Псалтирь 85 псалом

Псалтирь
Новый русский перевод → Толкование Мэтью Генри

Новый русский перевод

1 Молитва Давида.
Услышь меня, Господи, и ответь, ведь я беден и нищ.
2 Сохрани мою жизнь, ведь я Тебе верен. Ты — мой Бог; спаси Своего слугу, надеющегося на Тебя.
3 Владыка, помилуй меня, ведь я к Тебе взываю целый день.
4 Даруй радость слуге Твоему, ведь я к Тебе, Владыка, возношу душу мою.
5 Владыка, Ты благ и готов прощать, богат милостью для всех, кто призывает Тебя.
6 Господь, молитву мою услышь; внемли мольбе моей о милости.
7 В день беды моей я к Тебе взываю, потому что Ты ответишь мне.
8 Владыка, нет подобного Тебе среди богов, нет дел подобных Твоим.
9 Все народы, которые Ты создал, придут и поклонятся пред Тобою, Владыка, и будут славить имя Твое,
10 потому что Ты велик и творишь чудеса; Ты — единственный Бог.
11 Научи меня, Господи, пути Своему, и буду ходить в истине Твоей. Дай мне сердце, полностью преданное Тебе, чтобы мне жить в страхе пред Тобой.
12 Восхвалю Тебя, Владыка, мой Боже, всем сердцем своим; имя Твое буду славить вечно,
13 потому что велика милость Твоя ко мне, Ты избавил душу мою от дна мира мертвых.
14 Боже, гордецы восстали против меня, сборище негодяев ищет жизни моей — те, кто не думает о Тебе!
15 Но Ты, Владыка, Бог милостивый и милосердный, медленный на гнев, богатый милостью и верностью.
16 Обратись ко мне и помилуй; силы Твоей дай слуге Твоему; спаси сына служанки Твоей.
17 Дай мне знак, что Ты ко мне благ; пусть его увидят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.

Толкование Мэтью Генри

Этот псалом озаглавлен «молитва Давида». Возможно, он не был написан по какому-то определенному поводу, но эту молитву он сам часто возносил и другим советовал использовать, особенно в дни страданий. Многие считают, что Давид сочинил эту молитву как прообраз Христа, который «во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы» (Евр 5:7). Давид в своей молитве (в соответствии с природой этого долга)

(I) воздает славу Богу (ст. 8−10, 12−13).

(II) Ищет у Бога благодати и благоволения; он просит, чтобы Бог услышал его молитвы (ст. 1, 6−7), сохранил и спас его и был милостив к нему (ст. 2−3, 16), чтобы Он даровал ему радость, благодать, силу и облек его почестями (ст. 4, 11, 17). Он говорит о Божьей милости (ст. 5, 15) и о злобности своих врагов (ст. 14). Воспевая этот псалом, мы должны возносить души к Богу, размышляя о его сути.

Молитва Давида.

Стихи 1−7. Этот псалом был издан под заглавием «молитва Давида». Это не означает, что Давид пел все свои молитвы, но в некоторые из своих псалмов он вставлял молитвы, ибо псалом допускает любые благочестивые и благоговейные чувства. Необходимо отметить очень простой язык данного псалма и то, как мало в нем содержится поэтических полетов и иллюстраций по сравнению с некоторыми другими псалмами, так как блистающее остроумие не является должным украшением молитвы. И в этих стихах мы можем увидеть:

I. Прошения, которые он излагает Богу. Правда, что иногда молитва может проповедовать, но она больше соответствует своему назначению (как это продемонстрировано в данной молитве), когда каждый ее отрывок направлен Богу, ибо такова природа молитвы, как здесь и представлено (ст. 4): «…к Тебе, Господи, возношу душу мою», как он сказал в Псалме 24:1. Во всех частях молитвы душа должна возноситься на крыльях веры и святого стремления, возносясь к Богу, желая прикоснуться к Его благодати, и исполняясь великими надеждами получить от Него блага.

1. Он молится, чтобы Бог милостиво выслушал его молитвы (ст. 1): «Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня». Когда Бог слушает наши молитвы, то вполне уместно говорить, что Он приклоняет к ним Свое ухо, ибо то, что Он снисходит, что Ему угодно обращать внимание на таких низких тварей, каковыми мы являемся, и слушать наши ущербные молитвы, заслуживает восхищения. Эти же слова он вновь повторяет (ст. 6): «Услышь, Господи, молитву мою, приклони Свое ухо к моему запинающемуся шепоту и внемли гласу моления моего». Это не означает, что своими словами мы должны возбуждать Его чувства, но так мы должны выражать свое стремление обрести Его благоволение. Сын Давида говорил об этом с уверенностью и удовольствием (Ин 11:41−42): «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня».

2. Он молится, чтобы Бог взял его под Свою особую защиту и стал творцом его спасения (ст. 2): «Сохрани душу мою… спаси, Боже мой, раба Твоего». Душа Давида была рабом Бога, так как Богу угодно служение лишь тех, кто служит Ему своим духом. Давид заботился о своей душе; и если мы считаем, что здесь он имеет в виду свою природную жизнь, то этот стих учит нас, что для наилучшей сохранности мы должны вручить ее Богу и верой и молитвой сделать нашего Творца нашим защитником. Но здесь также может подразумеваться его духовная жизнь — жизнь души отдельно от тела: «Сохрани мою душу от зла и опасностей, сохрани ее от греха; сохрани мою душу и спаси меня». Кого Бог спасет, того Он и сохранит; Он сохранит его для Своего небесного царства.

3. Он молится, чтобы Бог взглянул на него с жалостью и состраданием (ст. 3): «Помилуй меня, Господи!» Бог проявляет милость, прощая нам грехи и помогая избавиться от бедствий; и оба прошения включены в эту молитву: «Помилуй меня, Господи! Люди не проявляют милость; мы сами не заслуживаем милости, но Ты, Господь, ради Своей милости, помилуй меня».

4. Он просит, чтобы Бог наполнил его внутренним утешением (ст. 4): «Возвесели душу раба Твоего». Лишь Бог может исполнить сердце мое веселием и возвеселить душу, и лишь потом, а не раньше радость будет полной, и так как обязанность служителей Божьих служить Господу с веселием, так и их привилегия — быть исполненными радости и мира в вере, и они могут в вере молиться, чтобы Бог не только сохранил их души, но и развеселил их души, чтобы радость Господа была их силой. Обратите внимание: когда он молится «возвесели душу мою», то добавляет: «…ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою». Мы можем ожидать утешения от Бога лишь в том случае, если стараемся поддерживать наше общение с Богом, и тогда молитва является кормилицей духовной радости.

II. Что усиливает эти прошения.

1. Он говорит о своем отношении к Богу и своей части в Нем: «Ты Бог мой, которому я посвятил себя, от которого я завишу и которому служу (ст. 2). Я подчиняюсь Тебе и поэтому ищу у Тебя защиты».

2. Он рассказывает о своей беде: «…услышь меня, ибо я беден и нищ; поэтому мне нужна Твоя помощь, поэтому никто другой меня не услышит». Бог — Царь бедного человека; Его слава — души убогих спасать; тот, кто нищ духом, кто видит собственную пустоту и недостаточность, более других принимается божественной благодатью.

3. Он говорит о благоволении Бога ко всем, кто ищет Его (ст. 4−5): «…к Тебе, Господи, возношу душу мою, к Тебе стремлюсь и на Тебя надеюсь, ибо Ты, Господи, благ». Да и куда может идти нищий, как не к доброму привратнику? Доброта природы Бога является великим ободрением для всех, кто обращается к Нему. Его благость проявляется в прощении и даянии.

(1) Он Бог, прощающий грех. Он не только может простить, но и готов простить; он более готов простить, чем мы — покаяться. «…Я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс 31:5).

(2) Он Бог, слышащий молитвы; Он щедр в милости, Он наполнен ею и дает бесплатно; Он богат и щедр ко всем, призывающим Его. Он имеет все необходимое, чтобы восполнить все их нужды, и Его руки раскрыты, чтобы давать необходимое.

4. Он рассказывает о доброй работе, совершенной в нем Богом, тем самым сделав его достойным для знаков Своего благоволения. Божественная благодать совершила в нем определенную работу, которую он рассматривает как залог всех благ:

(1) подобие Богу (ст. 2): «…я благоговею пред Тобою («я свят», — англ. пер., KJV), поэтому сохрани душу мою»; Он сохранит тех, кого Дух освящает. Он говорит это не с гордостью или пустой хвалой, а со смиренной благодарностью Богу: «Я тот, к кому Ты благоволишь (написано на полях), кого Ты отделил для Себя». Если Бог благодатью начал совершать в нас добрую работу, то мы должны признать, что это было время твое, время любви. Я буду в глазах его, как обретший благоволение, а к кому Бог проявляет Свое благоволение, того и берет под защиту. Все святые его в руке Твоей (33:3). Отметьте: «я беден и нищ» (ст. 1), в то же время «я благоговею пред Тобою» (ст. 2), я свят, но нищ, я беден в миру, но богат верою. Тот, кто в бедности сохранил свою чистоту, может быть уверен, что Бог сохранит его утешения и его душу.

(2) Упование на Бога: «…спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя». Тот, кто свят, не должен уповать на себя или на свою святость, а лишь на Бога и Его благодать. Тот, кто уповает на Бога, может ожидать от Него спасения.

(3) Расположение души к общению с Богом. Он надеется, что Бог ответит на его молитвы, так как Он склонил его к молитве.

[1] Он стал постоянным в молитве: «…к Тебе взываю каждый день» (ст. 3). Наша обязанность — всегда молиться, молиться непрестанно и быть настойчивым в молитве; и мы можем надеяться, что наши молитвы, которые мы возносили в беде, будут услышаны, если будем добросовестно исполнять свой долг в другие времена, во всякие времена. Хорошо, если с приходом бедствия колеса молитвы уже находятся в движении, а не в тот момент лишь начинают двигаться.

[2] В молитве он направляет свою душу к Богу — возносит к Нему душу свою (ст. 4). Мы можем надеяться, что Бог дарует нам Свои милости, если в своих молитвах возносим к Нему свои души, чтобы встретиться с Ним. [3] Молитва Богу является в определенном смысле залогом, когда он находился в страдании (ст. 7): «В день скорби моей, чтобы ни делали другие, я взываю к Тебе и вручаю Тебе свое дело, ибо Ты услышишь и ответишь мне и я не буду искать напрасно как те, которые взывали: «Ваале! Услышь нас, но не было ни голоса, ни ответа» (3Цар 18:29).

Стихи 8−17. В этих стихах Давид продолжает свою молитву.

I. Он воздает славу Богу, так как в своих молитвах со смиренным и благоговейным восхищением мы должны славить Его, признавать Его Царство, силу и славу.

1. Как Личность, обладающую непревзойденными совершенствами, подобной которой не существует и с которой никто не может сравниться (ст. 8). «Между богами, ложными богами, которым поклоняются язычники, среди ангелов и земных царей нет, как Ты, Господи! Нет такого же мудрого, могущественного и милостивого; и нет дел, как Твои, которые являются неоспоримым доказательством того, что нет подобного Тебе». Его дела славят Его, а наилучший способ прославить Его — признать, что нет подобного Ему.

2. Как источник всего сущего и центр всякого прославления (ст. 9): «Все народы, Тобою сотворенные, в которых течет одна кровь, которые произошли от Тебя и постоянно зависят от Тебя, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Это частично исполнилось во дни Давида и Соломона, когда огромное количество прозелитов последовало за религией евреев, но полностью исполнится во дни Мессии, когда представители всех народов и царств придут, чтобы прославить Бога (Откр 7:9). Через Христа Бог сотворил все народы, ибо без Него ничто не стало быть, что стало быть, и поэтому через Христа, благодаря силе Его Евангелия и благодати, все народы придут пред лицо Его на поклонение (Ис 66:23).

3. Как безгранично великую Личность (ст. 10): «Все народы поклонятся пред Тобою, ибо Ты Царь народов, ибо Ты велик, Твое владычество абсолютно и неопровержимо, Твоя власть универсальна и непреодолима, Твои богатства огромны и неистощимы, Твое владычество безгранично и неоспоримо, и для доказательства всего этого Ты творишь чудеса, которыми восхищаются все народы. Благодаря им они с легкостью могут сделать вывод, что Ты, Боже, един Ты, что не только нет подобного Тебе, но и нет никого, кроме Тебя». Давайте всегда развивать подобные мысли о великом Боге и исполняться святым восхищением Богом, совершившим эти чудеса. И пусть наши сердца принадлежат тому Единственному, кто един есть.

4. Как Личность, безгранично милостивую. Человек очень плох, нечестив и подл (ст. 14); от него не стоит ожидать милости, но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный (ст. 15). Это та отличительная черта, через которую Он возвестил Свое имя и через которую мы должны провозглашать его (Исх 34:6−7). Его милость превыше всех Его дел, и поэтому она должна больше всего звучать в нашей хвале, и, глядя на нечестивый мир, в котором мы живем, мы можем утешиться, что каким бы он ни был, а Бог — благ. Люди жестоки, а Бог — милостив; люди лживы, а Бог верен. Он не только сострадает, но наполнен состраданием, Его милость превозносится над судом. Он долготерпелив по отношению к нам, хотя мы провоцируем Его на гнев и лишаемся Его благоволения. Но Он многомилостивый и истинный; Он так же верен в исполнении обещаний, как и свободен при даче их.

5. Как доброго друга и щедрого Даятеля. Мы должны славить Бога за Его доброту саму по себе, но с особым чувством, когда видим, как Он добр к нам. Об этом псалмопевец говорит с особым удовольствием (ст. 12−13). Он сказал (ст. 9): «Все народы… поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое». Благочестивому человеку приятно думать о том, что другие придут прославить Бога, но для него удовольствие самому совершать этот долг. «Что бы ни делали другие, — говорит Давид, — буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, но не только как Господа, а как моего Бога; и я буду делать это всем сердцем моим. Я буду готов славить Тебя и буду искренним. Я буду совершать это весело и энергично, с искренним уважением к Твоей чести, ибо я буду восхвалять Тебя не определенное количество раз, а вечно. Я буду славить Тебя, пока жив, и надеюсь делать это до самой вечности». У псалмопевца есть добрый повод прийти к такому решению — Бог проявил к нему особое благоволение: «Ибо велика милость Твоя ко мне». Источник милости полон, он никогда не иссякнет; потоки милости безмерно богаты. Когда мы говорим о милости Бога к нам, то тем самым возвеличиваем ее: «Ибо велика милость Твоя ко мне». Псалмопевец приводит следующие примеры Божьей милости: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего, от великой смерти (как говорит святой Павел, 2Кор 1:10), от вечной смерти», — как понимают это место даже некоторые иудейские толкователи. Давид знал, что заслуживает вечного изгнания в преисподний ад за свой грех в отношении Урии, но Нафан убедил его в том, что Господь простил его грех, и этим словом псалмопевец был избавлен от ада преисподнего. Поэтому велика была милость Божья к нему. Даже наилучшие святые признают, что их спасают из ада преисподнего не собственные заслуги, а милость Божья. Размышления об этом должны наполнять их сердца хвалой милости Божьей, которую они обязаны прославлять вечно. Спасение от вечных страданий так прославлено и милостиво, что оно справедливо требует ответной вечной хвалы.

II. Он страстно молится о милости и благодати от Бога. Он жалуется на постоянную непримиримую враждебность своих врагов (ст. 14): «Господи, вступись за меня, ибо многие выступили против меня». Затем он обращает внимание на их характер — это были гордые люди, с презрением смотревшие на Давида. (Многие стали преследователями из-за своей гордости). Это были мятежники, которые силой преодолевали все препятствия, не задавая вопроса, правильно это или нет. «Это было ужасное скопище людей» (как читают в некоторых переводах), которые делали все возможное, чтобы напугать окружающих. Он обращает внимание на их количество — это было скопище; это были люди, облаченные властью, которые собирались при дворах или встречались в клубах, чтобы поговорить. Эти собрания помогали им быть более изобретательными во зле. Он обращает внимание на их враждебность к нему: «Они восстали на меня открыто; они не только строят заговоры, но и осуществляют их, насколько это в их силах. Они стремятся не только свергнуть меня, но и погубить; они ищут моей жизни, чтобы убить меня; они ищут моей души, чтобы проклясть меня, если это в их силах». И наконец, он обращает внимание на их отчуждение и удаление от Бога, что было корнем их враждебности к Давиду: «…не представляют они Тебя пред собою; и что хорошего можно ожидать от тех людей, которые не боятся Бога и не имеют Его перед своими глазами? Господи, явись им, ибо они такие же Твои враги, как и мои». Он просит:

1. Чтобы в нем проявилась Божья благодать (ст. 11). Он молится, чтобы Бог дал ему (1) понимающее сердце, которое информировало бы и наставляло его в отношении долга: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, по которому я должен идти. Когда я сомневаюсь в нем, то покажи четко, что я должен делать. Сделай так, чтобы я услышал голос, говорящий: «Вот путь» (Ис 30:21). Давид был хорошо наставлен в Божественных истинах, но в то же время чувствовал, что нуждается в дальнейших наставлениях, и часто не доверял собственному мнению: «Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей». Кто-то, возможно, подумал бы, что должно быть написано: «Научи меня Твоей истине, и я буду ходить Твоими путями», но все сходится к одному: Бог учит истинному пути, и мы должны его выбрать (Пс 118:30). Христос есть путь и истина, и мы должны изучать Христа и ходить в Нем. Мы не можем идти по Божьему пути и истине, пока Он не научит нас; и если мы хотим, чтобы Он научил нас, то должны принять решение руководствоваться этим учением (Ис 2:3).

(2) Правое сердце: «…утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Сделай меня искренним в религии. Лицемер имеет двойственное сердце; пусть мое сердце будет единым и полностью принадлежит Богу; пусть оно не разделяется между Ним и этим миром и не отходит от Него». Наши сердца склонны к блужданиям и расслабленности; их сила и способности часто направлены на тысячи разных вещей, поэтому мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы утвердить их и служить Богу всем, что у нас есть, а без этого мы мало участвуем в служении Ему. «Пусть мое сердце сконцентрируется на Боге, пусть оно будет твердым и верным, пусть оно будет страстным в служении Ему. Таково утвержденное сердце».

2. О знаках Божьего благоволения к нему (ст. 16−17). В этих стихах он молится (1) о том, чтобы Бог дал ему мир и утешение: «Призри на меня, как Тот, кто любит и с нежностью заботится о любимом. Мои враги восстали на меня, а мои друзья отвернулись от меня. Но Ты, Господи, призри на меня и помилуй меня; я утешусь, зная, что Ты жалеешь меня».

(2) Чтобы Бог спас его и сохранил: «…даруй крепость Твою, вложи в меня силу, чтобы я мог защитить себя, и вступись силой Своей за меня, чтобы я избавился от рук ищущих моей погибели». Он говорит о своем отношении к Нему: «Я раб Твой; я являюсь таковым по своему рождению, как сын рабы Твоей, рожденный в Твоем доме, и поэтому Ты по праву являешься моим владельцем и хозяином, от которого я могу ожидать защиты. Я Твой, спаси меня». Дети благочестивых родителей, которые в нужное время были посвящены Господу, могут так говорить; если они воспитывались под влиянием своей семьи, то имеют право на подобные привилегии.

(3) Чтобы Бог создал ему хорошую репутацию: «Покажи на мне знамение во благо, чтобы не только я, но и другие заметили, что Ты благоволишь ко мне и в дальнейшем собираешься облагодетельствовать меня. Покажи мне неоспоримые яркие примеры Твоего благоволения ко мне; да видят ненавидящие меня и устыдятся своей враждебности ко мне после того, как осознают, что Ты, Господи, помог мне и утешил меня. Они увидят, что сражались против Бога, противостоя одному из тех, кто принадлежит Ему, увидят, что сражались напрасно, пытаясь погубить и поразить того, кому сам Бог обещал помочь и утешить». Радость святых будет позором их преследователей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.