2 Peter 2 глава

2 Peter
English Standard Version → Новый Библейский Комментарий

English Standard Version

False Prophets and Teachers

1 But false prophets also arose among the people, just as there will be false teachers among you, who will secretly bring in destructive heresies, even denying the Master who bought them, bringing upon themselves swift destruction.
2 And many will follow their sensuality, and because of them the way of truth will be blasphemed.
3 And in their greed they will exploit you with false words. Their condemnation from long ago is not idle, and their destruction is not asleep.
4 For if God did not spare angels when they sinned, but cast them into hella and committed them to chainsb of gloomy darkness to be kept until the judgment;
5 if he did not spare the ancient world, but preserved Noah, a herald of righteousness, with seven others, when he brought a flood upon the world of the ungodly;
6 if by turning the cities of Sodom and Gomorrah to ashes he condemned them to extinction, making them an example of what is going to happen to the ungodly;c
7 and if he rescued righteous Lot, greatly distressed by the sensual conduct of the wicked
8 (for as that righteous man lived among them day after day, he was tormenting his righteous soul over their lawless deeds that he saw and heard);
9 then the Lord knows how to rescue the godly from trials,d and to keep the unrighteous under punishment until the day of judgment,
10 and especially those who indulgee in the lust of defiling passion and despise authority.
Bold and willful, they do not tremble as they blaspheme the glorious ones,
11 whereas angels, though greater in might and power, do not pronounce a blasphemous judgment against them before the Lord.
12 But these, like irrational animals, creatures of instinct, born to be caught and destroyed, blaspheming about matters of which they are ignorant, will also be destroyed in their destruction,
13 suffering wrong as the wage for their wrongdoing. They count it pleasure to revel in the daytime. They are blots and blemishes, reveling in their deceptions,f while they feast with you.
14 They have eyes full of adultery,g insatiable for sin. They entice unsteady souls. They have hearts trained in greed. Accursed children!
15 Forsaking the right way, they have gone astray. They have followed the way of Balaam, the son of Beor, who loved gain from wrongdoing,
16 but was rebuked for his own transgression; a speechless donkey spoke with human voice and restrained the prophet’s madness.
17 These are waterless springs and mists driven by a storm. For them the gloom of utter darkness has been reserved.
18 For, speaking loud boasts of folly, they entice by sensual passions of the flesh those who are barely escaping from those who live in error.
19 They promise them freedom, but they themselves are slavesh of corruption. For whatever overcomes a person, to that he is enslaved.
20 For if, after they have escaped the defilements of the world through the knowledge of our Lord and Savior Jesus Christ, they are again entangled in them and overcome, the last state has become worse for them than the first.
21 For it would have been better for them never to have known the way of righteousness than after knowing it to turn back from the holy commandment delivered to them.
22 What the true proverb says has happened to them: “The dog returns to its own vomit, and the sow, after washing herself, returns to wallow in the mire.”

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−22 Мы должны проявлять бдительность по отношению к лжепророкам

Подчеркнув, как важно ожидать исполнения богодухновенных пророчеств, Петр теперь предостерегает против лжепророков, которые должны появиться. Это также часть учения Иисуса (напр.: Мк 13:22, 23). В данной главе прослеживается параллель с Иуд 4−18.

Ст. 1−3 Опасность, связанная с лжепророками. Лжепророки опасны, во-первых, потому, что их метод порочен и ведет к дискредитации веры; во-вторых, их учение полностью отрицает истину; в-третьих, они навлекут на себя и своих последователей скорую гибель.

Ст. 1. В народе. Судя по контексту, имеется в виду народ Божий ветхозаветной эпохи. Деятельность лжепророков отмечается во Втор 13:1−5; 3Цар 13:18; 22:5−23; Иер 5:13, 31; 6:13. Ложная природа учителей определяется содержанием их учения или их претензией на роль учителя. Вероятно, оба признака имеют место. Ереси: здесь в оригинале греч. hairesets, которое означает просто «избранная вера». В христианском словаре оно обрело смысл ложного верования, избранного добровольно (а не истинной веры, открытой Богом). Пагубные ереси: евр. идиома указывающая на пагубные последствия и для приверженца такой веры, и для ортодоксальных верующих. Господь: это относится здесь ко Христу (в англ.

«Владыка Господь», как и в Иуд 4), но в других местах относится к Богу: «Владыко» (Лк 2:29), Владыко Боже (Деян 4:24 и Откр 6:10). Искупившего: это слово отражает искупительный аспект деяний Христа (ср.: Мк 10:45 и 1Пет 1:18).

Ст. 2 Разврату: точнее — пути позора. Это слово в греч. оригинале стоит во множественном числе (см.: 1Пет 4:3 и соответствующее примечание к этому тексту). Лжеучителя заявляли, что знание превыше опыта, потому, утверждали они, образ жизни христианина не имеет значения, поскольку Благодать простит любой грех, независимо от его тяжести. Новозаветные писатели единодушно отвергали это мировоззрение. Словом путь обозначали в древности христианскую веру (см. в оригинале: Деян 9:2). В 1Пет 3:16 и 4:3−5 Петр отмечает, что за свое «доброе житие во Христе» христиане подвергаются осуждению. Здесь же он сокрушается по поводу того, что развратное поведение псевдохристиан может нанести урон истине.

Ст. 3 Из любостяжания. Это слово из области коммерции. Льстивыми (греч. plastoi, т. е. «пластичный», «гибкий», «приспособленный»): предназначенными польстить слушателям (1Фес 2:5). Не дремлет. Образный речевой оборот (ср.: NEB: «ждет их, бодрствуя, с открытыми глазами»). Воздаяние тому, кто понуждает другого совратиться с пути, может не быть скорым, но правосудие свершится, оно неотвратимо.

Ст. 4−10а Их осуждение. Петр более полно развивает тему ст. 3, останавливаясь на событиях истории народа Божьего и показывая, что замысел Бога о спасении и осуждении непреложен и воплотится в жизнь. Петр иллюстрирует это на примере Ноя и Лота, показывая, что Бог может спасти Свой народ и уничтожить его нечестивых современников. Удел павших ангелов предвещает окончательный суд, когда человечество, поднявшее мятеж против Бога, занявшееся самовосхвалением и отвергнувшее правление Божье, получит надлежащее возмездие. Приведенные три примера показывают также, как Бог наказывает за гордыню, неповиновение и разврат.

Примечания. Ст. 4 см. коммент. к Быт 6:1−4 и Иуд 6, где автор сосредоточивает внимание на причине падения ангелов. Адский мрак (см.: NIV mg): ад в греч. мифологии назван словом «тартары», самая глубокая и страшная часть ада, специальное место для грешников, восставших против высшего божества. MS дает вариант gloomy dungeon («мрачная темница»), который является промежуточным между словом, обозначающим бездну, и другим словом (siros вместо seiros в греч.), которое имеет значение «веревка» или «цепь» (см.: NIV mg). Последнее ближе к Иуд 6. Эти образы заимствованы из апокрифов.

Ст. 5 О Ное: см.: Быт 6:8 — 9:28 и 1Пет 3:20, где также упоминается о восьми спасенных душах. Проповедника (греч. keryx, «глашатай»; см. примечание к 1Пет 3:19). Это слово позволяет полагать, что миссия Ноя состояла в том, чтобы призвать своих современников к покаянию. В одном из апокрифов (Книга Юбилеев) описывается проповедническое служение Ноя.

Ст. 6 Иисус намекает на пример Содома и Гоморры (Быт 18:16 — 19:28) в Мф 10:15; 11:23, 24; Лк 17:29.

Ст. 7 Быть развратными: прямое следствие нежелания прислушаться к голосу Божьему, а тем самым полная свобода жить без принципов, потворствуя собственным грешным устремлениям.

Ст. 8 Мучился: первоначально этот глагол в греч. означал «свидетельствовать», «испытываться на верность». Богобоязненные люди, живущие в безбожном мире, должны быть готовы к испытаниям, к проверке истинности своей веры.

Ст. 9 То конечно — естественный вывод о том, что Господь знает, как поступить с нечестивыми, беззаконниками (включая и лжеучителей, которые упоминаются в ст. 1−3) в день суда. Прежде чем сделать такой вывод, Петр на этих примерах подчеркивает милосердие Бога и Его способность избавить благочестивых от искушения. Этот аспект в Иуд. отсутствует. Избавлять от искушения, см.: 1Пет 1:6, 7; 5:10.

Ст. 10б-22 Их характер. Здесь апостол подчеркивает опасное влияние этих людей, более полно раскрывая их истинную природу. Они высокомерны (10−12), безнравственны (13), порочны (14) и алчны (14б— 16). Он осуждает их по трем пунктам: речи их могут звучать здраво и привлекательно, но они лишены сути (17); они делают упор на чувственные удовольствия, стремясь увести новообращенных христиан снова на мирской путь (18), и это губительный путь, поскольку «свобода», которую они предполагают, ведет лишь к узам греха (19). В этом отрывке использованы сложные и не свойственные автору речевые обороты, когда он нагромождает слова, стремясь усилить впечатление о ненормальности их поведения. В современном мире такого рода учение сопоставимо со знакомыми нам течениями, которые можно объединить под эгидой «Нового века».

Примечания. Ст. 10а Вслед скверных похотей плоти: аналогичная по смыслу фраза в Иуд 7 связывает это с осуждением греха содомии. Начальства, греч. kyriotes («господство»), вполне естественно может соотноситься с господством Христа (ср.: 1Пет 3:15). В другом варианте, если это относится к небесным существам, которые упоминаются далее, то «начальства» могут быть из иерархии ангелов, как, возможно, и в Еф 1:21 и Кол 1:16.

Ст. 10б Дерзки: указывает на дух, который не учитывает последствий для себя или других. Своевольны (букв, «восхваляющие себя»): описывает состояние человека, эгоцентричного, настолько сосредоточенного на собственных устремлениях, что он не принимает в расчет ничего другого. Высших (в смысле небесных созданий): может относиться к ангелам (см.: примечание к ст. 10а), которых лжепророки могут опорочить, как в свое время жители Содома попытались осквернить ангелов, пришедших в дом Лота (Быт 19:1−26). В другом варианте, они могут использовать пример павших ангелов из Быт 6:1−4 в качестве иллюстрации поведения, типичного для всех ангелов.

Ст. 11 Ангелы, в противовес этому, имеют право жаловаться Богу на поведение таких высокомерных смертных, но не делают этого. Это может относиться к событию, описанному в Иуд 9.

Ст. 12 Поскольку такое поведение безрассудно и напоминает поведение бессловесной скотины, то и их достоинство не выше животных, которые предназначены быть в итоге уничтоженными (см.: Иуд 10). Петр подчеркивает невежество тех, кто критикует христианский образ жизни. Истребятся (букв, «будут уничтожены в своем истреблении»): можно перевести так или как описание последствий развращения, которое они допустили в своей жизни (ср.: J. В. Phillips, «несомненно будут уничтожены в своем растлении».

Ст. 13 Они получат возмездие: (букв, «они получат по заслугам») в оригинале игра слов. Грех привлекает обещанием удовольствий, но погрязший в нем убедится в итоге, что радости он не достиг. Удовольствие во вседневной роскоши (повседневные удовольствия), т. е. оргии средь бела дня, беспутный образ жизни. Для христианина день — время для работы (ср.: Ин 9:4; Рим 13:13; 1Фес 5:7, 8). Срамники и осквернители: т. е. люди бесчестные и порочные. Выражение «без пятна и порока» встречается в Новом Завете при описании характера Христа и Его церкви (см., напр.: Еф 5:27). Наслаждаются (от греч. apatais): этим словом описываются греховные наслаждения. В некоторых MSS здесь стоит слово agapais («вечери любви»; см.: NIV mg), которое встречается в Иуд 12. В 1Кор 11 говорится, что такие вечери любви превращались просто в заурядные пирушки.

Ст. 14 Глаза... исполнены любострастия: краткое изречение, означающее тех, «кто с вожделением смотрит на женщину, с которой хочет вступить в развратную связь». В переводе Филлипса это звучит так: «Их глаза не могут смотреть на женщину без вожделения». Им не достаточно согрешить самим, они должны «прельстить» и других, т. е. совратить их с пути истинного (ср.: Рим 1:32).

Сыны проклятия (букв, «дети проклятия») — евр. идиома (ср.: 1Пет 1:14). Они отвергли Христа, Единственного, кто мог искупить их, освободив от проклятия.

Ст. 15, 16 Валаам — классический пример лжеучителя, который уводит людей с праведного пути. В Чис 22−24 показано, как Валаам тратил время, чтобы пророчествовать против Израиля в угоду Валаку. В конце, после неудачных словесных попыток погубить Израиль, он стремится сделать это в моральном плане (Чис 31:16; ср.: 25:1−9; Откр 2:14). Валаам — прототип лжеучителя, который ищет награды или популярности, убеждая людей в том, что нужно снизить высокие требования Бога. Петр здесь расширяет пример, который приводится в Иуд 11. Поведение Валаама называется безумным, потому что оно противоречит здравому смыслу.

Ст. 17 Безводные источники: создают обманчивое впечатление наполненности. Слово мглы может относиться к непостоянству лжеучителей: их учение колеблется под действием разных веяний (ср.: Еф 4:14). Эта фраза может также указывать на их неспособность оросить «освежающим дождем», который они обещают излить, или на нечто, лишенное смысла и лишь заслоняющее свет. Мрак вечной тьмы: это образ адского мрака (см.: ст. 4).

Ст. 18 Надутое пустословие (пустое хвастовство): эти словом обозначают того, кто пытается представить себя большим, чем есть на самом деле. Уловляют (в ст. 14 то же слово переведено как «прельщают»). Лжеучителя часто прельщают своим учением новообращенных, которые еще не укоренились в вере.

Ст. 19 Эти учителя освобождают от обязательств служить Христу и возрастать в Нем (ср.: 1:3−11). Поступая так, они упускают из виду, что такого рода свобода возвращает к узам прежнего греха (ср.: Рим 6 и Ин 8:31−36).

Ст. 20 Этот стих относится либо к учителям, либо к их жертвам, а возможно, и к тем, и к другим. см. примечание к слову «познание» в 1:2. Хуже может относиться к словам Иисуса в Мф 12:45 и Лк 11:26, хотя иногда здесь усматривают связь с Лк 12:47, 48.

Ст. 21 Лучше бы: вследствие того, что отвергли пути Божьи во Христе, у них нет пути спасения (ср.: Евр 6:4−8; 10:26−31). Пути: см. коммент, к ст. 2. Правды: здесь подчеркивается нравственный результат следования за Христом.

Ст. 22 Первая пословица встречается в Прит 26:11, а вторая, вероятно, взята из внебиблейского источника — древней истории Ахикара (History of Ahikar). He исключено, что Петр также имеет в виду Мф 7:6.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.