1 Пётры 1 глава

Першае Пасланьне Пётры
Пераклад Л. Дзекуць-Малея → Новый Библейский Комментарий

Пераклад Л. Дзекуць-Малея

1 Пётра, Апостал Ісуса Хрыста, — выбраным захаджэнцам, расьцярушаным у Поньце, Галятыі, Каппадокіі, Азіі й Вітыніі,
2 згодна з прадве́даньнем Бога Айца, праз асьвячэньне ад Духа, дзеля паслухмянасьці й акрапле́ньня крывёю Ісуса Хрыста: няхай памножыцца вам ласка і мір!
3 Багаслаўлены Бог і Аце́ц Госпада нашага Ісуса Хрыста, Які праз вялікую ласку Сваю адрадзіў нас ускрасе́ньнем Ісуса Хрыста з мёртвых дзеля жывое надзе́і,
4 дзеля спадчыны нятле́ннае, бяз сказы, што не завяне й захавана на нябёсах для вас,
5 сілаю Божаю праз ве́ру аховываных дзеля выбаўле́ньня, што гатова адкрыцца ў астатні час!
6 З гэтага це́шцеся, крыху цяпер (калі трэба) ад розных спакусаў патужыўшы,
7 каб выпрабаваная ве́ра вашая, шмат каштаўне́йшая за гібнучае, хоць і агнём прабаванае золата, аказалася на хвалу і чэсьць і славу ў адкрыцьці Ісуса Хрыста,
8 Якога, ня бачыўшы, любіце і, хоць ня гле́дзячы на яго, але ве́ручы ў Яго, радуецеся радасьцю нявымоўнаю і найслаўне́йшаю,
9 дасягаючы нарэшце ве́раю вашаю збаўле́ньня душ.
10 Гэтага то збаўле́ньня шукалі й дапытываліся прарокі, якія прадвяшчалі вызначаную вам ласку,
11 даходзячы, на калі і ў які час паказваў у іх Дух Хрыстовы, прадвяшчаючы мукі Хрыстовыя і славу за імі.
12 Ім было адкрыта, што ня ім, а нам служыла абве́шчанае вам сягоньня тымі, якія нясьлі вам добрую ве́сьць праз Духа Сьвятога, пасланага з нябёсаў, у што навет Ангелы жадаюць пранікнуць.
13 Дзеля гэтага, падперазаўшы паясьніцы розуму вашага, чувайце й да канца спадзявайцеся на ласку, што прыносіцца вам у адкрыцьці Ісуса Хрыста.
14 Як послухмяныя дзе́ці, ня кіруйцеся ране́йшымі вашымі пажаданьнямі ў няве́даньні вашым;
15 але, па прыкладу паклікаўшага вас сьвятога, і самі будзьце сьвятымі ў-ва ўсіх учынках.
16 Бо напісана: будзьце сьвятыя, бо Я сьвяты (Лявіт 19:2).
17 І калі называеце Айцом Таго, Хто судзіць кожнага паводле дзе́ла яго, ня ўзіраючыся на аблічча ягонае, дык са страхам праводзьце час бытаваньня вашага,
18 ве́даючы, што не трухле́ючым серабром ці золатам адкуплены вы ад марнага жыцьця, данага вам ад айцоў,
19 але многацэннаю крывёю Хрыста, як чыстага агняці бяз сказы,
20 празначанага яшчэ да стварэньня сьве́ту, але зьявіўшагася ў апошнія часы дзеля вас,
21 паве́рыўшых праз Яго ў Бога, Які ўскрасіў Яго з мёртвых і даў Яму славу, каб была ве́ра ваша й надзе́я на Бога.
22 Паслухмянасьцяй праўдзе праз Духа ачысьціўшы душы вашыя дзеля некрывадушнае любві братняе, заўсёды любе́це адзін аднаго ад чыстага сэрца,
23 як адроджаныя ня з тле́ючага насеньня, але з нятле́ннага, праз слова Бога Жывога і прабываючага даве́ку.
24 Бо ўсякае це́ла, як трава, і ўсякая слава чалаве́чая, як цьве́т на траве́: засохла трава, і цьве́т яе́ апаў;
25 але слова Госпадавае трывае даве́ку (Ісая 40:6−8). А гэта й ёсьць тое слова, якое вам абве́шчана.

Новый Библейский Комментарий

Ст. 1−2 Автор приветствует своих читателей

Петр начинает свое послание, как было тогда принято, — представляя себя и указывая на свое апостольское звание. Затем он перечисляет тех, к кому обращено его послание. Это христиане, ныне рассеянные по всем римским провинциям Малой Азии. Их вера удостоверяется взаимоотношением с каждой Личностью триединого Бога. Отец выбрал их и отделил (освятил) с помощью Духа, дабы они могли жить в послушании Иисусу Христу, будучи очищены для этой жизни кроплением Его крови. Такое привилегированное положение верующих позволяет Петру расширить обычные для письма приветствия до пожелания им еще большей («в преизбытке») благодати и мира. Здесь игра слов: обычное греч. приветствие (chaire — привет!) заменяется более глубоким христианским благословением — пожеланием Божьей благодати (charis). В добавление к этому приводится обычное евр. приветствие shalom (мир), призванное показать, что во Христе мы все наследуем благословенные обетования и Ветхого и Нового Заветов.

Примечание. Ст. 1 Апостол по-греч. означает «посланный» (см. во Введении подробности об авторе послания и его читателях).

Ст. 2 Окроплению Кровию Иисуса Христа — здесь выражена мысль о получении заслуг, дарованных смертью Христа (Евр 9:13, 14), которые позволяют приобщиться к благословениям Нового Завета (ср.: Исх 24:3−8 с Мк 14:24), и постоянным повседневным очищением, в котором мы нуждаемся на своем жизненном пути (см.: 1 Ин. 7−9). Когда Бог заключил завет-договор с Моисеем, обетование о послушании народа Божьего было скреплено печатью крови жертвы завета на жертвеннике и на народе (Исх 24:1−11).

Ст. 3−9 В Божественном замысле о спасении удовлетворяются все потребности человека

После того как Петр обозначил наше положение перед Богом, он следует образцу посланий Павла и воздает хвалу Богу за Его благословения. Они столь велики, что мы можем безбоязненно и радостно пройти времена испытаний, уповая на веру в Христа, Который остается невидимым для нас. Такая вера открывает путь к полному и окончательному спасению.

Петр приводит одиннадцать причин для восхваления Бога: Он — Отец Господа нашего Иисуса Христа (3); Он возродил нас к новой жизни (о чем Иисус сказал в Ин 3:1−8); Он дарует нам великую милость (3); в результате мы имеет живую надежду — новая жизнь есть наше упование (3); реализация этой надежды осуществляется через воскресение Иисуса (3); эта надежда опирается на грядущее получение наследия (4); это наследие не может быть уничтожена вражескими силами, не может быть осквернено извне и не может прийти в негодность и растрачено изнутри (4); оно удерживается на небесах для нас (4); сила Божья сама защищает нас, предназначая нам это наследие (5); орудие нашей защиты — наша вера (ср.: Ефес 6:16), которая гарантирует нам исполнение обетовании Божьих (5) и конечной цели — спасения, которое Бог откроет нам в последнее время, в явление Христа (5, 7).

Ст. 3−5 Объясняя радость спасения, которую предвкушают верующие, Петр говорит нам, что спасение это дано нам по великой милости Божьей и оно состоит в возрождении к новой жизни и надежде, дарованных нам воскресением, что стало возможным через Иисуса Христа и что приведет к получению наследия. Спасение описывается в свете прошлого (христиане получили новое рождение по милости Божьей), настоящего (христиане охраняются силой Божьей) и будущего (в последнее время придет окончательное избавление от зла).

Ст. 6, 7 Эти благословения от Бога могут принести радость и перед лицом трудностей. Назначение земных испытаний — просеивание, сохранение истинных составляющих веры. Это, в свою очередь, ведет к похвале и чести и славе как Самого Иисуса, так и прошедшего через страдания человека в явление Иисуса Христа.

Ст. 8, 9 Эта победоносная вера в невидимого Христа приводит к двум последствиям. Христиане могут испытывать неизъяснимую радость даже среди повседневных трудностей, а в будущем эта грядущая радость явит себя во всей полноте в присутствии Иисуса. Сказанное в ст. 8 отчетливо перекликается со словами Иисуса в Ин 20:29. Радуйтесь радостью неизреченною — эта фраза напоминает изречение Иисуса в Мф 5:12 в контексте гонений на пророков.

Примечание. Ст. 6 О сем: в греч. тексте не ясно, относится ли это к спасению и тогда, соответственно, к Самому Богу или к фактам, обозначенным в предыдущих трех стихах. Радуйтесь: здесь либо действительно повелительное наклонение, либо констатация факта (последнее представляется более предпочтительным). Искушения — это слово происходит от того же корня, что и использованное в Мф 4:1; 6:13 при описании испытания Иисуса и в молитве Господней. Различных: подчеркиваются разного рода испытания, и греч. слово снова используется для описания благодати Божьей, которая, будучи «многоразличной», способна помочь во всех этих испытаниях (4:10). Петр подчеркивает, что такие испытания и невзгоды будут относительно краткими (поскорбевши ...немного) и что Бог допускает их. В греч. последнее удостоверятся фразой: если нужно будет. Петр возвратится к теме страданий далее в своем послании (2:19−23; 3:14−17, 12−19; 5:9, 10).

Ст. 10−12 Как мы узнали весть о своем спасении

Это работа Святого Духа (12), Духа Христа (10). Он побуждает пророков предсказать о назначенной нам благодати (10) и даже возвестить о грядущих Христовых страданиях и последующей славе (11; см., напр.: Пс 21:7, 8, 17, 18; Ис 53; Пл 1:12). Однако сколь ни тяжелы были их испытания, пророки не могли предсказать, когда и каким образом это произойдет. Дух вел также и тех, кто понимал благую весть о смерти Христа и Его воскресении, чтобы объяснить читателям Петра, как это исполнится по отношению к ним.

Термин пророки обычно с большей уверенностью относят к авторам Ветхого Завета, а не к новозаветным пророкам. Эта двусторонняя тема связана с темой благодати, предназначенной для народа Божьего, а также Христовых страданий и грядущей славы Христа. В оригинале здесь использован прием параллелизма. В ст. 11 приводится важное утверждение о богодухновенности ветхозаветных авторов (см. также: Мф 5:17; Лк 24:25−27, 44−47; Ин 5:39, 45−47). В данных текстах также особое внимание уделяется роли второй и третьей личностям триединого Бога в замысле о спасении человечества: Сын воплощает его в жизнь, а Дух раскрывает его. Страстное желание ангелов увидеть, заглянуть, т. е. вникнуть в этот замысел подчеркивается использованием того же глагола в Ин 20:5, где говорится об Иоанне, который, наклонившись, «увидел» пелены в пустом гробу.

Ст. 1:13 — 5:7 Что означает весть о спасении в нашей повседневной жизни

Далее в послании показано, как эти великие истины христианской жизни должны использоваться на практике теми, кто верит в них. Свои практические советы Петр постоянно иллюстрирует на примере фундаментальных истин Евангелия, раскрывающих принципы христианской жизни. Спасение, описанное столь возвышенно в предыдущем разделе, может и должно побудить мужчин и женщин жить как надлежит последователям Христа, невзирая на все невзгоды и испытания в повседневной жизни.

Ст. 13−21 Жить, уподобляясь Иисусу

Такое спасение и такие радостные вести требуют от христиан соответствующих интеллектуальных усилий и нравственной дисциплины. Это должно сопровождаться чувствами, преисполненными радости доверия, обращенными к грядущей благодати, которую явит нам Иисус Христос при Своем пришествии (эта фраза в большей степени сконцентрирована не на картине возвращения того, кто отсутствует, но на раскрытии того, кто присутствует среди нас все это время).

Жизнь в свете грядущего явления Христа призывает к послушанию (ср.: Лк 12:35−48). Свое послушание мы должны выработать, ориентируясь в своем поведении на святость Бога, Который призвал нас к Себе (ср.: Мф 5:48). Ранее, в своем духовном невежестве читатели Петра потворствовали своим неконтролируемым желаниям, но народ Божий должен ориентироваться на Божественную модель образа жизни, раскрытую в Его характере.

Святость, уподобление Христу являют собой основные ориентиры для народа Божьего по двум причинам: это наш идеал (как Его дети мы должны отражать семейный характер), и это наша цель (когда Христос придет, мы окончательно и во всей полноте уподобимся Ему; ср.: 1Ин 3:2). Нам необходимо вести надлежащий образ жизни по трем причинам (они рассматриваются в ст. 17−19): наш Бог воздаст Своим детям в соответствии с тем, насколько их жизнь отвечала стандартам Божественной семьи; мы были освобождены (избавлены) от прошлого образа жизни, пустого, лишенного смысла; войти в такую семью — это высокая привилегия, за которую уплачена столь высокая цена.

Говоря о Христе, Петр сразу же начинает с величия Его деяний и их результатов. Бог избрал Христа еще прежде создания мира (20). Христиане имеют все основания безоговорочно доверять такому Богу в настоящем, а также и в будущем. Это гарантируется тем, что Христос искупил нас Своей кровью, а Бог воскресил Его из мертвых и дал Ему славу (21).

Примечания. Ст. 13 Фраза на подаваемую (от греч. «присваивать», «ниспосылать») указывает на уверенность, определенность. Ст. 7 является связующим звеном с этим понятием, показывая, что в явление Иисуса Христа твердо уповавшие на Него получат воздаяние и возрадуются обетованной милости.

Ст. 14 Послушные дети — это словосочетание отражает евр. идиоматическое выражение, подразумевающее, что послушание есть мать, чьи черты должны наследовать дети. Слово сообразуйтесь аналогично использованному в Рим 12:2.

Ст. 16 Будьте святы — см.: Лев 11:44, 45; 19:2 и ср.: Исх 19:5, 6. Как жить надлежащим образом, стало ясно на примере жизни Иисуса (Ин 1:18).

Ст. 17 Нелицеприятно, т. е. невзирая на лица. Петр использует мысль, высказанную в Деян 10:34, 35.

Ст. 18, 19 Эти тексты перекликаются с Мк 10:45 и Ин 1:29. Слово непорочного относится к нравственному, а чистого — к физическому совершенству священной жертвы (см.: Исх 12:5; Лев 22:17−25; Чис 6:14; 19:2).

Ст. 21 Уверовавших через Него в Бога — это подтверждение благословений смерти Христа и Его воскресения. Возможны и другие варианты перевода, напр.: «Таким образом, чтобы ваша вера и надежда могли быть в Боге». Греч. текст допускает оба варианта.

Ст. 22−25 Любишь других христиан

В ст. 2 и 14 Петр уже говорил о месте послушания в христианской жизни. Отклик на возвещение и слушание истины может быть двусторонним: это очищает душу от прошлых грехов и развивает истинную любовь к своим собратьям по вере, не просто во внешнем проявлении. Реальность этой любви должна явить себя во всей своей глубине и широте. Такая любовь обусловлена тем, что христиане обрели новое рождение, что побеждает их по слову Божьему, которое пребывает в них. Животворящая сила слова Божьего являет себя, когда проповедуется Благая весть.

Примечание. Ст. 22 Глубоко (в русской синодальной Библии отсутствует) — это слово используется для характеристики любви, а в Лк 22:24 («большим») и в Деян 12:5 («прилежно») —для молитвы. Оно выражает высшие усилия, букв, «напрягая каждый мускул». В NIV и в ряде MSS добавляется: «от чистого сердца» (и в русской синодальной Библии). Такое прочтение не противоречит греч. тексту; поскольку греч. слова «чистый» и «сердце» оба начинаются с одной буквы, переписчики могли при переписке допустить ошибку.

Ст. 23 В греч. не ясно: либо Бог, либо слово Божье живо и пребывает вовек. Оба варианта допустимы, поскольку слово Божье исходит от Бога. 24, 25 Цитата из Ис 40:6−8 подчеркивает неизбывную и динамическую силу слова Божьего.



2007–2024. Зроблена з любоўю для тых, што любяць і шукаюць Бога. Калі ў вас ёсць пытанні ці пажаданні, то пішыце нам: bible-man@mail.ru.