Библия » Сравнение переводов

Софония 3 глава

Книга пророка Софонии

Под редакцией Кулаковых

1 Горе городу угнетателей,
мятежному1 и оскверненному!
2
Призывов он не слушает,
порицаниям не внимает,
на ГОСПОДА не уповает,
к Богу своему не приближается.
3
Князья в нем – что львы рыкающие,
судьи – что ночная волчья стая,
до утра не оставят ничего!
4
Пророки в нем надменны, вероломны,
священники Святилище оскверняют,
Закон попирая.
5
Но ГОСПОДЬ, пребывающий среди них,
Он праведен –
не сотворит Он неправды!
С раннего утра Он правый суд вершит
и на заре являет справедливость Свою;
а нечестивые не ведают стыда.2
6
«Истребил Я народы, тебя окружавшие,
разрушил их крепости,
улицы пусты и безлюдны
никто не ходит по ним более;
города их разорил –
они тоже пусты, никто в них не живет!
7
И говорил Я жителям Иерусалима:
„Теперь-то уж вы будете почитать Меня
и не отвергнете наказания“,
чтобы не были разорены жилища их
и не случилось с ними то, что Я определил.
Увы, они по-прежнему спешат с утра пораньше
злодеяния свои усугубить!
8
Так что ждите теперь Меня! –
предупреждает ГОСПОДЬ. –
Ожидайте, когда Я выступлю как обвинитель ваш!3
Ибо предрешил Я: соберу народы,
объединю царства,
чтобы излить на них Мой гнев,
пыл ярости Моей
и предать землю огню, об обновленье ревнуя.4
9
И Я восстановлю у народов язык,
грехом не оскверненный,
будут тогда они призывать имя ГОСПОДА –
все станут служить Ему как одна семья.
10
Даже с юга отдаленного,
те, кто за реками Куша поклоняется Мне,
рассеянный народ Мой, –
и они дары свои Мне принесут.
11
В тот день, Иерусалим,
ты более не осрамишь себя никакими делами,
коими ты прежде грешил против Меня,
потому что Я избавлю тебя от тех,
кто упивался своей гордыней.
Никогда уже ты более не будешь
на святой горе Моей надмеваться.
12
[12-13] Остаток твой сохраню –
людей смиренных, простых,5
на имя ГОСПОДНЕ уповающих.
Они не будут поступать несправедливо,
не станут говорить ложь,
не ведом им будет язык коварства.
Они будут пастись и отдыхать без опаски,
и никто не потревожит их».
13
14
Ликуй же, дочь Сиона!6
Торжествуй, Израиль,
да звучит твой победный клич!
Всем сердцем веселись и радуйся,
дочь Иерусалима!
15
Отменил ГОСПОДЬ приговор,
тебе вынесенный,
изгнал врагов твоих;
Царь Израиля, ГОСПОДЬ, теперь с тобою,
не будешь более страшиться беды!
16
В тот день скажут Иерусалиму:
«Не бойся, Сион! В унынье рук не опускай!
17
ГОСПОДЬ, Бог твой, с тобою ныне!
Воитель сильный дарует тебе победу;
возрадуется Он, в Своей любви к тебе
Он обретет покой7
и ликовать с тобою будет,
18
как в дни праздников.
Удалю от тебя бедствия,
чтобы не глумились над тобой за это,8
19
и возьмусь за тех, кто угнетал тебя.
Исцелю хромых и отверженных соберу,
и будут их восхвалять и почитать по всей земле,
даже там, где прежде поносили.
20
Вот тогда Я соберу вас в обитель отчую,
в доме родительском всех вас соберу!
Почитать и восхвалять вас будут
среди всех народов земли,
когда на глазах у вас
восстановлю Я ваше благоденствие»,9
говорит ГОСПОДЬ!

Новой Женевской Библии

3:1-5 Упоминание в данном разделе пророков, священников, святыни и закона указывает на то, что Софония обращается к Иерусалиму. В этом пророчестве обличается самое тяжкое преступление иудеев – их грехи оскорбляли Самого Бога, Который уже открылся им (Ам. 2,4.10-12; 3,2). Пророк обвиняет народ и его вождей в неверности Богу (ст. 1-4), составляющей разительный контраст с верностью Господа (ст. 5). Обвинение, сформулированное в общей форме в 1,17, теперь конкретизируется.

3:2 Не слушает голоса. Народ Иерусалима не слушает Бога, Который открылся ему в законе (Втор. 31,9-13), через пророков (Иер. 7,23-28; Агг. 1,12) и мудрецов (Притч. 1,8).

не принимает наставления. См. ст. 7. Способность внимать наставлениям открывает путь к постижению истины (Притч. 6,23; Иер. 2,30; 5,3; 7,28; 32,33; 35,13; Пс. 49,17), тогда как невосприимчивость к наставлениям гибельна (Притч. 5,23).

к Богу своему не приближается. Букв.: "приближаться к Богу с молитвой" (ср. Лев. 9,7.8; 10,4; 16,1). Молитва должна исходить из сердца, а не только из уст (ср. Ис. 29,13; Ин. 4,24).

3:3-4 См. Мих. 3,9.10.

3:3 Князья. См. ком. к ст. 5.

рыкающие львы. Образы хищников характеризуют здесь хищную, агрессивную и жестокую натуру тех высокопоставленных носителей власти, обязанностью которых была защита общественных интересов и поддержание порядка в обществе.

3:4 Пророки его... священники его. См. Ос. 4,5.6; Ис. 28,7; Иер. 4,9; 5,31; 6,13; 8,10; Мих. 3,11.

легкомысленные, вероломные. См. Мих. 2,6-11; 3,5-8.

3:5 посреди него. Софония говорит о том, что в Иерусалиме, с одной стороны, присутствует праведный Господь, а с другой, – продажные и неправедные вожди народа (ст. 3 и ком.). Сущность обетования, данного Богом в завете, состоит в том, что Он Сам будет среди Своего народа (Исх. 33,14.15; Чис. 14,14; Ис. 43,2). Слова о присутствии Бога в Иерусалиме еще несут осуждение народу, но далее, в ст. 17, – уже знаменуют спасение.

3:6-8 Враги Бога будут призваны на суд и испытают на себе Его гнев.

3:6 истребил народы. См. Нав. 24,11.

3:7 бойся только Меня, принимай наставление. См. ст. 2 и ком.

прилежно старались портить все свои действия. Характер иудейского народа противоречит сущности Бога, Который вершит правосудие "каждое утро" (ст. 5).

3:8 излить. См. Откр. 16,1.

3:9-20 В этом разделе смысл предсказаний Софонии радикально меняется: вслед за осуждением последуют возрождение и очищение как Израиля, так и всех народов (ст. 9,12,13). В заключительной, эсхатологической по своему содержанию, речи (ст. 14-20) пророк возвещает о грядущем наступлении царства Божия, о победе Господа над Его врагами, о Его любви и непосредственном присутствии среди Своего народа.

3:9 Я дам... уста чистые. См. Быт. 11,1-9. Эти слова означают либо очищение от греха вообще (ср. Ис. 6,5), либо то, что язычники перестанут призывать ложных богов (Ос. 2,17).

народам. Язычники также будут призывать имя Господа (Ис. 52,15; 65,1; 66,8).

чтобы все призывали имя Господа. См. Быт. 4,26; 3 Цар. 18,24; Иер. 10,25; Иоил. 2,32; Деян. 2,21; Рим. 10,12.13. Эта фраза по значению подобна выражению "уповать на имя Господне" в ст. 12 и контрастирует с "клянутся Господом и клянутся царем своим" в 1,5.

3:11 тщеславящихся твоею знатностью. См. Быт. 11,1-9; Ис. 2,6-22.

3:12 народ смиренный и простой. Люди кроткие и безропотные противопоставляются тщеславным и превозносящимся (ст. 11). уповать на имя Господне. См. Ис. 57,13; Наум 1,7; Пс. 2,12; 30,2.3.

3:13 Остатки. См. ком. к 2,7.

не будут делать неправды. Остаток станет угоден Богу.

не станут говорить лжи. См. 1,5.9; ст. 4; Откр. 14,5.

будут пастись и покоиться. Это выражение неоднократно встречается у пророков (Ис. 49,9; Мих. 7,14; Иер. 50,19; Иез. 34,14) и означает, что верящие в Бога и Его царство пребывают в благополучии и защищены от зла (ст. 15).

никто не потревожит их. См. Мих. 4,4.

3:15 приговор над тобою. Объяснение причины радости и ликования, к которым призывает пророк в ст. 14. Хотя Господь и осудил Иудею, но Он же и помиловал ее. А крестная смерть Иисуса Христа искупила грехи людей перед лицом Господа.

Господь... посреди тебя. См. ком. к ст. 5; см. также ст. 17.

царь Израилев. См. Ин. 1,49.

3:17 возвеселится о тебе радостью. См. Втор. 30,9; Ис. 62,4.4; 65,18.19; Иер. 32,41. Эту радость дает осознание милосердия Божия: Бог "любит миловать" (Мих. 7,18).

будет милостив по любви Своей. Данное выражение может означать, что Господь будет доволен Своим народом. Следуя Септуагинте – "Он обновит тебя в любви Своей". И все же, в этом контексте Бог предстает как Воин, Который "силен спасти". Звучавший перед этим крик отчаяния, исторгнутый бедствиями войны (1,14), смолк, потому что любовь Божия умиротворила людей. Господь силою благодати очистит людей от грехов и сделает их новым народом, который будет почитать власть Его и уповать на имя Его (ст. 12).

3:19 приведу их в почет и именитость. См. ст. 20. Это выражение восходит к Втор. 26,19, где говорится, что Израиль как "собственный народ" Господа, святой, сотворенный для славы и хвалы, избран свидетельствовать о Нем среди народов (ср. Ис. 43,7; Иер. 13,11; 33,9). Апостолы Павел (Тит. 2,14) и Петр (1 Пет. 2,9-12) видели в этой роли Церковь Христову.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.