От Луки 22 глава

Евангелие от Луки благовествование
Еврейский Новый Завет → Библия говорит сегодня

Еврейский Новый Завет

1 Приближался же праздник пресного хлеба*, известный как Пасха*;
2 и руководящие священники* и учителя Закона* начали искать удобный случай, чтобы избавиться от Иисуса*, так как боялись народа.
3 В это время Противник вошёл в Иуду Искариота*, который был одним из Двенадцати.
4 Он направился к руководящим священникам* и страже Храма и обсудил с ними, как он сможет передать им Иисуса*.
5 Они обрадовались и предложили ему денег.
6 Он согласился и стал искать подходящий момент предать Иисуса*, так, чтобы народ не знал об этом.
7 Затем наступил день пресного хлеба*, в который нужно закалывать Пасхального ягнёнка.
8 Иисус* послал Петра* и Иоанна*, дав им такие указания: "Пойдите и приготовьте нам пасхальную вечернюю трапезу*, и у нас будет трапеза".
9 Они спросили у него: "Где ты хочешь, чтобы мы приготовили её?"
10 Он сказал им: "Будете входить в город, встретите человека, несущего кувшин с водой. Идите за ним до дома, в который он войдёт,
11 и скажите владельцу дома: 'Раби спрашивает у тебя: "Где находится комната для гостей, в которой я буду есть Пасхальный ужин вместе с учениками*?'"
12 Он покажет вам просторную комнату наверху, уже подготовленную; сделайте там все необходимые приготовления".
13 Они пошли и всё оказалось так, как им сказал Иисус*, и они приготовили пасхальную вечернюю трапезу*.
14 Когда подошло время, Иисус* и посланники расположились за столом,
15 и он сказал им: "Я в самом деле очень хотел отпраздновать эту пасхальную вечернюю трапезу* с вами до того, как умру!
16 Ибо говорю вам точно, что не буду вновь праздновать её до тех пор, пока она не приобретёт свой полный смысл в Божьем Царстве".
17 Затем, взяв чашу с вином, он произнёс благословение* и сказал: "Возьмите и разделите между собой.
18 Ибо говорю вам, что отныне я не стану пить 'плода виноградной лозы', пока не наступит Божье Царство".
19 Также, взяв кусок пресного хлеба*, он произнёс благословение*, разломил его, дал им и сказал: "Это моё тело, которое отдаётся за вас; делайте это в память обо мне".
20 То же самое он сделал с чашей после ужина, говоря: "Эта чаша — Новый Договор, скреплённый моей кровью, проливаемой за вас.
21 Послушайте! Человек, который предаёт меня, находится здесь, за одним столом со мной!
22 Сын Человеческий идёт на смерть согласно Божьему замыслу, но горе предающему его!"
23 Они спрашивали друг у друга, кто из них мог дерзнуть сделать такое.
24 Среди них завязался спор о том, кто из них должен считаться величайшим.
25 Но Иисус* сказал им: "Цари языческие* господствуют над подданными, а те называют своих властителей 'благодетелями'.
26 Но у вас всё не так! Напротив, пусть больший из вас станет как меньший, а управляющий будет подобен служащему.
27 Ибо кто больше: возлежащий за столом или прислуживающий? Возлежащий, не так ли? Но я сам как слуга среди вас.
28 Вы прошли со мной через все испытания.
29 Так же, как мой Отец дал мне право царствовать, так и я даю вам право
30 есть и пить за моим столом в моём Царстве, сидеть на престолах и судить двенадцать колен Израиля.
31 Симон*, Симон*, послушай! Противник требовал отдать ему вас, чтобы просеять вас, как пшеницу!
32 Но Я молился за тебя, Симон*, чтобы тебе хватило веры. И ты, как только ты вернёшься в покаянии, ободри своих братьев!"
33 Симон* сказал ему: "Господь, я готов идти за тобой в темницу и на смерть!"
34 Иисус* ответил: "Говорю тебе, Петр*, прежде чем петух пропоёт сегодня, ты трижды отречёшься от Меня".
35 Он сказал им: "Когда Я посылал вас без кошелька, сумы и обуви, испытывали ли вы нужду в чём-либо?" "Ни в чём", — ответили они.
36 "А теперь, — сказал Он, — если у вас есть кошелек или сума, возьмите их. А у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и купит его.
37 Потому что говорю вам вот что: исполнилось во мне место из Писания*, где сказано: "Он был причтён к преступникам", (Исаия 53:12) потому что происходящее со мной имеет определённую цель".
38 Они сказали: "Послушай, Господь, вот здесь два меча!" "Хватит!" — ответил он.
39 Выйдя оттуда, Иисус* направился, как обычно, к Масличной горе; и ученики* следовали за ним.
40 Когда они пришли, он сказал им: "Молитесь, чтобы не подвергнуться испытанию".
41 Он отошёл от них на небольшое расстояние, встал на колени и молился:
42 "Отец, если Ты хочешь, удали от Меня эту чашу; и всё же, пусть исполнится не Моя, но Твоя воля".
43 Перед Ним предстал ангел с небес и придал ему силы,
44 и испытывая сильные муки, Он молился ещё усерднее, так что Его пот стал как кровь и падал на землю.
45 Помолившись, Он поднялся и, подойдя к ученикам*, обнаружил, что они от печали уснули.
46 Он сказал им: "Почему вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы испытание миновало вас!"
47 Он всё ещё говорил, когда появилось множество людей, которых вёл человек по имени Иуда* (один из Двенадцати!). Он подошёл к Иисусу* поцеловать его,
48 но Иисус* сказал ему: "Иуда*, ты поцелуем предаёшь Сына Человеческого?"
49 Когда его последователи увидели, к чему всё идёт, они сказали: "Господин, нам достать мечи?"
50 Один из них ударил слугу первосвященника* и отсёк ему правое ухо.
51 Но Иисус* ответил: "Позвольте мне", и прикоснувшись к уху того человека, исцелил его.
52 Затем Иисус* обратился к руководящим священникам*, офицерам Храмовой стражи и старейшинам, пришедшим схватить его: "Ну вот, вы пришли с мечами и дубинками, словно я вождь восстания?
53 Каждый день я был с вами во дворе Храма, но вы не арестовали меня. Но это ваше время — время, когда властвует тьма".
54 Схватив его, они увели его оттуда и привели в дом первосвященника*. Петр* следовал за ними на расстоянии;
55 но когда они разложили костёр посреди внутреннего двора и сели все вместе, Петр* присоединился к ним.
56 Одна из служанок заметила его при свете костра, присмотрелась к нему и сказала: "Этот человек тоже был с ним".
57 Но он стал отрицать: "Госпожа, я не знаю его".
58 Спустя какое-то время его увидел другой человек и сказал: "Ты тоже один из них". Но Петр* ответил: "Да нет же!"
59 Примерно через час ещё кто-то стал настаивать: "Точно, этот человек был с ним, ведь он тоже из Галилеи*!"
60 Но Петр* сказал: "Не знаю, о чём вы говорите!" И в тот миг, когда он это сказал, пропел петух.
61 Господь обернулся и взглянул на Петра*; и тот вспомнил, как Господь говорил: "Сегодня, прежде, чем пропоёт петух, ты трижды отречёшься от меня".
62 И он вышел на улицу и зарыдал.
63 Между тем, люди, державшие Иисуса*, издевались над ним. Они били его,
64 завязали ему глаза и спрашивали: "Ну, 'пророчествуй'! Кто сейчас тебя ударил?"
65 И ещё всячески оскорбляли его.
66 На рассвете собрался народный совет старейшин, в который входили руководящие священники* и учителя Закона*. Они повели его на свой Сангедрин,
67 и там они сказали ему: "Ты ли Мессия*, скажи нам". Он ответил: "Если я скажу, вы мне не поверите;
68 а если я спрошу, вы не ответите.
69 Но отныне Сын Человеческий будет сидеть по правую руку от силы Божией*" (Псалом 109:1).
70 Все они сказали: "Означает ли это, в таком случае, что ты Сын Бога?" И он ответил им: "Вы говорите, что я".
71 Они сказали: "К чему нам ещё свидетельства? Мы сами это слышали из его уст!"

Библия говорит сегодня

22:1 — 23:25 Час сатаны

Теперь — ваше время и власть тьмы (22:53).

Над Иерусалимом поднимается полная луна, и начинается последняя ночь земной жизни Иисуса. На протяжении всего Своего служения Он боролся с силами тьмы, но эта ночь обнаруживает «княжества и силы, собирающие свои невидимые отряды», чего не происходило со времени их последнего столкновения с Иисусом в пустыне в начале Его служения. Именно Лука сказал нам, что после этого испытания сил «диавол отошел от Него до времени» (4:13). И сейчас опять же Лука сообщает нам, что подходящее время пришло.

В нашем отрывке описывается последняя вечеря, хождение к горе Елеонской, борения в Гёфсимании, полночный арест и суды, с разной степенью правомерности проходившие в ранние часы следующего утра. Это сложная история, и она представляет несколько проблем, связанных, главным образом, с последней вечерей и судами [невозможно восстановить порядок событий, который бы лежал в основе всех Евангелий, след. Ссылки показывают, где каждый эпизод рассматривается подробнее всего.]. Но мы попытаемся увидеть, какие темы большего всего волновали Луку, когда он отбирал и изображал различные случаи, освещая то или иное, чтобы показать самое важное, на его взгляд.

1. Вечеря: раскрытие двух планов (22:1−38)

Описывая пасхальную трапезу Иисуса и Его друзей и то, что этому предшествовало, Лука раскрывает нам глубокий смысл, скрытый под поверхностью описываемых событий. Приближалось исполнение двух роковых планов, противоположных друг другу: план уничтожения и план спасения.

1) План уничтожения (22:1−6)

Целью этого плана было уничтожение Иисуса. Его враги замышляют, как они делали это уже несколько раз до этого (19:47; 20:19), устранить нарушителя спокойствия из Назарета.

Первый пункт в их плане — это «праздник опресноков, называемый Пасхою» (22:1). Для них было бы удобнее избавиться от Иисуса в другое время, когда у Него было не так много сторонников. Но ничего не поделаешь, дело нельзя было откладывать. Они сделают все, что в их силах, чтобы осуществить задуманное.

Далее, для осуществления плана им нужно было найти кого-то, кто устроил бы арест — Его друг, который согласился бы предать Его. Для этого подходил Иуда, один «из числа двенадцати» (22:3). Какими бы ни были его мотивы, однако то, что он добровольно вошел в заговор, остается фактом.

Его поручителями были «первосвященники и книжники» (22:2). Мы уже видели, как фарисеи (секта в иудаизме, которая особо противостояла Иисусу) уступили роль Его злейшего врага первосвященникам, книжникам и старейшинам, лидерам еврейского народа. Это были официальные представители старого Израиля, иудаизма, каким он стал в то время, религиозной системы, нежелающей принимать избранного Мессию Божьего. Мы замечаем, сколько зла они делают Иисусу, видим их страх перед простыми людьми, которые могли поддержать Его, и их злобное ликование, когда они находят предателя в лице Иуды.

Но за ними стояла даже еще более зловещая сила. Мы вспоминаем о всеобъемлющем взгляде Иисуса, о котором Лука так часто свидетельствует. Как Иисус заботится не только об одном народе, но обо всем мире, так Он заботится не только об этом мире, но и о «высшем» мире, который Павел называет «небесными обителями», где силы духовные объединяются в главном сражении между добром и злом (ср.: Еф 6:11−13). Поэтому Лука — единственный из евангелистов, упоминающий о деятельности сатаны (22:3, 31), — описывает борения Иисуса и кровавый пот в Гефсимании (22:44) и приводит Его слова: «Но теперь — ваше время и власть тьмы» (22:53).

Так, показывая Пасху как обстоятельство, Иуду — как инструмент, еврейских лидеров — как заговорщиков и сатану — как движущую силу, Лука излагает план уничтожения Иисуса. Но можно ли считать Иисуса беспомощной жертвой этих махинаций? Ничто не может быть дальше от истины. И Лука рассказывает историю таким образом, чтобы показать нам, что Иисус также следует Своему плану, в точности повторяющему план сатаны.

2) План спасения (22:7−38)

«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (22:8). Странно было то, что путь заранее уже был приготовлен для них (22:10−13). И таким же образом были сделаны приготовления в более широком плане. Раскрывался Божественный план, как ответный заговор против заговора сатаны. Чтобы сделать это очевидным, Лука собирает а своем рассказе о последней вечере ряд высказываний Иисуса, которые разбросаны по разным местам или вообще не приводятся в других Евангелиях.

Сначала он показывает уместность Пасхи (22:14−20). Это часть той старой еврейской религии, которая стала искаженной и извращенной, и лидеры этой религии даже сейчас замышляют убить Иисуса. Но Пасха, которая станет триумфом их замысла, — это уже часть Его плана. Он должен совершиться в Царствии Божием» (22:16). Для евреев это означало побег из Египта в землю Ханаанскую. Но сейчас этот побег должен осуществиться в своем полном значении, и с этого момента будет означать для народа Божьего побег от греха и смерти в вечную жизнь. Исход Моисея исполнится в исходе Иисуса.

Далее, как поступит Иисус с Иудой? Он также часть не только замысла сатаны, но и ответного замысла Господа (22:21−23): предательство Сына Человеческого «идет по предназначению» (22:22). Иуда известен; его предательство известно; его участь известна — «горе тому человеку»; все это уже известно, предусмотрено и вплетено в замысел Божий.

А как насчет первосвященников? Иисус оглядывает Своих учеников (22:24−30); они все еще мало понимают в Его словах об общине (22:24), но Он пытается объяснить им, что происходит. Он словно говорит там в городе пребывают лидеры старого Израиля, которого Господь сделал Своим народом по старому договору; но они восстали против Бога, поэтому «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (22:29); и по условиям этого нового договора отныне вы будете лидерами нового Израиля (22:30).

И как насчет сатаны, главного заговорщика, который уже вошел в Иуду Искариота? Послушайте, говорит Иисус апостолам (22:31−34): сатана хотел привлечь к себе не только Иуду, но всех вас. Иуду Я оставил Ему. Но что касается остальных, то, хотя Симон собирается отречься от Меня, Я могу возвратить даже того, кто пал так же низко, и через него Я возвращу всех вас. Довольно о сатане! Господь принял его вызов. Когда Сын молится Отцу, высвобождается сила, которая контролирует все замыслы сатаны.

Поэтому Иисус уже принял в расчет все элементы в заговоре против Него. Он исполняет Пасху, предсказывает предательство, завещает сменить старый Израиль на новый и плодотворно молиться о разрушении замыслов сатаны. Его ответный план уже запущен в действие. Это уже не репетиция, как было во время их миссионерских походов (10:1−12; 22:35). Это настоящее «исполнение» (22:37) замысла.

2. Ночь: сплетение двух планов (22:39−71)

Четыре эпизода ведут нас через одинокие ночные часы Иисуса к рассвету Великой страстной пятницы.

1) Борения (22:39−46)

Как я уже говорил, духовный конфликт в Гефсимании упоминается только у Луки. Почему он так уместен в рассказе о страстях Господа? Потому что, раскрывая замысел сатаны, направленный на разрушение, и Божий замысел спасения, Лука показывает нам, что оба они движутся к одной и той же цели. Враги Иисуса прилагают все усилия и используют всю свою изобретательность, чтобы пригвоздить Его к кресту, и все же это та самая «чаша», которую Отец дал Ему испить (22:42). Воля Его Отца совпадает с их волею (23:25). Неудивительно, что Он «в борении... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22:44).

2) Арест (22:47−53)

Через долину Кедрон по направлению к саду упали первые лучи утреннего солнца, и враги Иисуса «как будто на разбойника вышли... с мечами и кольями»: это было их «время» (22:52−53).

И все же Иисус пошел в сад «по обыкновению» (22:39) и не сделал никаких усилий, чтобы избежать ареста. Он запрещает Своим ученикам защищать Себя, хотя они могут и хотят это сделать (22:49). Он намеренно идет в ловушку, которую мог легко обойти. Его враги исполняют свой замысел, но Он также действует по плану.

3) Отречение (22:54−62)

Стыд и раскаяние Петра, испытанные им после отречения от Иисуса, привлекают все наше внимание. Это ли не триумф сатаны? Практически уничтожив Иисуса, он также почти овладел Его учениками, которым предстоит быть лидерами нового Израиля.

Но все же, подобно Петру, который «вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (22:61), мы тоже можем вспомнить, но другие слова Иисуса: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (22:32). Даже отступничество учеников было частью замысла Господа.

4) Приговор (22:63−71)

Настал день, но это были только первые проблески рассвета. Синедрион собрался настолько рано, насколько это было позволительно законом, поэтому мы можем считать, что это событие происходило ночью. Члены синедриона осуждают Иисуса и после Его решающих слов выносят Ему приговор.

Но обратите внимание на то, что Он говорит: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (22:69). Отныне Иисус будет занимать трон судьи. Отрекшись от Христа Божьего, они тем самым лишили себя права быть лидерами народа Божьего. Осуждая Его, они сами осуждаются Им. С этого момента старый Израиль сменяется новым, законным правителем которого навеки будет Иисус.

Таким образом, в то время как их замысел только созревает, Его замысел уже осуществляется. Приговор иудеев в 22:71 имеет решающее значение. С этих пор их дела пошли под гору.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.