захлестнет тебя —
за пролитую кровь, за земли разоренные,
за города, за тех, кто жил в них.

18

Прок какой в изваянии,
которое создал ремесленник?
Или в литом истукане, что учит лжи?
А ведь их создающий в них верит,
хотя и делает лишь идолов безгласных.

19

Беда настигнет того,
кто к идолу деревянному взывает: „Пробудись!“ —
или к бесчувственному камню: „Встань!“
Может ли камень научить чему?
Да, золотом и серебром обложены они,
но ведь бездыханны».

20

А ГОСПОДЬ — во святом чертоге13 Своем,
и вся земля пред Ним да молчит!

Новой Женевской Библии

2:1−20 Второй ответ Бога: будет жизнь праведным и горе — нечестивым. Аввакум получает ответ на свои мучительные вопросы: Бог покажет, что Он справедлив и что Он оправдывает тех, кто верит в Него. Окончательным завершением истории станет поклонение единому святому и справедливому Царю (ст. 20). Судьба народов и людей будет определяться их отношением к этому Царю, которое проявляется в их жизни либо как неотступное послушание Ему, либо как надменное отвержение Бога (ср. Пс 2:10−12).

2:1−5 Господь раскрывает главное различие между праведным и нечестивым.

2:1 На стражу мою стал... на башне. Мучительные вопросы Аввакума обращены к источнику всяческой мудрости. Слова пророка указывают на его решимость и упорство в ожидании ответа. Откровение ни в коем случае не может быть вырвано силой.

2:2 запиши. См. Наум 1:1. Чтобы сохранить и передать людям ответ Бога, необходимо его записать.

скрижалях. Множественное число может означать большую скрижаль.

читающий. Вестник, который читает послание.

2:3 к определенному времени... не отменится. Прежде чем раскрытое в видении сбудется, должно пройти определенное время. Это промедление не следует рассматривать как неисполнение откровения или обман. Это время следует прожить, имея в виду поручительство Господа в том, что приближается исполнение. Кара, свершившаяся через Кира, настигла вавилонян спустя долгое время после видения Аввакума — 29 октября 539 г. до Р.Х.

2:4 Приказав Аввакуму записать откровение и ждать его осуществления (ст. 2:3), Господь далее раскрывает существенное различие между нечестивыми (вавилонянами) и праведными (остаток евреев): злые помыслы и дела нечестивых — это путь, который ведет к гибели и поражению; праведные же верой обретут дорогу, ведущую к жизни и победе. Это указание Бога стало словом утешения для Аввакума и поворотным пунктом в его внутренней борьбе, проистекающей из-за того, что Господь использовал нечестивых вавилонян как орудие кары в отношении Своего народа.

душа надменная. Царь Вавилонский и его царство — олицетворение всемирного зла. Ср. 1:7, 10−11. Высокомерная самоуверенность вавилонян противополагается смиренной вере в Бога живого.

не успокоится. Весь внутренний склад вавилонян отвергает то, что праведно и ведет к жизни.

праведный своею верою жив будет. Это слово утешения и поддержки для Аввакума и остатка верных Богу. Господь обещает, что в стране, которая переполнена злом (1:2−4) и на которую направлен Его гнев, сохранятся праведные, которые верою в Того, Кто во гневе помнит о милости (3:2), вступят на путь, ведущий к жизни. В Быт 15:6 Господь обещает дать жизнь омертвелому телу Сарры и она сможет иметь детей. В откровении Аввакуму Господь обещает жизнь (и победу) праведникам из омертвелого (отпавшего от Бога) еврейского народа, так же, как Он дал жизнь и победу народу Израиля, выведя его из рабства (3:13−19). Как Авраам с верою терпеливо ждал исполнения Богом обещанного (Евр 6:15), так и Аввакум и остаток верных Господу должны терпеливо ждать исполнения обетовании Божиих (ст. 3; 3:16).

Жить по вере (Книга пророка Аввакума 2:4).

2:5 вино, не успокаивается. Эта метафора дополняет описание безрассудной надменности нечестивых, т.е. вавилонян (ст. 4). Словно опьяненные вином, они неудержимо несутся по своему роковому пути.

так что... народы. Гордыня ненасытна в своей безрассудной страсти к самовозвеличиванию.

2:6−20 Скорбь Аввакума переходит в поклонение. Эта часть текста представляет собой отдельное целостное литературное произведение. Стих 5 связывает этот отрывок с полученным Аввакумом откровением. Нечестивая надменность не может избежать высшей кары, предрекаемой в пяти пророчествах о горе (Наум 3:1−19), выражающих радость гонимых и страдающих, которые видят низвержение тирана.

2:6−8 Первое пророчество о горе обрекает наказанию стремление к власти и обогащению.

будут. Пророк описывает будущие события, как если бы они уже совершились.

все. Те, кто страдал под вавилонским игом.

горе. Этот крик боли, напоминающий похоронные стенания, подчеркивает, что деяния тирана сеют смерть.

обременяет себя залогами. Букв.: «имущество, взятое в залог».

2:7−8 Описание полного поворота судьбы, когда нечестивый пожинает то, что посеял, и злодеяния уравновешиваются воздаянием.

2:9−11 Второе предсказание о горе предрекает крушение иллюзий о безопасности народа.

2:9 гнездо свое на высоте. Хищные птицы устраивают свои гнезда на высоких и недоступных местах. Подобно этому, вавилоняне считали свое положение в мире несокрушимо прочным (Ис 14:13−14).

2:10 Безопасность за счет других приносит позор, а не славу, гибель, а не защищенность.

2:12−14 Третье предсказание о горе — это приговор попыткам тирана увековечить свою славу.

2:12 строящему город на крови. Навуходоносор особенно гордился тем, что построил Вавилон (Дан 4:27), и упоминал о многих покоренных народах, давших подневольную рабочую силу.

2:14 славы Господа. Т.е. знанием Бога живого и Его славных деяний.

2:15−17 Четвертое предсказание о горе — это приговор Вавилону «за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем».

2:15 ближнему. Возможно, имеются в виду собратья или прежние союзники.

2:16 тебе чаша. Т.е. карающий суд (напр., Ис 51:17−23). Зло, которое вавилоняне делали другим, в будущем настигнет их самих.

2:17 злодейство... на тебя. Военные походы наносили значительный ущерб природе, всему живому.

2:18−20 Пятое предсказание о горе содержит осуждение идолопоклонства (Ис 44:9−20; Ис 57:12−13). Религия определяет образ жизни. Успехи в войне и строительстве цари приписывали своим богам и отчитывались перед ними в своих деяниях.

2:18 лжеучителя. Т.е. не учителя вообще, поскольку истуканы не могут учить создавших их.

2:19 обложен золотом... дыхания в нем нет. Хотя внешне идолы могут быть прекрасны, они не имеют жизни.

2:20 Противопоставление безжизненных идолов Богу живому.

храме. Букв.: «дворец», «чертог», «резиденция» — слово, которое может относиться к небесному или земному святилищу, из которого Господь завета правит миром (напр., Пс 10:4).

да молчит вся земля пред лицем Его! Пророчество, обличающее гордых и нечестивых, достигает высшей точки, когда говорится о всеобщем молчаливом поклонении (ст. 14) Всемогущему Богу (Пс 45:11; Ис 45:22−23) в Его величественном присутствии.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: жалобу мою.
2  [2] — Или: чтоб читающий легко (мог прочитать); или: и пусть гонец бежит (с этой вестью).
4  [3] — Или: верностью / честностью.
5  [4] — Так в рукописях Мертвого моря, в масоретском тексте: вино.
5  [5] — Друг. возм. пер.: но так же обманчив, (как) вино, заносчивый человек, нет покоя ему. Эта часть стиха не вполне ясна.
5  [6] — См. примеч. «а» к Ос 13:14.
5  [7] — Или: созывает… собирает.
6  [8] — Или: горе тому — далее перечисляются пять горестей или бедствий, предсказанных пророком нечестивым захватчикам.
10  [9] — Букв.: согрешил против себя самого.
16  [10] — Так в Кумранских рукописях и LXX; масоретский текст: выставь на обозрение свою крайнюю плоть.
16  [11] — Букв.: (наказующей) десницы.
17  [12] — Так в сирийском переводе ВЗ, масоретский текст здесь неясен.
20  [13] — Или: Храме.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.