Иезекииля 5 глава

Книга Иезекииля
Перевод Десницкого → Толкование Далласской семинарии

Перевод Десницкого

1 А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобрея, обрей себе волосу и бороду, а потом взвесь их на весах и раздели на части.
2 Треть сожги в огне посреди города, когда исполнятся дни осады; треть покромсай ножом в его окрестностях, а треть развей по ветру — и вослед этой трети Я обнажу меч.
3 Сохрани из них небольшую часть, завернув в полы одежды,
4 но и от них отдели несколько, и сожги в огне — оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев.
5 Так говорит Владыка Господь: вот он Иерусалим! Я поставил его среди язычников, и вокруг него — другие страны.
6 А он восставал против Моей власти злее, чем язычники, отвергал повеления Мои хуже, чем окрестные страны. Отвергли власть Мою и повелений Моих не соблюдают!
7 Потому так говорит Владыка Господь: за то, что восставали вы больше соседей-язычников, повелений Моих не соблюдали, власти Моей не признавали, перед соседями-язычниками — и то сплоховали*;
8 за это, говорит Владыка Господь, Я Сам произведу над тобой суд на виду у язычников!
9 Сделаю с тобой за все твои мерзости такое, чего раньше не делал и впредь делать не стану.
10 За это родители станут у тебя есть детей, а дети — родителей; произведу над тобой суд и развею по всем ветрам.
11 Жив Я! — пророчество Владыки Господа — и за оскверненное святилище, за все твои гнусности и мерзости Я вас, как волосы, срежу: не помилую Я тебя, не пожалею!
12 Треть твоя погибнет прямо тут, от голода и болезней, треть падет от меча в окрестностях, а треть развею по всем ветрам, и вослед обнажу Свой меч.
13 Падет на них Мой гнев — и утихнет Моя ярость; покараю, и когда падет на них моя ярость, то будут знать, что Я — Господь, что говорил Я в негодовании.
14 Обращу тебя в развалины, сделаю тебя посмешищем для соседей-язычников, для всякого, кто пройдет мимо!
15 Позором и поношением, примером и напоминанием станешь ты для соседей-язычников, когда буду судить тебя в гневе и ярости, когда яростно покараю. Я, Господь, сказал это!
16 Пошлю на вас стрелы лютого голода — вот и придет погибель; пошлю их вам на погибель, все тяжелее будет голод, а Я вас лишу продовольствия.
17 Нашлю на вас голод и хищных зверей, и они лишат тебя детей; пройдутся по тебе мор и кровопролитие, и меч Я наведу на тебя. Я, Господь, сказал это!

Толкование Далласской семинарии

Иез 5:1. Волосы на голове …и… бороде Иезекииля — образ иерусалимлян. Для символических его действий пророку, вместо бритвы брадобреев, понадобится острый нож, точнее меч. Это орудие убийства говорит само за себя. Волосы Иезекиилю следовало сбрить в знак грядущего позора (2Цар 10:4−5) — именно поэтому священникам бритье запрещено было вовсе. И в знак грядущей скорби. Сбритые волосы Иезекиилю предстояло разделить поровну, на три части. Причем, вероятно, в знак точности Божиих предопределений, — взвесить каждую из частей на весах.

Иез 5:2. Когда исполнятся дни осады, т. е. завершатся символические 430 дней, пророку следовало третью часть волос сжечь огнем посреди города, изображенного на «кирпиче», а третью часть — изрубить ножом по краям этого изображения (в окрестностях его). Третью же часть — развеять по ветру. Подробное объяснение каждого из этих действий дается в стихе 12. Заметим, что мышление образами и символами было настолько присуще жителям древнего Востока, что в их осознании (в отличие от сознания современного) реальность почти не отделялась от символа. Это важно понять для того, чтобы представить себе, какое сильное впечатление производили на современников пророка его символические действия.

Итак, сожжение третьей части волос означало, что третья часть иерусалимлян погибнет от болезней и голода. Те, которые попробуют бежать из осажденного города, будут изрублены мечами «в окрестностях его» («вторая треть»). Наконец, последняя треть будет «развеяна по ветру», т. е. уведена в плен в чужие земли (главным образом в Вавилон, но часть иудеев попала и в Египет).

Иез 5:3−4. Небольшое число волос, завязанное в полы одежды, должно было знаменовать тех, кто переживут осаду (вероятно, как уведенных в Вавилон, так и оставшихся в Иудее). Но и из них часть станет добычей огня. Полагают, что здесь образ дальнейшего очистительного суда на весь дом Израилев. Трудно объяснить смысл слова Оттуда. Но что касается «продолжения» самого суда, то именно о нем говорится в окончании стиха 4. Богословы видели в этом указание на последующие бедствия еврейского народа, включая разрушение последнего храма Титом Флавием.

Иез 5:5−7. В этих стихах мысль пророка переключается от судьбы Иерусалима на судьбу народа в целом. Ибо не только Иерусалим, но и весь Израиль пал в глазах Божиих ниже язычников, примером которым мыслил Иегова сделать избранный Им народ. Я поставил его (Иерусалим как духовное средоточие Израиля) среди народов (читай: в центр мировой истории, в плане духовного ее развития) говорит Господь Бог: и вокруг него (в том же историческом, духовном смысле) — земли (языческие). Но Иерусалим (Израиль) пренебрег своим высоким положением.

Принявший из уст Бога слово Его, сделавшись местом обитания славы Его и объектом Его особой любви, он жил, не считаясь с постановлениями и уставами Его, поступая более нечестиво чем окружавшие его язычники. Последняя мысль повторяется в окончании стиха 7. Некоторые богословы полагают, что «постановления» подразумевают здесь моральные законы Создателя, а «уставы» — менее важные обрядовые законы, что в стихе 7 выражена таким образом та мысль, что иудеи более поступали против «законов совести» чем язычники.

Иез 5:8−12. По преступлению грядет и наказание. Пред глазами язычников, которым они отнюдь не стали примером, иудеи, объект особой Божией любви, подвергнутся и особо жестокому суду. Стих 12 служит, как уже говорилось, объяснением к стиху 2.

Иез 5:13−17. Тремя, ритмично звучащими фразами (стих 13) показывает Иезекииль, что суд Божий над Израилем прекратится не прежде чем утолит Господь Свою ярость, вызванную народом непокорным и нечестивым. В стихах 14−15 подчеркивается тот аспект суда, который обернется для иудеев поруганием их среди народов. Но не только объектом «поругания и посмеяния» станут они пред глазами их, а и примером — не добрым, как мыслил Господь, а примером — предупреждением. В стихах 16−17, заключающих главу, Господь выступает Лучником, сражающим виновных «стрелами» бедствий.

б. Две пророческие вести о грядущем суде (главы 6−7)

И было ко мне слово Господне, предваряет Иезекииль каждую из этих «вестей». Темой первой было идолопоклонство Израиля — главная причина грядущего суда над ним. Во второй следует подробное описание суда.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.