Бытие 38 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Иуда в то время оставил братьев и поселился у одного человека из Адуллама по имени Хира.
2 Там Иуда встретил дочь хананея, которого звали Шуа. Он женился на ней и стал с ней жить;
3 она забеременела и родила сына, которого назвали Иром.
4 Она вновь забеременела и родила сына и назвала его Онаном.
5 Она родила ещё одного сына и назвала его Шела. Она родила его в Хезиве.[205]
6 Иуда взял для своего первенца Ира жену, по имени Фамарь.
7 Но Ир, Иудин первенец, был грешен в глазах Господа, и Господь предал его смерти.
8 Тогда Иуда сказал Онану:
— Ты должен лечь с женой брата и исполнить долг деверя: произвести потомство для брата.[206]
9 Но Онан знал, что потомство будет не его, и поэтому всякий раз, ложась с женой брата, он изливал семя на землю, чтобы не произвести потомства для брата.
10 То, что он делал, было грешно в глазах Господа, поэтому Он предал смерти и Онана.
11 Тогда Иуда сказал своей невестке Фамари:
— Живи вдовой в доме у твоего отца, пока не вырастет мой сын Шела, — потому что он подумал: «Как бы и Шела не умер вслед за братьями».
И Фамарь отправилась жить в дом отца.
12 Много времени спустя жена Иуды, дочь Шуа, умерла. Утешившись, Иуда пошел в Тимну к людям, которые стригли его овец, и его друг адулламитянин Хира пошел с ним.
13 Фамари сказали:
— Твой свекор держит путь в Тимну стричь своих овец.
14 Она сняла вдовьи одежды, покрылась накидкой, чтобы её не узнали, и села у входа в Энаим, который на дороге в Тимну, потому что она видела, что хотя Шела уже вырос, её не отдали ему в жёны.
15 Увидев её, Иуда принял её за блудницу, потому что у неё было закрыто лицо.
16 Он свернул с дороги к ней и сказал:
— Пойдем, я хочу лечь с тобой, — ведь он не знал, что это его невестка.
Она спросила:
— А что ты дашь мне за то, чтобы лечь со мной?
17 Он ответил:
— Я пошлю тебе козленка из моего стада.
Она спросила:
— А ты дашь мне залог до тех пор, пока не пришлешь козленка?
18 Он сказал:
— Какой залог тебе дать?
Она ответила:
— Твою печать, шнур и посох, который у тебя в руке.
Он дал ей всё это и переспал с ней, и она забеременела от него.
19 Уйдя оттуда, она сняла свое покрывало и вновь надела вдовьи одежды.
20 Тем временем Иуда послал через своего друга адулламитянина козленка, чтобы получить назад залог у той женщины, но друг не нашел её.
21 Он спросил у местных жителей:
— Где та храмовая блудница[207], которая сидела у дороги в Энаим?
Они ответили:
— Здесь не было никакой храмовой блудницы.
22 Он вернулся к Иуде и сказал:
— Я не нашел её, и жители того места сказали: «Здесь нет никакой храмовой блудницы».
23 Иуда сказал:
— Пусть оставит себе то, что взяла, иначе мы станем посмешищем. Я ведь посылал ей козленка, но ты её не нашел.
24 Месяца три спустя Иуде сказали:
— Твоя невестка Фамарь впала в блуд и от этого забеременела.
Иуда сказал:
— Выведите её, и пусть она будет сожжена!
25 Но когда её уводили, она послала к свекру с такими словами:
— Я беременна от человека, которому принадлежат эти вещи.
Ещё она сказала:
— Посмотри, не узнаешь, чьи это печать, шнур и посох?
26 Иуда узнал их и сказал:
— Она правее, чем я, потому что я не отдал её за моего сына Шелу.
И он больше не ложился с ней.
27 Пришло ей время рожать, и в утробе у неё оказались мальчики-близнецы.
28 Во время родов её, один из них высунул руку; тогда женщина, принимавшая роды, взяла алую нить, обвязала ему запястье и сказала:
— Этот вышел первым.
29 Но он втянул руку обратно, и вышел его брат; тогда она сказала:
— Как это ты прорвался?
И его назвали Парецом.[208]
30 Затем вышел и тот, у которого на запястье была алая нить, и ему дали имя Зерахом.[209]

Толкование Мэтью Генри

В этой главе говорится об Иуде и его семье. Можно только удивляться, что наш Господь произошел из колена Иудина, а не какого-нибудь другого сына Иакова (Евр 7:14). Основывая впечатление о его характере лишь на этой главе, нам не следовало бы говорить: Иуда! Тебя восхвалят братья твои (Быт 49:8). Но Бог показывает, что Он выбирает по благодати, а не по заслугам, что Христос пришел в этот мир спасти грешников, даже самых отъявленных, и не стыдится объединиться с ними после их покаяния. Этим также Бог показывает, что ценность и достоинства Иисуса Христа заключены в Нем Самом, а не в Его предшественниках. Смиренно уподобляя Себя «в подобие плоти греховной», он был доволен простым и малоизвестным происхождением. Как же мало оснований превозноситься есть у евреев, называющих себя отпрысками Иуды в том, что они были рождены не в прелюбодеянии (Ин 8:41). Эта глава описывает:

(I) Женитьбу Иуды, его потомство и преждевременную смерть двух старших сыновей (ст. 1−11).

(II) Кровосмешение Иуды (неосознанное) с невесткой Фамарью (ст. 12−23).

(III) Замешательство Иуды, когда это открылось (ст. 24−26).

(IV) Рождение близнецов, благодаря которым созидалась семья (ст. 27 и далее).

Стихи 1−11. Эти стихи описывают (1) безрассудную дружбу Иуды с Хананеянином. Он отошел от братьев и на время удалился от общения с ними и семьей отца и очень близко сдружился с неким Хирой, Одолламитянином (ст. 1). Можно подсчитать, что ему было немногим более пятнадцати или шестнадцати лет — легкая добыча для искусителя. Заметьте: когда хорошо воспитанные молодые люди начинают менять круг общения, вскоре изменяется манера их поведения и навыки хорошего воспитания. Уходящие от собратьев, отвергающие и презирающие общество Израильское и выбирающие хананеян для общения быстро катятся вниз по наклонной. Выбор правильных сообществ влечет за собой важные последствия для молодых людей, потому что они подражают им, учатся представлять себя и согласно их мнению оценивают себя; ошибка в выборе друзей зачастую чревата губительными последствиями.

(2) Его безрассудный брак с хананеянкой, совершенный не по совету отца (с которым, похоже, он не советовался), а по увещеванию нового друга Хиры (ст. 2). Многие вступали в брак, позорный и губительный для себя и членов семьи, поддерживая общение с худыми сообществами, уподобляясь плохим людям: одно нечестивое сообщество влечет людей в другое. Пусть этот пример послужит предостережением для молодых людей, чтобы они относились к благочестивым родителям как к лучшим друзьям, внимая родительским наставлениям, а не льстецам, обхаживающим их, чтобы уловить.

(3) Детей Иуды от хананеянки и их судьбу. От жены он имел трех сыновей, которых звали Ир, Онан и Шела. Возможно, жена Иуды принимала участие в поклонении Богу Израиля, по крайней мере, исповедовала Его, однако, исходя из случившегося, видно, что в семье было очень мало страха Божьего. Иуда женился слишком молодым и поспешно; сыновей он также женил весьма молодыми, когда они не имели ни разума, ни благодати, чтобы руководить собою. Это повлекло за собой печальные последствия.

[1] Первенец Ир был отъявленным нечестивцем перед очами Господа, то есть он открыто противился Богу и Его закону; или, если он не был неугодным в Божьих очах, пред Которым открыто все нечестие людей, то что же вышло из этого? Почему Бог так быстро истребил его (ст. 7): умертвил его Господь. Заметьте: иногда Бог быстро расправляется с грешниками, во гневе Своем истребляя их, когда они еще только становятся на нечестивый путь.

[2] Второй сын, Онан, в соответствии с древней традицией, был женат на вдове брата, чтобы сохранить его имя, так как он умер бездетным. Хотя Бог забрал жизнь Ира за нечестивость, тем не менее родственники настойчиво стремились сохранить память о нем; и постигшее их разочарование из-за греха Онана стало дополнительным наказанием за его греховность. В дальнейшем обычай жениться на вдове брата стал одним из Моисеевых законов (Втор 25:5). Согласившись жениться на вдове, Онан тем не менее, нанеся бесчестие своему телу, своей жене и памяти ушедшего брата, отказался восстановить семя брату, что было его обязанностью. Хуже всего, что из семени Иуды должен был произойти Мессия; и не будь он виновен в нечестии, мог бы быть одним из Его предшественников. Отметьте: грехи, бесславящие и оскверняющие тела, неугодны Богу и свидетельствуют о низменных чувствах.

[3] Шела, третий сын, также должен был жениться на вдове (ст. 11), только не в раннем возрасте, как братья, чтобы не умер и он. Некоторые предполагают, что Иуда не был намерен женить Шелу на Фамари, несправедливо подозревая ее в причастности к смерти двух предыдущих мужей (в то время как виной всему было их нечестие), и послал ее жить в дом отца, обязав остаться вдовою. Будь оно так, Иуда был бы виновен в непростительном увиливании от нее. Однако Фамарь не протестовала и ожидала решение этого дела.

Стихи 12−23. В них повествуется о неприятной истории, происшедшей с Иудой; никто не ожидал подобного бесчестия в Израиле. Иуда похоронил жену; но вдовцам необходимо всегда с особенной осторожностью и твердостью быть на страже, противостоя плотским похотям. Он проявил несправедливость к невестке то ли по халатности, или преднамеренно, не выдав ее за младшего сына, и этим подтолкнул ее к искушению.

I. Фамарь развратно повела себя, как блудница, в отношении Иуды; она решила: если не сын, то пусть отец восстановит семя усопшего. Некоторые оправдывают ее поступок, предполагая, что даже будучи хананеянкой, она приняла истинную религию и верила в обетование, данное Аврааму и его наследию, в особенности относящееся к Мессии, который должен был произойти из чресл Иуды. Этим якобы объясняется ее настойчивое желание иметь ребенка в этой семье и удостоиться чести или по крайней мере претендовать на почтение праматери Мессии. Если действительно она была движима подобными побуждениями, то своего добилась: среди четырех женских имен, упомянутых в родословной Христа, мы находим и ее имя (Мф 1:3). Ее прегрешение прощено, а добрые намерения — приняты, в чем возвеличивается Божья благодать; но ее поведение ни в коей мере не может быть оправдано, принято или поощрено. Епископ Патрик считает, что, возможно, она надеялась, что Шела, являющийся по закону ее мужем, мог находиться вместе с отцом и быть пленен ее объятиями. В грехе Фамари проявились черты изобретательного заговора.

1. Она воспользовалась случаем, когда Иуда находился на увеселительном празднике вместе со стригущими овец. Заметьте: время веселья часто оказывается временем искушения, особенно это касается греха нечистоты; когда человек досыта наедается, то уздечка ослабляется.

2. Она вышла в наряде блудницы у ворот Енаима (ст. 14). Целомудренные женщины должны быть попечительными о доме (Тит 2:5). Наверное, в те дни привычно было блудницам покрывать лицо, чтобы они, не стыдясь своих поступков, хотя бы внешне выглядели пристыженными. Грех аморальности не действовал тогда столь открыто, как сейчас.

II. Иуда попался в западню, и хотя не знал о своей вине в грехе кровосмешения с невесткой (он не знал, кем она была), но был виновен в совершении сознательного греха прелюбодеяния: кем бы она ни была, он знал, что она не его жена, и поэтому не следовало ее касаться. Невозможно оправдать его грех хоть в какой-то мере, даже применяя аргументы снисходительного извинения проступка Фамари — поступок плохой, но, возможно, намерения были благие. Отметьте:

(1) Грех Иуды начинался с вожделения очей (ст. 15): увидел ее Иуда. Заметьте: глаза и сердце преисполнены любострастия (как написано во 2Петр 2:14), когда попадаются на каждую приманку и возгораются от любой искры. Необходимо положить завет с глазами нашими, чтобы отвратить лицезрение тщетности и не заразить сердце.

(2) Усугубил позор тот факт, что цена блудницы (более постыдное трудно представить) была запрошена, предложена и принята — козленка из стада, внушительная цена ее чести и целомудрия! Более того, даже если бы речь шла о тысячах овнов и десяти тысячах рек елея, это нельзя принять к серьезному размышлению. Благосклонность Божья, чистота души, мир и покой совести, надежда небес слишком дороги, чтобы выставлять на продажу на любых условиях; Ефиопский топаз не может сравниться с этим: какую выгоду получают те, кто приобретает весь мир, но теряет свою душу?

(3) Оставленная печать, как залог за козленка, впоследствии обернулась позором для Иуды. Заметьте: плотские вожделения не только низменны, но и ослепляют разум, побуждая делать безрассудные поступки. Вполне очевидно, что распутство, как, впрочем, и вино, особенно новое вино, вначале отнимает сердце, в противном случае оно никогда не похитило бы печать и перевязь.

III. Из-за этой сделки Он лишился драгоценностей. Позднее Иуда посылает козленка, как и обещал, чтобы вернуть залог, но предполагаемую блудницу не могут найти.

Он посылает плату через друга (в действительности соучастника, вдохновляющего и помогающего в нечестивых делах), Одолламитянина, но тот возвращается без залога.

В этом стихе приводится хорошая характеристика (если она истинна) для любой местности: здесь не было блудницы, потому что подобные грешники являются позором и наказанием для любого места. Иуда смиряется с утерей печати и трости и не разрешает другу проводить дальнейшие поиски, обосновывая тем, чтобы только не стали над нами смеяться (ст. 23). Другими словами:

(1) Чтобы его грех не был известен всем, и его не обсуждали. Блуд и аморальность всегда воспринимались как бесчестие и позор для совершивших их. Кто не стыдится этого, вряд ли будет смущаться.

(2) Чтобы над ним не смеялись как над глупцом, доверившим блуднице печать и перевязь. Его не беспокоит грех и желание получить прощение, он стремится лишь предотвратить позор. Заметьте: многие люди заботятся о сохранении репутации пред людьми, а не о Божьей благосклонности и чистой совести; их больше волнует, чтобы только не стали над нами смеяться, чем лишь бы не быть осужденными.

Стихи 24−30. Эти стихи описывают:

I. Строгость Иуды в отношении Фамари, когда раскрылось ее прелюбодеяние. По понятиям закона, она была женой Шелы, поэтому наличие ребенка от другого мужчины расценивалось позором и оскорблением семьи Иуды. Выведите ее, говорит Иуда, господин семьи, и пусть она будет сожжена — не до смерти, но выжжено клеймо блудницы на лбу или щеке. Это кажется вполне вероятным (ст. 24). Заметьте: для людей, позволяющих грех в своей жизни, стало привычным делом со всей строгостью выступать против других, повинных в таких же прегрешениях; и таким образом осуждая других, они сами подвергаются осуждению (Рим 2:1; Рим 14:22). Возможно, не желая выдавать ее замуж за Шелу и движимый показной ревностью в борьбе с грехом, он действительно хотел предать ее смерти, тем самым избавившись от нежеланной невестки. Заметьте: очень плохо прикрывать злые умыслы против других людей показной борьбой с их пороками.

II. Позор Иуды, когда он оказался прелюбодеем. Она представила печать и перевязь и трость, подтверждавшие отцовство Иуды (ст. 25−26). Заметьте: нечестивые дела, совершенные втайне и искусно утаиваемые, иногда удивительным образом выводятся на свет, к стыду и смятению говорящих: не видит глаз того. Птица небесная может перенести слово; однако грядет день, когда все будет открыто. Некоторые еврейские авторы отметили: точно так же, как Иуда обратился к отцу с вопросом: «Посмотри, сына ли твоего эта одежда?» (Быт 37:32), теперь другие обратились к нему: «Посмотри, не твои ли печать и перевязь?» Иуда, обличаемый совестью, (1) исповедал свой грех: она правее меня. Он признал, что пусть лучше недобрая молва закрепится за ним, во многом посодействовавшем случившемуся. Заметьте: обидчики должны с чрезвычайной нежностью относиться к тем, кого каким-либо образом обидели. Если слуги крадут, потому что хозяева искушают их к этому, недоплачивая им должное, то их следует простить.

(2) Он больше не возвращался к этому греху: и не познавал ее более. Заметьте: кто не оставил свой грех, тот не покаялся в нем искренне.

III. Созидание семьи Иуды. Несмотря ни на что, благодаря рождению Фареса и Зары произошли самые знаменитые семейства и прославленное колено Иуды. Видно, роды были тяжелыми, и этим она была наказана за свой грех. Родившиеся близнецы, подобно Иакову и Исаву, боролись за первородство. Фарес получил его, так как был назван первым и от него произошел Христос. Свое имя он получил, вырвавшись первым перед братом; и наречено ему имя: Фарес, которое характерно для сеющих разногласие и создающих преграду между братьями. Евреи, подобно Заре, требовали прав первородства и были помечены красной нитью как вышедшие первыми, но язычники, подобно Фаре-су, сыну насилия, опередили их благодаря усилиям, которыми берется царство небесное, и получили ту праведность, которой евреи лишились. Все же, когда придет полнота времени, весь Израиль спасется. Оба сына Иуды записаны в родословной нашего Спасителя (Мф 1:3), увековечивая историю как пример смирения нашего Господа Иисуса. Было отмечено, что четыре старших сына Иакова повинны в очень тяжелых грехах: Рувим и Иуда — в грехе кровосмешения, Симеон и Левий — в убийстве; тем не менее они стали патриархами, и от Левия произошли священники, а от Иуды — цари и Мессия. Таким образом они стали примерами покаяния и памятниками прощающей Божьей милости.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [205] — Или: « Иуда был в Хезиве, когда она его родила».
8 [206] — Брат умершего бездетным мужа должен был жениться на его вдове, чтобы произвести наследника покойному. См. Втор 25:5-10.
21 [207] — Имеется в виду одна из жриц любви, которые были неотъемлемой частью весьма распространенных в те дни языческих культов плодородия.
29 [208] — Это евр. имя означает: прорыв.
30 [209] — По звучанию напоминает евр. слово рассвет алый свет зари.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.