Деяния 6 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии Баркли

Русского Библейского Центра

1 Со временем росло число учеников. И возникло среди эллинистов недовольство евреями из-за того, что при ежедневной раздаче обносили их вдов.
2 Тогда Двенадцать апостолов созвали учеников и говорят: «Не годится нам сворачивать дело проповеди Божьего Слова ради служения в трапезной.
3 Присмотрите, братья, семерых, самых среди вас ответственных, руководимых Духом, серьезных. Их мы приставим к этому делу,
4 А сами по-прежнему будем отдавать свое время молитве и служению Слова».
5 Собранию понравилось это предложение. Избрали Стефана, человека, руководимого верой и Святым Духом. А еще избрали Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита из Антиохии.
6 Их представили апостолам, и те с молитвой возложили на них руки.
7 Всех захватывало Божье Слово. Значительно возросло число учеников в Иерусалиме. Послушно пришли к вере многие и многие из священников.
8 С очевидностью Божьей благодати и силы совершал в народе великие деяния и чудеса Стефан.
9 В так называемой синагоге либертинцев собирались люди из Кирены, Александрии, а также из Киликии и Азии. Они заспорили с ним,
10 Но не смогли противостоять Духу в мудром слове Стефана.
11 Тогда они подучили людей сказать: «Мы слышали, как он говорил кощунства о Моисее и о Боге»,
12 И собрали толпу. Вместе со старейшинами и книжниками они, накинувшись, схватили его и привели в синедрион.
13 Выставили лжесвидетелей, которые говорили: «Он то и дело по-вражески отзывается о Святом Месте и о Законе.
14 Мы слышали, как он говорил, что этот его Иисус Назарянин разрушит Храм и переиначит обычаи, которые передал нам Моисей».
15 Члены синедриона во все глаза смотрели на Стефана: его лицо было лицом ангела.

Комментарии Баркли

ПЕРВЫЕ ДИАКОНЫ (Деян 6:1−7)

По мере того, как Церковь разрасталась, в ней возникали организационные проблемы. Иудеи, как ни один другой народ, обладали высоким чувством ответственности за судьбу своих несчастных сограждан.

В синагогах практиковался обычай: каждую пятницу утром рынок и дома обходили два сборщика и собирали в помощь нуждающимся деньги, продукты и товары. Все это распределялось в тот же день. Те, кто временно попали в нужду, получали достаточно, чтобы прожить; те, кто постоянно находились в нужде, получали столько, чтобы им хватило покушать четырнадцать раз, то есть чтобы они могли поесть два раза в день в течение следующей недели. Фонд, из которого делались эти распределения, назывался купна или корзина. Кроме того, каждый день производились сборы по домам для удовлетворения потребностей остро нуждающихся сограждан. Этот фонд назывался лоток.

Ясно, что христианская Церковь переняла этот обычай. Но среди иудеев произошел раскол. С одной стороны, это были иудеи, жившие в Иерусалиме и Палестине, говорившие на арамейском языке, происходившем от языка предков, и гордившиеся тем, что в их крови нет никакой иностранной примеси. Но были также и иудеи, проживавшие в других странах и пришедшие в Иерусалим на день Пятидесятницы и открывшие Христа. Многие из них уже в течение нескольких поколений жили за пределами Палестины; они забыли родной язык и говорили лишь по-гречески. Естественно, что высокомерные иудеи, говорившие по-арамейски, смотрели свысока на иудеев, живших за пределами Палестины. Это презрение накладывало определенный отпечаток на раздачу милостыни и уместна была жалоба, что вдовы говорящих по-гречески иудеев были обойдены, и возможно, умышленно. Апостолы понимали, что им лучше не вмешиваться в такое дело; и, поэтому, были избраны эти семь диаконов для исправления сложившейся ситуации.

Интересно отметить, что первые администраторы Церкви — диаконы — были избраны для выполнения практической задачи, а не для разговоров и рассуждений.

ПОБОРНИК СВОБОДЫ (Деян 6:8−15)

Назначение этих семи диаконов имело большие последствия для Церкви. В сущности, началась упорная борьба. Иудеи всегда смотрели на себя как на избранный Богом народ; но слово избранный они толковали неверно, считая, что иудеи избраны и наделены особыми привилегиями, но что для других народов Бог не предназначил никакой цели. Иногда они доходили до того, что Бог создал язычников только для того, чтобы ими топить адский огонь; самые же скромные мечты иудеев заключались в том, что в один прекрасный день все язычники станут их слугами. Иудеи никогда и не помышляли о том, что они могли быть избраны Богом для выполнения определенной задачи: привести всех людей в такие же отношения с Богом, каких они были удостоены сами.

Вот это-то и должно было явиться скромным началом. Здесь еще нет речи о том, чтобы ввести язычников в присутствие Господа, Пока речь идет только о иудеях, говорящих по-гречески. Но ни у одного из семи избранных диаконов не было иудейского имени. Один же из них. Николай, был язычником, принявшим иудейскую веру. А Стефан видел весь мир принадлежащим Христу. Превыше всего иудеи ценили Иерусалимский храм лишь там они могли приносить жертвы Богу и лишь там они могли истинно поклоняться Ему, — и закон, который никогда не мог быть изменен. Стефан же сказал, что когда-то храм разрушится и что закон представляет лишь ступень на пути к Евангелию, и что христианство распространится по всему миру. Никто не мог возразить против его аргументов и, поэтому, иудеи решили прибегнуть к силе и арестовали Стефана. Деятельность его была краткой, но он первый понял, что христианство не должно остаться прерогативой иудеев, а является Божьим предложением всему миру.

АПОЛОГИЯ СТЕФАНА

Когда Оливер Кромвель размышлял об образовании своего сына Ричарда, он сказал: «Я думаю, что он должен учиться истории». Стефан тоже указывал иудеям на уроки истории. Ясно сознавая, что лучшая защита — нападение, Стефан обрисовал широкими мазками историю Израиля и привел несколько фактов, демонстрирующих осуждение Израиля.

1) Он видел, что действительно важную роль в истории Израиля играли люди, прислушивавшиеся к слову Божию, «пойди из земли твоей», и не боявшиеся исполнять его. Косвенным образом Стефан противопоставлял их смелую доверчивость духу, господствовавшему в его дни: израильтяне жаждали превыше всего сохранения существовавшего положения и видели в Иисусе и его последователях лишь опасных новаторов.

2) Он утверждал, что люди почитали Бога задолго до построения храма. Для иудеев храм был самым священным местом, и им очень не нравилось утверждение Стефана о том, что Бог не обитает в каком-то одном храме, сотворенном их руками.

3) Стефан утверждал, что, распяв Иисуса, иудеи лишь продолжили свою старую политику: они во все века подвергали гонениям своих пророков и покидали вождей, поставленных Богом.

Это были горькие истины для людей, считавших себя избранным народом, и не удивительно, что они пришли в бешенство от них. Изучая защиту Стефана, обратим внимание на те положения, которые часто повторялись с тех пор.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.