ожидать буду, что скажет Он мне,
как на вопрошание мое1 ответит.
И ответил ГОСПОДЬ мне:
«Запиши то, что видишь,
на табличках крупно начертай,
чтобы вестник бегущий мог прочитать.2
Видение это — для своего часа,
и говорит о конце оно, не обманет.
Если и есть промедление, жди —
сбудется пророчество, не опоздает!
Посмотри на человека надменного,
нет у него в душе правды,
а праведный своей верою3 жить будет.
Да и богатство4 обманчиво,
человеку заносчивому не устоять пред ним: 5
он пасть свою широко разевает, подобно Шеолу,6
ненасытен, словно смерть;
подминает под себя все народы,
порабощает7 все племена.
Не будут ли все над человеком таким насмехаться?
Притчей во языцех станет он.
Скажут о нем: „Беда найдет на того,8
кто норовит ухватить чужое“.
Сколько еще ты будешь обогащаться
перезаложенным добром?
Не поднимутся ли все заимодавцы
разом нежданно-негаданно,
не проснутся ли те, кто тебя дрожать заставит?
Станешь ты их добычей!
Как ты грабил множество народов,
так и уцелевшие из них тебя ограбят —
за пролитую кровь, за земли разоренные,
за города, за тех, кто жил в них.
Беда найдет и на того,
кто нечестно прибыль добывает
на погибель дому своему
и вьет гнездо свое на высоте,
чтоб не настигла его там гибель!
Ведь ты сам навлек позор на дом свой,
когда истреблял множество народов;
за это поплатишься ты жизнью своею.9
Камни в стенах возопиют,
и будут вторить им бревна строений.
Беда ждет того, кто строит город на крови
и утверждает крепость на нечестии.
ГОСПОДЬ Воинств так положил!
Народы тщетно трудятся — всё сгорит.
Впустую изнуряют себя племена!
А земля познанием
славы ГОСПОДНЕЙ исполнится,
как воды наполняют море.
Беда ждет и того, кто поит соседей вином
из чаши ненависти своей,
тому, кто спаивает их,
чтобы поиздеваться над их наготой.
Сам ты позором, а не славой будешь покрыт,
так пей и ходи, шатаясь.10
Тогда-то чаша гнева11 ГОСПОДНЕГО
тебя не минует,
бесчестье затмит твою былую славу.
Тебя самого повергнет в ужас то,
что даже зверей ты истреблял,12
и насилие, что на Ливане ты творил,
захлестнет тебя —
за пролитую кровь, за земли разоренные,
за города, за тех, кто жил в них.
Прок какой в изваянии,
которое создал ремесленник?
Или в литом истукане, что учит лжи?
А ведь их создающий в них верит,
хотя и делает лишь идолов безгласных.
Беда настигнет того,
кто к идолу деревянному взывает: „Пробудись!“ —
или к бесчувственному камню: „Встань!“
Может ли камень научить чему?
Да, золотом и серебром обложены они,
но ведь бездыханны».
А ГОСПОДЬ — во святом чертоге13 Своем,
и вся земля пред Ним да молчит!
2 Это место обычно переводится — «чтобы читающий мог легко прочитать», но точнее было бы сказать: «мог прочитать на ходу» (в движении), оповещая всех вокруг о своем «видении». Ср. с Зах 2:4−5.
3 Ожидающему пророку дается ответ на «видение» (ст. 2−20). Следует обратить внимание на следующее:
1) Суд Иеговы над злыми поступками рассеянного Израиля совершается на моральной основе (ст. 5−13, 15−19).
2) Будущая цель Бога состоит в том, чтобы «всякая земля наполнилась познанием славы Господа» (ст. 14). То, что это видение предсказывает пришествие Господа во славе, видно а) из параллельного места в Ис 11:9−12:6) по цитате 3-го стиха в Евр 10:37−38, где «оно» (видение) становится Им — Грядущим, и относится ко Второму пришествию Господа. И тогда, когда исполнится видение, «познание славы Господней» наполнит землю. Но
3) пока что «праведный своею верою жив будет». Это великое евангельское выражение применяется как к евреям, так и к язычникам в Рим 1:17; к язычникам в Гал 3:11−14, и исключительно к евреям в Евр 10:38 Такое откровение жизни в ответ на искреннюю веру делает возможным спасение язычников во время «рассеяния Израиля между народами» (Авв 1:5; Гал 3:11−14). Принцип этот доступен также и для верующего остатка Израиля, когда основная масса народа все еще находится в слепоте и неверии (Рим 11:1−5, примеч.), без священства и храма, и следовательно не в состоянии соблюдать постановления закона. Таков Иегова! Под Его строгим, дисциплинирующим управлением Его древний народ изгнан из страны и ослеплен в наказание (2Кор 3:12−15), но по милости Его отдельные евреи могут индивидуально прибегать к простой вере Авраама (Быт 15:6; Рим 4:1−5), и получать спасение. Это однако не аннулирует ни Палестинского завета (Втор 30:1−9), ни Давидова (2Цар 7:8−16), ибо «земля наполнится...» и т.д. (ст. 14), и Иегова будет опять в Его храме (ст. 20). Ср. с Рим 11:25−27.
5 Ад (шеол) в В. 3. — место, куда уходят умершие.
1) Поэтому часто в Библейских текстах ад упоминается в том же значении, что и могила, место, где все человеческие занятия приходят к концу; о нем говорят, как о направлении в сторону, в которую движется вся человеческая жизнь (напр., Быт 42:38, гроб; Иов 14:13, преисподняя; Пс 87:3, преисподняя).
2) Для человека «под солнцем», для плотского человека, который видит лишь внешние признаки этого мира, «шеол» — просто гроб (могила) — конец существования, конец жизни (Еккл 9:5. 10).
3) Но Св. Писание говорит о шеоле как о месте печали (2Цар 22:6; Пс 17:5−6; 114:3), куда отправляются нечестивые (Пс 9:17) и где они находятся в полном сознании (Ис 14:9−17; Иез 32:21; см. особенно у Иона 2:3: то, чем чрево кита было для Ионы, тем шеол является для тех, кто находится в нем). Шеол в В. З. — это ад,: в Новом (Лк 16:23). Оба понятия идентичны.
14 Ср. с Ис 11:9, где приведен тот же образ. Это будет тогда, когда праведная Отрасль Давида учредит Свое Царство. (См. «Царство», В. 3., 2Цар 7:9; Зах 12:8; также «Царство» в Н. 3., Лк 1:31−33; 1Кор 15:28). Изречение Аввакума развивает мысль Исаии. У последнего говорится о «познании Господа», которое расширяется уже сейчас, в наше время, но у Аввакума речь идет о признании «славы Господней», а этого не может произойти до тех пор, пока бы не явится во славе (Мф 24:30; 25:31; Лк 9:26; 2Фес 1:7; 2:8; Иуд 14). Преображение было предварительным видением этого будущего (Лк 9:26−29).