Аввакум 2 глава

Книга пророка Аввакума
Cовременный перевод WBTC → Новой Женевской Библии

Cовременный перевод WBTC

1 Я буду стоять на страже и ждать, что скажет мне Господь. Я буду ждать и узнаю, как ответит Он на мои вопросы".
2 И ответил Господь: "Запиши видение, ясно и точно перенеси слова на скрижали так, чтобы гонец мог бежать с ними, а люди могли легко прочесть их.
3 Это весть о назначенном времени в будущем. Она говорит о конце и это непременно сбудется. Если даже и придёт конец с опозданием, всё равно, будь терпелив и жди, ибо не отменится он и обязательно сбудется.
4 Эта весть не поможет тем, кто отказывается её слушать, но праведные люди поверят ей и будут жить за свою веру".
5 Бог сказал: "Вино обманывает человека, надменность может одурачить сильного, но не найдёт он себе покоя. Он ненасытен, как смерть, и, как смерть, он никогда не будет удовлетворён. Он будет продолжать захватывать и пленять все народы.
6 Но скоро все эти народы будут смеяться над ним и рассказывать о его поражении. Они скажут: "Горе тому, кто обогатил себя тем, что не принадлежит ему, и захватил много золота. Горе такому человеку!"
7 Ты отобрал деньги у людей, но они однажды проснутся, и поняв, что происходит, поднимутся против тебя. Они всё у тебя отнимут, и ты станешь их жертвой.
8 Ты разграбил много стран, поэтому те, кто остался в них, ограбят тебя — ибо ты пролил много человеческой крови, разорил земли, города и всех живущих в них.
9 Да, горе человеку, строящему богатство своё на нечестных приобретениях. Этот человек совершает подобное, желая жить в безопасности. Он думает, что сможет остановить других и не дать им себя разорить! (Но несчастья ожидают его. )
10 Ты замышляешь разорить многие народы, но планы эти устыдят твой собственный дом. Ты совершил зло и поплатишься за это жизнью!
11 Каменные стены возопят против тебя, и деревянные перекрытия отзовутся эхом:
12 "Горе тому, кто строит город на крови и возводит крепость неправдою!"
13 Господь Всемогущий определил, что огонь разрушит всё, что построили эти люди. Вся их работа будет напрасной.
14 Тогда люди по всей земле узнают о Славе Господа. И новость эта разнесётся, как растекается впадающая в море вода.
15 Горе будет тому, кто, рассердившись, заставляет других страдать, и валит их на землю. Он относится к этим людям, как к нагим и пьяным!
16 Но такого человека вместо славы наполнит позор. Настала твоя очередь! Пей и срамись! Чаша из правой руки Господней будет для тебя чашей яда. Ты узнаешь гнев Его, а потом упадёшь на землю, как пьяница.
17 Злодейство, учинённое тобой над Ливаном, и истребление животных ужаснут тебя. Тебя одолеет страх, ибо ты проливал кровь людей, опустошал города и страны, и уничтожал всех, кто там жил.
18 Такому человеку не поможет его идол, потому что это всего лишь статуя, покрытая металлом. Это лишь статуя. Поэтому человек, который её сделал, не может ожидать от неё помощи. Она даже говорить не умеет!
19 Горе будет тому, кто говорит деревянной статуе: "Оживи!". Горе будет тому, кто говорит безмолвному камню: "Проснись!". Это изваяние не может ему помочь. Оно покрыто золотом и серебром, но нет в нём жизни.
20 Но Господь — в Своём святом храме: да будет молчаливой земля перед Ним!"

Новой Женевской Библии

2:1−20 Второй ответ Бога: будет жизнь праведным и горе — нечестивым. Аввакум получает ответ на свои мучительные вопросы: Бог покажет, что Он справедлив и что Он оправдывает тех, кто верит в Него. Окончательным завершением истории станет поклонение единому святому и справедливому Царю (ст. 20). Судьба народов и людей будет определяться их отношением к этому Царю, которое проявляется в их жизни либо как неотступное послушание Ему, либо как надменное отвержение Бога (ср. Пс 2:10−12).

2:1−5 Господь раскрывает главное различие между праведным и нечестивым.

2:1 На стражу мою стал... на башне. Мучительные вопросы Аввакума обращены к источнику всяческой мудрости. Слова пророка указывают на его решимость и упорство в ожидании ответа. Откровение ни в коем случае не может быть вырвано силой.

2:2 запиши. См. Наум 1:1. Чтобы сохранить и передать людям ответ Бога, необходимо его записать.

скрижалях. Множественное число может означать большую скрижаль.

читающий. Вестник, который читает послание.

2:3 к определенному времени... не отменится. Прежде чем раскрытое в видении сбудется, должно пройти определенное время. Это промедление не следует рассматривать как неисполнение откровения или обман. Это время следует прожить, имея в виду поручительство Господа в том, что приближается исполнение. Кара, свершившаяся через Кира, настигла вавилонян спустя долгое время после видения Аввакума — 29 октября 539 г. до Р.Х.

2:4 Приказав Аввакуму записать откровение и ждать его осуществления (ст. 2:3), Господь далее раскрывает существенное различие между нечестивыми (вавилонянами) и праведными (остаток евреев): злые помыслы и дела нечестивых — это путь, который ведет к гибели и поражению; праведные же верой обретут дорогу, ведущую к жизни и победе. Это указание Бога стало словом утешения для Аввакума и поворотным пунктом в его внутренней борьбе, проистекающей из-за того, что Господь использовал нечестивых вавилонян как орудие кары в отношении Своего народа.

душа надменная. Царь Вавилонский и его царство — олицетворение всемирного зла. Ср. 1:7, 10−11. Высокомерная самоуверенность вавилонян противополагается смиренной вере в Бога живого.

не успокоится. Весь внутренний склад вавилонян отвергает то, что праведно и ведет к жизни.

праведный своею верою жив будет. Это слово утешения и поддержки для Аввакума и остатка верных Богу. Господь обещает, что в стране, которая переполнена злом (1:2−4) и на которую направлен Его гнев, сохранятся праведные, которые верою в Того, Кто во гневе помнит о милости (3:2), вступят на путь, ведущий к жизни. В Быт 15:6 Господь обещает дать жизнь омертвелому телу Сарры и она сможет иметь детей. В откровении Аввакуму Господь обещает жизнь (и победу) праведникам из омертвелого (отпавшего от Бога) еврейского народа, так же, как Он дал жизнь и победу народу Израиля, выведя его из рабства (3:13−19). Как Авраам с верою терпеливо ждал исполнения Богом обещанного (Евр 6:15), так и Аввакум и остаток верных Господу должны терпеливо ждать исполнения обетовании Божиих (ст. 3; 3:16).

Жить по вере (Книга пророка Аввакума 2:4).

2:5 вино, не успокаивается. Эта метафора дополняет описание безрассудной надменности нечестивых, т.е. вавилонян (ст. 4). Словно опьяненные вином, они неудержимо несутся по своему роковому пути.

так что... народы. Гордыня ненасытна в своей безрассудной страсти к самовозвеличиванию.

2:6−20 Скорбь Аввакума переходит в поклонение. Эта часть текста представляет собой отдельное целостное литературное произведение. Стих 5 связывает этот отрывок с полученным Аввакумом откровением. Нечестивая надменность не может избежать высшей кары, предрекаемой в пяти пророчествах о горе (Наум 3:1−19), выражающих радость гонимых и страдающих, которые видят низвержение тирана.

2:6−8 Первое пророчество о горе обрекает наказанию стремление к власти и обогащению.

будут. Пророк описывает будущие события, как если бы они уже совершились.

все. Те, кто страдал под вавилонским игом.

горе. Этот крик боли, напоминающий похоронные стенания, подчеркивает, что деяния тирана сеют смерть.

обременяет себя залогами. Букв.: «имущество, взятое в залог».

2:7−8 Описание полного поворота судьбы, когда нечестивый пожинает то, что посеял, и злодеяния уравновешиваются воздаянием.

2:9−11 Второе предсказание о горе предрекает крушение иллюзий о безопасности народа.

2:9 гнездо свое на высоте. Хищные птицы устраивают свои гнезда на высоких и недоступных местах. Подобно этому, вавилоняне считали свое положение в мире несокрушимо прочным (Ис 14:13−14).

2:10 Безопасность за счет других приносит позор, а не славу, гибель, а не защищенность.

2:12−14 Третье предсказание о горе — это приговор попыткам тирана увековечить свою славу.

2:12 строящему город на крови. Навуходоносор особенно гордился тем, что построил Вавилон (Дан 4:27), и упоминал о многих покоренных народах, давших подневольную рабочую силу.

2:14 славы Господа. Т.е. знанием Бога живого и Его славных деяний.

2:15−17 Четвертое предсказание о горе — это приговор Вавилону «за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем».

2:15 ближнему. Возможно, имеются в виду собратья или прежние союзники.

2:16 тебе чаша. Т.е. карающий суд (напр., Ис 51:17−23). Зло, которое вавилоняне делали другим, в будущем настигнет их самих.

2:17 злодейство... на тебя. Военные походы наносили значительный ущерб природе, всему живому.

2:18−20 Пятое предсказание о горе содержит осуждение идолопоклонства (Ис 44:9−20; Ис 57:12−13). Религия определяет образ жизни. Успехи в войне и строительстве цари приписывали своим богам и отчитывались перед ними в своих деяниях.

2:18 лжеучителя. Т.е. не учителя вообще, поскольку истуканы не могут учить создавших их.

2:19 обложен золотом... дыхания в нем нет. Хотя внешне идолы могут быть прекрасны, они не имеют жизни.

2:20 Противопоставление безжизненных идолов Богу живому.

храме. Букв.: «дворец», «чертог», «резиденция» — слово, которое может относиться к небесному или земному святилищу, из которого Господь завета правит миром (напр., Пс 10:4).

да молчит вся земля пред лицем Его! Пророчество, обличающее гордых и нечестивых, достигает высшей точки, когда говорится о всеобщем молчаливом поклонении (ст. 14) Всемогущему Богу (Пс 45:11; Ис 45:22−23) в Его величественном присутствии.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.