Деяния 9 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии Баркли

Русского Библейского Центра

1 Савл, от которого по-прежнему исходила угроза смерти ученикам Господа, пришел к архиерею
2 И выправил у него письма к синагогам в Дамаске, чтобы всех ступивших на Путь: мужчин, женщин, — кто попадется, — в цепях приводить в Иерусалим.
3 По дороге вблизи Дамаска вдруг полыхнул на него молнией с неба свет.
4 Он повалился наземь и услышал голос. Голос говорил: «Саул, Саул! Зачем ты на Меня ополчился?».
5 Он спрашивает: «Кто Ты, Господи?». И был ответ: «Я Иисус, на которого ты ополчился.
6 Встань и иди в город. Там тебе скажут, что делать дальше».
7 Спутники его замерли на месте. Они слышали голос, но никого не видели.
8 Савл встал. Глаза его были раскрыты, но перестали видеть. За руку привели его в Дамаск.
9 Три дня он был слеп, не ел, не пил.
10 В Дамаске был ученик по имени Анания. Ему было видение: Господь позвал его: «Анания!». Он ответил: «Да, Господи!».
11 Господь ему: «Сейчас ступай на улицу Прямую. Там в доме Иуды спроси тарсянина Савла. Он в эту минуту молится.
12 Ему было видение, будто приходит некто Анания и возлагает на него руки, чтобы прозрел».
13 Анания отвечал «Господи! От многих я слышал, сколько зла Твоему святому народу причинил в Иерусалиме этот человек.
14 Да есть у него и здесь от первосвященников полномочие в цепи забивать всех, кто призывает Твое имя».
15 Господь говорит ему: «Иди. Этот человек — избранный Мой сосуд. Он донесет Мое имя до язычников, до их царей и до сынов Израиля.
16 Я дам ему знать, какие страдания он претерпит ради Меня».
17 Анания пошел, возложил на него руки в том доме и сказал: «Брат Саул! Господь Иисус, явившийся тебе по дороге сюда, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа».
18 И сразу словно завеса спала с глаз Савла, он прозрел и, собравшись с силами, принял крещение.
19 Поев, он от пищи окреп. С учениками в Дамаске Савл оставался несколько дней.
20 В синагогах он начал сразу говорить об Иисусе, что это — Божий Сын.
21 Его слушали с удивлением и говорили: «Не тот ли это самый, что житья не давал в Иерусалиме тем, кто призывает Иисуса? Да и сюда он пришел таких вязать и вести прямо к первосвященникам, разве нет?».
22 Между тем Савл набирал силу. Иудеи в Дамаске совершенно терялись от его доводов в пользу того, что Иисус — это Христос.
23 Дни шли за днями, и иудеи сговорились убить его.
24 Савлу стал известен их замысел: днем и ночью они подстерегали его у ворот, чтобы убить.
25 Но ученики взяли и ночью в корзине спустили его по другую сторону стены.
26 По прибытии в Иерусалим Савл пытался сойтись с учениками, но они боялись его, не верили, что он тоже ученик.
27 Тогда Варнава сам привел его к апостолам и рассказал о том, как довелось Савлу в пути увидеть Господа и услышать слово Господне и как потом в Дамаске он смело говорил об Иисусе.
28 Савл стал своим в Иерусалиме. Он появлялся то тут то там и смело говорил о Господе.
29 С эллинистами у него вышел спор, и они задумали его убить.
30 Узнав об этом, братья проводили его в Кесарию и оттуда переправили в Тарс.
31 Между тем церковь повсюду в Иудее, Галилее и Самарии обретала покой, силу, пребывала в страхе Господнем и, утешаясь Святым Духом, росла.
32 Случилось, что обходя города, Петр пришел также к святым Божьим людям в Лидду.
33 Там он натолкнулся на человека по имени Эней, паралитика, восемь лет не встававшего с тюфяка.
34 Петр сказал ему: «Эней! Тебя исцеляет Иисус Христос. Встань и собери постель». И тот сразу встал.
35 Все очевидцы — жители Лидды и Сарона — обратились к Господу.
36 В Яффе была ученица по имени Тавита, что значит Дорка, или Газель. Она совершила много добрых дел и была щедра на милостыню.
37 И случилось в те дни, что она заболела и умерла. Обмыв, положили ее в светелке.
38 Лидда — соседний с Яффой город. Ученики узнали, что там появился Петр и послали за ним двух человек просить, чтобы «незамедлительно шел к нам».
39 Петр тут же и пошел с ними. И только он пришел — его проводили в светелку. Вдовы, плача, окружили его, стали показывать сорочки и платья, которые, бывало, шила там с ними Дорка.
40 По его просьбе все вышли. Петр пал на колени. После молитвы он повернулся к телу девушки и сказал: «Тавита! Встань!». Ученица открыла глаза, увидела Петра и села.
41 Он подал ей руку и помог встать. Пришли на его зов вдовы, весь общинный сбор, и он подвел ее к ним, живую.
42 Об этом стало известно во всей Яффе, и многие поверили в Господа.
43 Потом Петр еще долгое время гостил в Яффе у Симона кожевника.

Комментарии Баркли

ОБРАЩЕНИЕ ПАВЛА (Деян 9:1−9)

В этом отрывке рассказана самая известная история обращения в христианство. Постараемся по возможности проникнуть в образ мысли Павла. Если оно нам удастся, мы увидим, что его обращение не было уж столь неожиданным. Мысли о свидетельстве и смерти Стефана беспокоили его, и он не мог от них отвязаться. Разве мог так умереть Плохой человек? Дабы рассеять свои усиливающиеся сомнения, Павел прибегал к крайнему. Сперва он преследовал христиан в Иерусалиме. Но это лишь усугубляло его собственные впечатления, потому что ему приходилось вновь и вновь задавать себе один и тот же вопрос: что давало этим простым людям способность спокойно и бесстрашно встречать опасность, страдания и смерть? Но, находясь в ожесточении, он направился в синедрион.

Указ синедриона имел силу везде, где были иудеи. Павел слышал, что некоторые христиане ушли в Дамаск, и он обратился в синедрион за рекомендательными письмами, с тем, чтобы ему выдали христиан и в Дамаске. От Иерусалима до Дамаска приблизительно 220 км. Путешествовали они пешком, что занимало неделю. Сопроводителями Павла были чиновники из синедриона, своего рода полиция. Но Павел был фарисеем и не мог иметь ничего общего с ними; он шел один и думал, потому что больше ему ничего не оставалось делать.

Дорога шла через Галилею, и Галилея еще живей будила мысль об Иисусе. Напряжение нарастало. И так он подошел к Дамаску, одному из древнейших городов мира. Непосредственно перед Дамаском дорога поднималась на гору Хеврон, и перед глазами путника в зеленой долине лежал белый город Дамаск, «жемчужина в изумрудно-зеленом блюде». В тот момент, когда Павел поднялся на гору Хеврон, приближаясь к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, и к нему проговорил Христос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Победил Христос. Внутреннее сопротивление и внутренняя борьба в Павле прекратилась, и Павел смирился.

И в Дамаск Павел вошел уже измененным человеком. И насколько он изменился! Он, мысливший войти в город с карающей рукой, вошел немощный и слепой, опираясь на руку сопроводителей.

В словах воскресшего Христа к Павлу заключается сущность христианства: «иди в город; сказано будет тебе, что тебе надобно делать». До этого момента Павел делал то, что он хотел, что сам считал за правильное, чему велел ГОЛОС рассудка. Но с этого момента ему приходилось делать то, что ему было велено. Христианин делает уже не то, что ему вздумается, а старается идти путем, предназначенным для него Христом.

ХРИСТИАНСКОЕ РАДУШИЕ (Деян 9:10−19а)

Анания, несомненно, один из забытых подвижников христианской Церкви. Если правда, что смерть Стефана воздействовала на Павла, то обращению Павла Церковь обязана и братскому отношению Анании. Репутация Павла шла впереди его.

Анания получил весть от Бога пойти и помочь Павлу: он должен пойти на улицу, называемую «Прямой». Это была большая улица, пересекавшая весь Дамаск с запада на восток. Она была разделена на три части: центральную, по которой проходило транспортное движение, и две боковые пешеходные дорожки, на которых теснилась толпа и где в своих лавочках сидели купцы и расхваливали свои товары. Получив Божью весть, Анания смог бы счесть ее безумной. Ведь она значила: «Иди, помоги человеку, который хотел арестовать или даже убить тебя». Поэтому, он смог бы с подозрением приблизиться к Павлу, как бы выполняя неприятную для него задачу, или начать разговор с обвинениями и упреками; но нет — его первые слова были: «Брат Савл».

Сколько радушия было в этих словах! Это один из ярчайших примеров христианской любви. Вот какое влияние может оказать Христос. Один известный проповедник, проводивший евангелизационную кампанию в Америке, обратился во время своей последней проповеди к собравшимся и спросил, что им дали эти собрания. Встала негритянская девочка. Она не была оратором и смогла лишь связать несколько предложений. Вот что она сказала: «Во время этих собраний я приняла Христа, и Его любовь дала мне возможность простить убийц моего отца». Он дает возможность прощать — в этом сущность христианства. Павел и Анания, бывшие доселе врагами, встретились во Христе как братья.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ХРИСТЕ (Деян 9:19−22)

Комментарий к Деян 9:19 смотрите в предыдущем разделе.

Перед нами сообщение Луки о деяниях Павла после его обращения. Для того, чтобы проследить все события этого периода его жизни, надо прочитать также, что говорит Павел в Гал 1:15−24. Если свести воедино оба эти описания, мы получим следующую картину:

1. Обращение Савла по дороге в Дамаск.

2. Проповедь в Дамаске.

3. Пребывание в Аравии (Гал 1:17).

4. Возвращение в Дамаск и проповедь там в течение трех лет (Гал 1:18).

5. Приход в Иерусалим.

6. Побег из Иерусалима в Кесарию.

7. Возвращение в Сирию и Киликию (Гал 1:21).

1) Итак, мы видим, что Павел начал сразу со свидетельства в Дамаске, где жило много иудеев, и, следовательно, было много синагог. Именно в них возвысил Павел впервые свой голос, свидетельствуя о Христе. Этим совершил он величайшее духовное мужество. Именно к этим синагогам получил Павел письма и полномочия защищать как официальное лицо интересы иудейской веры и синедриона. Ему было бы намного проще начать свидетельствовать о Христе где-нибудь в другом месте, где его не знали бы, и где его действия не свидетельствовали Против него. Павел говорит: «Я новое творение и считаю, что те, кто меня страшились, должны знать это». И вот он провозглашает: «Я не стыжусь благовествования Христова».

2) Лука не упоминает второго его подвига. Павел отправился в Аравию (Гал 1:17). В жизни Павла произошла перемена, потрясшая его так, что на некоторое время он должен был остаться наедине с Богом. Перед ним открывалась новая жизнь. Ему были необходимы руководство на совершенно новом пути и силы для выполнения чрезвычайно ответственной задачи. За тем и за другим он обратился к Богу. Он получил от Бога видение и теперь он жаждет от Него силы для претворения Божьего откровения в жизнь.

ЧУДНОЕ СПАСЕНИЕ ПАВЛА (Деян 9:23−25)

Здесь ярко показано, какое большое значение имеют несколько слов библейского текста. Лука говорит, что когда же прошло довольно времени, в Дамаске произошло следующее. За этой фразой скрывается срок в три года (Гал 1:18). В течение этих трех лет Павел работал и проповедовал в Дамаске, и иудеи настолько утвердились в решении убить его, что даже поставили охрану у ворот его дома, чтобы он не смог уйти. Но древние города были обнесены стенами, которые иногда были настолько широкими, что по ним могла проехать колесница. На этих стенах были и дома, окна которых выходили за стену. Под покровом ночи Павла доставили в один из таких домов и спустили в корзине за стену города; так он выбрался из Дамаска и направился в Иерусалим. Павел стоит еще в самом начале своей опасной жизни, посвященной служению Христу, но уже здесь ему приходится спасаться в крайне трудных условиях, рискуя жизнью.

1) Этот случай свидетельствует о мужестве Павла. Он видел, как иудеи собирались большими группами против него в синагогах. Он знал о судьбе Стефана, помнил о своих планах против христиан и знал, что может произойти с ним. Очевидно, что он ясно давал себе отчет о затруднениях, связанных с принятием христианства, но из тона повествования видно, что Павел проявил мужество в этой ситуации. Этот случай позволил ему доказать свою верность тому Господу, Которого он когда-то преследовал, и Которого он теперь любил, будучи готовым с радостью умереть в служении Ему.

2) Здесь мы также видим последствия его проповеди. Она была столь убедительной и неопровержимой, что иудеи решили прибегнуть к насилию. Никто не станет преследовать бессильного неудачника. Бернард Шоу сказал однажды, что величайшую честь дают автору люди, приказывающие сжечь его книги. Кто-то сказал еще: «Волк никогда не нападет на чучело овцы». Фальшивое, притворное христианство ничем не рискует. Страдать ради Христа — значит заслуживать самую высокую оценку от Бога.

ОТВЕРЖЕН В ИЕРУСАЛИМЕ (Деян 9:26−31)

Когда Павел пришел в Иерусалим, он увидел, что к нему Относятся с недоверием. Но ведь иначе и быть не могло.

Именно здесь он разорял Церковь и влачил мужчин и женщин в тюрьму. Мы уже видели, что в самые критические периоды его жизни определенные люди способствовали обращению Павла и его подвижничеству за дело Церкви. Во-первых, молитва Стефана обратила мысль Павла к Церкви. Далее, радушное всепрощение Анании сыграло решающую роль в том, что Павел обратился и стал проповедовать во имя Иисуса. И вот, мы видим, как чуткое сердце и милосердие Варнавы связали Павла с Церковью. Когда каждый сторонился Павла, Варнава поручился за него. Этот поступок показывает Варнаву как истинного христианина.

1) Он доверял Павлу. Когда другие считали его соглядателем, Варнава утверждал, что Павел верующий. Люди в общем делятся на тех, кто верит в хорошее начало в людях, и на тех, кто видит в них только плохое; и странно, что в других людях мы видим себя и судим о них так, как хотелось бы нам их видеть. Если мы подозрительно отнесемся к человеку, то он действительно начнет делать сомнительные дела. Если же мы будем неуклонно верить в лучшее в нем, то он, в конце концов, оправдает наше доверие. Как сказал сам Павел: «Любовь не мыслит зла». Никто не верил в людей больше, чем Иисус, и его ученик стал достойным своего Господа.

2) Он никогда не упрекал человека его прошлым. Ведь часто человека осуждают навечно за одну совершенную ошибку. Милосердие Господа Бога и состоит в том, что он никогда не ставит нам в вину наши прошлые грехи; и мы тоже никогда не должны осуждать человека за то, что он однажды оступился.

В этом отрывке мы видим Павла и специфической роли: он дискутировал с иудеями, говорящими по-гречески. Стефан был одним из них, и, вероятнее всего, Павел пошел в те же синагоги, в которых он выступал против Стефана, дабы засвидетельствовать, что жизнь его изменилась. Ап. Павел открыто говорил о своей жизни в прошлом, что часто очень трудно.

И снова жизнь Павла в опасности. Ему едва удалось спастись. Из Иерусалима его тайно препроводили в Кесарию, а потом в Тарс. И вновь он повторяет свои действия: он отправляется в свой родной город, чтобы и там засвидетельствовать свое обращение, то есть, что Иисус Христос сделал его новым творением.

ДЕЙСТВИЕ ПЕТРА (Деян 9:32−43)

Некоторое время в центре внимания стоял Павел, но снова это место занимает Петр. В сущности, этот отрывок является продолжением Деян 8:25. Петр изображен в действии. Но этого мало. Явно установлен и источник силы Петра. При исцелении Енея Петр не сказал: «Я исцеляю тебя», а «исцеляет тебя Иисус Христос». Прежде чем обратиться к Тавифе, что означает «серна», Петр молился. Петр надеялся не на свои силы, а призывал силу Иисуса Христа. Мы же много думаем о том, что мы можем сделать сами, а слишком мало о том, что может сделать через нас Христос.

В этом отрывке мы встречаем одно интересное слово. Дважды (стих 32 и 41) христиане, живущие в Лидде, названы святыми. Это же самое слово было употреблено Ананией по отношению к христианам в Иерусалиме (стих 13). Это слово всегда употребляет Павел по отношению к членам Церкви, потому что все его письма адресованы святым в том или ином месте.

В греческом тексте употреблено слово хагиос и оно многозначно. Иногда его переводят прилагательным священный, святой, но в корне оно означает иной, другой человек. В основном, христианин отличается от обычных людей. Но в чем его отличие? Хагиос относилось непосредственно к израильтянам. Это особый священный народ. Их отличие от других народов заключается в том, что Израиль был избран Богом для Своих целей. Но Израиль не выполнил свое предназначение. Он вел себя непослушно. Это привело к утрате данных им Богом привилегий. И Церковь стала истинным преемником Израиля. Отличными от других стали христиане, и эта отличительность состояла в том, что они были избраны для особых целей Божиих.

И мы, христиане, отличаемся от прочих людей не тем, что мы избраны для особых почестей на этой земле, а тем, что мы избраны для великого служения. Мы спасены для служения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.