Хр. Рима 8 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Так что нет никакого теперь осуждения тем, которые живут во Христе Иисусе, не по плоти1 живут, но по Духу.2
2 Закон Духа, дарующий жизнь во Христе Иисусе, освободил тебя3 от закона греха и смерти.
3 Что бессилен был сделать Закон (по вине нашей плоти), то Бог совершил по причине греха:4 Он Сына послал Своего в подобии плоти греховной. Так Он грех осудил в человеке,5
4 дабы всё верное и справедливое, что составляет Закон,6 исполнилось в нас, живущих по Духу, а не по влечению плоти.
5 Кто по влечению плоти живет, тот о плотском и помышляет, а кто по побуждению Духа — к духовному тот устремлен.
6 Помышления7 плотские — к смерти,8 устремленья9 духовные — к жизни и к миру.
7 Плотский ум10 Богу враждебен: он закону не покоряется Божьему, да и не может.
8 Так что люди, живущие у плоти в подчинении, угодить Богу не могут.
9 Но вы не под властью плоти живете, а в покорности Духу (если в самом деле живет в вас Дух Божий); а кто Духа Христова лишен, тот не Его.
10 Если же в вас живет Христос, то, хотя, по причине греха, ваше тело и смертно, вы, Духом Божиим в праведность облеченные, живы.11
11 И поскольку живет в вас Дух Того, Кто из мертвых воскресил Иисуса, Воскресивший из мертвых Христа оживит и ваши тела смертные пребывающим в вас Духом Своим.
12 И выходит, мы все должники, братья мои, но не плоти, чтоб ей подчиняться;12
13 вам известно: живущие, как того плоть пожелает, обречены на смерть. Вы же умерщвляете Духом греховные дела тела, и поэтому будете жить.
14 Все, кто движим Божиим Духом, — все они Бога сыны.
15 Ибо Дух сей, Который вы обрели, это вовсе не рабства дух. Не к страху вернулись вы, а приняли усыновления Дух, Которым каждый из нас взывает: «Авва!13 Отец мой! »
16 Сам этот Дух в согласии с собственным нашим духом говорит нам,14 что мы Божии дети,
17 а если мы дети Его, то наследники, и наследники Бога, стало быть, сонаследники Христа, конечно, если с Ним мы страдаем, чтобы нам разделить и славу Его.
18 Пред такою грядущею славой, какая откроется нам,15 все страдания наши земные,16 я полагаю, ничто.
19 С нетерпением ждет всё творение, что в славе той явит Бог Своих сыновей.
20 Ибо не по желанию своему творение суете покорилось, а по воле Того, Кто ей участь такую определил с уверенностью,17
21 что в конце всё живое Его творение избавлено будет от рабства у тленья и получит свободу великую,18 в которой пребудут все Божии дети.
22 Знаем мы, что всё сотворенное Богом стенает и, словно при родах, мучается до сих пор.
23 И не только оно, но и мы, кому дан Дух как первые плоды грядущей жатвы, стонем в душе и томительно ждем усыновления, ждем освобождения от смерти.19
24 В этой самой надежде20 и были мы спасены. Не на то в надежде, что уже могли мы видеть (иначе незачем было бы нам надеяться: никому нет нужды надеяться на то, что он уже видит),
25 но в надежде на то, чего видеть не можем, нам приходится ждать терпеливо.
26 Нам и Дух помогает по немощи нашей: ибо мы даже не знаем, о чем и как нам молиться. Но Сам Дух просит за нас в воздыханиях неизреченных.
27 Тот же, Кто испытует наши сердца, знает, конечно, помышления Духа: ведь по воле Божией просит Дух за Божьих людей.21
28 И мы знаем: Бог действует с теми, кто любит Его, с теми, кого призвал Он во исполненье намеренья Своего; им Он всё обращает во благо.22
29 Ибо тем, кого Бог знал, когда их еще не было, положил Он быть воплощением образа23 Сына Его, дабы старшим Тот был между многими братьями.
30 И кому такое предопределил Бог, того и призвал Он; кого же призвал, тех оправдал;24 и кого Он оправдал, тех и прославил.
31 После сказанного что еще остается добавить? Если Бог за нас, кто может быть против нас?
32 Если Он и Сына не пощадил Своего и отдал Его ради всех нас на смерть, разве Он не дарует нам вместе с Ним и всё остальное?
33 Кто сможет избранников Божиих обвинять? Не Бог же, Который оправдывает?
34 Кто их осудит? Не Христос [Иисус] же, Который умер, и более, Который был воскрешен и ныне пребывает по правую руку Бога и ходатайствует за нас?
35 Сможет ли что отлучить нас от Христа, от любви Его25 отлучить: бедствия26 или притеснения и гонения, голод ли, нагота иль опасность и меч?
36 Как в Писании сказано:

«Весь день из-за Тебя мы в смертельной опасности,
держат нас за овец, на заклание обреченных».27

37 Нет, над всем торжествуем победу мы силою Возлюбившего нас.
38 И я верую твердо, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни демоны,28 ни настоящее, ни будущее, ни темные силы вселенские,
39 ни мир вышний, ни бездна — ничто из всего сотворенного не сможет отлучить нас от Божьей любви, явленной нам во Христе Иисусе, Господе нашем.

Новой Женевской Библии

8:1−39 Развивая тему о христианской уверенности и надежде (см. 5:1−11), Павел акцентирует внимание на размышлениях о славе спасения.

8:1 Итак. Апостол проявляет здесь пастырское попечение. Он как бы говорит: «В свете предшествующего напоминания о присутствующей в вас греховной природе вам следует ныне вспомнить, что вы призваны во Христе, оправданы и находитесь в безопасности под Его защитой».

осуждения. Вероятно, в смысле как объявления приговора, так и приведения его в исполнение.

8:2 закон духа жизни... от закона греха и смерти. «Закон духа» — подразумевается движущая сила Духа Святого (7:23); «закон смерти» — движущая сила греха, а также Божественный нравственный закон, посредством которого грех производит смерть (7:8−13).

8:3 закон... был бессилен. Павел не подвергает критике нравственный закон, но опять отмечает, что из-за греховности человека закон не может принести спасение.

Сына Своего. Эти слова напоминают об Исааке (Быт 22:2) и указывают на неизмеримую цену нашего искупления (ст. 32).

в подобии плоти греховной. Ср. 1:23; 5:14; 6:5; Флп 2:7. Указание на сходство с первообразом; «греховная плоть» означает человеческую природу, которая вследствие грехопадения была извращена и покорилась греху. Человеческая природа Христа была подобна нашей в том смысле, что Он изведал искушения и вся Его жизнь была составной частью падшего мира, хрупкая и подверженная многим тяготам. Однако Он не грешил, в Нем не было нравственной или духовной порчи, так что подобие не является полным. Если бы в Иисусе была хоть какая-то примесь греха, Он не отвечал бы ветхозаветному требованию: «жертва за грех» должна быть «без порока» (Лев 4:3).

осудил грех во плоти. Павел, видимо, подразумевает, что грех был судим и осужден распятием воплощенного Сына Божия, так что теперь любые притязания греха добиться нашего осуждения несостоятельны. Следовательно, над теми, кто во Христе, не тяготеет более никакое осуждение.

8:4−8 Павел подробно сопоставляет старый и новый образы жизни — жизнь по плоти и жизнь по Духу (7:6) — в терминах двух определенных состояний или умонастроений: одно под влиянием греховной природы, второе — под влиянием Христа силой Духа Святого.

8:7 вражда против Бога. Полное отпадение от Бога — таково умонастроение всякого человека, еще не обновленного Духом (3:9−18). Плотской человек считает Бога своим врагом.

8:9−11 Христиане не подвластны греховной природе («плоти») в Адаме, ими правит Христос, потому что Дух, живущий в них, есть Дух Христов. Хотя смерть как телесное переживание еще пребывает, однако побеждает жизнь, ибо те, кто соединен со Христом, живут для Бога в области Духа. Двойственность, о которой здесь говорится, это различие не между физическим и духовным аспектами бытия верующего, а между двумя сферами бытия — телесного бытия в падшем мире (с неизбежной в нем смертью) и жизнью в Духе.

8:10 дух жив. Букв.: «дух есть жизнь». Это может относиться к оживотворенному духу верующего или к Святому Духу. Последнее вероятнее ввиду того, что весь этот отрывок говорит о действиях Духа. В нем подчеркивается связь духа Святого со Христом. Живущий (в нас) «Дух Божий» (ст. 9) есть «Дух Христов» (ст. 9); «Христос в вас» (ст. 10) благодаря пребыванию в нас Духа. Павел считает это единение настолько тесным, что позволяет себе изречь «Господь есть Дух» (2Кор 3:17; ср. 1Кор 15:45). Эти выражения не означают, что Христос и Дух Святой теряют Свою индивидуальную Личность. Павел, скорее, указывает, что Христос и Дух Святой действуют как одно там, где жизнь воскресшего Христа заполняет верующего. Таким образом, присутствие Духа есть залог будущего телесного воскресения верующего (ст. 11).

8:11 Этот стих говорит об участии Божественной Троицы в осуществлении спасения и подразумевает единство Отца, Сына и Святого Духа в Их Существе, подобно тому, как они объединены в совершаемом Ими деле искупления.

8:12−13 Начиная с этих стихов и до конца главы Павел говорит обобщенно — о себе и обо всех верующих.

8:13 умерщвляете дела плотские. Тело само по себе не есть зло, но грех осуществляется посредством деяний тела; эти осуществления греха и следует умертвить, т.е. положить им конец, 6:12−13; 12:1.

8:14 Путь святости описывается далее как путь под водительством Духа, им следуют сыны Божии. «Водительство» напоминает об «усыновлении» Израиля и руководстве им на пути исхода через пустыню; возможно, такова основа рассуждений Павла (9:4; Втор 8:2, 15).

8:15 Духа усыновления. Христиане получили «Духа усыновления». Наряду с оправданием и избавлением от осуждения (ст. 1) верующие становятся членами семьи Божией и имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Верующий взывает: «Авва, Отче» (см. Мк 14:36). Этот возглас выражает уверенное осознание своего сыновства. Здесь «усыновление» означает приемное сыновство.

8:16 В возгласе «Авва, Отче» проявляется двойное свидетельство о нашем сыновстве — свидетельство нашего собственного духа и свидетельство, исходящее от Святого Духа (Гал 4:6).

8:17−21 Подобно тому, как все дети в семье являются наследниками своего отца наравне со старшим братом, так верующие являются наследниками Божиими во Христе и вместе с Ним. Но получение наследства, причитающегося нам во Христе, подразумевает участие в Его страданиях, они — путь к тому, чтобы нам «с Ним и прославиться» (2Кор 4:17). «Слава» (ст. 17−21; ср. ст. 30) означает преображающее, облагораживающее, приносящее радость проявление Бога в нашей человеческой личности. Слава, которая проявится в нас, предполагает, что сыны Божьи откроются в подлинной своей природе (ст. 19) и что вся тварь будет освобождена от своего теперешнего состояния несовершенства и тления (ст. 20−21). Эта слава, открывшись, совершенно уничтожит все зло и вред («суету», ст. 20), какие претерпел тварный миропорядок вследствие грехопадения Адама (Быт 3:17). Новое бытие (Мф 19:28; Деян 3:21; Откр 21:1) тварного миропорядка соответствует свободе в славе (ст. 17−18), которой наслаждаются чада Божьи, и является ее прямым результатом.

8:22−25 Теперешнее состояние тварного мира не окончательное; оно подобно состоянию матери, стонущей в муках деторождения. У всего творения есть эсхатологическая судьба, и тварь стонет, ожидая ее исполнения; стенают и верующие, и «Сам Дух» (ст. 23−26). Начало нашему спасению положено, в качестве его первого плода мы получили дар Духа, но оно не будет совершено прежде воскресения, т.е. до полноты нашего усыновления во Христе (ст. 23). Следовательно, христианской жизни неизбежно свойственно терпеливое ожидание в надежде.

8:24 мы спасены в надежде. Родовые муки (скорбь и печаль о теперешнем состоянии вещей (7:24−25; 8:18, 36) — проникнуты не разочарованием и горечью (5:5), а упованием, терпением (ст. 25).

8:26 Также и Дух подкрепляет. Дух укрепляет нас в немощи, которую мы ощущаем непрестанно. Недоумение, как молиться за себя, ведомо всем без исключения христианам. Наше безотчетное стремление молиться как должно свидетельствует, что живущий в нас Дух уже помогает нам, ходатайствуя за нас в наших сердцах, выражая прошения, на которые непременно отзовется Отец.

8:28 Притом знаем. Христианин оценивает настоящее положение дел в свете своей уверенности в будущем. По образу истинных израильтян, в коих исполняется первая и наибольшая заповедь (Мф 22:37−38), мы пробуждаемся к любви к Богу, познавая Его любовь к нам (5:5−8).

призванным. Призванным к вере (ст. 30; ср. 1:6).

по Его изволению. Воля Божия является залогом «блага» для Его людей в терминах Божественного понимания «блага», т.е. не легкого покоя, а сообразности Христу, ст. 17−23. Пути промысла Божия таковы, что все случающееся с нами неизменно служит нашему конечному благу.

8:29 предузнал... предопределил. Стихи 29:30 поясняют «изволение» Божие (ст. 28), раскрывая его как Божественный план спасающей благодати, позволяющей всем верующим увидеть, что их вера и спасение происходят от предвечного решения Бога привести их к славе; они могут ожидать этой славы, нисколько не сомневаясь. Предназначенное для верующих состояние (сообразность Христу и прославление с Ним) проистекает из Божественного провидения. Это провидение («предузнал») объемлет не факты или события, а личность и означает, что Бог по Собственному изволению избрал объекты Своей деятельной спасающей любви. Такое знание подразумевает личные близкие отношения, а не просто «знание о ком-то» (Быт 4:1; Ам 3:2; Мф 1:25); по существу, оно равнозначно избранию.

8:30 Те, кто предопределены, в свое время бывают «призваны», т.е. задействованы через Евангелие к спасительному общению со Христом (1:6; ср. 1Кор 1:9). Отметим, что те, кто призваны, они же и оправданы. Призвание не может означать внешний призыв через проповедь Евангелия, который многие отвергают, это — внутренний зов Божий, осуществляющий Его предначертание. Поскольку все предопределенные призваны таким образом, ясно, что предопределение состоит в таком действенном призвании. Предопределение не основано на провидении того, как откликнется человек на призыв Евангелия. Как предопределение состоит в призвании, так плод призвания есть оправдание и, как следствие, прославление. Прошедшее время глагола «прославил» указывает, что с Божией точки зрения все уже совершено. Бог завершит дело согласно Своим намерениям (см. статью «Сохранение святых»).

8:31−39 Павел подводит всю аргументацию 1:16 — 8:39 к заключению, дерзновенно обращаясь ко всем силам, которые могут стать преградой нерушимой уверенности церкви в том, что она будет сохранена в нынешнем веке и прославлена в будущем. Ср. Ис 50:4−9.

8:31 Что же сказать на это? «Это» охватывает все ранее сказанное в послании относительно дарования благодати падшим грешникам.

кто против нас? Противодействие, несомненно, будет, но Павел хочет подчеркнуть, что оно бессильно сокрушить веру: поскольку «Бог за нас», можно не сомневаться в победной духовной стойкости.

8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил. Ср. Быт 22:12.

предал Его. В других местах это выражение имеет значение активного участия в судопроизводстве, вынесшем приговор Христу (Мф 20:19; Мф 26:15−16; Мф 27:2, 18, 26; ср. Ис 53:6, 10).

за всех нас. За ныне верующих (3:9−18; 5:6−8). То, что Бог отдал Сына Своего на смерть за нас, это наивысший дар, являющийся залогом последующего дарования всего остального, что потребно для нашего полного и окончательного прославления (ст. 30).

8:33 Бог оправдывает их. Смертью и воскресением Христа Судия уже снял все обвинения против нас (4:25). Самооправдание излишне.

8:34 Он и одесную Бога. Почетное место, занимаемое Тем, кто облечен исполнительной властью (ср. Пс 109:1). Над нами не может тяготеть осуждение (см. ком. к ст. 1), если принявший на Себя наши грехи воцарился и ходатайствует за нас на небесах (1Ин 2:1), в то время как Дух ходатайствует в сердцах наших (ст. 27).

8:35 любви Божией. Иначе: «любви Христовой». У Павла это выражение синонимично выражению «любви Божией во Христе» (ст. 39), что свидетельствует о его убежденности в единосущии Отца и Сына.

8:36 Обращение Павла к ВЗ указывает, что страдание не является неожиданностью для народа Божия. Однако во Христе такие страдания становятся средством достижения славы (5:1−5; 8:17−23).

8:37 преодолеваем. Сила проявляется в терпении, с которым переносятся гонения и скорби.

8:38−39 Никто в сотворенном мире не может воспрепятствовать нам пользоваться действенной любовью Бога к нам во Христе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Т.е. по побуждениям греховной человеческой природы; то же в ст. 4, 5, 12 и 13.
1  [2] — Или: по духу; то же в ст. 4, 5, 6, 9, 10. Древн. рукописи опускают: не по плоти живут, но по духу.
2  [3] — В некот. рукописях: меня.
3  [4] — Друг. возм. пер.: как жертву за грех.
3  [5] — Букв.: осудил грех во плоти.
4  [6] — Или: справедливые требования Закона.
6  [7] — Или: устремления.
6  [8] — В знач. как духовной, так и естественной смерти навеки.
6  [9] — Или: помышления.
7  [10] — Букв.: помышление плоти.
10  [11] — Букв.: то тело мертво через грех, но Дух (есть) жизнь чрез праведность.
12  [12] — Букв.: по плоти жить.
15  [13] — По-арамейски: (дорогой) отец.
16  [14] — Букв.: со свидетельствует с духом нашим.
18  [15] — Или: откроется в нас.
18  [16] — Букв.: страдания нынешнего времени.
20  [17] — Или: в надежде.
21  [18] — Или: славную.
23  [19] — Букв.: усыновления, искупления тела нашего.
24  [20] — Друг. возм. пер.: этой надеждой.
27  [21] — Букв.: за святых.
28  [22] — В некот. рукописях: любящим Бога… всё обращается во благо; такой перевод возможен в том случае, когда за подлежащее этого предложения принимается «всё», а не «Дух» (исходя из ст. 27).
29  [23] — Букв.: быть подобными образу, в знач. достичь восстановления образа Божьего в человеке.
30  [24] — Или: наделил праведностью.
35  [25] — В некот. рукописях: от любви Божьей.
35  [26] — Или: тяжелые испытания/нужды.
36  [27] — Пс 44:23 (43:22) (LXX).
38  [28] — Букв.: власти (земные или демонические).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.