Деяния 19 глава

Деяния апостолов
Русского Библейского Центра → Комментарии МакДональда

Русского Библейского Центра

1 Пока Аполлос оставался в Коринфе, Павел, обойдя верхние земли, пришел в Эфес. Он разыскал учеников
2 И спрашивает их: «Вы со Святым ли Духом принимали веру?». Они говорят: «Мы, в общем, и не слыхали, что существует Святой Дух».
3 Он спросил: «Тогда чьим же крещением вы крестились?». Они отвечали: «Иоанновым».
4 Павел сказал: «Иоанн крестил покаянным крещением и говорил народу, чтобы верили в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса».
5 Узнав об этом, они приняли крещение именем Господа Иисуса.
6 Павел возложил на них руки, и на них сошел Святой Дух. Они заговорили иными языками и пророчествовали.
7 Всего их было, пожалуй, человек двенадцать.
8 Павел пришел в синагогу и там в течение трех месяцев в проповедях и дискуссиях с жаром излагал суть Божьего Царства.
9 Но там были и упрямцы — отказывались верить и открыто чернили Путь. Тогда Павел отделился и увел учеников к Тиранну. Его школу он сделал местом своих ежедневных бесед.
10 Минуло два года, и все жители Азии, иудеи и эллины, услышали Слово Господне.
11 Невиданные чудеса совершал Бог руками Павла.
12 У Павла брали платок или фартук, прикладывали к немощным — и от болезни не оставалось следа и из одержимых выходили злые духи.
13 Даже некоторые из бродячих иудейских знахарей норовили воспользоваться именем Господа Иисуса для изгнания злых духов из одержимых и говорили: «Заклинаем вас Иисусом, которого возвещает Павел».
14 Этим делом занялись семь сыновей некоего иудейского первосвященника Скевы.
15 Однако злой дух ответил: «Иисуса знаю, Павел мне тоже знаком, а вы кто такие?».
16 И набросился на них человек, в котором был злой дух, и одолел их такой превосходящей силой, что они, израненные, оборванные донага, выбежали вон из дому.
17 Об этом стало известно в Эфесе всем жителям, иудеям и эллинам. Их пронял страх. Высочайшим именем стало для них имя Господа Иисуса.
18 С открытой душой шли и шли на исповедь верующие.
19 Многие из практиковавших искусство магии снесли в кучу свои книги и публично сожгли. Подсчитали всю стоимость книг: вышло пятьдесят тысяч драхм.
20 Сила Слова Господня все больше повсюду давала о себе знать.
21 Дело завершилось, и Дух подал Павлу мысль: кружным путем через Македонию и Ахайю идти в Иерусалим. Павел сказал: «После этого я должен наведаться в Рим».
22 Он послал в Македонию двух своих помощников, Тимофея и Эраста, а сам на некоторое еще время задержался в Азии.
23 И тут началась нешуточная смута из-за Пути.
24 Был некий серебряных дел мастер, по имени Деметрий. Он промышлял серебряными храмами Артемиды и обеспечивал постоянную занятость других ремесленников.
25 Деметрий собрал прочих таких же умельцев и сказал: «Мастера! Надо ли говорить, что источник нашего благосостояния — наше ремесло?
26 А между тем вы видите и слышите, как не только в Эфесе, но и чуть ли не во всей Азии Павел своими разговорами совратил тьму народа. Он утверждает, что рукотворные боги — не боги.
27 Это серьезная угроза не только нашему пока еще уважаемому ремеслу, но и храму великой богини Артемиды: сводится на нет его значение, принижается величие самой богини. А ведь перед ней преклоняется вся Азия, весь мир».
28 Выслушав это, люди пришли в неистовство и стали кричать: «Велика Артемида Эфесская!».
29 Взбунтовался весь город. Толпа кинулась к театру, таща туда спутников Павла — македонцев Гая и Аристарха.
30 Павел хотел было выйти к народу, но его не пустили ученики.
31 В Азии были у него друзья и в верхах общества. От них тоже пришла просьба, чтобы не показывался у театра.
32 Между тем одни кричали одно, другие другое. Ничего нельзя было понять. Многие из собравшихся не знали, зачем пришли.
33 Из толпы, по подсказке иудеев, вытолкнули Александра. Показав рукой, что будет говорить, Александр хотел было все объяснить народу.
34 Но сообразив, что он иудей, все закричали в один голос и около двух часов кричали: «Велика Артемида Эфесская!».
35 Успокоил толпу городской распорядитель. Он сказал: «Эфесяне! Кто не знает, что город Эфес — верный страж храма великой богини Артемиды и Диопета?
36 Отрицать это невозможно. Поэтому вам надо прийти в себя и не творить безумств.
37 Вы привели сюда людей, которые ни храма не ограбили, ни богини нашей не оскорбили.
38 Если же Деметрий и другие ремесленники хотят подать жалобу, то для этого есть суды и есть проконсулы: пусть жалуются им.
39 А если у вас возникнет желание пойти дальше, то дело будет решаться законным собранием.
40 Нам грозит опасность быть обвиненными в развязывании сегодняшних беспорядков. Это сборище просто-напросто нечем оправдать». С этими словами он распустил собрание.

Комментарии МакДональда

19:1 Когда Павел посетил Ефес в первый раз, он обещал иудеям в синагоге, что вернется, если на то будет Божья воля. Выполняя это обещание, он отправился из страны Галатийской и Фригии по дороге, ведущей вглубь материка через гористую местность, в ЕФЕС, расположенный на западном побережье проконсульской Азии. Прибыв туда, он встретил примерно двенадцать человек, которые объявляли себя учениками. Побеседовав с ними, он понял, что их знания о христианской вере очень несовершенны и недостаточны. У него даже возник вопрос, снисходил ли на них когда-либо Святой Дух.

19:2 Поэтому он спросил их: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовавши?» В Библии короля Иакова вопрос сформулирован так: «Снисходил ли на вас Святой Дух с тех пор, как вы уверовали?» Такая формулировка ошибочно предполагает, что Дух Святой снисходит после обращения.

Этот стих не подразумевает, что принятие Святого Духа — действие благодати, следующее после спасения. Как только грешник принимает Спасителя верой. Дух Святой снисходит на него.

Ученики ответили: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой». Или, как эта фраза переводится в ASV: «Мы даже и не слышали, что был дарован Дух Святой». Поскольку эти люди были учениками Иоанна Крестителя, о чем мы узнаем из следующего стиха, они должны были знать из ВЗ о существовании Святого Духа. Кроме того, Иоанн учил своих последователей, что Тот, Кто придет после него, будет крестить их Святым Духом. Чего не знали эти ученики, так это того, что Дух Святой уже был дарован в день Пятидесятницы.

19:3−4 Когда апостол упомянул о крещении, он обнаружил, что эти люди знали только об Иоанновом крещении. Другими словами, они знали только о том, что близко пришествие Мессии, и в знак своего покаяния приняли крещение как необходимую подготовку к пришествию Его как Царя. Они не знали, что Христос умер, был погребен, воскрес из мертвых и вознесся на небо и что Он послал Духа Святого. Павел объяснил им все это. Он напомнил им, что, когда Иоанн крестил крещением покаяния, он убеждал их веровать в Христа Иисуса.

19:5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. На протяжении всей книги Деяний апостолов отчетливо подчеркивается власть Иисуса. Поэтому и здесь ученики Иоанна крестились в послушании Господу Иисусу, публично признавая, что они уверовали в Иисуса Христа и подчинили Ему свою жизнь как Господу (Иегове).

19:6−7 Затем Павел возложил на них руки, и они приняли Духа Святого. Это четвертый случай сошествия Духа Святого, описанный в Деяниях. В первом случае, изложенном в главе 2, в день Пятидесятницы Дух сошел первоначально на иудеев. Второй случай приводится в главе 8 Деяний, когда Дух был дарован самарянам через возложение рук Петра и Иоанна. В третьем случае Дух сошел на дом язычника Корнилия в Иоппии. Мы уже указывали ранее, что порядок событий, предшествующий принятию Святого Духа, в каждом случае различен.

Здесь, в главе 19 Деяний, порядок таков:

1. Они уверовали.
2. Они были крещены вторично.
3. Апостол возложил на них руки.
4. Они приняли Духа Святого.

Исполнив учеников Иоанна Духом Святым через возложение рук Павла, Господь предвосхитил саму возможность позднейших предположений о том, что Павел уступал Петру, Иоанну или другим апостолам.

Когда на учеников Иоанна сошел Дух Святой, они стали говорить иными языками и пророчествовать. Даруя такие сверхъестественные способности, Бог действовал в те дни, когда НЗ еще не был написан. Сегодня же о том, что в момент обращения на нас снизошел Дух Святой, нам свидетельствуют не знамения и чудеса и даже не ощущения, а новозаветное откровение.

С того момента, как человек уверовал в Господа Иисуса Христа, Дух Святой уже не покидает его; он запечатлен Святым Духом; он получает залог Духа; он получает помазание Духом Святым; и он крещен Духом в Тело Христово. Однако это не отрицает тот факт, что в жизни верующего будут последующие исполнения Духом Святым. Нельзя не признать, что Дух Святой часто снисходит на отдельных людей, исполняя их силой для особого служения, даруя великое дерзновение в вере и особое сострадание к гибнущим душам.

19:8 Три месяца Павел приходил в синагогу в Ефесе, беседуя и удостоверяя о Царстве Божьем. «Беседуя» — обращаясь к разуму людей. «Удостоверяя» — он пытался повлиять на их волю, убеждая их верой принять Иисуса Христа. Темой его выступлений было Царство Божье. К. Е. Стюарт разъясняет:

«Необходимо заметить, что он не проповедовал Евангелие Царства: это было бы неуместно в данный период. Об этом благовествовал Господь. Однако с Его смертью эта проповедь была прервана и возобновится в день грядущий (Мф 24:14; Откр 14:6−7). Павел же говорил о Царстве Божьем, которое сейчас присутствует на земле». (Stuart, Tracings,. 285.)

19:9−10 Так как некоторые из иудеев ожесточились (своим разумом), были непокорны (своей волей) и начали возбуждать народ против пути Господня, Павел покинул синагогу и отделил своих учеников от местных иудеев. Он привел их в училище Тиранна, где ежедневно мог свободно учить их. Принято считать, что Тиранн был греком, дававшим уроки философии или риторики. Около двух лет апостол готовил учеников и затем посылал их проповедовать другим. В результате по всей провинции Асии жители слышали проповедь о Господе Иисусе, как иудеи, так и еллины. Так для Павла была отверста великая и широкая дверь, хотя у него и было много противников (1Кор 16:9).

19:11−12 Как апостол Иисуса Христа, Павел мог творить знамения и чудеса. Они служили доказательством его апостольства и удостоверяли его проповедь. Так велика была сила, которая исходила через него, что даже платки и опоясания, к которым он прикасался, возложенные на больных или одержимых бесами, приносили им исцеление. Возникает вопрос: могут ли эти чудеса повториться сегодня? Святой Дух Божий всемогущ и может совершать все, что угодно Его воле. Однако необходимо признать, что апостолам и их сподвижникам были дарованы сверхъестественные способности. Так как сейчас у нас нет апостолов в прямом смысле этого слова, бессмысленно настаивать на том, что всегда можно повторить чудеса, которые совершали они.

19:13−14 Там, где могущественно действует Господь, сатана неизменно находится поблизости, чтобы всячески противиться и мешать Ему. В те дни, когда Павел проповедовал и творил чудеса в Ефесе, там жило несколько странствующих заклинателей, иудеев. Эти люди приказывали .злым духам (используя имя Господа Иисуса как магическую формулу) выходить из одержимых. То, что некоторые иудеи действительно имели способность изгонять бесов, признавал Сам Господь Иисус (Лк 11:19).

Среди практиковавших это иудейских чародеев названы семь сыновей Скевы. Этот человек был назначен первосвященником или священником, отвечающим за двадцать четыре священнические чреды. Однажды его сыновья попытались изгнать злого духа из одержимого. Они сказали бесу: «Заклинаем тебя Иисусом, Которого Павел проповедует».

19:15−16 Они произнесли эти слова, но соответствующей власти у них не было, и бес им не подчинился. Ответ злого духа в высшей степени показателен. Он сказал: «Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»

По этому поводу стоит процитировать забавный комментарий Ф. Б. Мейера:

«Когда сыновья Скевы напали на беса, он повернулся к ним и сказал: «Вы, карлики, вы, лилипуты, кто вы такие? Павла я знаю! А вас не знаю. Я никогда о вас раньше не слышал; ваши имена никогда не упоминались в аду. Никто не знает вас и даже не слышал о вас за пределами маленького городка под названием Ефес». И этот же вопрос стоит передо мной сегодня: «Знают ли обо мне в аду?» Знают ли о нас бесы? Боятся ли они нас? И вообще, замечают ли они нас? Когда мы проповедуем в воскресенье, беседуем на улице или преподаем в воскресной школе, дьявол говорит: «Я не знаю вас. Вы не стоите того, чтобы тратить на вас порох; можете продолжать свою работу. Я не собираюсь переворачивать ад, чтобы остановить вас». (F.В. Меуег, цитируется по W.H. Aldis, The Keswick Convention 1934,. 60.)

Интересно заметить, как в Писании проводится различие между злым духом (ст. 15) и человеком, в котором был злой дух (ст. 16). В стихе 15 говорил бес. Но в стихе 16 уже сам одержимый бросился на сыновей Скевы, одолел их, сорвал с них одежду и избил.

19:17 Весть об этом поражении сил сатаны облетела всю округу, и благоговейный трепет охватил весь народ, и величаемо было имя Господа Иисуса. Не имя Павла прославилось, а имя его Спасителя.

19:18−19 Дух Божий с такой силой воздействовал на тех, кто занимался чародейством, что многие из них обратились к Христу, исповедуя дела свои. Сделав это, они публично продемонстрировали свою веру, собрав свои книги о магии и предав их огню в большом костре. Общая стоимость этих книг составила пятьдесят тысяч драхм. Трудно точно определить современный долларовый эквивалент этой суммы; возможно, это составляет от восьми до десяти тысяч долларов.

19:20 Такое публичное отречение от языческих обычаев привело к тому, что Слово Господне с силою возрастало и торжествовало. Возможно, если бы современные христиане сожгли принадлежащие им низкопробные книги и журналы. Слово восторжествовало бы еще больше.

19:21 Когда время, которое Павел собирался провести в Ефесе, подошло к концу, он решил опять идти в Иерусалим через Македонию и Ахаию, а после этого хотел также видеть Рим Его великое сердце, исполненное любви и сострадания, всегда влекло его туда, где нуждались в его помощи, куда можно было принести Благую Весть и откуда она могла бы распространяться дальше.

19:22 Он послал в Македонию Тимофея и Ераста, а сам задержался на время в Асии. Вероятно, именно тогда он написал 1-е послание к Коринфянам (около 56 г. н.э.).

19:23−27 Благодаря служению Павла многие ефесяне отвернулись от своих языческих богов, обратившись к Господу. Духовное пробуждение в городе приобрело такой размах, что это привело к падению спроса на изделия ремесленников, изготовлявших идолов. Одним из «пострадавших» был Димитрий, серебряник. Он делал серебряные храмы Артемиды (Дианы). Выступая как представитель ремесла, Димитрий собрал всех своих коллег-мастеров и попытался побудить их к решительным действиям. Он напомнил им, что Павел так успешно убедил немалое число людей в том, что боги, делаемые руками человеческими, не существуют. Он обнаружил свои истинные мотивы, когда сказал, что это угрожает их ремеслу, но попытался придать своему выступлению религиозную окраску, притворившись, что испытывает величайшее почтение к Артемиде и ее храму.

19:28−31 Совещание серебряных дел мастеров вскоре вылилось в массовые беспорядки, охватившие весь город. Скандируя: «Велика Артемида Ефесская!» — толпа устремилась на зрелище (арену или коллизий) и схватила двоих из спутников Павловых, Гаия и Аристарха, по-видимому намереваясь убить их. Павел хотел вмешаться и поговорить с толпой, но ему не дали этого сделать ученики, а также некоторые из асийских начальников (асиархов, избираемых горожанами чиновников, которые за свой счет организовывали праздники в честь богов). Эти городские благодетели, которые дружески относились к Павлу, убедили его, что выходить на арену было бы крайне неразумно.

19:32 Тем временем толпа стала совершенно неуправляемой. Многие даже не знали, почему они оказались здесь. Повсюду слышались противоречивые выкрики.

19:33−34 Иудей по имени Александр попытался выйти и обратиться к толпе. Без сомнения, он собирался защитить иудеев, заявив, что они здесь совершенно ни при чем. Когда же в толпе узнали, что он иудей, они подняли невообразимый шум, не дав ему говорить. Около двух часов они выкрикивали: «Велика Артемида Ефесская!»

19:35 В этот критический момент успокоить народ удалось блюстителю порядка. Хотя его речь была и не очень убедительной, но привела к желаемому результату. В сущности, он сказал, что ефесянам нечего опасаться. В конце концов, все знали, что город Ефес был избран служителем великой богини Артемиды. Хотя право иметь храм Артемиды оспаривали тринадцать городов Асии, тем не менее честь оберегать это святилище выпала Ефесу, как и честь хранить Диопет (букв. «упавший с неба») — статую Артемиды, которая, как считалось, упала с неба.

19:36−40 Давая понять, что никто не посягает на их религиозные основы и никто никогда не сможет ниспровергнуть культ Артемиды, он сказал людям, что устраивать весь этот шум было опрометчиво с их стороны. В конце концов, люди, против которых они выступали, не обокрали храм и не хулили Артемиду. Если же у Димитрия и других с ним художников есть справедливая жалоба, они могут обратиться в обычное судебное собрание, где проконсулы готовы ее выслушать. Если же им нужно обсудить что-либо другое, всегда есть возможность организовать законное собрание. Они же собрались, как неорганизованная толпа. Власти Римской империи далеко не приветствовали подобные происшествия. Если бы их призвали к ответу за это выступление черни, им бы не удалось оправдаться. Блюститель порядка знал также, что, если бы весть о бунте достигла Рима, его карьера, а возможно, и жизнь были бы в опасности.

К этому времени толпа успокоилась, и люди поспешно разошлись по домам.

«Как ни странно, именно действия блюстителя порядка, предпринятые им для восстановления спокойствия, а не сами волнения, положили конец служению Павла в Ефесе. Хотя он и имел в Ефесе много противников, до тех пор пока сопротивление носило «здоровый» характер Павел чувствовал, что здесь для него «отверста великая и широкая дверь» (1Кор 16:8−9). Но, по-видимому, когда он был вынужден принять покровительство городских властей, он покинул Ефес и отправился дальше. («Избранное»)

Словом «собрание» (ст. 32, 39, 40) переводится греческое «ekklesia», означающее «созванное собрание». В других местах НЗ это же слово переводится как «церковь». Только по контексту можно определить, означает ли греческое слово толпу язычников, как здесь, народ израильский, как в Деян 7:38, или новозаветную Церковь. Слово «собрание» — лучший перевод «ekkksia», чем «церковь». Слово «церковь» происходит от греческого слова, означающего «принадлежащая Господу» (kuriake, ср. нем. Kirche, шотл. Kirk, англ. church). Сейчас под этим словом обычно подразумевают храм, культовое здание. Вот почему многие христиане предпочитают использовать слово «собрание»; оно отражает тот факт, что Церковь прежде всего не здание и даже не конфессия, а группа людей, собирающихся вместе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.