К Римлянам 8 глава

Послание к Римлянам
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Итак, теперь нет осуждения живущим во Христе Иисусе,
2 потому что через Христа Иисуса закон Духа жизни освободил тебя от закона, ведущего к греху и смерти.
3 Бог исполнил то, чего не смог исполнить закон, ослабленный нашей греховной природой. Послав на землю Своего Сына в подобии грешного человека, чтобы Тот стал жертвой за грех, Бог уничтожил грех.
4 Бог исполнил это, чтобы мы стали праведными, как того требует закон. И теперь мы живём, следуя Духу, а не своей греховной природе.
5 У тех, кто живёт, следуя своей греховной природе, все мысли устремлены на то, чего желает эта греховная природа; те же, кто живут, следуя Духу, думают о том, чего желает Дух.
6 Мысли, управляемые греховной природой, в конце концов приведут к духовной смерти, а мысли, управляемые Духом, принесут жизнь и спокойствие.
7 Почему так происходит? Потому что если мыслями человека управляет его греховная природа, то этот человек враждует против Бога, так как не хочет, то есть, на самом деле, не может подчиниться закону Божьему,
8 и те, кто подчиняются своей греховной природе, не могут угодить Богу.
9 Вы же не подчиняетесь своей греховной природе, а подчиняетесь Духу, если только Дух Божий живёт в вас, а тот человек, который не имеет Духа Христа, не принадлежит Христу.
10 Ваши тела всегда будут мертвы вследствие греха, но если Христос живёт в вас, то Дух даёт вам жизнь, потому что Бог принял вас.
11 И так как Дух, воскресивший Иисуса из мёртвых, живёт в вас, то Воскресивший Иисуса из мёртвых, дарует жизнь вашим смертным телам через Духа, живущего в вас.
12 И потому, братья и сёстры, мы не должны подчиняться своей греховной природе и исполнять её желания.
13 Если вы живёте, подчиняясь ей, то вас настигнет духовная смерть, но если вы с помощью Духа прекратите совершать греховные поступки своей плоти, то обретёте вечную жизнь.
14 Люди, ведомые Духом Божьим, — истинные дети Божьи.
15 Потому что Дух, обретённый нами, не превращает нас в рабов и не вызывает новый страх, а превращает нас в детей Божьих. И с этим Духом мы восклицаем:
«Авва! Отец!»
16 Сам Дух, обращаясь к нашему духу, подтверждает, что мы, — дети Божьи,
17 и если мы дети Божьи, то мы и наследники Божьи, как и Сам Христос, так как, разделяя с Ним страдания, мы разделим с Ним и славу.
18 Я считаю, что наши страдания в этой жизни ничего не значат по сравнению с будущей славой, которую мы обретём.
19 Потому что всё, сотворённое Богом, с нетерпением ожидает то время, когда Он откроет, кто же является детьми Божьими. Весь мир жаждет этого.
20 Всё, сотворённое Богом, было осуждено на суетность не по своей воле, а по воле Бога. Но была надежда,
21 что всё, сотворённое Богом, освободится от губительного рабства и придёт к свободе и славе, которые принадлежат детям Божьим.
22 Мы знаем, что всё, сотворённое Богом до этого дня, находится в ожидании и страдает словно женщина в родовых муках.
23 И не только всё сотворённое, но и все мы, получившие Духа как первый дар обещания Божьего, находимся в ожидании и страдаем внутренне, ожидая полного усыновления Богом и освобождения нашей плоти.
24 Мы были спасены, чтобы обрести эту надежду, но если бы мы могли видеть то, на что надеемся, то это уже не была бы надежда, потому что кто же может надеяться на то, что уже получил?
25 Мы же надеемся на то, чего у нас ещё нет, и терпеливо ждём этого.
26 К тому же нам, немощным, помогает Дух в нашей слабости. Мы не умеем молиться как положено, Дух же молит за нас Бога, когда мы лишь стонем бессловесно.
27 Но Бог, для Которого открыты наши сердца, знает, о чём молит Дух, потому что по воле Самого Бога он молит за святых Божьих.
28 Мы знаем, что Бог во всём проявляет Себя на благо тем, кто любит Его, тем, кто был призван согласно Его воле.
29 Тем, кого Бог узнал ещё до сотворения мира, Он предопределил стать подобными Сыну Своему, чтобы Тот был Первенцем среди многих братьев и сестёр.
30 Тех, кому Бог предопределил это, Он также призвал и оправдал их перед Собой, а оправдав, прославил.
31 Что же сказать обо всём этом? Если Бог за нас, то кто же может быть против нас?
32 Бог не пощадил Своего Сына, отдав Его на страдание ради всех нас. Поэтому, несомненно, вместе с Сыном Он даст нам и всё остальное.
33 Кто осмелится выступить против избранного народа Божьего? Никто! Ведь Бог оправдывает их.
34 Кто может осудить людей Божьих? Никто! Христос Иисус умер за нас и, что более важно, воскрес из мёртвых. Воскреснув, Он воссел по правую руку от Бога и молит за нас Всевышнего.
35 Может ли кто разлучить нас с любовью Христовой? Нет! Могут ли горе или даже смерть разлучить нас с любовью Христовой? Нет! Могут ли горе, беда, преследования, голод, холод, опасность или даже смерть разлучить нас с любовью Христовой? Нет!
36 Как сказано в Писаниях: «За Тебя мы ежедневно подвергаемся смертельной опасности; нас считают овцами, обречёнными на заклание».
37 Тем не менее во всём этом мы празднуем славную победу благодаря Богу, Который любит нас.
38 Я убеждён, что ни жизнь, ни смерть, ни Ангелы, ни духи высшие, ничто в настоящем и ничто в будущем,
39 ни силы, ничто над нами и ничто под нами — ничто другое в целом мире не сможет отнять у нас любви Божьей, воплощённой во Христе Иисусе, Господе нашем.

Новой Женевской Библии

8:1−39 Развивая тему о христианской уверенности и надежде (см. 5:1−11), Павел акцентирует внимание на размышлениях о славе спасения.

8:1 Итак. Апостол проявляет здесь пастырское попечение. Он как бы говорит: «В свете предшествующего напоминания о присутствующей в вас греховной природе вам следует ныне вспомнить, что вы призваны во Христе, оправданы и находитесь в безопасности под Его защитой».

осуждения. Вероятно, в смысле как объявления приговора, так и приведения его в исполнение.

8:2 закон духа жизни... от закона греха и смерти. «Закон духа» — подразумевается движущая сила Духа Святого (7:23); «закон смерти» — движущая сила греха, а также Божественный нравственный закон, посредством которого грех производит смерть (7:8−13).

8:3 закон... был бессилен. Павел не подвергает критике нравственный закон, но опять отмечает, что из-за греховности человека закон не может принести спасение.

Сына Своего. Эти слова напоминают об Исааке (Быт 22:2) и указывают на неизмеримую цену нашего искупления (ст. 32).

в подобии плоти греховной. Ср. 1:23; 5:14; 6:5; Флп 2:7. Указание на сходство с первообразом; «греховная плоть» означает человеческую природу, которая вследствие грехопадения была извращена и покорилась греху. Человеческая природа Христа была подобна нашей в том смысле, что Он изведал искушения и вся Его жизнь была составной частью падшего мира, хрупкая и подверженная многим тяготам. Однако Он не грешил, в Нем не было нравственной или духовной порчи, так что подобие не является полным. Если бы в Иисусе была хоть какая-то примесь греха, Он не отвечал бы ветхозаветному требованию: «жертва за грех» должна быть «без порока» (Лев 4:3).

осудил грех во плоти. Павел, видимо, подразумевает, что грех был судим и осужден распятием воплощенного Сына Божия, так что теперь любые притязания греха добиться нашего осуждения несостоятельны. Следовательно, над теми, кто во Христе, не тяготеет более никакое осуждение.

8:4−8 Павел подробно сопоставляет старый и новый образы жизни — жизнь по плоти и жизнь по Духу (7:6) — в терминах двух определенных состояний или умонастроений: одно под влиянием греховной природы, второе — под влиянием Христа силой Духа Святого.

8:7 вражда против Бога. Полное отпадение от Бога — таково умонастроение всякого человека, еще не обновленного Духом (3:9−18). Плотской человек считает Бога своим врагом.

8:9−11 Христиане не подвластны греховной природе («плоти») в Адаме, ими правит Христос, потому что Дух, живущий в них, есть Дух Христов. Хотя смерть как телесное переживание еще пребывает, однако побеждает жизнь, ибо те, кто соединен со Христом, живут для Бога в области Духа. Двойственность, о которой здесь говорится, это различие не между физическим и духовным аспектами бытия верующего, а между двумя сферами бытия — телесного бытия в падшем мире (с неизбежной в нем смертью) и жизнью в Духе.

8:10 дух жив. Букв.: «дух есть жизнь». Это может относиться к оживотворенному духу верующего или к Святому Духу. Последнее вероятнее ввиду того, что весь этот отрывок говорит о действиях Духа. В нем подчеркивается связь духа Святого со Христом. Живущий (в нас) «Дух Божий» (ст. 9) есть «Дух Христов» (ст. 9); «Христос в вас» (ст. 10) благодаря пребыванию в нас Духа. Павел считает это единение настолько тесным, что позволяет себе изречь «Господь есть Дух» (2Кор 3:17; ср. 1Кор 15:45). Эти выражения не означают, что Христос и Дух Святой теряют Свою индивидуальную Личность. Павел, скорее, указывает, что Христос и Дух Святой действуют как одно там, где жизнь воскресшего Христа заполняет верующего. Таким образом, присутствие Духа есть залог будущего телесного воскресения верующего (ст. 11).

8:11 Этот стих говорит об участии Божественной Троицы в осуществлении спасения и подразумевает единство Отца, Сына и Святого Духа в Их Существе, подобно тому, как они объединены в совершаемом Ими деле искупления.

8:12−13 Начиная с этих стихов и до конца главы Павел говорит обобщенно — о себе и обо всех верующих.

8:13 умерщвляете дела плотские. Тело само по себе не есть зло, но грех осуществляется посредством деяний тела; эти осуществления греха и следует умертвить, т.е. положить им конец, 6:12−13; 12:1.

8:14 Путь святости описывается далее как путь под водительством Духа, им следуют сыны Божии. «Водительство» напоминает об «усыновлении» Израиля и руководстве им на пути исхода через пустыню; возможно, такова основа рассуждений Павла (9:4; Втор 8:2, 15).

8:15 Духа усыновления. Христиане получили «Духа усыновления». Наряду с оправданием и избавлением от осуждения (ст. 1) верующие становятся членами семьи Божией и имеют об этом внутреннее свидетельство от Духа Святого. Верующий взывает: «Авва, Отче» (см. Мк 14:36). Этот возглас выражает уверенное осознание своего сыновства. Здесь «усыновление» означает приемное сыновство.

8:16 В возгласе «Авва, Отче» проявляется двойное свидетельство о нашем сыновстве — свидетельство нашего собственного духа и свидетельство, исходящее от Святого Духа (Гал 4:6).

8:17−21 Подобно тому, как все дети в семье являются наследниками своего отца наравне со старшим братом, так верующие являются наследниками Божиими во Христе и вместе с Ним. Но получение наследства, причитающегося нам во Христе, подразумевает участие в Его страданиях, они — путь к тому, чтобы нам «с Ним и прославиться» (2Кор 4:17). «Слава» (ст. 17−21; ср. ст. 30) означает преображающее, облагораживающее, приносящее радость проявление Бога в нашей человеческой личности. Слава, которая проявится в нас, предполагает, что сыны Божьи откроются в подлинной своей природе (ст. 19) и что вся тварь будет освобождена от своего теперешнего состояния несовершенства и тления (ст. 20−21). Эта слава, открывшись, совершенно уничтожит все зло и вред («суету», ст. 20), какие претерпел тварный миропорядок вследствие грехопадения Адама (Быт 3:17). Новое бытие (Мф 19:28; Деян 3:21; Откр 21:1) тварного миропорядка соответствует свободе в славе (ст. 17−18), которой наслаждаются чада Божьи, и является ее прямым результатом.

8:22−25 Теперешнее состояние тварного мира не окончательное; оно подобно состоянию матери, стонущей в муках деторождения. У всего творения есть эсхатологическая судьба, и тварь стонет, ожидая ее исполнения; стенают и верующие, и «Сам Дух» (ст. 23−26). Начало нашему спасению положено, в качестве его первого плода мы получили дар Духа, но оно не будет совершено прежде воскресения, т.е. до полноты нашего усыновления во Христе (ст. 23). Следовательно, христианской жизни неизбежно свойственно терпеливое ожидание в надежде.

8:24 мы спасены в надежде. Родовые муки (скорбь и печаль о теперешнем состоянии вещей (7:24−25; 8:18, 36) — проникнуты не разочарованием и горечью (5:5), а упованием, терпением (ст. 25).

8:26 Также и Дух подкрепляет. Дух укрепляет нас в немощи, которую мы ощущаем непрестанно. Недоумение, как молиться за себя, ведомо всем без исключения христианам. Наше безотчетное стремление молиться как должно свидетельствует, что живущий в нас Дух уже помогает нам, ходатайствуя за нас в наших сердцах, выражая прошения, на которые непременно отзовется Отец.

8:28 Притом знаем. Христианин оценивает настоящее положение дел в свете своей уверенности в будущем. По образу истинных израильтян, в коих исполняется первая и наибольшая заповедь (Мф 22:37−38), мы пробуждаемся к любви к Богу, познавая Его любовь к нам (5:5−8).

призванным. Призванным к вере (ст. 30; ср. 1:6).

по Его изволению. Воля Божия является залогом «блага» для Его людей в терминах Божественного понимания «блага», т.е. не легкого покоя, а сообразности Христу, ст. 17−23. Пути промысла Божия таковы, что все случающееся с нами неизменно служит нашему конечному благу.

8:29 предузнал... предопределил. Стихи 29:30 поясняют «изволение» Божие (ст. 28), раскрывая его как Божественный план спасающей благодати, позволяющей всем верующим увидеть, что их вера и спасение происходят от предвечного решения Бога привести их к славе; они могут ожидать этой славы, нисколько не сомневаясь. Предназначенное для верующих состояние (сообразность Христу и прославление с Ним) проистекает из Божественного провидения. Это провидение («предузнал») объемлет не факты или события, а личность и означает, что Бог по Собственному изволению избрал объекты Своей деятельной спасающей любви. Такое знание подразумевает личные близкие отношения, а не просто «знание о ком-то» (Быт 4:1; Ам 3:2; Мф 1:25); по существу, оно равнозначно избранию.

8:30 Те, кто предопределены, в свое время бывают «призваны», т.е. задействованы через Евангелие к спасительному общению со Христом (1:6; ср. 1Кор 1:9). Отметим, что те, кто призваны, они же и оправданы. Призвание не может означать внешний призыв через проповедь Евангелия, который многие отвергают, это — внутренний зов Божий, осуществляющий Его предначертание. Поскольку все предопределенные призваны таким образом, ясно, что предопределение состоит в таком действенном призвании. Предопределение не основано на провидении того, как откликнется человек на призыв Евангелия. Как предопределение состоит в призвании, так плод призвания есть оправдание и, как следствие, прославление. Прошедшее время глагола «прославил» указывает, что с Божией точки зрения все уже совершено. Бог завершит дело согласно Своим намерениям (см. статью «Сохранение святых»).

8:31−39 Павел подводит всю аргументацию 1:16 — 8:39 к заключению, дерзновенно обращаясь ко всем силам, которые могут стать преградой нерушимой уверенности церкви в том, что она будет сохранена в нынешнем веке и прославлена в будущем. Ср. Ис 50:4−9.

8:31 Что же сказать на это? «Это» охватывает все ранее сказанное в послании относительно дарования благодати падшим грешникам.

кто против нас? Противодействие, несомненно, будет, но Павел хочет подчеркнуть, что оно бессильно сокрушить веру: поскольку «Бог за нас», можно не сомневаться в победной духовной стойкости.

8:32 Тот, Который Сына Своего не пощадил. Ср. Быт 22:12.

предал Его. В других местах это выражение имеет значение активного участия в судопроизводстве, вынесшем приговор Христу (Мф 20:19; Мф 26:15−16; Мф 27:2, 18, 26; ср. Ис 53:6, 10).

за всех нас. За ныне верующих (3:9−18; 5:6−8). То, что Бог отдал Сына Своего на смерть за нас, это наивысший дар, являющийся залогом последующего дарования всего остального, что потребно для нашего полного и окончательного прославления (ст. 30).

8:33 Бог оправдывает их. Смертью и воскресением Христа Судия уже снял все обвинения против нас (4:25). Самооправдание излишне.

8:34 Он и одесную Бога. Почетное место, занимаемое Тем, кто облечен исполнительной властью (ср. Пс 109:1). Над нами не может тяготеть осуждение (см. ком. к ст. 1), если принявший на Себя наши грехи воцарился и ходатайствует за нас на небесах (1Ин 2:1), в то время как Дух ходатайствует в сердцах наших (ст. 27).

8:35 любви Божией. Иначе: «любви Христовой». У Павла это выражение синонимично выражению «любви Божией во Христе» (ст. 39), что свидетельствует о его убежденности в единосущии Отца и Сына.

8:36 Обращение Павла к ВЗ указывает, что страдание не является неожиданностью для народа Божия. Однако во Христе такие страдания становятся средством достижения славы (5:1−5; 8:17−23).

8:37 преодолеваем. Сила проявляется в терпении, с которым переносятся гонения и скорби.

8:38−39 Никто в сотворенном мире не может воспрепятствовать нам пользоваться действенной любовью Бога к нам во Христе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.