Римлянам 1 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Павел, Иисуса1 Христа раб, призванный Богом на апостольское2 служение и на то поставленный, чтобы возвещать Его Благую Весть,3
2 которая давно уже обещана Им через Своих пророков4 в Святых Писаниях, —
3 Весть о Сыне Его, Который по Своей человеческой природе был из рода Давидова,5
4 а по духу святости6 определен быть Сыном Божиим во всей силе Его, как было то явлено через воскресение из мертвых, Весть об Иисусе Христе, Господе нашем,
5 через Которого мы получили благодать7 и апостольское поручение, дабы во имя Его утвердить идущее от веры послушание среди всех народов,8
6 стало быть, и вас, коих тоже призвал Иисус Христос, —
7 всем в Риме, кого любит Бог и кого призвал Он к святости: благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа!
8 Начну с благодарности моей за всех вас Богу9 через Иисуса Христа, потому что весть о вашей вере распространяется по всему миру.
9 Свидетель мне Бог, Которому я служу всем сердцем,10 возвещая Благую Весть Сына Его, что я всегда вспоминаю о вас,
10 когда в молитвах моих прошу, чтобы удалось мне наконец, по воле Божьей, прийти к вам.
11 Я ведь жажду увидеть вас, чтобы передать вам11 некое дарование12 духовное для укрепления вашего в вере,
12 и чтобы мы могли, когда я буду у вас, найти взаимную поддержку13 в вере друг друга: я — в вашей, вы — в моей.
13 Да будет известно вам, братья,14 что я не однажды уже собирался прийти к вам (но пока всякий раз наталкивался на препятствия), чтобы и у вас, как это случалось прежде среди других языческих народов, взрастить некий плод.
14 Я перед всеми людьми в долгу: перед греками и варварами,15 перед мудрыми и неразумными.
15 Поэтому, со своей стороны, я готов проповедовать Благую Весть16 и вам, живущим в Риме.
16 Я ведь не стыжусь Благой Вести Христовой, ибо она — сила Божия ко спасению всякому верующему: прежде иудею, а затем и язычнику.17
17 Потому что в этой Вести открывается праведность18 Божия, которая через веру дается и к вере ведет; так и в Писании сказано: «Праведный жить будет верою».19
18 А на всякое безбожие и нечестие20 людей, которые угнетают истину своим нечестием, гнев Божий открывается уже предостережением с неба.
19 Ибо всё, что возможно людям знать о Боге, представлено им явно: Сам Бог сделал это для них очевидным.
20 Так что незримое в Нем — вечная сила Его и Божественность — от сотворения мира были ясно видимы разуму во всем созданном Им, не снимается потому с тех людей их вина.
21 Узнав о Боге, они не прославили и не возблагодарили Его как Бога, а предались вместо этого бесплодным умствованиям, и бесчувственные сердца их во тьму погрузились.
22 Хвалясь своей мудростью, они, на самом деле, безумствуют,
23 подменяя славу Бога бессмертного21 всевозможными изображениями человека, существа тленного, и даже птиц или четвероногих, а то и пресмыкающихся.
24 И Бог оставил их в скверне с похотями их сердец, так что они бесчестят22 тела свои.
25 Истину Божию они заменили ложью и творению поклоняются и служат вместо Творца, Который Один вовеки достоин поклонения.23 Аминь.24
26 Бог и оставил их поэтому предаваться позорным страстям. Их женщины заменили естественные супружеские связи на противоестественные,
27 подобно им и мужчины, отказавшись от естественных связей с женщиной, разжигаются в похотях своих друг с другом. Мужчины с мужчинами творят бесстыдное и получают за свою извращенность25 заслуженное возмездие в самих себе.
28 Не захотели они признавать Бога,26 и Он оставил их в развращенности ума творить непотребное.
29 И погрязли они во всякой греховности,27 порочности, алчности, злобе; жизнь их полна зависти, убийств, ссор, коварства, злонравия, сплетен.
30 Клеветники, богоненавистники, они наглы, высокомерны, хвастливы, во зле изобретательны, родителям непокорны,
31 безрассудны они, вероломны, не ведают любви и милосердия.
32 И хотя знают, что за такие дела, по справедливому установлению Божьему, обречены на смерть, не только сами они всё это делают, но и других в подобном одобряют.

Новой Женевской Библии

1:1 Павел. В древности письма начинались общепринятой формулой: «А приветствует Б» (см. Деян 23:26). Употребив свое римское имя, Павел далее наполняет эту формулу христианским смыслом, заключенном в том, как он характеризует себя самого (ст. 1−6), и в стиле его приветствий (ст. 7−8).

Апостол. Посланник, обладающий авторитетом пославшего его. Это звание применяется к двенадцати первым ученикам Христа и к Павлу — свидетелям воскресшего Христа (Деян 1:22; 1Кор 9:1; 15:7−8; Гал 1:15−16), а также к посланникам, которые направлялись от лица церковных общин (16:7).

к благовестию Божию. Бог — источник и содержание проповеди. Здесь, как и в других местах послания, прослеживается учение о триединстве Божием (1:3−4; 5:1−5; 8:3−4,9−11,16−17; 14:17−18; 15:16,30).

1:2 которое Бог прежде обещал. Благовестие было провозглашено в виде обетований через ветхозаветных пророков. Апостолы изложили благовестие в соответствии с этой пророческой проповедью (14:24−26).

1:3−4 Здесь дано, скорее, описание двух этапов служения Спасителя, а не двух Его природ. Будучи Сыном Божиим, Он, тем не менее, произошел от семени Давидова, чтобы с нами разделить нашу немощь, но по духу святыни был преображен при воскресении и вступил в новый период Своего личного бытия (1Кор 15:45; 2Кор 13:4).

1:5−6 Павел считает Христа источником своего спасения и призвания благовествовать язычникам (11:13−14; Деян 9:15; Еф 3:8).

1:5 покорять вере все народы. Букв.: «чтобы призывать народы... к послушанию, приходящему от веры». Здесь, возможно, указывается как на послушание, проистекающее из веры, так и на тот факт, что вера подразумевает покорное послушание призыву Божию (14:25).

1:7 в Риме. Рим — столица империи. Не имеется точных данных об основании церковной общины (или общин) в Риме, хотя среди тех, кто слышал проповедь Евангелия в день Пятидесятницы, были и прибывшие из Рима (Деян 2:10).

возлюбленным Божиим, призванным святым. Выражения, использованные в приветствии, задают тональность всему посланию, исполненному любви, благодати и мира Божиего (1Пет 2:9,10).

1:8 благодарю Бога моего. Благодарение Господа за действие Его благодати — характерная черта Павла (1Кор 1:4; Флп 1:3; Кол 1:3; 1Фес 1:2; 2Фес 1:3; 1Тим 1:12; Флм 1:4).

во всем мире. Скорее, речь идет о Римской империи.

1:9 воспоминаю о вас. Постоянное молитвенное настроение Павла выражает его полную отдачу служению. Свою молитву он приносит в абсолютной покорности воле Божией (ст. 9−12; ср. Еф 1:16; Флп 1:9; Кол 1:9; 1Фес 1:3; 2Фес 1:11; 2Тим 1:3).

1:11 дарование духовное. Здесь это выражение не имеет функционального значения, как в 1Кор 12:1; скорее всего, Павел подразумевает благо, проистекающее от служения полученными дарованиями на пользу другим людям.

1:12 утешиться с вами верою общею. Цель служения — взаимное укрепление всего Тела Христова (Еф 4:15−16).

1:13 я многократно намеревался. Свидетельства об этих намерениях не сохранились; однако Павел знал, что Бог побуждает его идти в Рим (см. Деян 19:21; 23:11).

встречал препятствия. Вероятно, то были прочие постоянные обязанности Павла (см. Деян 16:6−7).

как и у прочих народов. Павел считал церковную общину в Риме преимущественно языческой по составу.

1:14 Я должен. Намерения (ст. 13) и надежды Павла мотивированы его чувством долга. Ему было поручено благовествование язычникам (11:13−14; ср. Еф 3:1−8).

Еллинам. Т.е. миру эллинистической культуры («мудрецам»).

варварам. Т.е. нецивилизованным народам древнего мира («невеждам»).

1:16 я не стыжусь благовествования Христова. Хотя «мудрецам» Евангелие представляется безумием, Павел видит в своей проповеди Божественную мудрость (1Кор 1:22−25,30) и не стыдится Божиего призвания.

сила. Возрождающее, изменяющее жизнь влияние евангельского слова обусловлено действием Духа Святого — силы Божией.

верующему. Спасение даруется не по заслугам, но получают его отнюдь не все: для спасения необходима вера.

во-первых, Иудею. Это утверждение верно с точки зрения истории искупления (2:9−10; Ин 4:22; ср. Мк 7:24−30); оно соответствует и образцу миссионерского служения Павла. Поэтому, проходя по городам римского мира, он, где возможно, начинал с того, что разъяснял Священное Писание в синагогах и проповедовал Христа как исполнение ветхозаветных обетований (Деян 9:20; 13:5,14; 14:1; 17:1,17; 18:4,19,26; 19:8). И в Послании к Римлянам Павел старается не умалить преимуществ, дарованных его родному народу Самим Богом (3:11−12; 9:4−5).

1:17 правда Божия. Точнее: «праведность Божия». Это выражение — ключ ко всему посланию (3:21; 5:19; 10:3), его смысл поясняется как «праведность через веру» (3:22), «праведность от веры» (9:30; 10:6). Это — праведность Христа, вменяемая (приписываемая Богом, как бы принадлежащая) тому, кто верует в Него. Эта вмененная праведность проистекает из личной праведности Бога и является ее выражением. В качестве справедливого и праведного Судии (2:5−16) Бог оправдывает (объявляет праведными) тех грешников, которые приходят к истинной вере во Христа (3:21−26; 5:10). Толкование Лютером этого стиха легло в основу его учения об оправдании.

от веры в веру. Павел подчеркивает, что каждым своим словом Евангелие опирается на веру, а не дела.

как написано. Библейское обоснование сказанного далее и вывод из него содержатся в Книге пророка Аввакума (2:4); это свидетельствует, что путь жизни по вере не является чуждым Ветхому Завету.

жив будет. Эти слова означают постоянную близость с Богом.

1:18 открываете. Суд Божий относится не только к будущему, поскольку Бог наказует зло.

гнев. Т.е. отвращение Бога к нравственным порокам.

нечестие и неправду. Букв.: «безбожие и неправедные дела». Порядок слов не случаен: нравственное падение следует за дерзостью в богомыслии. Возможно, однако, что это просто литературный прием (соединение двух слов для усиления одного понятия — злостного безбожия).

подавляющих истину. Здесь имеется в виду, что, оказавшись лицом к лицу с истиной (которая «видима», ст. 20), люди стремятся скрыть ее, пресечь ее влияние и потому «безответны» (ст. 20), т.е. не имеют извинения. Извинить их могло бы лишь неведение.

1:19 что можно знать о Боге. Павел подчеркивает реальность и всеобъемлющий характер Божественного откровения, которое постоянно («от создания мира», ст. 20) и явно («видимы», ст. 20). Бог невидим, вечен и всесилен — все это выражается в мироздании, миропорядке. Невидимый Бог открывается зримо в творении. Это откровение явно, оно совершенно ясно видимо (см. статью «Осознание человечеством своей вины перед Богом»).

1:21 познав Бога. Здесь Павел указывает, что человечеству не только дана возможность познать Бога посредством естественного откровения, но что это откровение ведет к истинному знанию. Грех человека в том, что он не соглашается признать истинным то, что сознает таковым. Зная Бога, человек отказывается поклониться Ему как Господу и возблагодарить Его. Отвергнув Бога, люди «осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». Любые умственные искания в конечном итоге окажутся несостоятельными, если их предваряет отказ от почитания Бога.

1:22−23 называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили. Самонадеянность перед лицом Божиим свидетельствует о превратной системе ценностей: поклонение Богу подменено почитанием идолов, созданных людьми по собственному образу. Изначально присущий человеку инстинкт богопочитания извращен, так как обращен на недостойный его предмет (ст. 25).

1:24 предал их Бог. Суд заключается в том, что Бог снял ограничения, сдерживавшие греховные поступки и их последствия (ст. 26−28).

1:26−27 Вследствие извращения инстинкта богопочитания извращаются и прочие инстинкты, изменяя своему истинному назначению. Писание рассматривает любые формы гомосексуализма именно в таком свете (Лев 18:22; Лев 20:13). Их следствие — осквернение тела (ст. 24), господство похоти, извращение естественных отношений (ст. 26) и порабощение необузданными страстями (ст. 27).

1:27 получая в самих себе должное возмездие. Даже в мире, который нравственно пал и вследствие этого стал непредсказуем, мы пожинаем плоды, которые сеем (Гал 6:7−8).

1:28 как они не озаботились. Грех влечет за собой презрение к истинным ценностям и грозит привести человека в состояние оставленности Богом и подчинения духу похоти (ст. 29−31).

1:32 Они знают праведный суд Божий. Люди знают о Божием суде, но это знание не сдерживает их, а только возбуждает еще большую непокорность, что, считает Павел, усугубляет виновность людей и их греховность. Непокорность проявляется в побуждении к греху других людей, одобрении их греховных поступков. Этот текст подтверждает, что откровение Божие через творение отчасти раскрывает Его нравственную природу и сообщает нам чувство нравственного долга.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Иисус.
1  [2] — См. в Словаре Апостол.
1  [3] — Здесь и далее греч. эвангелион — Евангелие. См. в Словаре Евангелие.
2  [4] — См. в Словаре Пророк.
3  [5] — См. в Словаре Давид.
4  [6] — По мнению некоторых комментаторов, здесь речь идет о двух сторонах природы воплощенного Христа.
5  [7] — См. в Словаре Благодать.
5  [8] — Букв.: к послушанию веры ради имени Его во всех (языческих) народах.
8  [9] — Букв.: Богу моему.
9  [10] — Букв.: духом моим.
11  [11] — Или: наделить вас.
11  [12] — Греч. харисма — дар (Божий), подарок.
12  [13] — Или: ободрение/утешение.
13  [14] — Обращение «братья» здесь и в других посланиях относится ко всей церкви, как к мужчинам, так и к женщинам.
14  [15] — Варварами в то время было принято называть всех чужеземцев, не приобщившихся к греческой культуре.
15  [16] — Греч. эвангелидзо — проповедовать/возвещать Евангелие; то же в 10:15 и 15:20.
16  [17] — Здесь и далее букв.: эллину; эллины — самоназвание древних греков. В НЗ это слово обозначает вообще всех неевреев.
17  [18] — См. в Словаре Праведность.
17  [19] — Авв 2:4.
18  [20] — Букв.: неправду/неправедность.
23  [21] — Букв.: непреходящего/нетленного.
24  [22] — Или: в нечистоте… чтобы они бесчестили.
25  [23] — Букв.: Который вовеки благословен.
25  [24] — См. в Словаре Аминь.
27  [25] — Или: заблуждение.
28  [26] — Букв.: не сочли нужным иметь Бога в знании (своем).
29  [27] — Некот. рукописи добавляют: разврате.
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.