По Луке 22 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Библия говорит сегодня

Русского Библейского Центра

1 Приближалась Пасха, праздник Опресноков.
2 У первосвященников и книжников не выходила из головы мысль покончить с Иисусом, только они боялись народа.
3 В Иуду, одного из Двенадцати, по прозванию Искариот, вселился Сатана,
4 И он пошел к первосвященникам и чинам храмовой стражи и договорился с ними, что предаст Иисуса.
5 На радостях они обещали дать ему денег.
6 Он остался доволен и ждал только случая, когда не будет толпы, чтобы Его предать.
7 Подошел день Опресноков, когда следовало быть пасхальному закланию.
8 Иисус отправил с поручением Петра и Иоанна, сказал им: «Ступайте приготовьте пасху. Будем есть».
9 Они спрашивают: «Где велишь приготовить?».
10 Иисус сказал: «Первым в городе повстречается вам человек с кувшином воды. Держитесь за ним. Войдите вслед за ним в дом
11 И скажите хозяину дома: Учитель спрашивает: “Где у тебя место, чтобы Мне есть пасху с Моими учениками?”
12 Он отведет вас наверх в просторную комнату, убранную к случаю. Там приготовьте».
13 Они пошли, и все вышло, как Он говорил. Приготовили пасху.
14 Настал час, и Иисус приступил с апостолами к пасхе.
15 Он сказал: «Велико было Мое желание есть с вами эту пасху перед началом Моих страданий.
16 Говорю вам: не есть Мне новой пасхи, пока она не сотворится в Божьем Царстве».
17 Иисус взял чашу и с благодарением сказал: «Возьмите. Разделите меж собой.
18 Говорю вам: не пить Мне больше с урожая виноградной лозы, пока не придет Божье Царство».
19 Взял хлеб и с благодарением разломил, дал им и сказал: «Это — Мое Тело, оно за вас отдается. Так делайте в память обо Мне».
20 ...Также и чашу после вечери. И сказал: «Эта чаша — новый договор на Моей Крови, она за вас изливается.
21 Но вот какое дело! Рука Моего предателя — с Моей за одним столом.
22 Сын человеческий идет путем предназначенным. Но горе тому, кто Его предаст!».
23 Ученики стали спрашивать друг друга, кто же из них пойдет на такое.
24 Потом у них был спор, кому у них выходит быть главой.
25 Иисус сказал: «У язычников всеми командуют цари и власти предержащие — титулованные благодетели язычников.
26 Среди вас не должно быть так. Кто властвует, пусть будет подвластен, а кто главенствует — подчинен.
27 Один сидит за столом, другой подносит. Кто из них господин? Наверное, тот, кто сидит за столом. А Я вам всем слуга.
28 Вам, кто не оставил Меня в Моих невзгодах,
29 Я завещаю Царство, как завещал Мне Мой Отец.
30 Есть и пить вам за трапезой в Моем Царстве и сидеть на престолах, судить двенадцать племен Израиля.
31 Симон, Симон! Сатане неймется просеять вас, как пшеницу. Позволено ему.
32 Но Я молился о тебе, о неоскудении твоей веры. Выдержишь испытание — поддержи братьев».
33 Симон отвечал Ему: «Господи! С Тобой я готов идти и в заточение, и на смерть».
34 Иисус сказал: «Говорю тебе, Петр: еще петух сегодня не пропоет, как ты трижды скажешь, что не знаешь Меня».
35 И говорит ученикам: «Когда Я посылал вас без денег, без котомки, без сандалий, в чем вы нуждались?». Они отвечали: «Ни в чем».
36 Тогда Он сказал: «А сейчас у кого есть деньги — возьми их. Возьми и котомку. А у кого нет — продай с себя ризу и купи меч.
37 Говорю вам: на Мне должно исполниться Писание: “И к злодеям причтен.” Все, что касается Меня, идет к завершению».
38 Ученики говорят: «Господи! У нас тут два меча». Иисус сказал: «Тогда все».
39 И снова, как уже делал не раз, Иисус ведет учеников на Масличную гору.
40 Пришел и говорит: «Молитесь, чтобы на все находить в себе силу» —
41 И отошел от них на видимое расстояние, пал на колени и молился.
42 Он говорил: «Отче! Пронеси эту чашу мимо Меня. Да только пусть будет не Моя воля, а Твоя!».
43 С неба явился ангел для прибавления Ему сил.
44 Иисус истово молился, все больше терзаясь. Пот катился с Него на землю подобно каплям крови.
45 Встав от молитвы, Иисус вернулся к ученикам. Они спали. На их лицах была печаль.
46 Он сказал: «Что же вы спите? Вставайте и молитесь, чтобы на все находить в себе силу».
47 Он еще не договорил, как пришла толпа, и впереди всех — тот, кого звали Иудой, один из Двенадцати. Он подошел к Иисусу и поцеловал Его.
48 Иисус говорит: «Иуда! Стало быть, поцелуем предаешь Сына человеческого?».
49 Рядом с Ним стояли ученики. Они поняли, что происходит, и говорят: «Господи! Что делать? Ударить мечом?».
50 И один из них взмахнул мечом и отсек правое ухо рабу архиерея.
51 Иисус сказал: «Перестаньте!» — и коснулся уха, исцелил раба.
52 И говорит окружившим Его первосвященникам, чинам храмовой стражи и старейшинам: «Как на разбойника вышли вы на Меня с мечом и дрекольем.
53 В Храме Я бывал каждый день вместе с вами — и у вас рука не поднялась взять Меня. Что ж, настал час, теперь ваша власть, власть тьмы».
54 Иисуса схватили и привели в дом архиерея. Петр шел на расстоянии сзади.
55 Посреди двора развели костер. Все подсели к огню. Подсел и Петр.
56 Одна служанка увидела его у костра. Смотрела, смотрела и говорит: «Этот был с Ним».
57 Но Петр не признался, сказал: «Нет, женщина! Я Его не знаю».
58 Вслед за ней кто-то другой увидел его и говорит: «Ты тоже из тех». Петр сказал: «Нет, мил человек!».
59 Спустя, может быть, час опять кто-то сказал как отрезал: «Ясное дело! Этот и был с Ним. А то он не такой же галилеянин!».
60 Но Петр сказал: «Не знаю, о чем ты говоришь, мил человек». И только он это сказал — пропел петух.
61 Господь оглянулся и посмотрел на Петра. И Петр вспомнил, как Господь сказал ему: «Прежде чем пропоет сегодня петух, ты трижды откажешься от Меня».
62 Петр вышел со двора и от отчаяния заплакал.
63 Стражники глумились над Иисусом. Они завязали ему глаза,
64 Били и спрашивали: «Скажи, пророк, кто ударил Тебя?» —
65 И всякий раз подыскивали самые бранные слова.
66 С наступлением дня собрались старейшины, первосвященники и книжники. Иисуса привели в синедрион
67 И спрашивают: «Ты что, Христос? Говори». Он ответил: «Сказать — не поверите.
68 Спросить — не ответите.
69 Отныне Сын человеческий будет сидеть по правую руку Бога Крепкого».
70 Все закричали: «Значит, Ты — Божий Сын?». Он отвечал: «Вы сами сказали, что Я Есмь».
71 Тогда они говорят: «Каких еще показаний мы ждем? Мы сами все услышали из Его собственных уст!».

Библия говорит сегодня

22:1 — 23:25 Час сатаны

Теперь — ваше время и власть тьмы (22:53).

Над Иерусалимом поднимается полная луна, и начинается последняя ночь земной жизни Иисуса. На протяжении всего Своего служения Он боролся с силами тьмы, но эта ночь обнаруживает «княжества и силы, собирающие свои невидимые отряды», чего не происходило со времени их последнего столкновения с Иисусом в пустыне в начале Его служения. Именно Лука сказал нам, что после этого испытания сил «диавол отошел от Него до времени» (4:13). И сейчас опять же Лука сообщает нам, что подходящее время пришло.

В нашем отрывке описывается последняя вечеря, хождение к горе Елеонской, борения в Гёфсимании, полночный арест и суды, с разной степенью правомерности проходившие в ранние часы следующего утра. Это сложная история, и она представляет несколько проблем, связанных, главным образом, с последней вечерей и судами [невозможно восстановить порядок событий, который бы лежал в основе всех Евангелий, след. Ссылки показывают, где каждый эпизод рассматривается подробнее всего.]. Но мы попытаемся увидеть, какие темы большего всего волновали Луку, когда он отбирал и изображал различные случаи, освещая то или иное, чтобы показать самое важное, на его взгляд.

1. Вечеря: раскрытие двух планов (22:1−38)

Описывая пасхальную трапезу Иисуса и Его друзей и то, что этому предшествовало, Лука раскрывает нам глубокий смысл, скрытый под поверхностью описываемых событий. Приближалось исполнение двух роковых планов, противоположных друг другу: план уничтожения и план спасения.

1) План уничтожения (22:1−6)

Целью этого плана было уничтожение Иисуса. Его враги замышляют, как они делали это уже несколько раз до этого (19:47; 20:19), устранить нарушителя спокойствия из Назарета.

Первый пункт в их плане — это «праздник опресноков, называемый Пасхою» (22:1). Для них было бы удобнее избавиться от Иисуса в другое время, когда у Него было не так много сторонников. Но ничего не поделаешь, дело нельзя было откладывать. Они сделают все, что в их силах, чтобы осуществить задуманное.

Далее, для осуществления плана им нужно было найти кого-то, кто устроил бы арест — Его друг, который согласился бы предать Его. Для этого подходил Иуда, один «из числа двенадцати» (22:3). Какими бы ни были его мотивы, однако то, что он добровольно вошел в заговор, остается фактом.

Его поручителями были «первосвященники и книжники» (22:2). Мы уже видели, как фарисеи (секта в иудаизме, которая особо противостояла Иисусу) уступили роль Его злейшего врага первосвященникам, книжникам и старейшинам, лидерам еврейского народа. Это были официальные представители старого Израиля, иудаизма, каким он стал в то время, религиозной системы, нежелающей принимать избранного Мессию Божьего. Мы замечаем, сколько зла они делают Иисусу, видим их страх перед простыми людьми, которые могли поддержать Его, и их злобное ликование, когда они находят предателя в лице Иуды.

Но за ними стояла даже еще более зловещая сила. Мы вспоминаем о всеобъемлющем взгляде Иисуса, о котором Лука так часто свидетельствует. Как Иисус заботится не только об одном народе, но обо всем мире, так Он заботится не только об этом мире, но и о «высшем» мире, который Павел называет «небесными обителями», где силы духовные объединяются в главном сражении между добром и злом (ср.: Еф 6:11−13). Поэтому Лука — единственный из евангелистов, упоминающий о деятельности сатаны (22:3, 31), — описывает борения Иисуса и кровавый пот в Гефсимании (22:44) и приводит Его слова: «Но теперь — ваше время и власть тьмы» (22:53).

Так, показывая Пасху как обстоятельство, Иуду — как инструмент, еврейских лидеров — как заговорщиков и сатану — как движущую силу, Лука излагает план уничтожения Иисуса. Но можно ли считать Иисуса беспомощной жертвой этих махинаций? Ничто не может быть дальше от истины. И Лука рассказывает историю таким образом, чтобы показать нам, что Иисус также следует Своему плану, в точности повторяющему план сатаны.

2) План спасения (22:7−38)

«И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (22:8). Странно было то, что путь заранее уже был приготовлен для них (22:10−13). И таким же образом были сделаны приготовления в более широком плане. Раскрывался Божественный план, как ответный заговор против заговора сатаны. Чтобы сделать это очевидным, Лука собирает а своем рассказе о последней вечере ряд высказываний Иисуса, которые разбросаны по разным местам или вообще не приводятся в других Евангелиях.

Сначала он показывает уместность Пасхи (22:14−20). Это часть той старой еврейской религии, которая стала искаженной и извращенной, и лидеры этой религии даже сейчас замышляют убить Иисуса. Но Пасха, которая станет триумфом их замысла, — это уже часть Его плана. Он должен совершиться в Царствии Божием» (22:16). Для евреев это означало побег из Египта в землю Ханаанскую. Но сейчас этот побег должен осуществиться в своем полном значении, и с этого момента будет означать для народа Божьего побег от греха и смерти в вечную жизнь. Исход Моисея исполнится в исходе Иисуса.

Далее, как поступит Иисус с Иудой? Он также часть не только замысла сатаны, но и ответного замысла Господа (22:21−23): предательство Сына Человеческого «идет по предназначению» (22:22). Иуда известен; его предательство известно; его участь известна — «горе тому человеку»; все это уже известно, предусмотрено и вплетено в замысел Божий.

А как насчет первосвященников? Иисус оглядывает Своих учеников (22:24−30); они все еще мало понимают в Его словах об общине (22:24), но Он пытается объяснить им, что происходит. Он словно говорит там в городе пребывают лидеры старого Израиля, которого Господь сделал Своим народом по старому договору; но они восстали против Бога, поэтому «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» (22:29); и по условиям этого нового договора отныне вы будете лидерами нового Израиля (22:30).

И как насчет сатаны, главного заговорщика, который уже вошел в Иуду Искариота? Послушайте, говорит Иисус апостолам (22:31−34): сатана хотел привлечь к себе не только Иуду, но всех вас. Иуду Я оставил Ему. Но что касается остальных, то, хотя Симон собирается отречься от Меня, Я могу возвратить даже того, кто пал так же низко, и через него Я возвращу всех вас. Довольно о сатане! Господь принял его вызов. Когда Сын молится Отцу, высвобождается сила, которая контролирует все замыслы сатаны.

Поэтому Иисус уже принял в расчет все элементы в заговоре против Него. Он исполняет Пасху, предсказывает предательство, завещает сменить старый Израиль на новый и плодотворно молиться о разрушении замыслов сатаны. Его ответный план уже запущен в действие. Это уже не репетиция, как было во время их миссионерских походов (10:1−12; 22:35). Это настоящее «исполнение» (22:37) замысла.

2. Ночь: сплетение двух планов (22:39−71)

Четыре эпизода ведут нас через одинокие ночные часы Иисуса к рассвету Великой страстной пятницы.

1) Борения (22:39−46)

Как я уже говорил, духовный конфликт в Гефсимании упоминается только у Луки. Почему он так уместен в рассказе о страстях Господа? Потому что, раскрывая замысел сатаны, направленный на разрушение, и Божий замысел спасения, Лука показывает нам, что оба они движутся к одной и той же цели. Враги Иисуса прилагают все усилия и используют всю свою изобретательность, чтобы пригвоздить Его к кресту, и все же это та самая «чаша», которую Отец дал Ему испить (22:42). Воля Его Отца совпадает с их волею (23:25). Неудивительно, что Он «в борении... и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22:44).

2) Арест (22:47−53)

Через долину Кедрон по направлению к саду упали первые лучи утреннего солнца, и враги Иисуса «как будто на разбойника вышли... с мечами и кольями»: это было их «время» (22:52−53).

И все же Иисус пошел в сад «по обыкновению» (22:39) и не сделал никаких усилий, чтобы избежать ареста. Он запрещает Своим ученикам защищать Себя, хотя они могут и хотят это сделать (22:49). Он намеренно идет в ловушку, которую мог легко обойти. Его враги исполняют свой замысел, но Он также действует по плану.

3) Отречение (22:54−62)

Стыд и раскаяние Петра, испытанные им после отречения от Иисуса, привлекают все наше внимание. Это ли не триумф сатаны? Практически уничтожив Иисуса, он также почти овладел Его учениками, которым предстоит быть лидерами нового Израиля.

Но все же, подобно Петру, который «вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды» (22:61), мы тоже можем вспомнить, но другие слова Иисуса: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (22:32). Даже отступничество учеников было частью замысла Господа.

4) Приговор (22:63−71)

Настал день, но это были только первые проблески рассвета. Синедрион собрался настолько рано, насколько это было позволительно законом, поэтому мы можем считать, что это событие происходило ночью. Члены синедриона осуждают Иисуса и после Его решающих слов выносят Ему приговор.

Но обратите внимание на то, что Он говорит: «Отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией» (22:69). Отныне Иисус будет занимать трон судьи. Отрекшись от Христа Божьего, они тем самым лишили себя права быть лидерами народа Божьего. Осуждая Его, они сами осуждаются Им. С этого момента старый Израиль сменяется новым, законным правителем которого навеки будет Иисус.

Таким образом, в то время как их замысел только созревает, Его замысел уже осуществляется. Приговор иудеев в 22:71 имеет решающее значение. С этих пор их дела пошли под гору.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.