Amos 1 глава

Amos
New International Version → Толкование Далласской семинарии

New International Version

1 The words of Amos, one of the shepherds of Tekoa — the vision he saw concerning Israel two years before the earthquake, when Uzziah was king of Judah and Jeroboam son of Jehoasha was king of Israel.
2 He said:
“The Lord roars from Zion
and thunders from Jerusalem;
the pastures of the shepherds dry up,
and the top of Carmel withers.”
Judgment on Israel’s Neighbors

3 This is what the Lord says:
“For three sins of Damascus,
even for four, I will not relent.
Because she threshed Gilead
with sledges having iron teeth,
4 I will send fire on the house of Hazael
that will consume the fortresses of Ben-Hadad.
5 I will break down the gate of Damascus;
I will destroy the king who is inb the Valley of Avenc
and the one who holds the scepter in Beth Eden.
The people of Aram will go into exile to Kir,”
says the Lord.
6 This is what the Lord says:
“For three sins of Gaza,
even for four, I will not relent.
Because she took captive whole communities
and sold them to Edom,
7 I will send fire on the walls of Gaza
that will consume her fortresses.
8 I will destroy the kingd of Ashdod
and the one who holds the scepter in Ashkelon.
I will turn my hand against Ekron,
till the last of the Philistines are dead,”
says the Sovereign Lord.
9 This is what the Lord says:
“For three sins of Tyre,
even for four, I will not relent.
Because she sold whole communities of captives to Edom,
disregarding a treaty of brotherhood,
10 I will send fire on the walls of Tyre
that will consume her fortresses.”
11 This is what the Lord says:
“For three sins of Edom,
even for four, I will not relent.
Because he pursued his brother with a sword
and slaughtered the women of the land,
because his anger raged continually
and his fury flamed unchecked,
12 I will send fire on Teman
that will consume the fortresses of Bozrah.”
13 This is what the Lord says:
“For three sins of Ammon,
even for four, I will not relent.
Because he ripped open the pregnant women of Gilead
in order to extend his borders,
14 I will set fire to the walls of Rabbah
that will consume her fortresses
amid war cries on the day of battle,
amid violent winds on a stormy day.
15 Her kinge will go into exile,
he and his officials together,”
says the Lord.

Толкование Далласской семинарии

1. ПРОЛОГ (1:1−2)

А. Об авторе книги и дате ее написания (1:1)

Ам 1:1. Стих этот объяснен во Вступлении к книге. Остается заметить, что при более точном переводе с еврейского здесь читается, не слышал, а видел (подразумевается, духовными очами).

Б. Тема книги (1:2)

Ам 1:2. Это приближение грозного суда над Израилем и другими народами за их преступления. Если в русском переводе глас Господа с Сиона уподобляется раскатам грома, то на других языках, в частности, на английском, здесь образ львиного рыка перед нападением льва на его жертву. Но действие страшного «гласа» свыше идентично: он повергнет в ужас и горе людей, а растительность иссохнет от него, как бы пораженная жаром. «Указание» в этой связи на «вершину Кармила» примечательно в двух смыслах.

Во-первых, гора Кармил находится на севере страны, близ Средиземного моря, и, следовательно, здесь подчеркивается мысль о том, что бедствие поразит Северное царство. Масштабы его (и это, во-вторых) будут огромны: дело в том, что гора Кармил, богатая растительностью и отличными пастбищами, издавна относилась к лучшим землям Израиля (Ис 35:1−2). И вот она-то «иссохнет»!

Напомним, что заключение «заветов» между сюзереном и его вассалом в древности широко практиковалось на всем Ближнем Востоке. Не удивительно, что это сделалось прообразом заключения того завета (со всеми вытекавшими из него обязанностями и правами, поощрениями и карами), узами которого Бог связал Себя с народом Израиля. Согласно древним заветам сюзерен, или господин, заботился о своем вассале и защищал его — «в обмен» на его лояльность и повиновение. Нарушение завета вассалом влекло за собою наказание (проклятие).

По завету между Богом и Израилем засуха была «определена» как одно из таких проклятий (Втор 28:20−24). Так что слушавшим Амоса было ясно, что Господь, Владыка вселенной, намерен судить их за нарушение завета. (Относительно «уз завета», связывавших Бога с языческими народами, в толковании на Ам 1:3.)

В. Суд грядет (1:3 — 2:16)

Грозный глас Божий, объявил пророк, прежде «возгремит» против соседей Израиля и лишь затем против него самого. Можно предположить, что слова и звуки одобрения были Амосу ответом со стороны его слушателей, пока он произносил осуждение в адрес Дамаска (1:3−5) и Филистии (стихи 6−8), давних и непримиримых врагов Израиля.

Но когда Амос заговорил о Тире (стихи 9−10), который бывал и союзником Израиля (3Цар 5), а затем — о Едоме (стихи 11−12), Аммоне (стихи 13−15) и Моаве (2:1−3), которые приходились евреям «кровными родственниками» (Быт 19:36−38; 25:29−30), они, вероятно, подумали, что «круг сужается» и ощутили как бы петлю, затягивающуюся вокруг их собственной шеи.

Когда же пророк упомянул Иуду (2:4−5), кровного брата Израиля, места для сомнений не осталось: грядущий суд Божий будет беспристрастным. Но принять эту новую «историческую перспективу» слушателям Амоса (как и читателям его книги) было весьма нелегко: ведь до сих пор мир за пределами Израиля представлялся им мрачным царством демонов, и единственным местом земли, управляемым Самим Богом, была, по их убеждению, их страна. Но Амосу Господь открылся как Отец и Судия всех народов. В библейской истории это произошло впервые. И, вероятно, именно поэтому — с целью дать это осознать своим соплеменникам — Амос начинает со страшных предупреждений, адресованных «другим», и лишь потом обращает свои речи к Иудее и Израилю.

Каждое из его обращений соответствует одной и той же «схеме»: а) провозглашение неизбежности наказания, б) указание на конкретное преступление, за которое и последует «суд», и в) описание наказания, которое совершится. Примечательно, что «конкретные преступления», в которых Господь обвиняет, устами Амоса, язычников, не идолопоклонство их, но прежде всего попрание ими норм человечности; подробнее об этом ниже.

А. О суде над народами (1:3 — 2:5)

1. О СУДЕ НАД ДАМАСКОМ (1:3−5)

Ам 1:3. Провозглашение неизбежности наказания (согласно упомянутой выше «схеме») от стиха к стиху содержит в себе повторяющуюся фразу: за три преступления и за четыре не пощажу его (их); стихи 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6. Это литературный прием для выражения множества (за неким числом следует большее число), который нередко употребляется на страницах Ветхого Завета (Иов 5:19; Пс 61:12; Притч 30:15−16, 18−19, 21−23, 29−31).

При пользовании этим приемом то, что соответствует большему числу, «рассматривается подробно», ему уделяется особое внимание. Тут Амос «расшифровывает» только последнее из преступлений, число которых называет, — как если бы именно оно переполнило чашу Господнего терпения. Существует и такой богословский взгляд на «прием множества» в Книге Пророка Амоса: здесь это будто бы поэтический прием для выражения числа семь, символизирующего идею полноты.

С этой точки зрения Господь предупреждает здесь каждый из перечисленных народов о неотвратимости Своего суда над ним по той причине, что мера его преступлений достигла своей полноты. В случае языческих народов называется лишь последний и главный грех. Но в случае Израиля Амос перечисляет все семь грехов (2:6−8, 12; одно преступление (грех) в стихе 6, два в стихе 7, два в стихе 8, два в стихе 12). Примечательно в этом плане, что степень беспомощности Израиля в день суда Господнего передана пророком в семи картинах, как бы семь раз подчеркнута (2:14−16).

Возвратимся к теме преступлений против завета с Богом, в которых виновен был не только Израиль. Языческие народы тоже повинны были в так называемом пеша — мятеже против установленного Богом порядка во вселенной. Может быть, Амос подразумевал их «мятеж» против того завета, который Бог заключил со всем человечеством во дни Ноя (Быт 9:5−17).

В обмен на обещание Всевышнего никогда более не губить землю потопом (Быт 9:1) народы, как бы находящиеся в вассальной зависимости от Него, должны были удерживаться от кровопролития, потому что пренебрежительное отношение к человеческой жизни есть оскорбление Божьего образа в человеке (Быт 9:5−6). Жизнь каждого живущего на земле ценна в глазах Господа, и не уничтожение или сокращение ее угодно Ему, но размножение и продление (Быт 9:7).

Упомянутое выше взаимное соглашение (или завет), согласно которому Бог будет хранить землю, а люди — почитать и продлевать жизнь подобных себе, получило в Библии название «завета вечного» (Быт 9:16). И этот-то завет, как следует из обличений Амоса, нарушили языческие народы. Они нарушили его актами варварства (Ам 1:3), депортаций целых народов, обращаемых в рабство (стих 6, 9), упорной ненавистью к «чужим» народам и непостижимо жестоким отношением к ним (стих 11, 13), а также святотатственным обращением с мертвыми (2:1).

Отсюда непреклонно звучащее из уст Господа не пощажу. сравните с упоминанием о нарушении людьми «вечного завета» и наказании за это в книге Исаии (Ис 24:4−6). Много столетий спустя апостол Павел выразит в послании Римлянам ту мысль, что хотя язычники не получили устного или письменного закона, понятия человечности не могут быть чужды им, ибо они «записаны» в их сердцах, и когда они нарушают нормы праведности, установленные Богом, собственная совесть обличает их (Рим 2:14−15).

Обратимся к «решающему греху» Дамаска, столицы Сирии; сирияне молотили Галаад (находился в израильском Заиорданьи) железными молотилами. Подразумевается железное молотило (для выколачивания зерна); представляло собой ребристый вал, окованный железом. Не исключено, что оно служило не только для отделения зерна от соломы, но и как орудие пытки, применявшееся к пленным да и к гражданскому населению.

Здесь это может быть как образом военных побед Сирии, которая «прошлась» по Галааду вдоль и поперек, сокрушая и «перемалывая» в нем все, подобно зерну на гумне (сравните с Ис 41:15), так и буквальным указанием на военную жестокость (сравните с 2Пар 12:31). В связи с первым предположением заметим, что израильские земли на восточной стороне Иордана сильно страдали от постоянных нападений «Дамаска», особенно в правление Азаила (841−801 г. до Р. Х.) и его сына и преемника Венадада 3 (Ам 1:4; сравните с 4Цар 8:7−12; 10:32−33; 13:3−7). Оба эти сирийских царя названы в следующем стихе.

Ам 1:4−5. В наказание Господь пошлет на царство Сирийское (на дом Азаила и чертоги Венадада) огонь войны. И сокрушены будут затворы городских ворот Дамаска. Нет однозначного мнения по поводу долины Авен и дома Еденова (или Бет-Едена). Первую некоторые считали долиной, расположенной между Ливаном и Антиливаном; город, возведенный в ней, впоследствии получил название Баальбека. Второй нередко отождествляли с арамейским царством, лежавшим по обеим сторонам средней части Евфрата. Царство это, называвшееся Бит-Адини, упоминается в летописях ассирийских царей.

В таком случае здесь угроза поразить всю Сирию — от Ливана до Евфрата. Но существует иное прочтение этих названий, в переносном смысле — как «долина нечестия» (подразумевающая всю территорию Сирии) и «дом веселья» (презрительный намек на дворец в Дамаске как место увеселений царской династии Азаила).

Так или иначе, с ними будет покончено, и жители Авена (сравните с 1:15) пойдут в плен в Кир. Некоторые читают это место как «будут изгнаны в Кир»; они относят этот последний (хотя местонахождение Кира не установлено) к Месопотамии, откуда сирийцы, потомки Сима и народ, родственный евреям (Быт 10:22−25), вышли.

Другими словами, сирийцы будут изгнаны назад, в место своего происхождения, откуда Бог вывел их в свое время (Ам 9:7). Таким образом, согласно Амосу, наказание этого гордого народа выразится в повороте его истории вспять на 180 градусов. Все, чего он достиг, будет «изглажено». По сути «приговор» этот был осуществлен руками ассирийцев, при Тиглат-Палассаре III, в 732 г. до Р. Х. (4Цар 16:7−9).

2. О СУДЕ НАД ГАЗОЙ (1:6−8)

Ам 1:6−8. Тут предупреждение о суде, который совершится над четырьмя городами так называемого филистимского пятиградия (союза пяти городов); это Газа, Азот, Аскалон и Екрон. Пятый город — Геф — «опущен»; может быть, потому, что в дни Амоса он уже лежал в руинах; это могло произойти по причине вторжения туда сирийского царя Азаила в 815 году до Р. Х. (4Цар 12:17) или более полувека спустя, в 760 году, иудейского царя Озии (2Пар 26:6).

Вина филистимлян — в бесчеловечности: одержав военную победу над тем или иным городом, они брали в плен всех живых, чтобы затем продать их в рабство. С евреями филистимляне воевали не раз (к примеру, 2Пар 21:16−17), но трудно сказать, какие именно исторические события имел здесь в виду Амос, и о еврейских ли пленниках (если да, то только ли о них) вел речь. Его упоминание о Едоме свидетельствует о посредничестве едомлян в работорговле.

Устами пророка названа вина жителей четырех городов и произнесен приговор: погибнет остаток Филистимлян. Частично этот приговор осуществился в подчинении Филистии Ассирийской державой (в том же 8-ом веке до Р. Х.), а полностью — в маккавейский период истории Иудеи (168−134 годы до Р. Х.).

3. О СУДЕ НАД ТИРОМ (1:9−10)

Ам 1:9−10. Тиру, главному городу Финикии, вменяется в вину то же преступление, что и городам филистимским, — продажа взятых в плен людей в рабство (сравните с аналогичным обвинением Иоиля в адрес финикиян; Иоиль 3:6). Скорее всего речь идет об обращении в рабство иудейских пленников. Посредником выступает тот же Едом (сравните со стихом 6). Под «братским союзом», который при этом нарушался, Амос, вероятно, подразумевал дружественный пакт, заключенный в свое время между царем Соломоном и Тирским царем Хирамом (3Цар 5), а, может быть, союзнические отношения, связавшие позднее Северное царство и Финикию посредством династического брака между царем Ахавом и Иезавелью (3Цар 16:29−31).

Что касается осуществления «приговора» Тиру, выраженного в тех же словах, что «приговор» Газе (сравните со стихом 7), то его следует, вероятно, отнести к 332 г. до Р. Х., когда царь Александр Македонский овладел этим городом после семи месяцев осады его. Согласно сохранившимся историческим сведениям 6 тысяч человек было тогда убито при взятии города, после чего еще 2 тысячи — распяты на крестах, и 30 тысяч — проданы в рабство.

4. О СУДЕ НАД ЕДОМОМ (1:11−12)

Ам 1:11−12. Грех Едома в его никогда не затухавшей яростной вражде по отношению к брату его Израилю, с которым его связывали узы кровного родства (ибо Исав, «отец» Едома, приходился братом-близнецом Иакову, от которого «пошел» Израиль; Быт 25:29−30; Чис 20:14; Втор 2:4; 23:7). Поводов для военных столкновений между потомками Иакова и Исава было множество на протяжении всей ветхозаветной истории (включая и послепленное время). И едомляне то и дело преследовали брата своего мечем (Иез 25:12; 35:5; Авд 1:7−12).

Очевидно, «преследование» это отличалось особой «свирепостью», которая свидетельствовала о предании «родственных чувств» полному забвению. Объектами наказания за этот грех названы Феман (крупнейший из южных городов Едома и, очевидно, прилегавшая к нему область; слово «феман» означает «страна юга») и Восор — крепость идумеев на севере. Оба эти города представляют, конечно, страну в целом, которая испытает на себе страшное действие гнева Божьего. (упоминание о Фемане в Иер 49:7, 20; Иез 25:13; Авд 1:9; Авв 3:3.)

В 8-ом веке Едом был разгромлен ассирийцами; к 5-ому веку до Р. Х. он превратился в пустынную территорию (Мал 1:3), которой между 5-ым и 4-ым веками овладело арабское племя наватеев.

5. О СУДЕ НАД АММОНОМ (1:13−15)

Ам 1:13−15. Устами Амоса Господь вменяет в вину аммонитянам отвратительную жестокость, проявленную ими в Галааде (стих 3). Какой именно из «военных эпизодов», направленных Амоном на расширение «своих пределов», имел в виду пророк, сказать нельзя. Но известно, что упоминаемый им вид зверства не был «исключительным» преступлением аммонитян в Галааде (4Цар 8:12; 15:16; Ос 14:1). Однако бесчеловечность, будучи проявленной, безнаказанной в истории не остается.

Равва была главным городом аммонитян и, собственно, единственным из их городов, упоминаемым в Библии. Находилась километрах в 30 на северо-запад от Мертвого моря; теперь там находится Аман, столица Иордании. Амос возвестил о гибели Аммона и о пленении царя его и знати; в истории это осуществилось при завоевании страны ассирийским царем Тиглат-Палассаром III в 734 г. до Р. Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.