Иакова 4 глава

Соборное послание апостола Иакова
Подстрочник Винокурова → Комментарии Давида Стерна

Подстрочник Винокурова

1
Πόθεν Откуда 4159 ADV-I
πόλεμοι во́йны 4171 N-NPM
καὶ и 2532 CONJ
πόθεν откуда 4159 ADV-I
μάχαι битвы 3163 N-NPF
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν; вас? 5213 P-2DP
οὐκ Не 3756 PRT-N
ἐντεῦθεν, отсюда, 1782 ADV
ἐκ от 1537 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ἡδονῶν наслаждений 2237 N-GPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
τῶν  3588 T-GPF
στρατευομένων сражающихся 4754 V-PMP-GPF
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPN
μέλεσιν членах 3196 N-DPN
ὑμῶν; ваших? 5216 P-2GP
2
ἐπιθυμεῖτε, Желаете, 1937 V-PAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔχετε· имеете; 2192 V-PAI-2P
φονεύετε убиваете 5407 V-PAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
ζηλοῦτε, ревнуете, 2206 V-PAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
δύνασθε можете 1410 V-PNI-2P
ἐπιτυχεῖν· достичь; 2013 V-2AAN
μάχεσθε бьётесь 3164 V-PNI-2P
καὶ и 2532 CONJ
πολεμεῖτε. воюете. 4170 V-PAI-2P
οὐκ Не 3756 PRT-N
ἔχετε имеете 2192 V-PAI-2P
διὰ из-за 1223 PREP
τὸ  3588 T-ASN
μὴ не 3361 PRT-N
αἰτεῖσθαι прошения 154 V-PMN
ὑμᾶς· вашего; 5209 P-2AP
3
αἰτεῖτε про́сите 154 V-PAI-2P
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
λαμβάνετε, принимаете, 2983 V-PAI-2P
διότι потому что 1360 CONJ
κακῶς плохо 2560 ADV
αἰτεῖσθε, про́сите, 154 V-PMI-2P
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡδοναῖς наслаждениях 2237 N-DPF
ὑμῶν ваших 5216 P-2GP
δαπανήσητε. вы растратили. 1159 V-AAS-2P
4
μοιχαλίδες, Прелюбодейки, 3428 N-VPF
οὐκ не 3756 PRT-N
οἴδατε знаете 1492 V-RAI-2P
ὅτι что 3754 CONJ
 1510 T-NSF
φιλία дружба 5373 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
κόσμου [с] миром 2889 N-GSM
ἔχθρα вражда 2189 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ [с] Богом 2316 N-GSM
ἐστιν; есть? 1510 V-PAI-3S
ὃς Который 3739 R-NSM
ἐὰν если 1437 COND
οὖν итак 3767 CONJ
βουληθῇ захочет 1014 V-AOS-3S
φίλος друг 5384 A-NSM
εἶναι быть 1510 V-PAN
τοῦ  3588 T-GSM
κόσμου, миру, 2889 N-GSM
ἐχθρὸς враг 2190 A-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Богу 2316 N-GSM
καθίσταται. становится. 2525 V-PPI-3S
5
 1510 PRT
δοκεῖτε Полагаете 1380 V-PAI-2P
ὅτι что 3754 CONJ
κενῶς впустую 2761 ADV
 1510 T-NSF
γραφὴ Писание 1124 N-NSF
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
Πρὸς До 4314 PREP
φθόνον зависти 5355 N-ASM
ἐπιποθεῖ жаждет 1971 V-PAI-3S
τὸ  3588 T-NSN
πνεῦμα Дух 4151 N-NSN
который 3588 R-ASN
κατῴκισεν Он поселил 2730 V-AAI-3S
ἐν в 1722 PREP
ἡμῖν; нас? 2254 P-1DP
6
μείζονα Бо́льшую 3173 A-ASF-C
δὲ же 1161 CONJ
δίδωσιν даёт 1325 V-PAI-3S
χάριν· благодать; 5485 N-ASF
διὸ потому 1352 CONJ
λέγει, говорит, 3004 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
ὑπερηφάνοις надменным 5244 A-DPM
ἀντιτάσσεται, противится, 498 V-PMI-3S
ταπεινοῖς смиренным 5011 A-DPM
δὲ же 1161 CONJ
δίδωσιν даёт 1325 V-PAI-3S
χάριν. благодать. 5485 N-ASF
7
ὑποτάγητε Будьте подчинены 5293 V-2APM-2P
οὖν итак 3767 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ· Богу; 2316 N-DSM
ἀντίστητε противостаньте 436 V-2AAM-2P
δὲ же 1161 CONJ
τῷ  3588 T-DSM
διαβόλῳ, диаволу, 1228 A-DSM
καὶ и 2532 CONJ
φεύξεται убежит 5343 V-FDI-3S
ἀφ᾽ от 575 PREP
ὑμῶν· вас; 5216 P-2GP
8
ἐγγίσατε приблизьтесь 1448 V-AAM-2P
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ, [к] Богу, 2316 N-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐγγιεῖ приблизится 1448 V-FAI-3S-ATT
ὑμῖν. [к] вам. 5213 P-2DP
καθαρίσατε Очистите 2511 V-AAM-2P
χεῖρας, ру́ки, 5495 N-APF
ἁμαρτωλοί, грешные, 268 A-VPM
καὶ и 2532 CONJ
ἁγνίσατε освяти́те 48 V-AAM-2P
καρδίας, сердца́, 2588 N-APF
δίψυχοι. двоедушные. 1374 A-VPM
9
ταλαιπωρήσατε Сделайтесь несчастные 5003 V-AAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
πενθήσατε заскорбите 3996 V-AAM-2P
καὶ и 2532 CONJ
κλαύσατε· заплачьте; 2799 V-AAM-2P
 3588 T-NSM
γέλως смех 1071 N-NSM
ὑμῶν ваш 5216 P-2GP
εἰς в 1519 PREP
πένθος скорбь 3997 N-ASN
μετατραπήτω пусть будет обращён 3344 V-2APM-3S
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
χαρὰ радость 5479 N-NSF
εἰς в 1519 PREP
κατήφειαν. грусть. 2726 N-ASF
10
ταπεινώθητε Будьте принижены 5013 V-APM-2P
ἐνώπιον перед 1799 ADV
κυρίου, Господом, 2962 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ὑψώσει возвысит 5312 V-FAI-3S
ὑμᾶς. вас. 5209 P-2AP
11
Μὴ Не 3361 PRT-N
καταλαλεῖτε оговаривайте 2635 V-PAM-2P
ἀλλήλων, друг друга, 240 C-GPM
ἀδελφοί· братья; 80 N-VPM
 3588 T-NSM
καταλαλῶν оговаривающий 2635 V-PAP-NSM
ἀδελφοῦ брата 80 N-GSM
 1510 PRT
κρίνων судящий 2919 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφὸν брата 80 N-ASM
αὐτοῦ своего 846 P-GSM
καταλαλεῖ оговаривает 2635 V-PAI-3S
νόμου Закон 3551 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
κρίνει судит 2919 V-PAI-3S
νόμον· Закон; 3551 N-ASM
εἰ если 1487 COND
δὲ же 1161 CONJ
νόμον Закон 3551 N-ASM
κρίνεις, судишь, 2919 V-PAI-2S
οὐκ не 3756 PRT-N
εἶ есть ты 1487 V-PAI-2S
ποιητὴς деятель 4163 N-NSM
νόμου Закона 3551 N-GSM
ἀλλὰ но 235 CONJ
κριτής. судья. 2923 N-NSM
12
εἷς Один 1519 A-NSM
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
[ὁ]  3588 T-NSM
νομοθέτης Законодатель 3550 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
κριτής, Судья, 2923 N-NSM
 3588 T-NSM
δυνάμενος могущий 1410 V-PNP-NSM
σῶσαι спасти 4982 V-AAN
καὶ и 2532 CONJ
ἀπολέσαι· уничтожить; 622 V-AAN
σὺ ты 4771 P-2NS
δὲ же 1161 CONJ
τίς кто 5100 I-NSM
εἶ, есть, 1487 V-PAI-2S
 3588 T-NSM
κρίνων судящий 2919 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
πλησίον; ближнего? 4139 ADV
13
Ἄγε Ну 71 V-PAM-2S
νῦν ныне 3568 ADV
οἱ  3588 T-NPM
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Σήμερον Сегодня 4594 ADV
 1510 PRT
αὔριον завтра 839 ADV
πορευσόμεθα отправимся 4198 V-FDI-1P
εἰς в 1519 PREP
τήνδε такой-то 3592 D-ASF
τὴν  3588 T-ASF
πόλιν город 4172 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ποιήσομεν сделаем 4160 V-FAI-1P
ἐκεῖ там 1563 ADV
ἐνιαυτὸν год 1763 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἐμπορευσόμεθα будем торговать 1710 V-FDI-1P
καὶ и 2532 CONJ
κερδήσομεν· будем приобретать; 2770 V-FAI-1P
14
οἵτινες те, которые 3748 R-NPM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπίστασθε знаете 1987 V-PNI-2P
τὸ  3588 T-ASN
τῆς  3588 T-GSF
αὔριον завтрашнего дня 839 ADV
ποία какова 4169 I-NSF
 1510 T-NSF
ζωὴ жизнь 2222 N-NSF
ὑμῶν. ваша. 5216 P-2GP
ἀτμὶς Пар 822 N-NSF
γάρ ведь 1063 CONJ
ἐστε вы есть 1510 V-PAI-2P
 1510 T-NSF
πρὸς на 4314 PREP
ὀλίγον немного 3641 A-ASN
φαινομένη, появляющийся, 5316 V-PEP-NSF
ἔπειτα затем 1899 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ἀφανιζομένη· исчезающий; 853 V-PPP-NSF
15
ἀντὶ вместо 473 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
λέγειν говорить 3004 V-PAN
ὑμᾶς, вам, 5209 P-2AP
Ἐὰν Если 1437 COND
 3588 T-NSM
κύριος Господин 2962 N-NSM
θελήσῃ, пожелает, 2309 V-AAS-3S
καὶ и 2532 CONJ
ζήσομεν будем жить 2198 V-FAI-1P
καὶ и 2532 CONJ
ποιήσομεν сделаем 4160 V-FAI-1P
τοῦτο это 5124 D-ASN
или 1510 PRT
ἐκεῖνο. то. 1565 D-ASN
16
νῦν Ныне 3568 ADV
δὲ же 1161 CONJ
καυχᾶσθε гордитесь 2744 V-PNI-2P
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἀλαζονείαις бахвальствах 212 N-DPF
ὑμῶν· ваших; 5216 P-2GP
πᾶσα вся 3956 A-NSF
καύχησις гордость 2746 N-NSF
τοιαύτη такая 5108 D-NSF
πονηρά злое 4190 A-NSF
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S
17
εἰδότι Знающему 1492 V-RAP-DSM
οὖν итак 3767 CONJ
καλὸν хорошее 2570 A-ASM
ποιεῖν творить 4160 V-PAN
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
ποιοῦντι, делающему, 4160 V-PAP-DSM
ἁμαρτία грех 266 N-NSF
αὐτῷ ему 846 P-DSM
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S

Комментарии Давида Стерна

1 Что служит причиной всех ссор и споров среди вас? Не ваши ли желания, воюющие внутри вас?

Ваши желания, воюющие внутри вас. См. 1:6−8 и ком.

2 Вы желаете, но не получаете. Вы убиваете и завидуете, но так и не можете получить желаемое. Потому вы спорите и ссоритесь. А не получаете лишь потому, что не молитесь! 3 Или же молитесь, но не получаете, потому что молитесь с неверными мотивами, потакая своим собственным желаниям.

Молитесь с неверными мотивами. Среди верующих имеет хождение ересь, которая, в угоду чрезмерному индивидуализму и алчности, охватившим западный мир, пытается доказать, что Бог одобряет эгоистичные молитвы. Она заверяет: «Ты дитя Бога. Он любящий Отец, Который ни в чём не отказывает Своим детям. Поэтому ты можешь просить в молитве о чём угодно, и Бог непременно даст тебе это. Хочешь новую машину? Дом побольше? Модную одежду? Просто "просите, и дано будет вам" (Лук. 11:9)». Помимо того, что это учение искажает Писание, зарождает тщетные надежды и уподобляет молитву магическому заклинанию, используемому колдунами, оно также упускает из виду тот факт, что по-настоящему любящий отец не даёт детям всё, о чём они просят, так как знает лучше их самих, что им нужно на самом деле, и поступает соответственно. Настоящий стих опровергает подобную эгоистичную философию, выдающую себя за библейское учение. Сравните едкие замечания Яакова по поводу надменных богачей в 4:13 — 5:6, см. также Книгу Исайи 1:15−16, процит. в ком. к ст. 8 ниже.

О том, как следует молиться, см. Мат. 6:19−34, особенно 6:33; также Йн. 16:33, 1 Кеф. 4:2 и 1 Йн. 5:14. Яаков также даёт наставление о молитве в 1:5−8, 5:13−20.

4 Вы, неверные жёны! Не знаете ли, что любовь к этому миру — это ненависть к Богу? Всякий, кто предпочитает быть другом миру, делает себя врагом Бога!

Неверные жёны. В Танахе неверность Израиля своему Баалю (ивр. «господин», «муж»), Богу, часто описывается в терминах супружеской измены и блуда; см. Иезекииль 23; Осия 1−2, 9:1. Йешуа имеет в виду то же самое, когда называет своё поколение «злым и прелюбодейным» (Мат. 12:39, 16:4); ср. Отк. 2:22. Наилучшим комментарием к остальной части стиха, будет 1 Йн. 2:15−17; ср. также Гал. 1:4 и то, что говорится о мире в Йн. 14−17.

5 Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас дух, склонный к зависти? 6 Но благодать, которую Он даёт, больше; потому сказано: "Бог противится надменным, но смиренным даёт милость".

Стихи 5−6. Или вы полагаете, что напрасно сказано в Танахе о том, что внутри нас есть дух, склонный к зависти (или «ревнующий»). Йехиэль Лихтенштейн пишет:

'У тех, кто толкует это место, возникают огромные трудности со ссылкой на Танах. Какой именно стих имеется в виду? Что он означает? Кого подразумевает этот стих? Некоторые говорят, что речь идёт о Святом Духе. Однако, все учёные сходятся во мнении, что подобного стиха в Писании нет. С моей точки зрения, дух, о котором здесь говорится, — это не Божий Дух, а дух сатаны, как в Еф. 6:12. Злой дух — это злое побуждение (ецер ара), живущее в нас. Яаков пишет об этом в ст. 7: «Дайте отпор Противнику, и он убежит от вас». В наши дни евреи по-прежнему называют сатану дер руах'

[идиш, «дух»; отметьте, что Лихтенштейн писал это в 1900 году].

'Я полагаю, что Яаков ссылается на Книгу Бытия 4:7, где Бог говорит Каину: «Грех лежит у дверей; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним». Это место трактуется всеми как говорящее о сатане, о злом побуждении, присутствующем в человеке; к примеру, в Талмуде (Бава Батра 16а) сказано: «Он — это Сатан, злое побуждение». Злое побуждение используется также ангелами сатаны, чтобы склонить человека к греху.'

Как указывает Лихтенштейн, в ст. 5−6 греческий текст можно истолковать по-другому: «Или ты полагаешь, что Танах напрасно говорит о том, что Дух, который живёт в нас по велению Бога, до ревности любит нас? Но благодать, которую Он даёт, больше». Однако такое толкование менее соответствует контексту. Я, скорее, согласился бы с Лихтенштейном: Внутри нас есть дух, склонный к зависти, который вынуждает нас воевать друг с другом (ст. 1−2); поскольку этот дух впитывает мирскую (ст. 4), бесовскую (сатанинскую) мудрость, поощряющую горькую зависть (3:14−16). Танах косвенно говорит об этом далее в Книге Бытия 6:5, 8:21 (См. раздел г в ком. к Рим. 5:12−21). Но благодать, которую Он (Бог) даёт для того, чтобы преодолевать всё это при помощи Святого Духа, живущего в нас, больше, чем дух Сатана, склоняющий нас к зависти и ссорам; так как «тот, кто в нас», то есть Святой Дух, «более велик, нежели тот, кто в мире», то есть Сатан (1 Йн.4:4).

7 Потому, подчинитесь Богу. Более того, дайте отпор Противнику, и он убежит от вас.

Дайте отпор Противнику, Сатану (см. ком. к Мат. 4:1), который «ходит крадучись, словно рычащий лев, ища, кого поглотить» (1 Kеф. 5:8−9). Хотя он «бог этого мира» (2 Кор. 4:4), Йешуа покорил мир (Йн. 16:33). Поэтому, если вы должным образом используете Писание (2 Тим. 2:15, Мат. 4:1−11) и применяете другие доступные методы духовной брани (2 Кор. 10:3−5, Еф. 6:10−18), он убежит от вас. Стих говорит о том же, что и Книга Бытия 4:7 (см. ком. к ст. 5−6 выше).

8 приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники; и очистите сердца, люди с двоящимися мыслями!

Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам, как сказано в Книге Захарии 1:3 («Обратитесь ко Мне, говорит Адонай небесных воинств, и Я обращусь к вам»), а также в Мал. 3:7, 2 Пар. 15:2. Здесь инициатива примирения принадлежит нам; в некоторых других местах Писание отводит решающую роль Богу, как в книге Плач Иеремии 5:21 («Обрати нас, Адонай, к Тебе, и мы обратимся») и Еф. 2:4−10. Йоханан 3:16 указывает на равную ответственность обеих сторон: «Бог... отдал... чтобы всякий, верящий...»; также Евр. 10:20, 22 («Он [Йешуа] утвердил... Потому, давайте приближаться...») и Рим. 3:22 («оправдание приходит от Бога... ко всем, кто верит непрестанно»). Омойте руки... очистите сердца.

Ср. Книгу Исайи 1:15−16:

'Когда вы протяните руки ваши, Я отвращу от вас очи Мои; и сколько бы вы ни молились, Я не слышу: руки ваши полны были крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло поступков ваших от очей Моих; перестаньте творить зло. Учитесь творить добро; требуйте справедливого суда; поддержите угнетённого, верно судите сироту, вступайтесь за вдову.'

Также Псалом 23:3:

'Кто взойдёт на гору Адоная?

Кто станет на святом месте Его?

Тот, у кого чисты руки и непорочно сердце.'

Люди с двоящимися мыслями. См. 1:6−8 и ком.

9 Стенайте, скорбите, рыдайте! Пусть ваш смех обратится в скорбь, и радость ваша — в уныние! 10 Смирите себя перед Господом, и Он вознесёт вас.

Ср. Книгу Йова 5:11, 22:29, Мат. 23:12; Лук. 14:11, 18:14; 1 Кеф. 5:6.

Стихи 9−10. Эти стихи разъясняют, что имеется в виду под очищением сердца (от. 8).

11 Братья, перестаньте говорить плохо друг о друге! Всякий, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, говорит плохо о Торе и осуждает Тору. А если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора, а судья. 12 Однако есть только один Даритель Торы; Он же и Судья, во власти Которого — освободить или погубить. Как ты считаешь, кто ты, осуждающий своего ближнего?

Стихи 11−12. Перестаньте говорить плохо друг о друге! См. ст. 1−2.

Тот, кто говорит плохо о своём брате или осуждает его, присваивает себе полномочия cудьи, то есть Бога, во власти Которого — освободить или погубить. Йехиэль Лихтенштейн в своём «Комментарии к Новому Завету» пишет:

'Важнейшая часть Торы следующая: «Люби ближнего своего, как самого себя» (выше, 2:8). При этом Тора не делает различий между праведным ближним и нечестивым... Господь учил, что ближним для нас может быть и самарянин,'

то есть такой человек, который часто становится объектом предвзятого отношения (Лук. 10:37 и ком.). Ср. Мат. 7:1−5; Рим. 2:1−3, 12−16; 14:4, 10−12.

Если ты осуждаешь Тору, ты уже не исполнитель того, о чём говорит Тора. Речь идёт практически о том же, что и в 2:10−11 и ком.

Даритель Торы, греч. номофетес, однокоренное со словом неномофететай, употреблённом в Евр. 8:6: «этот договор [Новый Договор] был дан как Тора».

13 Послушайте те, которые говорят: "Сегодня или завтра поедем в такой-то город, поживём там год, будем торговать и получим прибыль"! 14 Вы даже не знаете, будете ли живы завтра! Ибо все вы дымка, появляющаяся на мгновение, а затем исчезающая. 15 Вместо этого вы должны говорить: "Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить", и сможете сделать то или иное дело. 16 А так вы хвастаете в своей самонадеянности. Подобное хвастовство — зло.

Стихи 13−16. Планирование является существенным компонентом жизни современного общества, однако люди, которые привыкли всё планировать, часто забывают о том, что они целиком во власти Бога — не только их планы, но и они сами полностью зависят от Него. Следовательно, «Если Адонай хочет, чтобы это случилось, будем жить», и сможете сделать то или иное дело. А если мы не будем жить, какой смысл в наших планах? Это напоминает историю Йешуа о богаче, построившем новые амбары (Лук. 12:16−21). «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что принесёт тот день» (Притчи 27:1).

Больше о хвастовстве см. 1 Кор. 1:31 и ком.

17 Итак, всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит.

Всякий, знающий, как поступать правильно, но не поступающий, грешит, и грех его более серьёзен, чем грех того, кто не знает; это видно из Лук. 12:47−48, 2 Кеф. 2:21.

В Рим. 14:23 и 1 Кор. 8:13 делается похожий вывод, однако там речь идёт немного о другом. В данной конкретной ситуации грех — это когда мы говорим о своих планах так, словно мы можем управлять всеми обстоятельствами, и забываем о том, что всё в руках Бога и планы наши зависят от Его воли.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.