James 4 глава

James
King James Bible → Комментарии Давида Стерна

King James Bible

Warning against Pride

1 From whence come wars and fightings among you? come they not hence, even of your lusts that war in your members?
2 Ye lust, and have not: ye kill, and desire to have, and cannot obtain: ye fight and war, yet ye have not, because ye ask not.
3 Ye ask, and receive not, because ye ask amiss, that ye may consume it upon your lusts.
4 Ye adulterers and adulteresses, know ye not that the friendship of the world is enmity with God? whosoever therefore will be a friend of the world is the enemy of God.
5 Do ye think that the scripture saith in vain, The spirit that dwelleth in us lusteth to envy?
6 But he giveth more grace. Wherefore he saith, God resisteth the proud, but giveth grace unto the humble.
Drawing Near to God

7 Submit yourselves therefore to God. Resist the devil, and he will flee from you.
8 Draw nigh to God, and he will draw nigh to you. Cleanse your hands, ye sinners; and purify your hearts, ye double minded.
9 Be afflicted, and mourn, and weep: let your laughter be turned to mourning, and your joy to heaviness.
10 Humble yourselves in the sight of the Lord, and he shall lift you up.
11 Speak not evil one of another, brethren. He that speaketh evil of his brother, and judgeth his brother, speaketh evil of the law, and judgeth the law: but if thou judge the law, thou art not a doer of the law, but a judge.
12 There is one lawgiver, who is able to save and to destroy: who art thou that judgest another?
Do Not Boast about Tomorrow

13 Go to now, ye that say, To day or to morrow we will go into such a city, and continue there a year, and buy and sell, and get gain:
14 Whereas ye know not what shall be on the morrow. For what is your life? It is even a vapour, that appeareth for a little time, and then vanisheth away.
15 For that ye ought to say, If the Lord will, we shall live, and do this, or that.
16 But now ye rejoice in your boastings: all such rejoicing is evil.
17 Therefore to him that knoweth to do good, and doeth it not, to him it is sin.

Комментарии Давида Стерна

1 Что служит причиной всех ссор и споров среди вас? Не ваши ли желания, воюющие внутри вас?

Ваши желания, воюющие внутри вас. См. 1:6−8 и ком.

2 Вы желаете, но не получаете. Вы убиваете и завидуете, но так и не можете получить желаемое. Потому вы спорите и ссоритесь. А не получаете лишь потому, что не молитесь! 3 Или же молитесь, но не получаете, потому что молитесь с неверными мотивами, потакая своим собственным желаниям.

Молитесь с неверными мотивами. Среди верующих имеет хождение ересь, которая, в угоду чрезмерному индивидуализму и алчности, охватившим западный мир, пытается доказать, что Бог одобряет эгоистичные молитвы. Она заверяет: «Ты дитя Бога. Он любящий Отец, Который ни в чём не отказывает Своим детям. Поэтому ты можешь просить в молитве о чём угодно, и Бог непременно даст тебе это. Хочешь новую машину? Дом побольше? Модную одежду? Просто "просите, и дано будет вам" (Лук. 11:9)». Помимо того, что это учение искажает Писание, зарождает тщетные надежды и уподобляет молитву магическому заклинанию, используемому колдунами, оно также упускает из виду тот факт, что по-настоящему любящий отец не даёт детям всё, о чём они просят, так как знает лучше их самих, что им нужно на самом деле, и поступает соответственно. Настоящий стих опровергает подобную эгоистичную философию, выдающую себя за библейское учение. Сравните едкие замечания Яакова по поводу надменных богачей в 4:13 — 5:6, см. также Книгу Исайи 1:15−16, процит. в ком. к ст. 8 ниже.

О том, как следует молиться, см. Мат. 6:19−34, особенно 6:33; также Йн. 16:33, 1 Кеф. 4:2 и 1 Йн. 5:14. Яаков также даёт наставление о молитве в 1:5−8, 5:13−20.

4 Вы, неверные жёны! Не знаете ли, что любовь к этому миру — это ненависть к Богу? Всякий, кто предпочитает быть другом миру, делает себя врагом Бога!

Неверные жёны. В Танахе неверность Израиля своему Баалю (ивр. «господин», «муж»), Богу, часто описывается в терминах супружеской измены и блуда; см. Иезекииль 23; Осия 1−2, 9:1. Йешуа имеет в виду то же самое, когда называет своё поколение «злым и прелюбодейным» (Мат. 12:39, 16:4); ср. Отк. 2:22. Наилучшим комментарием к остальной части стиха, будет 1 Йн. 2:15−17; ср. также Гал. 1:4 и то, что говорится о мире в Йн. 14−17.

5 Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас дух, склонный к зависти? 6 Но благодать, которую Он даёт, больше; потому сказано: "Бог противится надменным, но смиренным даёт милость".

Стихи 5−6. Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас есть дух, склонный к зависти (или «ревнующий»). Йехиэль Лихтенштейн пишет:

'У тех, кто толкует это место, возникают огромные трудности со ссылкой на Танах. Какой именно стих имеется в виду? Что он означает? Кого подразумевает этот стих? Некоторые говорят, что речь идёт о Святом Духе. Однако, все учёные сходятся во мнении, что подобного стиха в Писании нет. С моей точки зрения, дух, о котором здесь говорится, — это не Божий Дух, а дух сатаны, как в Еф. 6:12. Злой дух — это злое побуждение (ецер ара), живущее в нас. Яаков пишет об этом в ст. 7: «Дайте отпор Противнику, и он убежит от вас». В наши дни евреи по-прежнему называют сатану дер руах'

[идиш, «дух»; отметьте, что Лихтенштейн писал это в 1900 году].

'Я полагаю, что Яаков ссылается на Книгу Бытия 4:7, где Бог говорит Каину: «Грех лежит у дверей; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Это место трактуется всеми как говорящее о сатане, о злом побуждении, присутствующем в человеке; к примеру, в Талмуде (Бава Батра 16а) сказано: «Он — это Сатан, злое побуждение». Злое побуждение используется также ангелами сатаны, чтобы склонить человека к греху.'

Как указывает Лихтенштейн, в ст. 5−6 греческий текст можно истолковать по-другому: «Или ты полагаешь, что Танах напрасно говорит о том, что Дух, который живёт в нас по велению Бога, до ревности любит нас? Но благодать, которую Он даёт, больше». Однако такое толкование менее соответствует контексту. Я, скорее, согласился бы с Лихтенштейном: Внутри нас есть дух, склонный к зависти, который вынуждает нас воевать друг с другом (ст. 1−2); поскольку этот дух впитывает мирскую (ст. 4), бесовскую (сатанинскую) мудрость, поощряющую горькую зависть (3:14−16). Танах косвенно говорит об этом далее в Книге Бытия 6:5, 8:21 (См. раздел г в ком. к Рим. 5:12−21). Но благодать, которую Он (Бог) даёт для того, чтобы преодолевать всё это при помощи Святого Духа, живущего в нас, больше, чем дух Сатана, склоняющий нас к зависти и ссорам; так как «тот, кто в нас», то есть Святой Дух, «более велик, нежели тот, кто в мире», то есть Сатан (1 Йн.4:4).

7 Потому, подчинитесь Богу. Более того, дайте отпор Противнику, и он убежит от вас.

Дайте отпор Противнику, Сатану (см. ком. к Мат. 4:1), который «ходит крадучись, словно рычащий лев, ища, кого поглотить» (1 Kеф. 5:8−9). Хотя он «бог этого мира» (2 Кор. 4:4), Йешуа покорил мир (Йн. 16:33). Поэтому, если вы должным образом используете Писание (2 Тим. 2:15, Мат. 4:1−11) и применяете другие доступные методы духовной брани (2 Кор. 10:3−5, Еф. 6:10−18), он убежит от вас. Стих говорит о том же, что и Книга Бытия 4:7 (см. ком. к ст. 5−6 выше).

8 приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники; и очистите сердца, люди с двоящимися мыслями!

Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам, как сказано в Книге Захарии 1:3 («Обратитесь ко Мне, говорит Адонай небесных воинств, и Я обращусь к вам»), а также в Мал. 3:7, 2 Пар. 15:2. Здесь инициатива примирения принадлежит нам; в некоторых других местах Писание отводит решающую роль Богу, как в книге Плач Иеремии 5:21 («Обрати нас, Адонай, к Тебе, и мы обратимся») и Еф. 2:4−10. Йоханан 3:16 указывает на равную ответственность обеих сторон: «Бог... отдал... чтобы всякий, верящий...»; также Евр. 10:20, 22 («Он [Йешуа] утвердил... Потому, давайте приближаться...») и Рим. 3:22 («оправдание приходит от Бога... ко всем, кто верит непрестанно»). Омойте руки... очистите сердца.

Ср. Книгу Исайи 1:15−16:

'Когда вы протяните руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу: руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетённого, верно судите сироту, вступайтесь за вдову.'

Также Псалом 23:3:

'Кто взойдёт на гору Адоная?

Кто станет на святом месте Его?

Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце.'

Люди с двоящимися мыслями. См. 1:6−8 и ком.

9 Стенайте, скорбите, рыдайте! Пусть ваш смех обратится в скорбь, и радость ваша — в уныние! 10 Смирите себя перед Господом, и Он вознесёт вас.

Ср. Книгу Йова 5:11, 22:29, Мат. 23:12; Лук. 14:11, 18:14; 1 Кеф. 5:6.

Стихи 9−10. Эти стихи разъясняют, что имеется в виду под очищением сердца (от. 8).

11 Братья, перестаньте говорить плохо друг о друге! Всякий, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, говорит плохо о Торе и осуждает Тору. А если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора, а судья. 12 Однако есть только один Даритель Торы; Он же и Судья, во власти Которого — освободить или погубить. Как ты считаешь, кто ты, осуждающий своего ближнего?

Стихи 11−12. Перестаньте говорить плохо друг о друге! См. ст. 1−2.

Тот, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, присваивает себе полномочия cудьи, то есть Бога, во власти Которого — освободить или погубить. Йехиэль Лихтенштейн в своём «Комментарии к Новому Завету» пишет:

'Важнейшая часть Торы следующая: «Люби ближнего своего, как самого себя» (выше, 2:8). При этом Тора не делает различий между праведным ближним и нечестивым... Господь учил, что ближним для нас может быть и самарянин,'

то есть такой человек, который часто становится объектом предвзятого отношения (Лук. 10:37 и ком.). Ср. Мат. 7:1−5; Рим. 2:1−3, 12−16; 14:4, 10−12.

Если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора. Речь идёт практически о том же, что и в 2:10−11 и ком.

Даритель Торы, греч. номофетес, однокоренное со словом неномофететай, употреблённом в Евр. 8:6: «этот договор [Новый Договор] был дан как Тора».

13 Послушайте те, которые говорят: "Сегодня или завтра поедем в такой-то город, поживём там год, будем торговать и получим прибыль"! 14 Вы даже не знаете, будете ли живы завтра! Ибо все вы дымка, появляющаяся на мгновение, а затем исчезающая. 15 Вместо этого вы должны говорить: "Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить", и сможете сделать то или иное дело. 16 А так вы хвастаете в своей самонадеянности. Подобное хвастовство — зло.

Стихи 13−16. Планирование является существенным компонентом жизни современного общества, однако люди, которые привыкли всё планировать, часто забывают о том, что они целиком во власти Бога — не только их планы, но и они сами полностью зависят от Него. Следовательно, «Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить», и сможете сделать то или иное дело. А если мы не будем жить, какой смысл в наших планах? Это напоминает историю Йешуа о богаче, построившем новые амбары (Лук. 12:16−21). «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что принесёт тот день» (Притчи 27:1).

Больше о хвастовстве см. 1 Кор. 1:31 и ком.

17 Итак, всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит.

Всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит, и грех его более серьёзен, чем грех того, кто не знает; это видно из Лук. 12:47−48, 2 Кеф. 2:21.

В Рим. 14:23 и 1 Кор. 8:13 делается похожий вывод, однако там речь идёт немного о другом. В данной конкретной ситуации грех — это когда мы говорим о своих планах так, словно мы можем управлять всеми обстоятельствами, и забываем о том, что всё в руках Бога и планы наши зависят от Его воли.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.